Бедная Лиза

       1

Люблю в окрестностях Москвы
Бродить над речкой и вдоль поля,
Искать следы, которых вы
Давно не ищете уж боле.

Вон монастырь стоит в руинах,
В провалах окон темнота,
Для нас – привычная картина;
Теперь Москва совсем не та.
Он смотрит на меня глазами окон.
Упрёк ли в них? Страданья ль тень?
И солнце покрасневшим оком
Свершает знойный, летний день.

Москва огромна и богата,
В ней шум машин и суета;
Закат уж не пылает златом
На куполах и на крестах,
И не цветут обильно боле
Вокруг цветы в её полях,
И из окна вагона больно
Смотреть на тление и прах.

Вот мост, широкая Ока.
Песками жёлтыми раздольно
Не золотятся берега,
Не стала светлою река.

2

Люблю бывать я здесь весной,
Бродить один среди могил,
Поросших сорною травой,
И дух прошедшего мне мил.
Я слышу из далИ времён
Чуть различимый скорбный стон,
Я шёпот слышу – эхо слов
Молитв о бремени оков,
Так листья осени печальной
Вдруг мимо пролетят меня
И шорохом былого дня
Растают где-то в роще дальней.

О, нравственность христианская былая –
Понятие добра и зла,
Ты, светом праведным сверкая,
Крестьянину близка была;
Но город, алчный и великий,
Простёрся, поглотив поля,
И мегаполис многоликий
Не слышит, стонет как земля.
И совесть ликом старика седого,
Глядит из глубины веков,
Молчит и тает; но святое слово
Звенит в бескрайнем море облаков.

3

Как часто правы мы в глазах своих,
Легко себе находим оправданье,
В своих грехах виня других.
Забыта жертвенность, и нет благодеянья.

Скучать и жаловаться на судьбу,
Завидовать, - вот то, что нам пристало.
О благе ближнего мольбу
Мы в сердце не храним нимало,

И губим тех, кто любит нас,
Обворожив своею лаской.
Ответившие нам любовью в первый раз
Лица не видят под учтивой маской.

Но мы-то сами? Сами мы
Так не хотим признать обмана;
Но в старости, когда утомлены,
Раскаянье приходит поздно или рано.

4

Брожу ли я по Подмосковью,
Иль еду по шоссе домой,
Мне память говорит с любовью
О тех, что жили под Москвой.

Смотрю на мир я их глазами
Сквозь время наше, как стекло,
Лечу цветущими лугами,
Где время давнее прошло,

И оживают вновь страницы,
Мне говорит с них Карамзин
О там, как раньше пели птицы,
Где он любил бродить один,

Над безымянною могилой,
Остановившись, размышлял,
О девушке, простой и милой,
Рассказ простой свой сочинял –

О ней, погубленной напрасно.
Ей избавленьем стала смерть.
Простил ли Бог ей грех ужасный
И поднял её душу в твердь?

На лист бумаги, где писал он
Скатилась горькая слеза.
«О быль печальная!» - сказал он
И вытер влажные глаза.


Рецензии
Вон монастырь стоит в руинах,
В провалах окон темнота,
Для нас – привычная картина;
Теперь Москва совсем не та.
Он смотрит мне в глаза глазами окон.
Упрёк ли в них? Страданья ль тень?
И солнце покрасневшим оком
Свершает знойный, летний день.

В баню, совершенно невозможно принадлежать к какой-либо реальной, собирающейся и как-то там действующей политической ли партии, религиозному ли движению. Ещё вчера по крайней мере так было; вот и дожидаемся, лично я сижу жду, вдруг кто изобретёт, как быть с этой проблемой: вн7е зависимости от лозунгов и, более детально, сколь угодно развёрнутой программы партии, партия может, для начала, либо создавать у собравшихся такой положительный эффект подставленного плеча, общего собрания, и что не дадим друг друга пересажать и перестрелять просто так, будет много крови и с противоположной стороны; либо партия, с теми же лозунгами, с той же программой, может убивать рассудок собравшихся, и находиться там бывает невозможно. Это, я говорю, для начала; а далее, когда э\та организация в своём составе полностью сойдёт с ума... такое сумасшествие передаётся при общении и присутствии... она по всей Москве пойдёт собеседников с ума сводить, и в рамках какой там политической прог8раммы станет она при этом действовать, будет совершенно безразлично. Поэтому, например, нельзя быть ни за, ни против монастырей, и, более того, став бескопромиссно "за" или "против", если пропаганда эта наберёт большое количество согласившихся, можно, вот именно, по-режиссёрски предопредилить действия какой-то заразы: если все станут "за", зараза полноформатно окопается в монастырях и в новом христианстве; если всвсе станут "против", заразы в монастырях не останется, а останется одно горькое сожаление, зачем это бессмысленная толпа рушит такие замечательные монастыри, в которых ни грамма значит заразы.

Поэтому, например, Гитлер начал крошить всех подряд без разбору, как примерно раздать половине населения красные рубашки, а другим голубые, и пусть одна половина абсолютно хаотично уничтожает другую. Может быть, я неправа, но такое моё представление о том, что было. Если до Гитлера было так, как сейчас, Гитлер хуже не сделал, но ведь создалось громадное фашистское движение, люди героически гибли и/или занимались каждый день канцелярской работой неизвестно что хуже, и если такими всеобщими усилиями не стало ни хуже, ни лучше, так это, наверное, неправильно. Единственное в том смысле, что когда человек стреляет, принадлежит к громадной организации и имеет иллюзию, что он что-то результативное делает день за днём, ему самому не так жутко кромешно, как если он стоит один в ночи и совершенно уже свинтив с рассудка просит Световита помочь ему найти потерянные им ключи. Но и это, тоже, ободряющий этот эффект - мне кажется - работает до определённого предела - когда люди сходили бывало с ума по одному в ночи стоя, а теперь собрались в количестве 50ти человек и кордоны выставили вокруг собственной ставки; или когда они прорывались из окружения, или первое восстание поднимали, сообщив, скажем, что он7и, не участвуя в разделении труда и общении всех со всеми, будут теперь производить собственный продукт, а с внешним миром будут иметь исключительно официально-торговые отношения. А когда организация эта разрастается, и вот ты принадлежишь к организации, которая низачем сотнями расстреливает всё подряд и сбрасывает в овраги, это, по-моему, страшно не хуже того, как если одному ночью там потерянные ключи разыскивать упёрто. Буквально, пока стою один в ночи, а потом - повылезет народ и затопчет все мои ключи.

Ну вот например какой вариант сумасшествия я с себя сдирала буквально вместе с кожей лица. Такие какие-то мелкие, почему-то считается "женские" а по-моему только для постояльцев психбольницы, суетливые такие движения, оборочки оправляемые; да я например помню, как мы с бабушкой час не могли меня собрать чтоб идти в гости, потому что какая-то прОклятая оборочка топорщилась-топорщилась, так снимали платьице её отглаживали а она всё равно топорщилась; какие-то смешки такие дебильные; не преувеличиваю без гротеска и без образа: вдруг прядку волос начинала я на палец накручивать; вот Тамара Владимировна решила может быть что это тоже как-то в переносном смысле, а я реально сильно стеснялась, что у меня есть... ...попа, или что-то такое во мне было, неприличное, я этого стеснялась, а грешила на задницу. ; И вот, если, например, избавиться от этого... не знаю как в Царской России, а в советской наконец эта зараза распространилась практически поголовно, обойдя только так называемые "синие чулки" и упёртых партийных, которые, кроме как лозунгами, говорить вообще никак не могли, это разумеется тоже не выход... И вот если, значит, от этих мелких движеньиц, от этого дебилизма избавиться, за тобой и придут, в той или другой форме, не дадут тебе жить; на сегодняшний день похоже на то, что придут за тобой в любую веру и в любую идеологию, в таком случае какое же это чувство плеча и силы, состоять в идеологии, в которую всё равно придут за тобой? А избавляться надо, потому что, чем прожить так ещё раз... скажем, месяц... так я б лучше сама застрелилась, потому что каждую минуту ощущаешь в себе и вокруг что-то такое мерзкое, вроде раздавленного насекомого. У Алексея Толстого было, персонаж один, в итоге перекочевавший за границу и занявшийся полюбившимися авторам тараканьими бегами, пока жил в России, любил представлять себе дворяночек, как они ножками под столом перебирают и точно мечтают в жизни не просто совокупиться, а именно с ним, главно были б у него деньги и власть, а то теперь деньги и власть у их мужей и любовников, так поэтому они теперь с мужьями своими и любовниками совокупляются. Мне это представляется по Окуджаве, "ситцевые женщины", в которых Окуджава находит какую-то поэзию. И если представить себе, сколько девок в ВУЗах по всей стране загибаются кто скорее от ощущения мерзости в себе и вокруг, кто скорее оттого, что на них, частично выбравшихся из маразма, пытаются влиять адресно, как на психику, так и просто в смысле карьеры, никакой уже даже и свободной спокойной жизни лично для себя не захочешь, "У полуразбитого кем-то стакана сидят и беседуют два таракана", зажгли на кухне свет, тараканы побежали-побежали по столу и в ведро с водой прыгают, и ......... страна загибается, пусть ты уже отделился от неё в суверенное государство и как мог прекратил общение, всё равно, как тоже у Булгакова, "красные идут, а мы белым звонили, неужели позволишь погибнуть монастырю, который дал тебе приют".

*
В таком реалистическом этом смысле, я сегодня об этом думала, Москва, может быть, находится под влиянием реально существующей группы людей, может быть, в частности Лореса. Эти люди занимаются тем, что создают в богеме и прочей интеллигенции невозможные условия существования. Чужими руками разводя в учреждениях политический сыск вплоть до дословной известности начальству учреждения, что было сказано подчинёнными друг другу в туалете. А сам, вот, например, Лорес выходит поэтом, проповедующим вечные ценности. ; Вот только фашисты эту организацию над Москвой раньше чем поймают... если они вообще собираются её ловить... так раньше чем они что-нибудь переловят, нас перестреляют тут всех, потому что ловят они по принципу что в общем пейзаже Москвы особенно выделяется, кто то ли жёлтую кофту на себя наденет, то ли оранжевой гуашью морду выкрасит; смею заверить, люди из держащей Москву организации ничего такого не делают... ...с той оговоркой, что, если это станет для фашистов "лакмусовой бумажкой", "кто наденет жёлтую кофту, к организации не принадлежит", то завтра вся эта организация в жёлтых кофтах окажется; поэтому я это своё издевательство, как всё остальное, держу при себе: как только я выскажусь про жёлтую кофту и вдруг кто-нибудь мне поверит, аргумент моментально и абсолютно утратит силу.

*


Агата Кристи Ак   30.04.2013 20:27     Заявить о нарушении
*
**
Что до монастыря, так он не тогда в руинах, когда в провалах окон темнота; когда в провалах окон темнота, в руинах не монастырь, а прекрасной архитектуры историческое здание, что тоже конечно плачевно, но во-первых, не надо смешивать понятия, а надо, когда говоришь, "то-то и то-то в руинах", адекватно называть, что именно в руинах; а во-вторых, вот опять я аполитична и оторвана от так называемых "реальных проблем" в пользу потусторонних... про меня такое мама сообразила через три года моей воцерковлённой жизни, что надо говорит завязывать жить в миражах и жить начинать реальной жизнью... как это у Цоя, "Мне говорят, так жить нельзя, но почему нельзя? - ведь я живу"; во-вторых, на фоне происходящего вокруг меня, в каждой квартире в каждом учреждении и по всей стране, мне, вот так искренне... я могу не подкреплять этой своей искренности действиями, но искренность всё-таки никуда не денется... мне по... барабану, какие исторические здания совершенно лежат в руинах.

А монастырь в руинах, когда монахи либо монахини либо долгое время хранили пространство монастыря и взаимоотношения братии от этой заразы; либо стахановскими темпами нечеловеческим напряжением сил эту заразу из собственных взаимоотношений вытравили, сформировалось у них что-то вроде коллективного сознания, в котором заразы нет, такое коллективное сознание это тоже что-то живое, вроде человека; а потом зараза вломилась и все их стахановские и общие усилия вынесла с местности за день, а каков размер был усилий, не монах представить себе не может.

А если до того, как уничтожить таким образом монастырь, идеологически настроенные против такого понимания христианства, которого в монастыре в природе не было - если идеологически настроенные антихристиане братию расстреляли, так она хотя бы не увидела, что стало с монастырём, или, хуже, каждый из них сам хотя бы с ума не сошёл в глобализовавшихся в формат всей страны межличностных отношениях. Во-первых, поэтому никто из расстрелянных всерьёз обижаться не будет; и уж тем более если было 100 монастырей и в 99 была зараза, так эти антихристиане просто сделали за оставшийся сотый монастырь работу этого монастыря, ещё имея в виду, что если б сами монахи пошли расстреливать 99 монастырей, то они бы, конечно, не смогли довести дела до конца в силу своей малочисленности, и полегли бы поголовно, но зато и безрезультатно.

*
О, нравственность христианская былая –
Понятие добра и зла,
Ты, светом праведным сверкая,
Крестьянину близка была

Хороша ли, плоха была нравственность, точно было в ней что-то живое, но во всяком случае... МНЕ так представляется!! что она сама по себе была, так сказать, сложилась веками естественным каким-то путём; поймёт ли меня собседник... может, я что-то дико сложное говорю?? если я скажу, что эта нравственность не была случайно найдена в каком-то левом тексте уродом, который решил создать для своей паствы нравственность для того, чтобы, влияя на эту нравственность, заставлять людей поступать так или по-другому, исходя из выгоды проповедника? ЭТО ПОНЯТНО, ЧТО ЭТО ДВЕ РАЗНЫЕ НРАВСТВЕННОСТИ?? Это понятно, что это Джихад, Конституционный Суд, всю остальную детализированную нравственность упраздняющий?

Это понятно, что... священник... не заботящийся о свободе собственного сознания, ни нравственности, ни точки з-рения своей никакой не имеющий, а склоняющийся вообще без выбора ко всему, что ему скажут на ухо, ни в чём не похож на Христа, никак не может, да и не хочет никакой безопасности мне гарантировать, и что, уж если б я всё-таки, ну не под влиянием, а так сама по себе тронулась рассудком и захотела узнать о христианской нравственности что-нибудь ещё, я прочла бы об этом в текстах, а его не пошла бы слушать, чтобы как-то не поучаствовать в его эмоциях и состояниях? Я, понимаете, СЛУШАТЬ бы его не пошла, вопроса о более близких контактах здесь вообще не встаёт.

Агата Кристи Ак   30.04.2013 20:27   Заявить о нарушении
С этим адептом может... иметь контакты... население, восприимчивость сознания которого не развита в такую степень, что тут же ловит чужие состояния и побуждения.

Может быть, это лучший вариант, пока посмотреть населению, что, кто, где и зачем, а развивать восприимчивость, приводящую к Джихаду, в котором мы в смысле телесном проиграем по причине нашей недостающей численности - восприимчивость развивать потом. Кто ж знал? Говорили вообще, что ничего нигде нет, развить в себе нигде ничего невозможно и пора заниматься реальными проблемами; а какими именно, не говорили; и не говорили, почему граждане вне зависимости от их материального положения в предсуицидальном состоянии находятся. - А тут, ага, я вдруг появилась, почему-то в качестве идеального шута, вот как я развеселю сейчас партнёра, тут он от всего сразу и вылечится, а он мне за это денег заплатит; деньги это конечно хорошо, но я упёрто не продаю товар, которого у меня нет. А если он стал президентом страны только для того, чтобы всё, кроме национального возрождения, что бы ему ни пожелалось, тут же и являлось бы, хочешь жри хочешь люби, то мои ему соболезнования, я когда училась на врача, этой ситуации в своей будущей практике в виду не имела. Нужен врач, пусть в храм идёт и дожидается, вдруг на него сироту обратит кто-нибудь внимание.

Агата Кристи Ак   30.04.2013 20:38   Заявить о нарушении
Люблю бывать я здесь весной,
Бродить один среди могил,
Поросших сорною травой,
И дух прошедшего мне мил.
Я слышу из далИ времён
Чуть различимый скорбный стон,
Я шёпот слышу – эхо слов
Молитв о бремени оков,
Так листья осени печальной
Вдруг мимо пролетят меня
И шорохом былого дня
Растают где-то в роще дальней.

чё-то не слышно больше ничего. "Колокольчик звенит и зовёт, только я почему-то не слышу..."

Но я зря возвращался
В восемнадцатый год,
Эскадрон не дождался,
Все умчались вперёд -
За плечами винтовка,
Шашка бьётся о стремя,
Нашим юным потомкам
Дарим новое время. /поёт Е. Камбурова/

*
Зоя Ященко "Сад"

Агата Кристи Ак   30.04.2013 20:42   Заявить о нарушении
Ссылки не копируются "Рождество" Зоя Ященко

Агата Кристи Ак   30.04.2013 20:45   Заявить о нарушении
Вообще, когда всё нормально по обычаю и много родни, не вижу что здесь плохого. Ну то есть только пока какой-нибудь Змей кого-нибудь чем-нибудь не накормит, и не потому, что он революционер, а потому, что он провокатор и устраняет конкурентов таким образом. А который революционер, так он может тоже змей, ему лучше знать о себе кто он, но только когда материли Змея в христианстве, имели в виду не революционера. Это примерно как Иванушка Бездомный писал в дурдоме, "Берлиоз. Не композитор".

Агата Кристи Ак   01.05.2013 03:03   Заявить о нарушении
Как часто правы мы в глазах своих,
Легко себе находим оправданье,
В своих грехах виня других.
Забыта жертвенность, и нет благодеянья.

К Силе - можно зачем-нибудь и Богом назвать эту Силу - нет доступа сквозь плотное кольцо какое-то промежуточное между нами и Силой; это примерно так, как нельзя дышать, а также нельзя чувствовать настоящей радости, счастья, восторга, вдохновения, и когда заболевают, лечить без доступа к Силе невозможно, и невозможно снимать наваждения, вот вроде того, чтоб оборочки всё время поправлять и прядь волос на палец накручивать; и ещё надо слушать... ну я ээээ частично знала на что шла, когда стала привлекать к себе внимание, чтобы с кем-нибудь, например, побеседовать вообще о жизни, "скажи, товарищ, нас здесь двое", и по меньшей мере одному из нас пора в Кащенку переехать, ну натурально относящийся ко мне вопрос, кого именно... Но хоть я и сама виновата, всё равно скорбно было слышать, что без конца оборочки поправлять - это женственность, а наоборот отказаться от этого же - это предательство интересов государства.

Вот Мандельштам писал насчёт доступа к Силе,

В хрустальном омуте какая крутизна!
За нас сиенские предстательствуют горы,
И сумасшедших скал колючие соборы
Повисли в воздухе, где шерсть и тишина.

С висячей лестницы пророков и царей
Спускается орган, Святого Духа крепость,
Овчарок бодрый лай и добрая свирепость,
Овчины пастухов и посохи судей.

Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Я христианства пью холодный горный воздух,
Крутое "Верую" и псалмопевца роздых,
Ключи и рубища апостольских церквей.

Какая линия могла бы передать
Хрусталь высоких нот в эфире укрепленном,
И с христианских гор в пространстве изумленном,
Как Палестрины песнь, нисходит благодать. /О.М./, ницшеанская эмоция.

Агата Кристи Ак   01.05.2013 03:11   Заявить о нарушении
А вот если христианская нравственность заключается в нерешительности, трусости, на крайний случай в том, чтобы на самом деле не принимать этой нравственности, а только строить из себя как будто принимаешь её и таким образом отбить себе место под солнцем; если между понятиями добра и зла как-то неглубоко, суетливо, непоследовательно думают в каждый момент времени, почему и не могут решиться ни на что, так вот именно эта нравственность нас к Силе и не пускает; а заодно какой-то власти не хочется, чтоб я вдруг рассталась с этой так называемой "нравственностью" и так доступ к Силе бы получила. Как, тоже, у Лореса,

Не пойму никак, чего мы ждём?
И глухая ночь или снег с дождём,
И куда ни глянь, мы не взаперти,
Значит, в самый раз время, чтоб уйти.

Не буди народ, пусть спокойно спит,
И пускай бокал будет недопит,
Ох, и славно мы погуляли здесь! /Предали собственную веру, убеждения, или потеряли доступ к Силе - говорят, для этого надо оказаться кромешно изуродованным - ну так стало быть мы сами себя изуродовали... сами не знаем с помощью каких действий нам это удалось... или плохо дрались, позволив себя изуродовать кому-то другому./
Не пристало нам ждать благую весть.

Погляди в окно, какая ночь!
Не найти следов, если выйти прочь,
Неба не видать, но, в конце концов,
Что за благодать - мокрый снег в лицо!

Ни в одном окне не горит огонь,
Где-то за углом ждёт нас чёрный конь,
Лишь вскочи в седло, весело храпнёт
И одним прыжком землю оттолкнёт.

А пришпорь его, покажет злость,
Непогоды мрак пронизав насквозь,
Там за веком век, за верстой верста
Над потоком туч всё горит звезда.

Вот и довелось побывать в гостях,
Не простились мы, ну и что? Пустяк.
Полон дом людей, шапок и пальто,
То, что мы ушли, не поймет никто.

Я ещё думала раньше, что человек, который пишет такие стихи как Лорес, т.е. который знает, что такое Сила мистическая, сила духа, ощущать себя в полный рост что такое - такой человек никогда ни в коме случае не может быть властью, не допускающей верующих к Силе, уродуя их духовно. Теперь - я не уверена насчёт Лореса - но я теперь твёрдо знаю, что я ошибалась в этом моём общем положении; если интересно, откуда я это знаю, так я это знаю на примере талантливой поэтессы и прозаика Ирины Богатырёвой. Ещё, кажется, на примере моей крёстной Марии Сеньчуковой, но там не такая яркая ситуация, потому что таланта у Сеньчуковой меньше.

Агата Кристи Ак   01.05.2013 03:20   Заявить о нарушении
И жертвенность, и благодеянье, в частности, в Деяниях заключается в напутствии апостолам, не то старший апостол напутствовал /Пётр либо Павел/, не то Христос, когда, говорит, войдёте в дом, говорите "Мир дому сему", и если хозяева примут ваш мир, мир ваш останется в доме, а если не примут, мир ваш на вас возвратится. - Так вот, мы теперь этого не можем, потому что у самих нас нет мира, так что жертвенно или вообще хоть как-нибудь подарить мир дому мы больше не можем.

Агата Кристи Ак   01.05.2013 03:23   Заявить о нарушении
ну чтоб хранить в сердце мольбу надо чтоб было чему молиться, то есть опять доступ к Силе нужен.

/в частности, к образу стекла между нами и небом цитирую; ну и к общему настроению/

И откроется дверь, и проникнет с полоскою света
То ли хохот и плач, то ли самый обычный сквозняк.
Крикну: "Кто там?" в проём, а потом в ожиданье ответа
Буду долго стоять, на дверной опираясь косяк.

Буду долго стоять, вспоминая внезапное слово,
Непривычно звучанье его, а значенье темно.
То ль грядущего знак, то ли тихое эхо былого,
Что минуло давно и тревожить меня не должно.

И не скоро пойму: это вовсе не слово, а птица,
Никогда не узнаю, что в доме её привлекло.
Я открою окно, чтобы ей не позволить разбиться,
Птица может не знать, что меж нами и небом - стекло.

И она улетит и какое-то слово проплачет,
Захочу повторить - но выходит не так, не о том.
Прижимаясь к углу, я гадаю, что всё это значит -
Незнакомое слово и птица, влетевшая в дом. /Ю.Лорес/



Агата Кристи Ак   01.05.2013 03:26   Заявить о нарушении
Дорогая Агата! Спасибо за внимание ко мне. Простите, что не ответил ранее.

Дмитрий Пухов   24.03.2021 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.