Лапачо

       ЛАПАЧО
 
Когда ты уйдёшь к другому, ты будешь права.
Ройбос, пу эр, лапачо – всего лишь трава.
Дети рождаются дважды – раз в сердце, другой – наяву.
Дело вовсе не в перце – я просто живу.

Большинство умирает с детства и навсегда.
На рельсах двоим нет места – это беда.
Любовь не играет в прятки: «тук – тук, я нашёл».
Если я вошёл в твою комнату, значит, вошёл.

Можно не верить в Бога, если ты Бог.
От жизни не ждать итога – тоже итог.
Пусть бъют по рукам и по дереву – всё мимо костей.
Идущих по морю к берегу ждёт много гостей.


Рецензии
Здравствуйте, Майкл!

Наш последний разговор, касавшийся всевозможных проявлений относительной телеологии, крепко засел в моей голове. Выбить его, увы, не получилось ни с помощью Моцарта, ни с помощью чего либо другого. А значит, в том числе и об этом пойдёт нынче речь. Просто с утра мне подумалось, что ведь никому не будет никакого вреда, коли я поразмышляю вслух на такую занимательную тему. Но это, сами понимаете, только повод. Вообще-то, моё сегодняшнее рассуждение, в отличие от большинства предыдущих, ни к чему конкретному не привязано. Можно даже сказать, обычный трёп. Просто в жизни любого человека наступают моменты, когда он хребтом чувствует все признаки перехода – перехода от одной жизненной стадии к другой. Суть такого перехода, само собой, неуловима, ибо и сам чёрт вряд ли знает, куда может вывезти кривая... Однако собственно момент перехода от подобного незнания точно не становится менее драматичным. Конечно, это далеко не смена парадигмы, скорее наоборот, лишь очищение того, в чём давно уверился, от всевозможной шелухи, которой обрастаешь буквально каждый божий день.

Признаюсь, что для того, чтобы любой проживаемый день имел хоть какую-то цену, лично мне – а всё сегодняшнее послание и есть лишь ссылка на субъективный опыт – непременно нужна точка опоры, зацепившись за которую я приобретаю тем самым способность более-менее осмысленно действовать. Однако длина пуповины, связывающей человека с упомянутой точкой опоры, согласитесь, может быть весьма различной. Скорее всего, она зависит от так называемого «софистического потенциала». И чем сильнее развито мышление индивида, тем легче ему находить оправдания любым отступлениям от намеченного пути. Так вот, в моём конкретном случае пуповина оказалась растянута настолько, что, в принципе, уговорить себя стало возможно буквально в чём угодно. Называя вещи своими именами, это и есть софистика греха. А заключается она в том, что в один прекрасный день строгая духовная диета, которой когда-то решил придерживаться, уже кажется несколько пресноватой и не совсем достаточной для развития столь совершенного, на первый взгляд, человеческого организма. Ни тебе, понимаешь ли, жиров, ни микроэлементов. К тому же, всё усугубляется ещё и тем, что вокруг кипит нечто, что окружающими почитается за настоящую жизнь. То бишь сочиняются стихи, обсуждаются романы... творятся беззакония, в конце концов. Таким образом, в один прекрасный день ты просыпаешься и ощущаешь свою принадлежность к всеобщему уже чуть иначе, чем обычно. И строгая духовная диета тогда слегка раздвигается за счёт введения в неё пары-тройки эстетических, а затем и всемирно-исторических блюд. Дальше – больше. А через некоторое время – в этом смысле всё происходит поистине молниеносно – ты уже совершенно ясно чувствуешь себя сидящим в эпицентре всемирно-исторического банкета и поглощающим такие яства, один вид которых раньше вызывал невыносимую тошноту. Всё верно, ведь растянутая пуповина позволяет со временем заглядывать и не в такие дали. Вы уж, Майкл, простите, ради бога, что я так пространно изъясняюсь. Просто мне так удобнее.

Сделаю, пожалуй, ещё одно небольшое лирическое отступление. Часть вчерашнего дня я посвятил чтению Книги пророка Исайи из Ветхого Завета, что делаю часто, потому как нахожу её одной из самых важных его частей. Короче говоря, послушал я Исайю, сопоставил сказанное им с более поздними заверениями теологов, эгзегетов и псевдодуховных лиц (конфессия тут даже не принципиальна) – и понял, что самая большая опасность для этического состоит в том, что оно чрезвычайно легко и просто может быть подменено некой обманчивой субстанцией, которую можно охарактеризовать как «требования времени». По сути дела, если этически ориентированный субъект однажды не сумеет удержаться и подмешает – разумеется, из лучших побуждений – к этике свою собственную озабоченность всемирной историй, то по эффекту это будет сродни пресловутой ложке дёгтя, о которой обычно принято говорить в связи с бочкой мёда. Иными словами, лишь только человек решится на крайне рискованный шаг – осчастливить человечество, то тут же и этика, и Бог, и собственная экзистенция принимают в его глазах совершенно новые очертания. И это величайшее искушение. Причём чем почтительнее наш возраст, тем сильнее соблазн отождествления этического с чем-то внешним. И знаете, почему? Потому что недостаток внутренней твёрдости и неколебимости постоянно нуждается в подпитке в виде событий, происходящих вокруг. Говоря попросту, индивид непременно нуждается в какой-нибудь из разновидностей аплодисментов. То есть чрезмерное напряжение бесконечности рано или поздно до того его выматывает, что возникает коварная потребность стать чертовски хорошим парнем для всего человеческого рода. В более раннем возрасте дела с этим обстоят проще, так как лежащая впереди перспектива даёт основания полагать, что этот вопрос впоследствии разрешится сам собой. Однако на этой ранней стадии присутствует другая опасность – абсолютный примат эстетики. Фигурально выражаясь, чем дольше человек живёт, тем сильнее его потребность в награде, в сиюминутном воздаянии. Особенно если он сделал за свою жизнь немало усилий. Мне кажется, что Дух – не индивидуальный, а тот, другой, который с большой буквы, – обнаружив в каком-нибудь субъекте непременное желание принести пользу другим людям, должен прямо таки встать на дыбы и в бешенстве воскликнуть: «Несчастный! А не много ли ты о себе возомнил?! Разве тебе не достаточно меня в качестве Того, кого ты должен ублажать? Ведь любая польза, которую ты намереваешься приносить кому-то другому, всё равно должна быть в конечном итоге посвящена мне! Иначе же она попросту бессмысленна. Ибо любые твои деяния, насколько бы значительными они ни показались всем остальным, по моим меркам, являются лишь скромным возвращением долга за то, что ты вообще существуешь». Любая так называемая польза другим – это не более чем игра теней в мировой истории. По многим причинам. Во-первых, большинство просто-напросто дезориентировано в вопросе, что же действительно для них полезно, а что вредно; а во-вторых, всё это замутняет оптику самого благодетеля, который в какой-то момент начинает вполне серьёзно относиться к вопросу о собственных заслугах. Помните ту вещицу из нафталина, которую я присылал Вам недавно из Турции. Так вот, протагонист там, типа, тоже всё кому-то «помогал», как хотел уверить незрелый и глуповатый автор. На самом деле, это «помогал» свидетельствует лишь о полном непонимании вопроса. И никаким художественным смирением такой шаг, по-моему, оправдан быть не может.

К чему я всё это пишу? Да к тому, что, испытав подобное на собственной шкуре, Ваш покорный слуга пришёл к выводу, что длина пуповины – вещь весьма двусмысленная. С одной стороны, она создаёт видимость свободы. Но в действительности это искушение, просто адское искушение. И я, представьте себе, купился на него, как какой-то кримпленовый лох. Этическое – это столь удивительная вещь, что как только к нему подмешивается что-либо, не связанное с нашим этическим отношением к Богу, оно тут же становится чем-то качественно иным. Помните, как в «Золушке»: и карета превратилась в тыкву. Плюс ко всему, этическое – и в этом его отличительная черта – всегда сторонится предусмотрительности, чрезмерных умствований и т. п. Однако остаётся при этом предельно диалектичным. Видеть опасность и бросаться ей навстречу – о да, с точки зрения рассудка, это действительно поступок вроде бы глуповатый. Но этике наплевать на такие пустяки, ибо она смотрит вверх и пренебрегает какой бы то ни было страховкой. Между прочим – и об этом непременно хочется сказать, – политика действует как раз с точностью до наоборот. Вот для политики пресловутые требования времени являются высшим. Нет ничего глупее политического деятеля, с умным видом разглагольствующего об этическом. Кстати, то, что сейчас происходит буквально на наших глазах, свидетельствует именно о смехотворности подхода, избранного российским истеблишментом. Ибо его представители, причём все поголовно, безмерно надуваясь от собственной значимости, пытаются подводить под свои умопомрачительные решения этическую подоплёку. Но это лишь свидетельствует о полном непонимании вопроса. Чтобы управлять государством нужно, ко всему прочему, чувствовать историческую действительность, а эти джентльмены, словно бараны, упёрлись и делают вид, будто ничего не происходит. Это-то и сыграет в итоге с ними злую шутку. Лучше всего применимы к ним вот эти слова из Нового Завета (Деяния 5; 9): «Вот входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут». Полагаю, что не нужно быть оракулом, чтобы увидеть такую перспективу.

Максим Седунов   10.08.2013 17:53     Заявить о нарушении
Спору нет, во всемирной истории тоже присутствует этическое, но оно присутствует там исключительно для Всевышнего, который один только и обладает способностью для такого рода опосредования. Однако для конечного духа, каковым, напомню, и является экзистирующий человек, это попросту немыслимо. А потому ему и не стоит отвлекаться от своей главной задачи, а если он и отвлекается, то прямо таки бессовестно пытаться оправдать это этическим соображениям. По-другому то же можно выразить так: увлечение всемирной историей – это напрочь лишённая какой-либо диалектики отвлекающая страсть к декорациям, в то время как главное – именно этическая ясность, внутри которой надлежит пребывать каждому из нас. И только в этом случае на требования времени уже можно будет смотреть совсем под другим углом. Всё правильно, ведь у каждой эпохи, как Вы наверняка заметили, существовали свои моральные притязания, – а потому то, что считалось зазорным сто или тысячу лет назад, сегодня может выглядеть вполне проходным. И как же, позвольте спросить, бедному субъекту, ввергнутому в наличное существование, во всём этом разобраться. Да никак, кроме как взяв себя в руки и перестав обращать внимание на весь этот внешний кордебалет, который в ста случаях из ста чреват путаницей. Стало быть, любая моральная идея, подсунутая всемирной историей (те самые требования времени), в этическом смысле – фантом. И действовать, полагаясь на неё, по меньшей мере, неосмотрительно. Ибо это приводит к полной утрате этического. Я пожил в такого рода потёмках последние пару месяцев, поэтому знаю, что говорю. Требования времени, скорее, деморализуют, хотя и убеждают нас в обратном. Это сродни всё новым и новым тезисам, которые на протяжение своей богатой на выдумки истории выдумывает церковь. Причём заметьте, Майкл, что этот институт тоже претендует на этическое содержание. Однако в реальности те наставления, которые обычно доносятся с амвона любого калибра, тоже есть не что иное, но требования времени, само собой, приправленные не бог весть какой ортодоксальной мудростью и мало что значащей терминологией. И всё это, с их точки зрения, тоже чертовски телеологично.

Ладно, эту тему, будем считать, я худо-бедно раскрыл. Закругляясь, хочу вернуться к рассуждениям о гениальности, предпринятым Дмитрием Быковым в его статье про Юрия Олешу, о которых мы с Вами вели разговор пару дней назад. Спешу сообщить, что книгу, где находилась упомянутая статья, я дочитал до конца. Упоминания о гениальности, следует отметить, встречались там и дальше, относясь ко многим писателям. К сожалению, пассаж, связанный с Олешей, оказался самым интересным и ближе всего стоящим к моему пониманию рассматриваемого феномена. Дальше это понятие там, увы, размывается и меркнет, заглушённое второстепенными подробностями. Буквально каждый пятый – если ни каждый третий – фигурант оказывается, по Быкову, гениальным, причём достаточным основанием для этого, по мнению автора книги, вполне может выступать в том числе удачно написанная строка. Иными словами, те самые «новые территории» и «новые парадигмы», которые были заявлены в статье об Олеше наивернейшими признаками гениальности, затем куда-то незаметно улетучились, и на их месте, как новые свидетельства этого качества, появились уже и гениальные рассказы, и даже гениальные пассажи. Таким образом, ценз оказался снижен, а само понятие опять пошло разгуливать по просторам вселенной, в очередной раз подтверждая миф о собственной неуловимости. Что ж, в принципе это ровным счётом ничего не меняет. Конечно, немного обидно за ДБ, который, вроде нащупав главное, не сумел удержать его и скатился в итоге к «вкусным словам» и «прелестным частностям».

Засим и прощаюсь.

С уважением,

Максим Седунов   10.08.2013 17:42   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Максим. Я,конечно,обратил внимание на Ваши слова в ответе на моё письмо об относительной телеологии. То есть я подумал, что Вы подразумеваете еще и наличие абсолютной телеологии, связанной с наличием идеи Бога. Но когда я говорил о телеологичности любви, имеющей онтологические корни в человеческой психике, то я четко разделял для себя внутреннее - любовь - и внешнее - Бог. Для меня это принципиально важно - телеологическая устремленность человека: искать в себе или вне себя собственные основания. Собственно, в моем понимании это ошибка сознания - искать нечто вне себя, ибо весь этот мир, и внешний, и внутренний, есть моё сознание. Да, в тотальной сфере сознания существуют идеи, но только как идеи: их реализация происходит всегда посредством какого-либо эквивалента в мире физическом. Мне актуально осознавать свою приобщенность к этим идеям и включать их в своё индивидуальное сознание, освобождая их от наслоений типа проекций. Именно так можно приобщиться к жизни вечной, через интеграцию вневременного.
Что касается нашего истеблишмента, то они не могут не аппелировать к высшим ценостям, иначе социум их отвергнет. Ведь люди в своей массе настроены на общечеловеческие ценности. Есть, конечно, локальные группы, всякие там секты демонические, где адепты ориентированы на зло, грубо говоря, но их мало и погоду в обществе они не делают. Но пропагандистская риторика использует в целях манипуляции, называя, например, врагов общества, и иные термины, относящиеся к грязной сексуальности и скатологическому аспекту (типа "замочим в сортире"). В целом нет смысла говорить о пресловутом истеблишменте и требовать от них поползновений в сторону этики. Там преобладают лица, которых в старинной русской психиатрии (в то время, когда психические расстройства связывали с органическими причинами) называли моральными дегенератами в силу врожденного отсутствия моральных качеств.
Ничего не могу сказать в отношении этики и требований времени - видимо, с кем-то бывает и так. Вообще, считаю невозможным давать определение этическому с дальнейшим его практическим применением, ибо это область внутреннего чувства, имеющая отношение к чему-то вневременному, к какому-то онтологическому чувству своей отдельности (эта отдельность и позволяет соотносить себя с миром), и проявляющая себя через различные индивидуальные наслоения.
Что касается ДБ, то такой уж это "гастрономический" тип личности, что ориентирован на "вкусности". Он разнообразен, но не глубок, то есть по своему же определению не гениален.

Спасибо, Максим, что дали возможность обменяться мыслями.

С уважением,

Майкл Ефимов   10.08.2013 22:17   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш ответ, Майкл! Хочу лишь добавить, что я-то как раз не требую от политиков поползновений в этическую сторону на их сомнительном поприще, – ведь это попросту невозможно, поскольку этика, как уже было сказано выше, способна существовать лишь на уровне индивида. Стало быть, любому общественному деятелю я бы настоятельно рекомендовал в его собственной экзистенции становиться как можно более этичным, а вот в политике, напротив, рекомендовал бы ориентироваться на пресловутые требования времени, ибо там решаются судьбы миллионов, и у каждого из этих миллионов этика своя. Увы, наши мракобесы делают всё с точностью до наоборот. Как следствие, отсутствие и этики, и политики. И ещё: любому доброхоту, рвущемуся к высочайшему штурвалу, дабы привести эти самые миллионы к светлому будущему, я бы прямо таки запретил Конституцией брать в руки «Государя» Макиавелли (книга, безусловно, полезная) до тех пор, пока он не проштудирует «Политику» Аристотеля. И тогда многих безумств можно было бы легко избежать.

С уважением,

Максим Седунов   11.08.2013 11:44   Заявить о нарушении
Думаю, бесполезно им что-либо читать: сейчас в политику идут с вполне прагматической целью - заработать (не в смысле, конечно, работать) денег. Это мерило успешности политика. А о миллионах людей там даже в голову не приходит.

С уважением,

Майкл Ефимов   11.08.2013 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.