2-е ТИМ. 4, 6
"Ибо я уже становлюсь жертвою, и время
моего отшествия настало"; семя
новой жизни готово в дело;
темя держит то, что почти взлетело,
к суете иной направляя путь; послушай, -
ты один из немногих, кто примет душу
от того, кто при жизни изведал Бога;
ты не знаешь ещё, как это много
в том единственном, самом последнем смысле:
тленно всё, лишь душа неподвластна праху, -
ибо жизнь оставляет не больше мысли;
я к тому, чтобы ты не поддался страху,
что трепещет не только в усталом сердце -
в каждой норке, гнезде, окне иль дверце
бытия; потому – принимай посылку,
береги мой дар, наполняй копилку!
Свидетельство о публикации №108072001740
Вы уж, пожалуйста, простите меня, что использую поле нашей с Вами публичной переписки (рецензии), возможно, не по назначению. Однако последние события – как на стихи.ру, так и за его пределами – не позволяют мне молчать. Как знать, быть может, это послание вообще окажется моим последним рассуждением здесь на религиозную тему, поскольку, как я понял, мы вступает в столь интересное время, когда любое отступление от ортодоксии запросто квалифицируется как «разжигание розни на религиозной почве». Конечно, когда все шагают в Царство небесное таким дружным строем, то любой уклонист и отщепенец, с точки зрения всё той же воинственной и победоносной ортодоксии, лишь сеет раздор в сердцах и умах согласной со всем и на всё паствы. Тем не менее, пока модераторы сайта и прочие надзорные органы гоняются за более опасными разжигателями, я, пожалуй, воспользуюсь своим шансом и поразвлекаю Вас ещё немного своими разглагольствованиями всю на ту же тему.
Итак, начну я с того, что поплачусь Вам в жилетку об обнаруженной мной намедни злонамеренности этой самой ортодоксии. Раньше я наивно полагал, что она попросту не ведает, что творит, – сегодня же я со всей ответственностью заявляю, что она как раз это ведает, ведает, но всё равно творит. Я почитал тут на досуге свежие и не очень сочинения её адептов, одновременно ознакомился в полемических беседах и со взглядами рядовых прихожан. Честно слово, Майкл, такого количества свидетелей истины на один квадратный сантиметр суши, как на православной территории, не сыскать нигде. Иногда у меня создаётся впечатление, что от ощущения богоизбранности из ортодоксии скоро повалит густой и разноцветный пар. Ибо перегрев явно налицо. Однако попробуем разобраться с законностью этой, так называемой, точки кипения. Само собой, за всеми громкими разговорами о патриархах, мощах, литургиях, причастиях и деепричастиях мало что стоит, поскольку суть христианства совершенно теряется на фоне столь нешуточного нагромождения ликов, интерьеров и экстерьеров. Таким образом, я, Максим Седунов, находясь в здравом уме и будучи наделён какой-никакой способностью изъясняться на русском языке, хочу восполнить сущностные пробелы ортодоксии, – которая, повторяю, занята куда более важными вопросами (спасение нации, борьба с неверными и т. п.) – чтобы перед обычным читателем, помимо бесчисленных символов веры, в этом вопросе забрезжил хоть какой-то смысл, то есть стала понятна и сама суть веры.
Мы много с Вами говорили на эту тему, и сейчас я постараюсь лишь кратко всё подытожить, то есть описать квинтэссенцию проблемы. Так что же такое христианство, – как состояние, а не как институт, – если всё выразить совсем просто? Возьму на себя смелость предположить, что христианство – это такое положение индивида, когда он пытается увязать свою высшую субъективную страсть, то бишь СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЧНОМУ БЛАЖЕНСТВУ, с неким историческим событием, то бишь с БОГОМ ВО ВРЕМЕНИ, в качестве которого и явился И.Х. Первая часть этого уравнения, стремление к вечному блаженству, никаких трудностей не вызывает, так как сама по себе имманентна, – ведь никто не прочь обрести вечность, причём в такой многообещающей форме. Вся трудность здесь, стало быть, именно во второй части уравнения, поскольку Бог, то есть вечное, предстаёт здесь перед нами как нечто временное, как индивидуальное человеческое существо, а также в ПАРАДОКСЕ, который возникает из-за того, что нам приходится основывать вечное блаженство на чём-то историческом, то есть вечное основывать на временном, что само по себе и подчёркивает высочайшее значение экзистенции. Но историческое оно на то и историческое, что постичь его можно только с той или иной долей приближения; иными словами, знать об этом доподлинно ничего нельзя, но можно только ВЕРИТЬ в это. Таким образом, хочешь не хочешь, но, приняв для себя решение становиться христианином, человек должен отдавать себе отчёт в том, что пускается на величайшую авантюру, ибо он должен поставить своё пребывание в вечности, то есть высшую и абсолютную цель, в зависимость от чего-то преходящего и минувшего, что может быть присвоено только посредством веры и никак иначе. Всё это и есть субъективная сторона проблемы перехода к становлению христианином. Ну и, разумеется, дальше идёт ещё собственно становление. Что до объективной стороны дела, то здесь всё предельно ясно, и понять христианство объективно не труднее, чем понять тот же ислам или иудаизм. Для этого достаточно ознакомиться с единственной книжкой, которая называется Новый Завет, ну и с Ветхим желательно тоже, чтобы лучше понимать многие изречения И.Х. и того же ап.Павла, ведь базис там взят как раз иудаистский. Однако знание объективной стороны дела к решению вопроса не приблизит ни на йоту, но и незнание тоже никак не позволит продвинуться в понимании самой личности БОГА ВО ВРЕМЕНИ.
А теперь, Майкл, давайте, пожалуйста, сопоставим то, что я коротенько изложил в предыдущем абзаце, со всеми этими бесчисленными интерьерами и экстерьерами, с литургиями, житиями святых, иконостасами, с наместниками Бога на земле в виде царей и патриархов, с куличами, иконами и песнопениями. И что же, интересно, получится? Вот и получится та самая точка кипения. Кстати, добавьте в этот котёл ещё и религиозных поэтов, поскольку этот феномен тоже поддаёт жару. Конечно, как же иначе, ведь он зиждется на грандиозном противоречии. Потому что в поэзии, где главную роль играет идеальность интуиций воображения, возможность всегда выше действительности, а в религиозном всё как раз наоборот. Вот и рождаются все эти гимны, песнопения, а также «богоугодные» стишки типа тех, которыми пестрит главная, чьи авторы даже близко не отдают себе отчёт в том, что подобная мифологизация христианства в тысячу раз порочнее любого атеизма, так как извращает само понятие религиозного, чья арена – это непременно действительность, а не фантазия.
Если подходить к вопросу с подобающей серьёзностью и вдумчивостью, то, конечно, мне не пристало заморачиваться по поводу всех описанных недоразумений, так как моё лично отношение с трансцендентным от увиденного и услышанного никак не страдает, но, наоборот, только крепнет. За державу тоже не обидно, поскольку это её, державы, выбор. Однако дать заблудшим и зашедшим в непроходимые дебри ортодоксии шанс я всё же был должен. Авось, кому и помогут эти мои объяснения. Засим и прощаюсь.
С уважением,
Максим Седунов 08.08.2012 19:08 Заявить о нарушении
Всё это, Максим, я сказал в порядке размышления над Вашими словами. Если бы интенсивность сознания людей была выше, то мы не наблюдали бы это мракобесие, что творится на сайте. Что до официоза, то это чисто проблема власти над душами.
С уважением,
Майкл Ефимов 08.08.2012 23:03 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 09.08.2012 00:37 Заявить о нарушении
Сейчас ознакомился с Вашим затянувшимся диспутом с "филологом". На мой взгляд, это тоже своеобразный вариант ортодоксии, помноженный на отсутствие культуры. То есть мышление пользуется готовыми стереотипами. И иное состояние для этого человека опасно - проснувшаяся способность к рефлексии может привести к психической катастрофе.
С уважением,
Майкл Ефимов 09.08.2012 09:28 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 09.08.2012 10:16 Заявить о нарушении
Максим Седунов 09.08.2012 20:59 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 09.08.2012 21:58 Заявить о нарушении
"Однако дать заблудшим и зашедшим в непроходимые дебри ортодоксии шанс я всё же был должен. Авось, кому и помогут эти мои объяснения."
_________
Какой,вообще, шанс- "он", мы , или кто-то ешё ...может дать "заблудшим"? А Вы уверены за себя, что Вы - не заблудший? И кто вообще может быть в этом абсолютно уверен? Такую уверенность,САМА в себе, может обрести лишь индивидуальная душа, которая в потёмках нащупает, наконец, свой, и только свой, путь. И почувствует- "нащла"! А по каким ухабам поведёт дорога и как: долго-ли - коротко-ли - выведет она к истине- никому неведомо. Вы же сами не раз провозглашали индивидуальность пути саморазвития. Так отчего же Вы так неспокойны относительно других? Что: -Давайте разберёмся и подпишем протокол? ... Если же это- персональная жизненная задача каждого, не лучше ли отпустить подобное беспокойство ума и освободить внутреннее пространство для себя же? Или Вы окончательно со всем определились и личные трудности преодолены? Неоспоримо, что "неисповедимы пути Господни." Предоставьте людям свободу самим "находить" или ошибаться. Поводырём в этом очень сложном и главном вопросе может быть лишь каждый себе -сам. А "шанс заблудшим" может быть дан только тем , кто уже- на всё ответил! Я не сомневаюсь в Вашей многосторонней осведомлённости и с уважением признаю её. Но,сомневаюсь, что кто-то вообще может уверенно браться за такую миссию. Свои задачи подобного порядка каждый решает только сам, и тем реализует своё право на свободный выбор. Духовное становление- это напряжённейшие глубинные трансформации сознания. Каждому бы суметь справиться-с собой. И ещё: путь в божественное и веру - проходит через сердце! А в этом, как Вы понимаете, один другому - не помощник. Тем не менее,в самой потребности говорить на эти темы, я склонна видеть Ваши попытки в решении своих же внутренних проблем, потому хочу пожелать Вам успешного следования к "Центру" и "центру"
С уважением,
Аделина Грант 10.08.2012 21:53 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 10.08.2012 22:19 Заявить о нарушении
Всех Благ!
Аделина Грант 10.08.2012 23:50 Заявить о нарушении
Аделина Грант 11.08.2012 04:27 Заявить о нарушении
Аделина Грант 11.08.2012 04:32 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 11.08.2012 08:25 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 11.08.2012 08:37 Заявить о нарушении
С поэтическим приветом!
Аделина Грант 11.08.2012 09:29 Заявить о нарушении
Аделина Грант 11.08.2012 09:45 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 11.08.2012 10:15 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 11.08.2012 10:17 Заявить о нарушении
Максим, не теряйте мужского достоинства, это мелко.
Аделина Грант 11.08.2012 11:31 Заявить о нарушении
Максим Седунов 11.08.2012 12:54 Заявить о нарушении
С неизменным уважением,
:)))))))))))))))))
Аделина Грант 11.08.2012 13:19 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 11.08.2012 14:45 Заявить о нарушении
Спасибо.
)
Аделина Грант 11.08.2012 19:56 Заявить о нарушении
С лучшими пожеланиями к каждому.
___________________________
Аделина Грант 11.08.2012 21:52 Заявить о нарушении
(Текст, специально написанный Ваданайей).
Как подразумевает название, Буддийская Община Триратна начиналось как ответ на западные условия и как попытка создать форму буддизма, подходящую для людей, живущих в современных западных культурах. Когда мы впервые встречаемся с Буддийская Община Триратна, многие из нас, исходя из «западного» культурного прошлого, заключают, что создание западного буддизма будет означать, что Дхарма будет лишена ее «иррациональных» элементов – и среди них первым и наиглавнейшим будет практика поклонения. Мы можем испытать удивление и даже разочарование, узнав, что практика поклонения занимает важное место в подходе Буддийская Община Триратна.
Но есть веские причины для того, почему ритуал и практики поклонения – то, что мы часто называет санскритским словом «пуджа», – играют такую роль в Буддийской Общины Триратна. Словами Сангхаракшиты:
«Ритуал – это неотъемлемая часть буддизма, неотъемлемая часть любой школы буддизма, будь то тибетский буддизм, Дзен или Тхеравада. Мы не можем избавиться от ритуала в буддизме, да и не стоит пытаться сделать это. Вместо этого нам нужно попытаться понять ритуал и увидеть, какова его цель».
В этой сессии мы будем делать как раз это – мы постараемся понять цель ритуала и понять, как участие в нем может помочь нам в духовном продвижении.
«Рациональный ритуал»
Многие из нас под влиянием своего культурного окружения думают, что все ритуалы, так или иначе, иррациональны. Безусловно, ритуал может стать пустым и лишенным смысла, но, как указывал психолог Эрих Фромм, есть также такая вещь, как «рациональный ритуал» – ритуал, который служит определенной цели и является эффективным способом ее достижения. Фромм описывал такой рациональный ритуал как «совместное действие, выражающее общие стремления, произрастающие из общих ценностей». Это описание выявляет некоторые важные аспекты ритуала. Ритуал – «средство выражения»: он выражает наши глубочайшие устремления и ценности и в процессе этого делает их более сознательными и усиливает их силу управлять нашей жизнью и действиями. Ритуал также часто «совместен» (хотя мы можем проводить ритуал одни, и это может оказывать сильное положительное действие). Но когда ритуал разделяется с другими людьми, собирающимися вместе, чтобы принять в нем участие, он обретает еще одно важное измерение – он становится способом выразить и усилить наше чувство общности с теми, у кого та же цель, что и у нас. Он становится способом создания Сангхи, или духовного сообщества.
Если мы участвуем в нем с правильным настроем, ритуал может помочь нам:
· обнаруживать и делать сознательным
· выражать
· усиливать
и напомнить нам о наших:
· восхищении и преданности тому, что выше нас самих
· устремлении к продвижению по пути
· преданности практике
· общности и товариществе с другими, вовлеченными в эту же деятельность
Шраддха
Восхищение, устремленность и преданность – это аспекты нашей шраддхи, непереводимого санскритского слова, обозначающего внутреннее переживание, которое может включать все три этих элемента, а также уверенность и интуитивное чувство нашего направления в жизни. Согласно Сангхаракшите, санскритское слово шраддха происходит от корня «устремлять сердце к чему-то». Шраддха – это то, что мы чувствуем к тому, на что устремляем наше сердце, к тому, что имеет для нас самое глубокое эмоциональное значение. Но это не просто чувство – это дар, который связывает нас с нашими глубочайшими идеалами и ценностями.
Конечно, не все идеалы, на основе которых мы строим свою жизнь, одинаково ценны. Кто-то может «устремить сердце» к мирским амбициям, комфорту и безопасности, погоне за чувственными удовольствиями и сделать это ценностью, управляющей его жизнью. Это не было бы шраддхой. Шраддха – это наш отклик на идеалы и ценности, которые выше, глубже и более универсальны, чем мелкие заботы о себе, каковы мы есть сейчас. Как говорил Сангхаракшита:
«[Шраддха – это] возвышение сердца… Вы… поднялись к чему-то более высокому, коснулись чего-то более высокого, пережили, пусть и на мгновение, нечто более высокое».
«Вера, шраддха – это… настоящий, живой отклик всего нашего существа… на что-то; мы, возможно, не сумеем обрести очень ясную идею этого концептуально, интеллектуально, но это что-то, что мы воспринимаем интуитивно, что, как мы чувствуем, если хотите, больше, выше, благороднее, утонченнее, достойнее, ценнее, чем то, каковы мы теперь. Нечто, чему как таковому мы должны посвящать себя, если хотим покорить себя. Нечто, ради чего нам следует жить, даже приносить себя в жертву».
Хотя слово «шраддха» часто переводят как «вера», очевидно, что она не просто подразумевает веру в истинность какой-то догмы, и это, безусловно, не «слепая вера». Часто говорится, что шраддха покоится на трех основаниях: интуиции, разуме и опыте. Нам нужно проверять интуитивное чувство направления нашей жизни с помощью разума, спрашивая, действительно ли в этом есть смысл? Нам нужно проверять наше глубокое чувство увлеченности идеалом на опыте, спрашивая, видел ли я собственными глазами подтверждение тому, что то, чему я привержен, оказывает положительное влияние? Но в конечном смысле шраддха выходит за пределы разума, выходит далеко за пределы того, в чем мы можем убедиться с помощью органов чувств. Иногда ее можно ощутить почти физически, как чувство правоты, ясности и уверенности, которое слишком глубоко, чтобы его можно было выразить словами. Опять говоря словами Сангхаракшиты, шраддха – это «отклик того, что абсолютно в нас, на то, что абсолютно во Вселенной».
В некоторых традиционных комментариях выделяются такие три аспекта шраддхи: восхищение идеалом, жажда достичь идеала и уверенность, что мы можем продвинуться к идеалу. Говорится, что шраддха приносит много позитивных качеств, включая ясность ума и радостную безмятежность. Говорится, что она – часть любого позитивного состояния ума и способность, необходимая нам, если мы хотим продвинуться по пути.
У всех нас есть элементы шраддхи, иначе бы мы никогда не смогли убедить себя в необходимости положительного направления поступков и следования ему. Но шраддха – это качество, которое можно развивать, способность, которая становится сильнее посредством упражнений, и развитие этой способности – важная часть духовной жизни.
Аделина Грант 11.08.2012 21:58 Заявить о нарушении
Шраддха не слишком признается и ценится нашей культурой, и когда мы начинаем практиковать Дхарму, у нас часто нет связи с ней. Очень часто нам нужно, прежде всего, обнаружить нашу шраддху, начиная с восхищения и почтения к чему-то, выходящему за пределы нас. Когда мы начинаем принимать участие в буддийском ритуале, мы можем начать испытывать чувства, о которых мы лишь смутно знали раньше, поскольку они не ценятся нашим обществом и не поддерживаются нашим окружением. Часто люди, которые сначала чувствуют некое сопротивление ритуалу, обнаруживают, что когда они участвуют в нем с открытым умом, они ощущают то, что прежде никогда не переживали. Повторяя определенные строфы, совершая простирания, ставя подношения на алтарь, мы можем обнаружить, что это действие проникает в наши глубины и высвобождает чувства, о которых мы совсем не догадываемся – или даже отвергаем их, когда просто тихо сидим и думаем. Действуя, а не думая, вовлекая все свое существо, а не просто интеллект, мы начинаем ниспровергать нашего внутреннего цензора и обнаруживаем части себя, о существовании которых не знали.
И это части себя, которые нам нужны, если мы хотим быть успешными в духовной жизни. Без шраддхи мы не сможем никуда продвинуться. Неотъемлемая часть шраддхи – это восхищение и даже страстное влечение к идеалу, к которому мы устремляем себя, к людям, которые воплощают этот идеал, к прекрасным и благородным качествам и, возможно, к чему-то, что мы не можем обозначить словами, но что лежит в основе всего вышеперечисленного. Пока мы не восхищаемся этими вещами и не жаждем их, у нас не будет мотивации для того, чтобы двигаться в их направлении. Словами тхеравадинского монаха Ньяпоники Тхеры:
«Тот, кто не способен на отношение почитания, будет также неспособен на духовное продвижение за пределы узких границ его теперешнего состояния ума. Тот, кто настолько слеп, что не видит и не признает ничего более высокого и лучшего, чем маленькая грязная лужа его недалекого «я»… будет страдать долгое время от того, что его рост запаздывает. А тот, кто… отвергает отношение почитания в себе и других, останется заключенным в тюрьме своей заносчивости – это самое грозное препятствие для истинной зрелости характера и духовного роста. Именно признавая и почитая что-то или кого-то более высокого, человек почитает и усиливает свой собственный внутренний потенциал».
Это выражено здесь более сильно, чем, вероятно, предпочтут большинство из нас в ДЗБО, и не следует понимать это так, что если мы не получаем удовольствия от пуджи, то мы духовно безнадежны. Даже самые преданные практики не всегда слишком привязаны к пуджам и выражают свою шраддху другими способами. Словами Сангхаракшиты:
«Если вы заинтересовались буддизмом, но вас не привлекают пуджи, хотя вы и попробовали их делать несколько раз, это не то, о чем следует беспокоиться. Вы можете практиковать медитацию или заняться учебой. Не всех нас привлекают одни и те же формы практики. Вот почему мы не предписываем одной духовной практики, как это бывает в некоторых школах буддизма. Мы делаем доступными целый ряд буддийских видов деятельности, все, что помогает хотя бы некоторым людям расти и развиваться. Важно, особенно на ранних стадиях следования буддийскому пути, хвататься за любую практику, которая кажется самой вдохновляющей и полезной для вас. Другие аспекты разовьются позже».
То, что важно – шраддха, а не ритуал сам по себе. Но для большинства людей ритуал – это важный способ развития шраддхи, а также приятный элемент практики самой по себе, и по этим причинам важно честно его попробовать.
От выражения к устремлению и преданности
Поэтому пуджа – часто способ, с помощью которого мы начинаем открывать свои способности к восхищению и почитанию. И когда мы начинаем большее сильно переживать эти эмоции, вполне естественно, что нам захочется выразить их, и снова пуджа – это зачастую главный способ сделать это. (Если мы любим или уважаем человека, мы естественным образом хотим это выразить. То же самое справедливо по отношению к нашей любви и уважению к Трем Драгоценностям.) А по мере того, как мы выражаем наше восхищение, оно растет еще больше. Чем больше мы выражаем наши чувства, тем больше они выходят из тайного, сумеречного, частного мира во внешний мир общественной реальности. Они становятся более реальными.
По мере того, как наше восхищение становится более сильным и подлинным, естественно, что оно превращается в устремление двигаться к идеалу, воплотить его в себе, даже служить ему, если мы можем. Это устремление, в свою очередь, вполне естественно развивается в преданность, решимость сделать все, что нужно, чтобы позволить нашему устремлению оказать влияние на наши поступки и жизнь. Все это – часть процесса перемещения наших глубочайших идеалов из внутреннего мира во внешний, превращения их из смутных вспышек в нашей душе в мощную силу, движущую нашу жизнь.
Пуджа может быть очень полезной на каждом этапе этого процесса. Когда мы выражаем наше восхищение, оно становится более осознанным, сильным и реальным. Оно развивается в устремление. Когда мы выражаем наше устремление, оно становится более осознанным, сильным и реальным. Оно развивается в преданность. Когда мы выражаем нашу преданность – и в особенности, когда мы делаем это публично, – она становится мощной силой в нашей жизни. Она становится нами самими, смыслом нашей жизни, как публичной, так и тайной жизни нашего ума. (Любой, кто сделал публичную, ритуальную декларацию преданности чему-нибудь, подтвердит, что это может обладать мощным действием – возможно, вы заметили это, когда давали обеты на церемонии митры).
Другой эффект пуджи – то, что она просто напоминает нам о наших идеалах и нашей преданности им. Мы, люди, можем чувствовать подлинную преданность чему-то в наши лучшие времена, когда мы находимся в контакте с лучшей частью себя, но забываем об этом, когда нас отвлекает повседневная жизнь. Нам нужно постоянно восстанавливать связь, напоминать себе о том, что для нас действительно важно, если мы хотим, чтобы это стало действующей силой нашей жизни. Регулярная повседневная практика даже простых ритуалов, таких, как поклоны перед алтарем и начитывание прибежища и наставлений перед медитацией, помогает нам напомнить себе о наших ценностях и нашей преданности им, чтобы мы оставались в контакте с ними весь день.
Такими способами практика ритуала помогает нам сделать то, что начиналось как неясное интуитивное чувство нашего потенциала, руководящим принципом, который управляет нашими поступками и нашей жизнью. Со временем он поможет наделить нас всеми преимуществами развитой способности шраддхи – безмятежностью, ясностью, постоянством целей, силой перед лицом изменчивых обстоятельств, широкой перспективой, зрелостью, индивидуальностью и покоем ума.
Аделина Грант 11.08.2012 22:00 Заявить о нарушении
Вероятно, наиболее частая причина для сильных негативных реакций на пуджу – это то, что она пробуждает чувства, относящиеся к группе и принадлежности. Многие из нас рано или поздно чувствуют, что присоединение к группе других людей угрожает чувству нашей собственной индивидуальности. Это необходимая и положительная черта индивидуальности, когда группа ведет себя неискусно, но мы можем чувствовать это, даже когда поведение других нейтрально или искусно. Мы чувствуем необходимость ограничивать себя и отделять от всех групп для того, чтобы утвердить и защитить наше ощущение себя как индивидуальности, ответственной за принятие решений. Для некоторых из нас это необходимый этап в задаче становления личности, но это еще не все. Когда наше ощущение собственной индивидуальности достаточно сильно, мы можем присоединиться к другим, все же во многом оставаясь собой, подобно музыканту, который радостно играет среди других, не упуская своей партии.
Но одновременно мы можем обнаружить, что участие в пудже с другими скорее заставляет нас чувствовать себя чужаками, чем укрепляет наше чувство общности с ними. Все вокруг нас принимают участие в чем-то довольно странном, что мы, возможно, не понимаем полностью, и мы ощущаем принуждение выполнять то же, которое, как нам кажется, угрожает нашей индивидуальности. Мы чувствуем враждебность, одиночество, возможно, бунт и превосходство.
В этом случае пуджа становится превосходной возможностью практиковать осознанность, чтобы лучше осознать склонности, с которыми нам нужно работать не только в пудже, но в жизни в целом. Когда мы практикуем ритуал, у нас есть возможность осознать – и объединить – чувства и реакции к группам, которые, почти несомненно, влияют на нашу жизнь и отношения в массе других случаев. Мы можем с большей выгодой использовать эти реакции, размышляя над тем, что никто, кроме нас, не беспокоится, принимаем мы участие в ритуале или нет – это ощущение давления и подчинения есть только в нашем уме. Мы можем спросить себя, действительно ли другие, которые принимают в нем участие, такие конформисты: возможно, некоторые из них в других ситуациях кажутся очень сильными личностями. Мы можем спросить себя, чувствовали ли мы что-нибудь подобное в других обстоятельствах, или же мы склонны избегать объединения с другими в целом, или же часто кажется, что мы сами делаем себя одиночкой и аутсайдером.
Очевидно, это не главная цель пуджи, но ценным побочным продуктом участия в ритуале может быть то, что он помогает нам осознать – и оставить позади – реакции на группы, которые могут жестко ограничивать нас в ряде случаев, удерживая нас от присоединения к другим в привнесении позитивных изменений в мир и отрезая нас от чувства общей цели, которое присутствует в глубокой дружбе.
Пуджа – это то, что нужно делать
Пуджа – это то, что делают, а не думают об этом или говорят. Единственный способ оценить ее влияние – участвовать в ней достаточно часто, чтобы преодолеть первичное чувство чего-то незнакомого, насколько это возможно, оставляя предрассудки и предположения позади, чтобы мы могли ощутить ее влияние непосредственно, сами.
Аделина Грант 11.08.2012 22:04 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 11.08.2012 22:56 Заявить о нарушении
Спасибо, Майкл,
Всех благ!
Аделина Грант 11.08.2012 23:53 Заявить о нарушении
Аделина Грант 17.08.2012 20:33 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 17.08.2012 22:19 Заявить о нарушении