Дружеский шарж на одного казанского стихириста...
Сияет град прекрасный наш!
Кабан лежит – спокойна гладь,
Вокруг танцует Благодать!
И креслом кожаным укрыв,
Души истерзанный нарыв,
Он устремился к милой лире,
Забылся сладко на Стихире,
И отобедав слегонца,
Отправил нового гонца,
Чтобы в сознании убежать,
Туда где ждет, родна тетрадь…
07.04.2008.
Примеч. Об озере Кабан.
Известный оперный певец, уроженец Казани, Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я бывал и на прекрасном средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки до сего дня с любовью помню тихое, темное озеро Кабан.
…Бывало, летом, по ночам, меня особенно тянуло на Кабан. Я шел на берег, влезал на одну из больших ветел и до свету, ночной птицей сидел на дереве, о чем-то думая, глядя в даль озера. Тишина и спокойствие его приводили мысли мои в порядок, отвлекали меня от скверны, в которой медленно и лениво тянулась жизнь Суконной слободы».
Загадка происхождения.
Кабан – не просто большое озеро, а целая водная система, состоящая из трех крупных озер, соединяющих их проливов и протоки Булак. Озерная долина тянется более чем на 10 км. И занимает вместе с прилегающими низменностями площадь в несколько сот гектаров. Все это пространство ныне оказалось внутри городской черты.
Водное зеркало Ближнего Кабана – 58 гектаров, Среднего – в два раза больше – 112 гектаров, Верхнего – 25 гектаров. В сумме оно составляет более 200 гектаров. Сразу возникает закономерный вопрос: когда и как образовались озера?
Каюм Насыри приводит в своих сочинениях древнюю легенду. Когда-то, много лет назад, первых людей привел сюда старец по имени Касыйм-шейх. Вокруг были лишь заросшие камышом и осокой болота, кустарник и непроходимая урема. И возроптали люди: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?» И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился аллаху, взялся за край бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло озеро с чистейшей водой. В этой легенде отразилось отношение народа к озеру как к национальной святыне.
Уже в первых работах о Казани указывалось, что происхождение озерной системы, несомненно, связано с Волгой. Озера расположены на второй надпойменной терассе. Подавляющее большинство ученых полагают, что озера – остатки древнего русла, то есть старица Волги. Об этом свидетельствует и их вытянутая, слегка изогнутая форма, и сечение дна, и другие признаки. Как считают ученые, Волга протекала здесь 30 – 40 тысяч лет назад в период бурного таяния ледников, тогда она была раз в 15-20 шире и полноводнее. Потом Волга «прорыла» себе новое русло и ушла на несколько километров западнее. Из этого следует, что возраст озерной системы оценивается в 25-30 тысяч лет.
Постепенно озеро зарастало с берегов и на мелководье тальником , камышом и прочей водной растительностью.
Сокращение водной площади продолжается до сих пор, но уже из-за целенаправленной деятельности человека. Засыпаются мелководья и многочисленные заливчики, проливы, протоки. Выпрямляется извилистая береговая линия. Слой насыпного грунта составляет от двух до восьми метров. Только за последнее десятилетие площадь Ближнего Кабана сократилась на несколько гектаров, а длина уменьшилась на 50 метров.
Загадка названия
…Много веков назад, когда и слова «татары» еще не было, все татары назывались булгарами и жили в окрестностях славного и великого города Булгара. Но вот сюда пришел с несметным войском кровожадный завоеватель Аксак Тимур (Железный Хромой). Он взял город приступом , жителей перебил, не пощадив ни женщин, ни стариков, ни младенцев, а имущество разграбил. Спастись удалось немногим. В их числе был и сын последнего Булгарского хана Абдуллаха по имени Кабан. Поскольку он был беком, т.е. князем его называли Кабанбек. Когда завоеватели сначала обложили ,а потом взяли приступом город, хан Абдуллах со всеми чадами и домочадцами заперся в большой каменной мечети Булгара. После безуспешных попыток взломать мощные железные двери Аксак Тимур приказал обложить мечеть со всех сторон бревнами и поджечь. Когда бревна разгорелись и пламя поднялось до самого неба, на крыше мечети, среди дыма и пламени вдруг показалась младшая дочь хана Абдуллаха, девушка невиданной красоты, одетая в белые одежды.
Увидев ее, Аксак Тимур был поражен ее красотой и тут же предложил ей свою руку и сердце, заявив, что сделает ее главной женой и украшением дворца. Красавица с негодованием отвергла это предложение. Тогда Тимур приказал привести ее брата Кабанбека, захваченного в плен. Его привели связанным, с колодкой на шее. Увидев его, красавица сказала, что согласна стать женой грозного завоевателя, если он даст ее брату доброго коня и отпустит на свободу. Тимур приказал освободить Кабанбека. Но когда князь ускакал из города, девушка бросилась вниз и погибла в пламени. Спасаясь от преследователей, весь израненый, истекающий кровью Кабанбек бежал на север. Переправился через полноводную реку Чулман (Кама), пробирался через непроходимые леса, болота и топи. И, наконец, вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь раны, и они тут же заросли. Напился воды из озера, и у него прибавилось сил, а в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к этому, тогда еще дикому краю.
Так, возможно и зародился город, который в 1947 году археолог Калинин обнаружил на берегу Среднего Кабана. Ему удалось выявить четкие останки оборонительных рвов, валов, каменных построек и измерить площадь городища ( она оказалась равной семи с половиной тысячам квадратных метров). Городок располагался на высоком холме (20-25метров над уровнем моря), на том месте, где позднее находилась Архиерейская дача, ныне – Научно-исследовательский институт. Город был хорошо укреплен. С одной стороны - ров, с двух сторон- глубокие овраги с искусственно спрямленными и углубленными откосами. А с четвертой – ров глубиной семь с половиной метров. Ров был заполнен водой, над которой торчали остро отточенные дубовые колья. Сразу за обрывом возвышался вал примерно такой же высоты, а по нему шла прочная дубовая стена – тын, с многоярусными башнями по углам.
Исследуя культурный слой городища, Н. Ф. Калинин по сохранившимся черепам, остаткам обуви, оружия, предметам быта и т.д. пришел к выводу, что эти предметы аналогичны булгарским. Городок поддерживал тесные контакты с древней Булгарией. Калинин считает, что в городе были и вои кузнецы, и оружейники, и ткачи, и гончары т.к. найденные предметы не привезенные, а изготовлены здесь.
В ходе раскопок, историк обнаружил останки древнего кладбища, позволившего еще точнее установить время существования городища. Сохранилось два надгробных камня, вытесанных из цельного известняк, снабженных искусно выполненными узорами, килевидной аркой в виде михраба и каллиграфически сделанными надгробиями, полностью аналогичными соответствующим булгарским надгробиям.
Надпись на первом гласит, что здесь похоронен «великий Эмир, достопочтенный султан, опора ханства, победитель врагов, гордость племен Мир Махмут оглы Хасанбек». Дата на камне то ли стерлась, то ли стесана в позднейшее время. Однако, судя по технике резьбы, Н. Ф. Калинин датирует ее 13 веком. Второй камень по имени Алтын Буртек, т.е. Золотая Крупинка. Здесь дата читается вполне отчетливо.696 год хиджры, восьмой день месяца, т.е. 27 сентября 1297 года по современному летоисчислению.
Эти камни хранятся ныне в Национальном музее Республики Татарстан.
Был в окрестностях городка и сад – Бустан. В письменных источниках также можно встретить упоминания, что здесь, на берегу Кабана любила проводить летние месяцы царица Суюмбика вместе с прислугой и многочисленными отпрысками женского пола. Вывод однозначен: это было не рядовое поселение, а центр вотчины, княжеская резиденция.
Крупнейший специалист в области топонимики, татарстанский ученый языковед Г. Саттаров считает, что слово «Кабан» образовано от древних тюркских корней «каб – куб», что означало «выемку в земле», «яму». Таким образом, древнейший смысл слова «кабан» - «водоем». В древности так называли не только озера, но и реки. Позднее так стали называть диких свиней- то ли потому что они обитают вокруг озера, то ли потому, что они вечно роются в земле, образуя ямки.
Три версии названия связаны с различными значениями слова озера Кабан.1- водоем, 2- дикая свинья , 3- имя человека. Все они равноценны по доказательности. В пользу второго соображения говорит то, что в наиболее древних русских источниках озеро Кабан приводится как свиное озеро. И лишь позднее , когда слово кабан прочно вошло в русский язык, стали писать «кабанье озеро», а потом просто Кабан.
Ханские сокровища
Про озеро Кабан ходит много легенд, безусловно, каждый из нас слышал легенду про ханские сокровища, она живет уже не одно столетие.
Как-то к Рафаэлю Мустафину пришел один пожилой человек, он утверждал, что его зовут Исмагил Азимов и что он последний в той длинной цепочке, где сведения о сокровищах, передаваясь из уст в уста, дошли, наконец, до него. Он уверял, что на дне озера спрятана не горсть монет, да несколько бабских безделушек, а ханская казна. По его словам она состоит из трех частей. Во - первых содержимое монетного двора: золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла. Во- вторых денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты разнообразного происхождения : турецкие, арабские, персидские, египетские, западно – европейские, русские. И, наконец, - сокровищница. Она складывалась из военной добычи, подарков и т.д. Чего там только не было! Изумруды величиной с грецкий орех, восточные редчайшие бриллианты, красные, как густое испанское вино, рубины, диадемы, головные уборы ханов, блюда, кувшины, ожерелья, перстни.
На дне Кабана лежат миллионы.
Кто знает, какие еще тайны хранит Кабан?
Свидетельство о публикации №108073000967
А после в прим. уткнулся...очень интересно и познавательно...спасибо,Диляра!
Заходи в гости.
С теплом,
Борис Коренфельд 03.08.2008 20:32 Заявить о нарушении
Диляра Гайсина 04.08.2008 13:07 Заявить о нарушении