ХУА ТОУ
Вот уже много лет, забыв про покой
и сон, про удобства и осторожность,
застывая на полпути с поднятой рукой,
повторяю коан "невозможность".
Невозможность... Невозможность чего? - ищу
я ответ, но разум бессилен ответить;
память - тоже не помощь - подобно худому свищу
вытекает, куда? - не заметить.
Невозможность... Вот странное слово, порою оно
что-то будит в душе и тревожит.
Не вернуть, не вернуться, где был или не был давно,
и меня невозможность треножит.
Я прожил, полагаю, не пустые года
и жалеть ни о чём не пристало;
я, конечно, немало не сделал тогда,
но и сделал немало.
Значит, с прошлым - в полном расчёте, теперь
обратимся к тому, что ещё не свершилось
со мной, то есть в то, где пока нет потерь
и статьёю к душе не пришилось.
Что же там, впереди? - невозможность понять
свою сущность, увидеть свой лик до рожденья,
невозможность творить, словно птице небесной летать,
нарушая закон тяготенья.
Что там? - дряхлость, безверие или тоска,
грёзы старости, мутные склеры?
равнодушие к ближним? обитая тканью доска? -
исполнитель назначенной меры.
Нет не так, то есть, в сущности, верно, что так,
но и старость, известно, порой не огарок.
Невозможность таит нечто, словно кулак.
Разожми - и получишь подарок.
Невозможность - слепая возможность, но ум
у понятий в плену и незримо повязан.
Погружаюсь в коан, бьюсь над словом, ищу наобум,
словно жизнью кому-то обязан.
*******************************
Хуа Тоу (кит.) - "предел изречения",
ключевое слово для постижения сущности
ума в практике дзен - буддизма.
Коан - фраза или рассказ-задача для решения
нелогическим путем, через постижение.
Свидетельство о публикации №108072600682
Темой моего сегодняшнего рассуждения будет всё же монашеское движение, поскольку именно этой теме больше соответствует текущее настроение. А про Милоша напишу через несколько дней. К тому же на стихи.ру сейчас идеальное время именно для крамольных мудрствований, ибо они почти точно пройдут совершенно не замеченными по причине того, что поэтическому сообществу в ближайшие дни будет явно не до того. Обратите внимание, даже вид главной страницы в эти торжественные дни неслыханно преобразился... Ну, разумеется, достопочтенная публика занята наидиалектичнейшим времяпровождением, связанным с выборами Народного поэта, или, вернее, Народного Поэта, а ещё лучше Народного ПОЭТА. Что ж, оставим публику с её любимой игрушкой и предадимся, пожалуй, не столь серьёзному, но и не совсем уж легкомысленному занятию, а именно – поговорим о сути монашества. Свою сегодняшнюю «лекцию», дабы всё в ней было понятно и последовательно, я построю следующим образом: сначала худо-бедно раскрою генезис рассматриваемого явления с целью прояснить предмет разговора (ведь доверчивый читатель, обычно держащий в уме лишь старца Зосиму да пару иеромонахов с этого сайта, вполне может понимать под монашеским движением нечто, вовсе им не являющееся), а затем уже, во второй части, предприму попытку пролить свет на истинную суть дела.
Хотите Вы, Майкл, того или нет, но сперва придётся вывалить на наш полемический стол немного истории. Это всё ради того, чтобы лучше понимать мотивы. Итак, основателем, если можно так выразиться, христианского монашеского движения принято считать св. Антония (также он известен как Антоний Египетский), годы жизни которого протекали с середины III до середины IV века. Живя в пещере, находящейся где-то в пустыне, и съедая один кусок хлеба в сутки, он умудрился прожить аж до девяноста с лишним лет. Само собой, примерно в эту же эпоху подобный уход от мира осуществляли и многие другие, однако именно поступок св. Антония произвёл широкий общественный резонанс, так как, помимо жития отшельника, он известен ещё и тем, что сумел при этом основать два монастыря и – главное – разработал устав, по которому эти монастыри должны были жить. Дальше – больше. Таким образом, к IV веку, когда св. Бенедиктом был основан первый серьёзный орден, монашеское движение, существовавшее сначала в виде примитивных братств, уже набрало приличные обороты. Кстати, если быть совсем уж точным, то всё это началось ещё задолго до возникновения христианства, так как и в Древнем Египте, и в Индии всегда были люди, которые по соображениям веры предпочитали удалиться от мира и коротать свой век в постах и молитвах среди себе подобных. Однако я бы в своём исследовании не хотел выходить за пределы христианского монашества, а потому в дальнейшем о Востоке упоминать не буду. Перед тем как приступить к короткому описанию основных монашеских орденов средневековья, хочется – пускай хотя бы схематично – сформулировать цель предпринявших столь необычный шаг индивидов. Само собой, цель эта – спасение души, или вечное блаженство. Когда покончу с историей, то есть во второй части, то непременно остановлюсь на этом подробнее и постараюсь – уже в привычных для нас с Вами категориях – осветить подноготную такого решительного поступка. А пока пройдусь немного по основным монашеским орденам Средних веков.
Сначала о бенедиктинцах. Св. Бенедикт, или Бенедикт Нурсийский, родился в 480 году. Ещё юношей он уехал учиться в Рим, но вскоре мирская суета ему наскучила, и он попросту ушёл в горы, где в течение трёх лет прожил отшельником в пещере. Естественно, в эпоху, когда христианство только-только стало господствующей религией, такого рода изоляция не могла остаться незамеченной. О нём стали распространяться слухи, и уже через какое-то время к Бенедикту стали приходить и другие люди, чтобы таким способом как бы прикоснуться к святости. Монахи из близлежащего монастыря, тоже проникшиеся пиететом к отшельнику, быстро предложили ему возглавить их общину. Бенедикт в конце концов согласился, хотя и не сразу. С этого момента, по сути, и начинается история полноценных орденов, с появлением которых монашество из обычной самодеятельности превратилось в один из самых влиятельных институтов на территории Европы, да и за её пределами тоже. Стоит отметить, что это именно св. Бенедикт создал устав, регламентирующий внутреннюю монастырскую жизнь, который впоследствии стал основой всего европейского монашества. Суть устава сводилась к тому, что от братии требовалась почти военная дисциплина, смирение, неутомимый физический труд и семикратное моление в течение дня. Правда, в последующем аскеза и физический труд ушли на задний план, освободив массу времени для общения с Богом посредством всё тех же молитв и чтения канонических текстов, что, разумеется, не могло не сказаться и на глубинных процессах.
Ещё я, пожалуй, расскажу – бегло – о кармелитах, доминиканцах, францисканцах и иезуитах, поскольку именно эти ордена оставили в истории христианства (те самые пресловутые 20 веков) наибольший след. Кармелиты, как Вы понимаете, Майкл, ведут своё название от горы Кармель, да, да, от той самой, что находится в Палестине. Это именно с неё пророк Илия когда-то вызвал дождь после трёхлетней засухи. Так вот, началось всё с того, что где-то в 450 году жившие там пустынники – гора во все времена притягивала людей идеей своей святости – построили прямо на вершине часовню, где поклонялись Богу и Деве Марии. Затем, по мере распространения христианства в Святой Земле, количество монастырей на горе неуклонно возрастало. В 1150 году по пустяковому делу там оказались крестоносцы, которые спустя несколько лет и основали монашескую общину кармелитов. А уже в начале XIII века был написан устав (очень строгий) ордена, который был благополучно утверждён Папой Гонорием III. В отличие от тех же монахов-бенедиктинцев, которые жили в одном общем помещении, кармелитам уже полагались индивидуальные кельи, к тому же им совсем нельзя было есть мяса и вменялось множество обетов, среди которых появилось и молчание. Однако вскоре кармелиты были изгнаны из Святой Земли нахлынувшими туда сарацинами, и они вынуждены были перебраться сначала на Кипр, а затем и в континентальную Европу.
Теперь о францисканцах. Основатель ордена – Франциск Ассизский, один из авторитетнейший святых в христианском мире. Родился он в 1181 году в итальянском города Ассизи, откуда, собственно, и такое имя. В своей молодости, будучи наделённым богатым воображением, он мечтал для себя о судьбе рыцаря. Однако в самом начале XIII века, участвуя в войне Ассизи против Перуджи (внутриитальянские разборки), он попал в плен и больше года мыкался по тюрьмам. Говорят, там он и проникся человеческим состраданием. Затем, как и св. Бенедикта, его посетило первое из видений, после чего образ мыслей стал кардинально меняться. Работая в лавке отца, Франциск вдруг стал позволять себе некоторые странности, а именно – он всё чаще и чаще раздавал выручку бедным, что, разумеется, для отца не могло быть приемлемым. Был суд, на котором отец лишил его наследства, после чего Франциск отдал ему всё, включая одежду, памятуя о соответствующем эпизоде из Нагорной проповеди. Так, мало-помалу, с согласия местного духовенства, он стал проповедовать мир и покаяние, а через некоторое время, получив добро от Папы, основал новое братство. Францисканцы – сугубо нищенствующий орден, отвергающий какую бы то ни было собственность.
Максим Седунов 28.11.2012 20:21 Заявить о нарушении
И последнее – иезуиты. Это уже несколько более поздний период, а точнее XVI век. Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, прославился ещё в бытность мирянином, когда, являясь комендантом Памплоны, с раздробленной ногой продолжал долгое время удерживать замок, осаждённый французскими войсками. Когда город всё-таки был взят, французы, проникшиеся мужеством и доблестью Лойолы, отпустили его с миром. Он долго лечился, однако ноги так и не смогли правильно срастись. В итоге одна из костей, торчавшая из колена, сильно мешала ему при ходьбе. Что, думаете, он сделал? Он велел отпилить её. Потом был год ношения протезов, призванных вытянуть одну из ног, что приносило ему неимоверные муки. Но за это время, время физических испытаний, перед Лойолой открылся новый путь, связанный со служением Господу. В один из дней, оставив всяческую надежду снова облачиться в рыцарские латы, он надел суровую одежду отшельника и двинулся в Иерусалим, уже в качестве рыцаря Пресвятой Девы и воина Иисуса. В Иерусалиме его ждало очередное фиаско, так как проповедовать, не имея совершенно никакой богословской подготовки, – дело крайне рискованное, а точнее провальное. Тем не менее и это его не остановило. Лойола начал учёбу с самых азов и потратил на это занятие следующие десять лет своей жизни. И всё-таки в 1533 году он стал таки магистром богословия. А уже через год он и ещё шестеро его сподвижников основали общество духовных рыцарей. Этот момент и считается моментом основания ордена иезуитов, или Общество Иисуса (Societas Jesu). Поскольку в XVII веке Святой Престол уже не имел того энтузиазма в основании новых орденов, какой присутствовал ранее, Лойоле было нелегко получить на то высочайшее одобрение. И даже когда Папа дал согласие, приняв во внимание веру Лойолы, количество адептов ордена всё равно было ограничено лишь шестьюдесятью. Но впоследствии это ограничение отменили, и к середине века насчитывалось уже более тысячи иезуитов. Стать иезуитом было не так-то просто: путь от новициата до коадьютора занимал около семи лет, в течение которых монаху многое предстояло сделать, чтобы стать полноценным членом ордена. Высшей добродетелью у иезуитов, например, всегда считалось отречение от собственной воли, что достигалось различными унизительными и довольно эксцентричными тренировками.
Само собой, с течением времени идея каждого из перечисленных орденов претерпевала очень существенные изменения, но для моего исследования это не так важно, ибо, как уже было сказано выше, сей исторический экскурс предпринят с той лишь целью, чтобы дать читателю представление о движущих силах и об общих чертах самого этого явления.
Максим Седунов 21.11.2012 20:46 Заявить о нарушении
Что ж, Майкл, свою основную мысль я, кажется, худо-бедно выразил, хотя и знаю, что она мало кого сможет заинтересовать. Также я знаю, что вся эта ортодоксальная канитель будет продолжаться до конца моей жизни и ещё дальше. Но это ровным счётом ничего не меняет. Зато мысль, прозвучавшая здесь, позволяет мне самому время от времени приводить себя в чувство и держаться на ироническом расстоянии от той галиматьи, которая non stop звучит сейчас с амвона. Что до монашеского движения, то, несмотря на все содержащиеся внутри него противоречия, я всё же смотрю на него с предельным уважением и с искренней благодарностью, хотя бы за то, что оно – пусть и ценой не одного десятка потерянных поколений – когда-то так своевременно открыло мне глаза.
С уважением,
Максим Седунов 21.11.2012 20:47 Заявить о нарушении
Вот такое краткое резюме по этой теме. Спасибо, Максим, еще раз за возможность немного пораскинуть мозгами - вопрос, поднятый Вами, действительно интересен.
С уважением,
Майкл Ефимов 21.11.2012 23:41 Заявить о нарушении
Не успели ещё высохнуть чернила на этом моём трактате, так или иначе, но относящемся и к ортодоксии, а по новостным каналам уже гремит новая сенсация, которая, как я понял, должна перевернуть и потрясти основы христианского мира. Звучат, представьте, даже схожие имена. Правда, тот Бенедикт был Нурсийский, а этот уже аж Шестнадцатый. Вот полюбуйтесь, пожалуйста, как католичество состязается в прозорливости и остроумии с православием, до которого, правда, ему в этом плане всё равно ещё очень далеко.
http://www.5-tv.ru/news/63005/
Действительно, а чем же ещё пристало заниматься понтифику в нашем теоцентричном 21-м веке, если не выяснением архиважного вопроса: а были ли там, в рождественском хлеву, верблюд, мул и вол? Всего один штрих, и двадцати веков, о которых шла речь, снова как не бывало. Ох, не завидую я христианской общине, так как впереди у неё лежат поистине смутные времена. Боюсь, если животных отстоять не удастся, придётся пересматривать всю доктрину, включая вопрос о непорочном зачатии. К сожалению, у этой комедии, как мною не раз уже подчёркивалось, нет и не может быть конца. На то она и комедия!
С уважением,
Максим Седунов 22.11.2012 21:24 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 22.11.2012 22:23 Заявить о нарушении
Максим Седунов 23.11.2012 12:00 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 23.11.2012 13:36 Заявить о нарушении
Если без шуток, то сначала я думал, что это политический ход - только вот смысл какой? Наверно, будут последствия всё же. Такое даром не проходит.
Майкл Ефимов 23.11.2012 14:27 Заявить о нарушении
Максим Седунов 23.11.2012 23:07 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 23.11.2012 23:48 Заявить о нарушении
Иеромонах СЕРАФИМ (РОУЗ)
(1934-1982)
Иеромонах Серафим, в миру Юджин Роуз, родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего, и рос в типичной американской протестантской семье. Ещё в детстве он обращал на себя внимание учителей своей чрезвычайной одаренностью.
С отличием окончил школу и в 1952 году поступает в колледж в Помоне, недалеко от ЛосАнджелеса. К тому времени Юджина перестает удовлетворять тот вариант христианства, который предлагает протестантизм.
По окончании колледжа в 1956 году, Юджин поступил в Академию по изучению Азии в СанФранциско, а ещё через полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Курс сравнительной религии при академии давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Юджин изучил их все, ища, как он сам говорил, "прежде всего истину", причем каждую религию он изучал на ее родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском языке. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра. Один из академических друзей Юджина, специализировавшийся на восточном христианстве, однажды посоветовал ему посетить православное богослужение. Это произошло в Великую Пятницу на Страстной неделе в Православном Соборе СанФранциско. И после этого он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать книги о Православии. Вскоре он начал писать. В 1961 году, завершив подготовку диссертации на звание бакалавра, и, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решает оставить учебу на время, необходимое для написания книги-исследования духовного состояния современного человека. Задуманная вещь требовала отдачи всех его душевных сил и энергии. Отказавшись от преподавания в университете, он выбирает для заработка самую грязную, неквалифицированную работу уборщика, дворника, предпочитая любой физический труд умственному, чтобы не мешать ходу своих мыслей. В том же 1961 году Юджин серьезно заболел. Врачи нашли его болезнь неизлечимой и предсказывали близкую смерть. Физические страдания усугублялись мыслью о том, что он не успел свершить своего предназначения. Он горячо молился Богородице и выздоровел.
У него появились русские православные друзья. Моногое из того, что узнал от них о святых местах русской Америки было для Юджина открытием. Он окончательно осознал, что хочет стать православным, и в феврале 1962 года был принят в лоно Православной Церкви.
Юджин много времени проводил в храме, посещая все утренние и вечерние службы, с особенным благоговением взирая на архиепископа Иоанна (Максимовича), о котором было известно, что он ведет аскетическую жизнь и имеет дар чудотворения. Владыка Иоанн предложил ему читать на клиросе. Юджин быстро освоился со сложными церковнославянскими текстами. Когда же Владыка Иоанн учредил в Сан-Франциско теологическую школу, Юджин, отучившись три года, закончил курс с отличием, несмотря на то, что лекции читались на русском языке. По благословению архиепископа Иоанна Юджин пишет статьи в местный православный бюллетень "Православный вестник".
Ближайший друг Юджина, выпускник Джорданвильской духовной семинарии Глеб Подмошенский (будущий игумен Герман), понимая, каким редким даром обладает Юджин, предлагает ему организовать братство, которое продолжит дело Православной миссии в Америке, начатой ещё монахом Валаамского монастыря Германом Аляскинским, и назвать братство в его честь. Работа должна была начаться с открытия книжной лавки. В то время в Америке ещё не было книжных магазинов, продававших православную литературу. Вскоре рядом с собором в Сан-Франциско открылась книжная лавка "Православные книги и иконы", ставшая настоящим центром православия в Америке. Через Братство многие американцы пришли к вере.
Братьям все чаще приходила мысль о монашестве. Особенно привлекал их подвиг пустынножительства. Им хотелось отбросить всякую мирскую суету, хотелось жизни, наполненной тишиной и молитвой, жизни среди дикой природы в единении с Богом. В июле 1967 года был начат поиск места для устройства скита. Вскоре найден был участок земли на холме, поросшем лесом, в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии (сейчас здесь находится монастырь преп. Германа Аляскинского). В 1969 году, в праздник Успения Божией Матери братья совершили переезд в свою пустыньку, где в течение года работали в тишине и молчании, продолжая выпускать "Православное слово" и другие издания. В октябре 1970 года они были пострижены в монашество - Юджин - с именем Серафима, в честь Серафима Саровского, а Глеб - с именем Германа, в честь новопрославленного Германа Аляскинского. Благодаря ежедневным Богослужениям, постоянному изучению духовной литературы и отделенности от мира, отец Серафим приобретал все более глубокий духовный опыт. Изучая святоотеческие писания, он успешно передавал дух их в своих работах, окормляя тем самым тысячи читателей. В в 1977 году отцы Серафим и Герман были рукоположены во священники. В 1982 году, накануне праздника Преображения Господня, отец Серафим произнес свою последнюю проповедь.
По смирению он никогда не жаловался на состояние здоровья и, заболев, молча удалился в келью для молитвы. Тем не менее братья скоро поняли, что он серьезно болен, и поместили его в ближайшую больницу. После операции врачи предупредили о возможном летальном исходе. 20 августа (2 сентября) 1982 года отец Серафим отошел ко Господу. Ему было 48 лет.
Книги, написанные отцом Серафимом за годы подвижнической жизни, оказали огромное влияние на развитие Православия в Америке. Они стали духовной классикой XX века.
(http://www.bogoslovy.ru/avt/rouzs.htm)
Аделина Грант 27.11.2012 13:52 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 27.11.2012 14:33 Заявить о нарушении
Максим Седунов 27.11.2012 19:48 Заявить о нарушении
Душа забирается высшими силами, по небесному раскладу. О том, что -это трагедия- решаем мы, по земным своим меркам, потому что не знаем истинной картины. Драма ли это для ушедшей души? Больше - для тех, кто остаётся. Душа не теряет ничего из накопленного(кроме материи) и продолжает свой путь. Вера-дело личное,да. Обьединяется монашество- лишь для того, чтобы легче было осуществлять служение. Они- служат! Служат Господу. И это было во все времена. Наиболее же полное слияние с духовным, возможное здесь, на земле - это следующий этап, затвор. Служение, имеет место быть и в миру(редко),да, но тогда оно больше сопряжено с "ближним", если вообще- имеет ввиду служение как таковое, а не только собственное развитие себя на уровне умственных спекуляций. Духовная сфера при этом не может быть интегрирована в полной мере, на уровне, который позволяет достичь монашество. Служение - изначальное истинное положение индивидуальной души,о котором она забыла, по причине утраты связи со своими духовными истоками.Возвращение к ним- конечная цель каждой души. В идеале "истиные монахи" , путём духовного развития многих жизней, выбирают именно этот путь, потому что для них - нет вопроса. Те, кто стремятся туда неготовыми, имеет проблемы. По отношению же к земле, и живущим на ней, монашество также осуществляет подвиг- молясь за всех, практически круглые сутки, и выравнивая всё ухудшающееся энергетическое равновесие во Вселенной. Кто знает, быть может этими молитвами человечество и балансирует до сих пор на краю...
"Современный" же человек-берётся в контексте его нынешнего духовного статуса по отношению к наследию исторически развившихся духовных традиций на настоящий момент. Пример жизни С. Роуза был взят отвлечённо,просто поделиться) Неисповедимыми, в данном случае, я называю пути неожиданные, логически не предполагаемые. Они бывают как в ту, так и в другую сторону. Я знала одного человека, который ушёл в монахи из семьи, где отец был алкоголиком, а мать-дежурила у гостиниц. И наоборот- в семье священника периодически исчезала дочь, которую искали потом всем городом и находили - то на вокзале, то в иных местах... Но всякая душа рано или поздно "вернётся"! А пути бывают разными. Иногда неисповедимыми.
С уважением,
Аделина Грант 27.11.2012 23:49 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 28.11.2012 00:37 Заявить о нарушении
Аделина Грант 28.11.2012 23:48 Заявить о нарушении
Аделина Грант 01.12.2012 20:15 Заявить о нарушении
Монашество - здесь, на земле- высшая степень приближенности к слиянию с божественным началом. И именно в форме служения. Служения Богу и людям. Сама его причинная исходность,целевая и мировоззреческая, исключает показушную направленность. Если там были или есть несовершенства, то они естественны, как принадлежность к ЭТОМУ, соответствующему им своими несовершенствами, миру. Издержки и шелуха есть абсолютно во всём. Но нельзя отрицать сути. А самореализация в ней требует уединения. Но- не квартирного. Выход на иные планы собственно человеческого же бытия и сознания- требует огромного внутреннего труда и концентрации, что крайне трудно достижимо в житейском улье. Сознание и Умонастроение - там,где наши помыслы. А мысли постоянно испытывают атаку зрительного ряда и слухового восприятия, и часто формируемы непосредственно их воздействием. Чтобы только научиться контролировать мысли - нужны годы. Слышит человек вокруг себя: молитвы и колокол - или рок банды и крики..., видит - горы, деревья - или громкоголосые людские толпы, сосредотачивает мысли на обращении к Богу или- на соседке за стенкой... Так что, это- не вопрос. Самая же главная задача человека вообще, я считаю, - найти и осознать самого себя, пробиться сквозь внешние толщи себя - к скрытой природе своей божественной сути. Именно там и происходит та самая "встреча" Встреча с твоим Богом! Слияние. После чего как следствие возможна реализация и в служении на внешнем плане. Всё это относится напрямую и к жизни монахов. Я думаю, что я всё-таки мыслю иговорю "на человеческом языке". Особенно, имея ввиду пограничную природу человека как конгломерата материальной и духовной энергий.
Про оккультизм Ваш пассаж оставил меня с открытым ртом. Я не знаю как Вы примеряете это широкое понятие на меня,и чем его вообще наделяете. Все стихии и энергии- продукт божественного творения. Лишь от самих людей зависит как они ими пользуются и во что превращают. Вы не балбес. Но не хотите знать того, что уже давно признала даже официальная наука. Всё соткано из энергий, плотных и тонких, проявленных и непроявленных. Нельзя землю оторвать от неба и небо от земли, поделить яйцо Вселенной пополам и делать вид, что другой его части не существует. Мы все кочуем можество жизней по разным измерениям и планетам, наша вечно молодая и бесконечно древняя душа уже была во всех формах жизни и проживала на планетах разного уровня- как в созвездиях, так и безднах. Мы все. И Вы и я. Наши души кармически увязли,в результате- мы здесь. То, что я называю вернуться к божественным истокам, значит вернуться к божественной природе своей души,самого себя,в первую очередь. И именно здесь и сейчас, а не в обещанном раю. Обрести Бога, встреча с которым произойдёт в твоей душе. Сделает тебя гармоничным и счастливым. Человек обретает вожделенное блаженство уже здесь и сейчас, не зависящее от дальних "вечных блаженств"..., ни, тем более, от заданных внешних условий жизни. Это блаженство, которому ничто не может помешать: блаженство состоявшегося свободного сознания,слившегося с божественным и проникнутое Любовью. И вся эта диалектическая диалектика имеет конечной целью - существование идивида в условиях именно ТАКОГО сознания! Это и является главной целью отдельно взятого монаха. А не зарабатывание Рая! Бог разлит везде. Свободному сознанию нужна только самодостаточность, а она способна полноценно реализоваться лишь в Боге как идеальной абсолютной модели совершенства. И именно этого ждёт от нас наш Высший Божественный Исток,в лице своих представителей, посланных на землю со сводом правил и установок. А потом уж и от Рая не станет никто отказываться, понятное дело.
Относительно отсутствия в разговоре критерия истины. Её не может быть у нас в принципе. Истина есть только одна - божественная. Абсолют! И истинные критерии и законы лишь одни- божественные. А все наши рассуждения, если они ЕЁ не повторяют - лишь субьективные теории нашего же субьективного ограниченного (всего лишь трёхмерного) ума. Ведь вои обобщения и теории люди возводят на основе изначально несовершенных приблизительных источников, которые с течением времени ещё претерпевают изменения и, такими и доходят до нас. Теперь о мистических поползновениях. Ни одной религиозной или духовной практики без мистического аспекта не существует. Тогда, что такое БЛАГОДАТЬ?... что такое таинство Святого Причастия? Святой Дух? И самое близкое: что за превращения творятся с душой во время молитв и медитаций? Почему они способствуют изменению человека и меняют атмосферу так, что даже приборы это фиксируют? Агрессивные выбросы борятся с добродетельными. Миллионы церквей на Литургии ,и конечно монахи, каждый день молятся:
"О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
О граде сем (или: о веси сей; если в монастыре, то. о святой обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
О избавилении нас от всякой скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью."
_____________________________________________________
"И вдобавок ко всему я совершенно не озабочен будущим человечества, за которое Вы и любимые Вами подвижники так сильно печётесь.
Да и возвращаться к духовным истокам я, знаете ли, тоже не стремлюсь, так как не совсем понимаю, что же означает этот красивый речевой оборот."
Это высказывание меня ошеломило. Каждый божий день! И они и все, просто верующие разных конфессий, спасают человечество подобными молитвами. Это и есть самый "человеческий" язык. Ведь человечество- это миллионы единиц - Вас и Меня.
И,извините - но Христос как раз и был озабочен будщим человечества, потому и спустился к нему. Ни о ком не печься... Может ли быть это позицией последователя Христа, получившего от него заповеди о любви? Тогда уже у меня к Вам вопрос, Максим. В чём же состоит христианская диалектика, о которой Вы постоянно говорите. Цель-заработать вечное блаженство. Извините, но это выглядит почти как на базаре... Какая же конкретно диалектика должна привести христианина к вечному блаженству? Думается, и я уверена, что если Вы очерчиваете эти проблемные зоны, то у Вас есть что конкретно предложить такому отдельно взятому христианину в качестве диалектического пути, ведущего к обозначенной цели вечного блаженства.
На этом я видимо и закончу. И, Вы знаете,пожалуй..., на ответе не настаиваю. Я вполне удовлетворена уж тем, что отписала свою часть.
С лучшими пожеланиями,
Аделина Грант 07.12.2012 12:00 Заявить о нарушении
1. "Монашество — здесь, на земле — высшая степень приближенности к слиянию с божественным началом. И именно в форме служения", — пишете Вы, а затем обрамляете эту возвышенную мысль пышными эстетическими декорациями, не совместимыми, как я понял, со скукой квартирного одиночества. А теперь, Аделина, представьте себе, пожалуйста, что нас с Вами сейчас читает наш общий знакомый, незабвенный Иван Иваныч, который озабочен в данный момент как раз вопросом монашества и спасением своей пропащей души. Что же он, интересно, подумает? С одной стороны, он пытается следовать диалектике христианства, к которой я, кстати, обязательно вернусь в отдельном пункте, а с другой стороны, он сопоставляет эту самую диалектику христианства с идеей монашества, которое, по-Вашему, угодно Богу, — и то, что получается, вводит его в замешательство. У Иван Иваныча пытливый ум, и он не может не поймать себя на странной мысли, что И.Х., представления о котором у него какие-никакие, но всё-таки имеются, ни своей земной жизнью, ни произнесёнными словами никогда не призывал "служить", как Вы выражаетесь, Богу столь эксцентричным образом. А ещё Иван Иваныч подумал, что сфера применения и тезисов Нагорной проповеди (самое понятное), и конкретно любви к ближнему — это наличное существование. А уход в келью или в пещеру, тем более если она окружёна трогательным ландшафтом, — это, по сути, уклонение от естественного существования, с его трудностями, испытаниями и искушениями (а ведь именно о них и шла речь в Нагорной проповеди).
2. Теперь о диалектике христианства. Буду предельно краток. Христианство примечательно для меня тем, что оно не пускается в бесконечные и мало что проясняющие мудрствования о душах, скитающихся по мирам и планетам, но с надлежащей серьёзностью заявляет нечто совершенно обратное. Оно настаивает, что по итогам жизни наша душа займёт одно из двух положений в вечности — вечное блаженство или вечное проклятие (ад и рай, если угодно) и что зависеть это будет от того, как мы будет действовать здесь, то есть во временности. А уж то, каким нужно быть во временности, — для этого и был послан мессия, которого иудеи ждали очень давно. Но ни у кого и в мыслях не могло быть, что мессией может оказаться сам Всевышний, принявший облик человека. Таким образом, И.Х. своей земной жизнью и смертью на кресте — я намеренно не сползаю со строгих христианских категорий в искажающую их сентиментальность — послал людям некое экзистенциальное сообщение, где совершенно недвусмысленно изложен взгляд на человеческую идеальность, на подстерегаемые трудности и на путь к царству небесному ( оно же вечное блаженство). И главным условием — это первейшая суть христианства! — провозглашена именно вера (для иудеев, напомню, важнейшим провозглашён закон). Пожалуй, стоит прояснить, какая вера, вера во что. Может, просто вера в Бога? Нет, этого, боюсь, недостаточно, ибо путь к Богу, как уверяет И.Х., лежит только через Сына Человеческого. Иными словами, если тот же Иван Иваныч поверит, что тогда, 2000 лет назад, это действительно был Бог, то и всё сказанное и сделанное Им тут же обретёт статус сказанного Богом. И наоборот, если Иван Иваныч не поверил всеми силами души в то, что это был Бог собственной персоной, то и любовь к ближнему, и любые слова о причастии, о благодати или о разлитом вокруг нас рае в мгновение ока становятся лишь пышными оборотами, ибо здесь начисто отсутствует какая бы то ни была мотивация, единственно и стимулирующая самое трудное — принятие парадокса. Вот, пожалуй, и вся диалектика христианства. Любые же спекуляции по этому поводу лично я считаю к христианству имеющими весьма далёкое отношение. Включая оккультизм и достижение святости в отдельно взятой пещере. И заметьте, Аделина, я не собирался обсуждать с Вами истинность христианства, но я лишь попытался в меру своих способностей охарактеризовать его суть.
3. Ну и последнее. Хочу прокомментировать Ваш пассаж про озабоченного судьбами человечества Христа. Это, на мой взгляд, вообще несерьёзно. Бог не имеет дело с человечеством, но имеет дело с каждым конкретным человеком. Выражаясь иначе, Бога волнует только индивидуальное существование. Он не занимается всемирной историей, и вообще всемирная история, если держать категории в порядке, — это лишь арена, на которую выходят индивиды в нешуточной битве за самих себя. Вы можете назвать это чепухой, но именно на этой "чепухе" настаивает христианство. Бог — это вообще такая субстанция, что, если понимать её верно, то невозможно даже представить Его "спасателем" в том смысле, что Он может оказаться настолько любезен, что готов взять в один прекрасный день да и спасти всё человечество сразу, оптом. Однако И.Х. указал лишь путь к индивидуальному спасению, дальнейшее — это всегда задача самого человека, невыполнимая, как уже было сказано, без веры. Хотя стоит отметить, что уже Бл.Августин жарко настаивал, что не желает спасаться в одиночку. Что ж, очевидно, у него были на то серьёзные причины.
С уважением,
Максим Седунов 08.12.2012 15:44 Заявить о нарушении
Аделина Грант 08.12.2012 21:55 Заявить о нарушении
Сегодня я всё-таки решил, что не имею права оставить Ваш вопрос без ответа, хотя сама идея отвечания в данном конкретном случае, увы, не бесспорна. Тем не менее я готов сказать пару слов об упомянутой Вами «духовной практике», которую наш бедолага Иван Иваныч к тому же должен осуществить не как-нибудь, но ПО-ФА-ЗО-ВО.
Так вот, христианская вера, о которой мы с Вами в этот раз, как, впрочем, и всегда, на редкость продуктивно побеседовали, требует от нашего достопочтенного Ивана Ивановича по сути только двух простых вещей:
1) преобразования самого себя в духе тех – довольно простых для понимания, но крайне трудных для осуществления – истин, которые с предельной ясностью обозначены в Новом Завете (я специально и ограничился Нагорной проповедью, чтобы Вы схватили суть);
2) отношения к Тому, о ком так много и так эмоционально говорится священниками и экзегетами, исключительно в режиме «реального времени». Иными словами, Аделина, когда Ваш духовный наставник на очередной воскресной службе начнёт свою канитель о пользе и о живительной силе христианства, задумайтесь вот о чём. Попытайтесь, пожалуйста, представить себе ту обстановочку, которая стояла тогда, 2000 лет назад, когда произошли известные события в Палестине. И не забудьте, конечно, про то, кем казался тогда Христос своим современникам. Ведь через увеличительные стёкла трёх или двадцати веков гораздо легче признать в ком-то Бога. А вот в режиме реального времени того, кто объявил свою современность недействительной, того, кто выступил против впоследствии и распявших Его «добрых и праведных», того, кто оказался признан богохульником господствующей религией, признать за Бога уже, наверное, не так просто. Даже ап. Пётр, как Вы помните, ради своего же блага тогда трижды отрёкся. А как бы, интересно, повели себя в подобном эпизоде Вы, или я, или Ваш духовник? Неужели бросили бы всё и пошли за Ним? За тем, кто внешне гораздо больше похож на лицо без определённого места жительства, нежели на Бога. И заметьте, пойти за Ним – это был вовсе никакой не подвиг, свойственный трагическому герою, когда для утверждения всеобщей идеи герой осознанно приносит себя в жертву. Жертвовать тут как бы пока не ради чего, ибо о 20 веках ещё ровным счётом ничего не известно. Потому как никакой доказанной идеи, тем более всеобщей, тут и в помине нет, а есть лишь некий персонаж сомнительного вида, окружённый различным сбродом и беззастенчиво выдающий себя за Бога, персонаж, от которого всё Ваши знакомые и все почтенные и уважаемые люди любой эпохи предпочли бы держаться как можно дальше. А вот у нашего Ивана Иваныча, между прочим, хватает смелости сказать, что лично он в режиме реального времени, скорее всего, вряд ли бы отважился примкнуть к такой честной компании. Однако с другой стороны Иван Иваныч отлично понимает, что, коли речь идёт о христианстве, то любое, отличное от реального времени, отношение будет лишь очередной болтовнёй и чистой эстетикой, в то время как вопрос-то рассматривается в сугубо религиозной сфере. Ведь прийти к И.Х. эстетически, равно как и интеллектуально, означает вовсе не «прийти», но, наоборот, «отдалиться», поскольку эстетически и интеллектуально христианство может и должно только отталкивать. А потому Иван Иваныч не думает ни о каком пустынножительстве, но сидит себе спокойно в своей квартире, которую, надо сказать, он всё же регулярно покидает – покидает именно для того, чтобы ПРАКТИКОВАТЬ ХРИСТИАНСТВО там, где его единственно и можно практиковать, то есть среди себе подобных. Причём результаты этой практики говорят ему, что расстояние от его нынешнего положения до положения, соответствующего бытию христианином, непреодолимое. И это при том, что любой мистик или ортодокс покрывают аналогичное расстояние легко и просто, как по взмаху волшебной палочки. Вот, Аделина, пожалуй, и вся незамысловатая духовная практика, уместившаяся всего в два скучных параграфа, которые, полагаю, именно Вас вряд ли смогут чем-то заинтересовать.
С уважением,
Максим Седунов 10.12.2012 19:05 Заявить о нарушении
Аделина Грант 10.12.2012 20:47 Заявить о нарушении
Аделина Грант 10.12.2012 23:29 Заявить о нарушении
Максим Седунов 11.12.2012 11:38 Заявить о нарушении
Аделина Грант 11.12.2012 12:30 Заявить о нарушении
Максим Седунов 11.12.2012 14:04 Заявить о нарушении
Аделина Грант 11.12.2012 20:48 Заявить о нарушении
Максим Седунов 11.12.2012 22:37 Заявить о нарушении
Аделина Грант 12.12.2012 00:07 Заявить о нарушении
Аделина Грант 09.01.2013 05:04 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 09.01.2013 09:02 Заявить о нарушении
Максим Седунов 10.01.2013 10:18 Заявить о нарушении
Тема разговора,Максим,по причине её сугубо личностной природы, не может быть вообще кем-то однозначно успешно заявлена. Каждый может лишь делиться своими взглядами, справедливо не надеясь быть услышанным. Мои вопросы относительно критики РПЦ и монашества обьясняются недоумением: Ваш критический подход как раз касается обеспокоенности воздействием на массы, и в массовом порядке,при том что Вы отказываетесь думать о человечестве. А если это не так,отчего бы тогда Иванычу спокойно не быть занятым только самим собой? Вас не устраивает монашество и несовершенства РПЦ. Но их здесь и не может быть- совершенств... И опять же: Ратуя за индивидуум - Вы исключаете человечество, а за массами церковников и монашества - не хотите видеть отдельно взятого человека, которому возможно и подошло как раз то, что он имеет. Душа каждого из них сделала выбор, который соответствует ей на этом этапе- в этой жизни. Возможно в религиозных институтах есть несовершенства, но, если Вы заметили, даже при этом, никто никого и никуда не тянет силком. КАК, кто куда идёт и чем занимается, плохо ли хорошо- будем отвечать- "там". Душа же самостоятельно выбирает "то" место, на которое открывается -сердце! Сердце- есть критерий Веры. А следовательно, в идеале, любовь - критерий веры! Ваши доводы с позиций ума не лишены логики. Думаю, что в те времена всё могло выглядеть именно так, как Вы описываете. Но. В конечном итоге "последователями" становятся те, у кого- открылось сердце, и именно- на выбор этого пути. За этим Учителем! Тогда тоже (как и сейчас )- кто-то шёл, а кто-то не шёл За И.Х. Недоумевать же по причине организации монашеских сообществ мне кажется нет веских оснований, равно как- по причине сообществ учёных новосибирского Академгородка, или космонавтов- в посёлке Звёздном. Нам ведь это как-то и в голову не приходит. Если они обьединяются, значит на то есть причины.Это отдельная тема. Знаете, Вы, Максим,в отличие от меня, имеете счастливую возможность свободно передвигаться. И можете сделать, скажем, то, чего я не могу, хоть и мечтала бы: поехать на Афон и пожить там среди монахов, на монастырском укладе. Доступ туда свободен. Увидеть всё, проникнуться,найти ответы на вопросы... Мне,если Вы знаете, дорога туда заказана. Там даже животным особям женского роду быть не полагается. Касательно "человечества", о котором Вы не думаете... Настанет время-станете думать. Мы все очень связаны, только человек не сразу это принимает. Пока человек ищет себя,решает свои проблемы, его это мало заботит,он на это закрыт. Вы мне так и не дали формулу христианской эволюции,но я Вам скажу свою. Добавлю только наперёд, что в моей жизни всё случилось от обратного: сначала оглушил трансперсональный опыт,после чего начинаешь "знать", а потом уже - искать этому всему обьяснение. Это не норма, и это очень тяжёлый опыт, той самой квантовости,и я его никому не пожелаю. Формула "пути" получилась такая,( почти по Майклу): в результате круга возвращаещься к Горе, которая "Гора",но только потому, что сам-полностью меняешься. Для встречи с Божественным человеку надо обнаружить себя, своё Я, отличное от того за которое он его принимает. Человек живёт периферией себя,верхушкой айсберга, и свою вовлечённость во внешнюю заданность называет Жизнью. Эта Жизнь,на самом деле пелена, иллюзорная ловушка,не дающая человеку открыть истинную природу вещей. О своей божественной природе он знает лишь теоретически, никак к ней не приближаясь. А приближение к своим божественным истокам возможно лишь через попадание в сферу Духа, и его развитие. Попасть же в сокрытую в тебе сферу божественного Духа означает "выпрыгнуть"- полностью, из прежнего само- себя и всего, что окружает вокруг. Потому есть отшельники и монахи. Они развивают другую ипостась себя, которая "спит" в Миру. Мир же , который открывается с развитием Духа сопряжён с более тонкой материей. Вы имеете к ней недоверие. Но от того она не перестаёт обьективно быть и существовать. Вы назвали эту сферу бытия оккультной, как будто это выдумки выскочек. Но- это древние знания! Их нельзя игнорировать только потому,что наше материалистическое государство пребывало в глубоком невежестве и нам - не велело!...,оно и Человека-то не познало. Это- часть Природы, Мироздания, бОльшая часть всего творения. Вы не берёте во внимание фрактальность мироустройства. У человека- семь тел, вместе с физическим, об этом, слава богу, наука уже открыто говорит. У нашей Вселенной- семь оболочек. Внутри- маленькая площадь,как желток в яйце, - это наш материальный пятачок. Здесь - все мы. Первая, более плотная чем другие, оболочка- по размеру в десять раз больше диаметра нашего "пятачка". Вторая оболочка- в десять раз больше первой, и каждая последующая- в десять раз больше предыдущей. Невозможно не брать во внимание огромный мир, который существует по своим законам и от которого мы зависим, а он - от того, что- МЫ выделываем тут! Возвращаясь к формуле хочу сказать, что пройдя круг,человек возвращается-таки к "Горе". И наинает замечать человечество и ближнего, вдруг начинает - "видеть"..., и остро понимать свои долги. Ни одного человека нет выросшего самим-по себе. Сколько людей было задействовано, скажем, в Вашем,Максим, становлении,начиная с детства? Солько было вложений! Закон баланса и Гармонии-спинной позвоночник всего божественного устройства и каждого отдельного человека! Пока имеет место быть перекос внутри- нечего ждать и снаружи. По этой формуле действовал и Христос. Да, он обращался лично к каждому, но слушали-то его - толпы. И накормил он тоже - всех. На эту тему мне очень нравится выражение Паскаля- "Человечество- это один человек, живущий вечно!" ... Пятак просто надо от глаза отдалить:))) Теперь касательно Вашего вопроса о религиозности. Религиозность для меня- свойство души, сопряжённое с помыслами о связи и соответствии с божественной доминантой как высшей и конечной цели человеческого бытия. Христианство для меня,как и другие достойные религиозные традиции-это инструмент, путь, данный в помошь к достижению этой цели. В церковь хожу- для сонастройки ума и эмоций..., для стяжания молитвенного очищающего гармонизирующего состояния. Трансцендентный дух там присутствует, несмотря ни на что! Слова Христа к тому: "Там где двое или трое собраны во имя моё- там и я посреди них." Ну и конечно- причащаться, как Он и заповедал.
Кажется я ответила. Извините, что с опозданием, я мало здесь бываю. Да, Максим, я оценила то, что Вы послали меня к "космонавтам" :))) Вы попали в точку: я действительно сообщаюсь с ними очень активно), с этими, например:
http://www.koob.ru/puchko/
http://blogs.mail.ru/mail/ludmilaalekseeva24071947/6F4266BF27B0DB74.html
Если возникнет несогласие с их разработками, прошу сообщить. Буду благодарна.
С уважением и лучшими пожеланиями,
А.
Аделина Грант 14.01.2013 07:43 Заявить о нарушении
Аделина Грант 14.01.2013 08:57 Заявить о нарушении
«...ре-Лигия- приставка "ре", ну и Лига - само собой...»
Особенно впечатляет это «само собой». Хорошо, коли так, то приоткрою Вам глаза, дабы в следующий раз обороту «само собой» предшествовало какое-никакое, но раздумье. Так вот, существует три версии происхождения этого слова, имеющего, несомненно, латинские корни.
Первая версия принадлежит Цицерону, который считал что слово «религия» проистекает от латинского слова relegere (с приставкой ре- Вы на самом деле не ошиблись), означающего «вновь обсуждать, вновь обдумывать», а в переносном смысле – «благоговеть». Таким образом, в религии Цицерон видит благоговение перед некими высшими силами.
Вторая версия – версия Лактанция, утверждающего, что, дескать, этот термин происходит от religare, где ligare – это действительно «связывать, соединять». Кстати, этимология слова «лига», которое, как Вы выразились, «само собой...», имеет отношение именно к этому глаголу. Только тут есть одна беда: «религия» подразумевает в данном случае связь с трансцендентным, а «лига» – связь каких-то элементов (лиц или государств) друг с другом. Надеюсь, понимаете, что Ваше предположение, мягко скажем, не совсем верно.
И, наконец, третья гипотеза принадлежит небезызвестному бл.Августину, который напирал на то, что «религия» связана с reeligere, что означает «воссоединять, возобновлять». Иными словами, Августин видел в этом восстановление утраченной связи с Богом. По правде сказать, вторая и третья версии почти одно и то же, тем не менее я всё-таки разделил их, коли уж пришлось пускаться в лингвистические изыскания.
Вот так и во всём остальном, Аделина. Не спешите с выводами, а лучше попытайтесь сами во всём разобраться, даже если для этого потребуется отказаться от многих вещей, кажущихся каркасом существования. Впрочем, не мне Вам советовать. Поймите же, что моему взору отчётливо видны все изъяны Вашего подхода к вещам, однако я никакой не духовный окулист, а стало быть, корректировать Вашу оптику мне вовсе не пристало. Живите, пожалуйста, как хотите, ходите себе на здоровье в церковь, обманывайтесь в чём угодно и сколько угодно. Но уж позвольте и мне в моём собственном мышлении сохранять негативную форму в той мере, в какой это необходимо, ибо у меня действительно достаточно досуга и душевных сил для того, чтобы не позволять себя дурачить по поводу того, что, возможно, и является самой что ни на есть первейшей истиной.
С уважением,
Максим Седунов 14.01.2013 15:04 Заявить о нарушении
Аделина Грант 14.01.2013 22:19 Заявить о нарушении