Елена Зеферт - К Блоку

источник:
http://www.stihi.ru/2001/07/18-51


       Ну, это просто катастрофа! Вы же говорите, что любите, Блока… Ну как же так можно…
       Начнем с конца.

       И лёгок страшный мир, как газ,
       В руках Прекрасной Снежной Девы.


       Блок свою жизнь периода второго тома считал предательством. Неизбежным, но предательством! Предательством светлого облика <Прекрасной Дамы>. В том числе и ради обманов <Снежной маски> И дело тут не в Любочке Менделеевой или Волоховой! Не Вам же об этом рассказывать!
       Соответственно «Прекрасная Снежная Дева» - это все равно что… Иисус Искариотович что ли… Для парадокса сойдет, но Вы же, вроде, пытались оду Блоку написать? Ладно – воля автора, но Вы сами, представьте картинку последней строфы: вот этот синтез (одни матерные слова в голове, они хоть и точные да грубоваты для темы о Блоке), это чудовище – холодная, ослепительная, «крылатоглазая» Волохова с темпераментом «кровожадной», свихнувшейся от похоти Любови Дмитриевны - держит в своих прекрасных ручках (у обеих, засвидетельствовано – прекрасные руки) наш шарик, шарик наш земной – и он для них почему-то (впрочем, почему «почему-то» - естественно и неизбежно!) «легкий, как газ»? Причем здесь газ? Как можно газ удержать в руках? Какой газ? Уж не фозген ли?! Вы ТАКОЙ апокалипсис хотели изобразить?

Дальше, т.е. выше,
       «Блок жив веках»
- это здорово. Особенно в России. Диссидентская строка. В СССР ее бы не пропустили. В СССР знали, кто живее всех живых. Это не Блок.

Выше.
       Ты нужен нам, из междометий
       Не могущим сложить молитв.

Да, между строками нет запятой и нет соответственно паузы, но инерция предыдущих 8 строчек сминает незаметную запятую после «нам»( о Ваш знаменитый ритм!) и получается, что Вам нужен «Блок из междометий» и «неумеющим слагать молитвы».
       Кстати, молитвы Прекрасной Даме – хотя слово «молитвы» по-моему фальшивит? – он слагал только до 903, кажется (простите мелкие погрешности программисту, а не филологу) года, дальше были что угодно, но не молитвы. Те же «Пляски смерти» с их «лязгом костей», например.

Выше. Вообще шедевр.
       «Ты мысли и мечты свои
       Зачал в великих ямбах лорда
       Бейрона…»

       Во-первых, причем тут Тютчев («Молчи, скрывайся и таи/ и чувства и мечты свои» - почти цитата)?! Или и Тютчев тоже что-то там «зачал» у лорда? Или Блок «зачал» все это «затаившись и молча»?
       Во-вторых, а слово «зачал» - это еще один замышленный Вами парадокс? Ведь как – ох, простите, но не знаю, как уж тут по-другому – но как мужской член, по определению, принадлежит ТОЛЬКО мужчине, так и зачать может ТОЛЬКО женщина. Или еще и Блок - внешним образом – в ямбах? Девицы – те в кустах, а вот Алесандр Александрович…? Хотя... может, я не прав! Есть же фильм про беременного Шварценеггера! Не прав, не прав…
       Но согласитесь, использовать цитату Тютчева, в ссылке на Байрона, в стихотворении о Блоке... Судя по Вашей «рыжей роскоши» (кто не видел, посмотрите фото!) - цитата моя, темперамент у Вас тоже – в бабушку(и не голубой крови), но трое в строчке не считая Арнольда… Кажется, немногонько чересчур.
       В-третьих, вот не помню, а Блок знал английский? Или он «зачал» по переводам? И, отбросим семантику, что общего у Блока с этим таинственным лордом Бейроном кроме первой буквы в фамилиях и того, что оба, бывало, писали ямбами? И вот здесь ответьте, пожалуйста! Личная просьба.

Выше.
       «…Ты первый. Лучший»

В каком ряду? - Иванов, Петров, Сидоров, Блок? Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок? «Первый» - я понял – по алфавиту. А «лучший»? Впрочем, воля автора. ( «Мои стихи – мои, не ваши. Они величественны и всегда правы» - а это Ваша цитата). Или это еще один парадокс: Блок лучше Пушкина?!

Выше.
       «Сбрось ярмо
       Ненужных смут большого сердца,
       Воспрянь.»

«Большое сердце» - почему-то приобретает медицинский оттенок, но это, может, мне только кажется, но Елена! – ЧТО бы ВЫ сказали, если бы ВАМ кто-либо пожелал - от всего чистого сердца – чтобы ВЫ избавились всех смут Вашего сердца?! И Вы такое Блоку? После этого не «воспрявать» надо, а в гробу переворачиваться и крышкой плотнее укрываться.

Выше.
       «…Как кровожадно, полновластно
       Она живёт. А ты – горишь.»

       А что лучше – «полновластно и кровожадно жить» или «гореть»? И вообще, как можно сравнивать частную жизнь не очень красивой женщины и духовное горение гения? Как сравнивать паровоз и фортепьяно? Да и частная жизнь Блока – никакого «пламени» - пьянство и бабы, бабы – актриссы там, проститутки.

Выше.
       «И сонм Кармен и Снежных Дев».

Никакого «сонма» Кармен – одна: Дельмас; Снежная дева – одна: Волохова. В той метели, вроде бы еще одна набивалась, но Блок ей отказал, как же ее… Красная маска… оставила блестящие мемуары… Не помню. Не филолог. И Дельмас – не последняя подруга, последняя… как же ее.. Клипович… Книпович… Да, по-моему, Книпович:
       «…И я гляжу в твои большие
       Суровые и страстные глаза,
       и наши души…»
(Её стихи тех лет, в память запали только эти две с половинкой строки)

       Выше.
       Выше непонятная и на мой взгляд неуклюжая строка «…струн Вещуньи, в плащ одетой синий». «одетой синей…» Мда… «Синий плащ» и какая-то «Вещунья со струнами»… «Синий плащ» так намертво ассоциативен с «фотографией на столе» и всем горьким циклом, обращенным к Л.Д.… а тут «Вещунья со струнами». Со струнами – это цыганские стихи «Ксюша, пой!..» Но и там «вещуньи» не проглядывается… Или и это из II тома?! Но есть во всем том томе хоть одно стихотворение, обращенное к Л.Д.? .. Есть! Прощальное. «…и даже за то, что мы муж и жена» Но опять ж-таки – никаких «вещуний». А Вы не путаете с лордом Бейроном?

       Выше. Ну выше только что Блок - «Ваше плечо». («Мой миф. Мой рок. Моё плечо.») Без комментариев.

       Резюме. Не советуйте Вы никому Вл.Орлова! У него совершенно безобразная версия! Есть же воспоминания современников – того же Белого. Есть размышления Даниила Андреева… А ритм… Ритм у Вас неудержим. Но я давно заметил, как только пытаешься соврать в содержании, так сразу что-то ломается в форме. Как с тем «Бейроном». Кстати, Блок же тоже филолог! Значит, английский знал. Но все-таки расскажите мне, что у него общего с Байроном?!
       Вы удивительный поэт. Я еще Вам об этом не раз скажу. Вот читал (опять же с нижних стихотворений) и радовался, что помогли Вас найти. Но это – плохое стихотворение. Как обидно! Какие слова Вы нашли для друга! Какую интонацию в шоколадке, а о Блоке... Банальности и неверности. Отдельные хорошие строчки не спасают(«И крупных пальцев замять-скуку, И след венчального кольца.», первые 2 строфы, есть и еще, и еще)

2001 г.


Рецензии