Запах женщины 1992

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И. Гёте)

Фильм «Запах Женщины» Мартина Бреста -- восхитительная моральная притча, если так можно выразится, основанная на истории двух людей: Фрэнка Слэйда и Чарльза Сименса. Героев сводит вместе случай, который, как написано в краткой аннотации к фильму, изменит их жизнь.

Сюжет не является главной особенностью фильма, он лишь инструмент, но всё равно очень хочется чуть-чуть остановиться на этой детали. На протяжении двух с половиной часов ленты средняя скорость развития действия колеблется на уровне «чуть выше среднего», но в отличии от остальных фильмов с такой динамикой сценария, Мартин Брест придаёт этой неторопливости некий едва уловимый. Такой тип повествования позволяет, наиболее чётко раскрывать характеры персонажей, наиболее точно погружаться в атмосферу ленты и наиболее глубоко прочувствовать идею фильма. А всё эти компоненты здесь просто на высочайшем уровне.

Действующих лиц в фильме не много. Вопреки обыкновению, начну с второстепенных персонажей. Продажного директора колледжа очень скрупулёзно исполняет Джеймс Ребхорн, а товарища главного героя, сынка-мажора, играет тогда ещё мало известный Филипп Сеймур Хоффман.

Теперь -- приступаем к главным. Фрэнк Слэйд (Аль Пачино), лейтенант в отставке, безутешен по отношению к окружающему миру. Его спутник в авантюрном путешествии в Нью-Йорк -- Чарльз Сименс (Крис О’Доннел) -- студент престижного учебного заведения из небогатой семьи, наивен и добр душой. Героев можно противопоставить по нескольким качествам. Во-первых -- по жизненному опыту: лейтенант многое видел и пережил, а Чарли только в начале своего пути. Во-вторых -- по взгляду на мир и общество: Чарли добр душой, и он добр ко всему: он не может грубостью ответить на грубость, причём, вовсе не потому, что он слаб, а потому, что верит в то, что злость -- не лучший способ решать проблемы. Он ценит жизнь как дар свыше, дорожит ей. Фрэнк же слеп, но ему не нужны глаза, чтобы видеть всю гниль и ужасность окружающего, для него единственное стоящее, что осталось на свете: женщина.

- Женщины... что ещё сказать... кто сотворил их?? Господь Бог непревзойденный гений…

В-третьих -- персонажи отличаются по материальному достатку. Отец Чарльза -- простой владелец занюханного магазинчика в провинции; основной конфликт фильма в колледже связан именно с денежным положением Чарли. Фрэнк же давно планировал это путешествие в Нью-Йорк, копил деньги с пенсии и на протяжении действия ленты предстает в виде знатного аристократа, который останавливается в роскошных отелях, ест в дорогих ресторанах, передвигается по городу на лимузине и пьёт виски как воду.

- … и заполни бар Джоном Дэниэлсом.
- Вы имели ввиду -- Джеком Дэниэлсом??
- Я с ним слишком хорошо знаком, для меня он Джон.

Единственное, что их объединяет, а не рознит: трепетное отношение к честности и справедливости. Эти общечеловеческие качества всегда были центром людских конфликтов, так что и здесь герои натыкаются на противоречия. Чарли верит в то, что справедливость и честь живы и продолжают жить на свете. Можно списать это на непродолжительность жизни молодого человека, а, следовательно, -- и на недостаток жизненного опыта. Но его наивность не кажется ни глупой, ни смешной, ни абсурдной. Его твёрдая надежда на то, что честность ещё способна торжествовать в современном обществе, заразительна и свежа.

Фрэнк Слэйд же, напротив, не верит ни в честность, ни в справедливость, а точнее -- не верит в то, что эти вещи всё ещё существуют на свете. Много раз столкнувшийся с антиподами этих понятий в жизни, лейтенант отчаивается признавать их присутствие в этом мире. Осознавать это ему чрезвычайно больно; эту обиду, по-детски яростную, злую и бессильную. Аль Пачино переносит на экран с такой энергией и самоотверженностью, что я не представляю такого эпитета, такой награды, которая по праву наградила бы труд и работу актёра.

- Когда ты родился, сынок?? Во времена рыцарей Круглого стола?? Ты что, не слышал?? Совесть умерла!!
- Нет, не слышал.
- Тогда вынь вату из ушей.

Финальная речь Слэйда не сможет оставить кого-либо равнодушным. Как бы ни были различны для разных людей понятия «честность», «справедливость», «честь», они всё-таки не зря называются общечеловеческими. Думаю, почти все встречались в своей жизни и с самими этими понятиями, так и с их антонимами. Так же предположу, что столкновений с последними было больше, и в память сильнее врезались именно они. И как часто бывает горько и противно видеть человеческую подлость и гнусность где-то совсем-совсем рядом, где-то очень близко.

Как страшно созерцать самовольное падение чьей-либо души, и ещё страшнее понимать, что низвергается не только конкретные души людей, но и само слово «душа». Закомплексованность предрассудками, заключение в рамках системы, отсутствие высоких идеалов. Всё это -- главные признаки и определения современного общества. И как мало тех, кто способен вырваться из серой толпы с яростным протестом против. Но ещё меньше тех, на чей протест ответят не градом тухлых помидоров, а восторженными овациями приятно пораженных людей…

Остаётся пожелать нам всем побольше таких людей в нашей жизни. Я вот знаю одного такого человека. Его зовут Фрэнк Слэйд. Спасибо ему за всё.

Рекомендация: покупать!!**


Рецензии
Один из моих самых любимых фильмов, и одно из самых любимых танго в кино - танго Слэйда в ресторане. Это - настоящий мужчина!

Ирина Бебнева   12.04.2009 17:34     Заявить о нарушении
Соглашусь с Вами. Пожалуй, каждый мужчина должен уметь танцевать Танго.**

Приглашаю Путешествовать   12.04.2009 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →