Анализ, синтез и тестирование стихов -научн взгляд

Спешу успокоить читателей, здесь не будет заумных суждений.

Преамбула.
При опросе ряда специалистов (литераторов, поэтов, критиков)
энтузиасты Школы Поэтического Мастерства
http://www.stihi.ru/author.html?velstran3
получили разнообразные ответы на седьмой вопрос анкеты -
7. Существует мнение, что хороший критик обязан быть
и хорошим поэтом. Что Вы об этом думаете?
http://www.stihi.ru/2007/10/24/1995

Среди ответов прозвучали и такие интересные мнения,
как например (привожу не дословно, а лишь по смыслу) -
Поэт совершает синтез, то есть, поэт синтезирует стихи.
Критик совершает анализ, то есть, он анализирует стихи.
Так думают <Добрый Критик> и <Антиквар> (в отзыве).

Я хочу в этой статье уточнить, развить и углубить эти мнения.


Анализ, синтез и тестирование стихов (научный взгляд)
===========================================

Сперва обратимся к толкованию этих терминов: анализ и синтез.
(причем, для начала - к их популярным, словарным толкованиям)
Толково-словообразовательный словарь Ефремовой - Грамота.Ру

АНАЛИЗ м.
1. Метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные
элементы (противоп.: синтез).
2. Определение состава и свойств вещества путем разложения его на более простые элементы. //
разг. Результат исследования состава и свойств какого-л. вещества (крови, мочи и т.п.).
2. Детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-л. факта, явления, события.

СИНТЕЗ м.
1. Метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во
взаимодействии их частей. // Обобщение, сведение в единое целое.
2. перен. Органическое сочетание различных компонентов в едином целом.
3. Получение сложного химического вещества путем соединения более простых веществ или
элементов.

ТЕСТ м.
1. Задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о
способности, предрасположенности и т.п. кого-л. к чему-л., а также о знаниях, умениях испытуемого.
2. Метод исследования, диагностики, заключающийся в пробном воздействии на организм
(в физиологии, медицине).
3. Вопросник, используемый при социологических исследованиях.
4. Задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы ЭВМ
(в вычислительной технике). [замечу, что близко к этому мы и будем с вами обсуждать. АИ]

Но всё это весьма упрощенные определения указанных терминов.
Можно сказать, что это как бы обиходное, популярное толкование.
Давайте расширим, уточним, одушевим данные научные термины.
(замечу, что я с этим сам был связан как матлогик, системотехник)

Я не могу здесь нарисовать простенькую картинку, как на доске -
но я ее изобразил в качестве иллюстрации к этой статье (вверху).
Кроме того, опишу эту картинку и словами, для большей ясности.

Представим себе прямоугольник, которым отражена некая Схема.
Слева на эту Схему воздействуют стрелки (Входные воздействия).
А справа из Схемы выходят другие стрелки (Выходные реакции).

Таким образом - мы имеем три компонента (вернее 3 множества).
Схема (некое устройство, прибор, формула и пр.)
Входные воздействия - аргументы, параметры.
Выходные реакции - функции... результаты.

Забегая вперед, скажу, что вместо Схемы м.б. что-то иное:
Схема -- Формула -- Прибор -- Чёрный ящик -- ... -- Стихи

Если нам известны два из трех перечисленных компонентов,
а один неизвестен, то возникают (происходят) три Процесса.

1-й Процесс (Тест или Тестирование)
Известны: Входные воздействия и Схема. Получить: Выходные реакции.

2-й Процесс (Синтез)
Известны: Входные воздействия и Выходные реакции. Получить: Схему.

3-й Процесс (Анализ)
Известны: Схема и Выходные реакции. Получить: Входные воздействия.

ВСЁ!!! На этом я могу остановиться и больше ничего научного не говорить...
А только сделать итоговые выводы (в плане взаимодействия поэта и критика).

Поэт производит Синтез Стихов (или производит Схему - см. выше 2-й Процесс).
Критик производит Анализ Стихов (или ищет Вх. воздействия - см. 1-й Процесс).
Но критик ещё делает и Тест Стихов (или ищет Вых. реакции - см. 3-й Процесс).
Кроме того, критик иногда делает и Синтез (если предлагает свои альтернативы).
Хочу заметить, что и поэт делает Тест и Анализ (если дорабатывает свои Стихи).
Но всё же, Синтез - это прерогатива поэта, а Тест и Анализ - прерогатива критика.
По-другому. Критик - хороший анализатор и тестовик, а поэт - хороший синтезатор.
Кстати, вот почему критик не обязан быть выдающимся поэтом - это разные вещи.
И здесь есть ответ и на 2-й вопрос анкеты - 2. Каковы цели критики, что она даёт?
http://www.stihi.ru/2007/10/25/951
Точка. Кто понял - дальше может не читать.

----------------
Но для желающих (и понимающих мой ход изложения) я все же расскажу больше.

Я выше уже говорил, что под Схемой мы можем понимать (выбирать) что-то иное.
То есть, в качестве модели могут быть различные физические или духовные вещи.

Схема -- Формула -- Прибор -- Изделие -- Чёрный ящик -- ... -- Музыка -- Стихи

Но если мы с вами все же выбрали Стихи, то нужно и переименовать, а точнее -
переопределить - что такое в этом случае Входные воздействия и Вых. реакции.

В своих определениях я буду по-возможности краток и определю лишь главное.
А вы сами додумаете, как можно и нужно их расширить или популяризировать.

Входные воздействия - это действующие лица и герой вашего произведения,
это окружение (природа, место действия) и события, происходящие в стихах,
это весь СЮЖЕТ повествования, это ВСЁ, что поэт хочет отразить в стихах.
Упрощенно можно сказать и так - вх. воздействия - это всё описание в прозе.

Выходные реакции - это эстетическое (поэтическое, высокохудожественное)
восприятие стихов читателем (критиком, самим автором) - это уровень стихов.
Упрощенно можно сказать ещё так - это степень воздействия на ухо читателя,
это то, что мы называем в обиходе - зацепило, тронуло, поразило, взяло за душу.
(некоторые Авторы здесь даже более категоричны - это поэзия или НЕ поэзия)

Вот, вообще говоря, и всё! Вам осталось лишь подставить в выше приведенные
Процессы, вместо Вх. воздействий и Вых. реакций вот эти новые определения.
А вернее даже не подставить, а подразумевать их как Сюжет и Уровень стихов.

И тогда мы получим такие 3 процесса в поэзии (опять-таки - лишь упрощенно).

1-й Процесс (Тест или Тестирование) - прерогатива критика.
Известны: Сюжет и Стихи. Получить: Уровень стихов.

2-й Процесс (Синтез) - прерогатива поэта.
Известны: Сюжет и Уровень стихов. Получить: Стихи.

3-й Процесс (Анализ) - прерогатива критика.
Известны: Стихи и Уровень стихов. Получить: Сюжет.

Примечания.
Ясно, что - известен Уровень стихов - это желательно их высокий уровень.
Ясно, что - получить Сюжет - это указать автору на его недостатки в сюжете.
Ясно, что - получить Уровень стихов - это оценить их эстетическое восприятие.
И т.д. и т.п. Я уже много раз сказал, что упрощаю термины, а не разжевываю их.

Дорогие друзья!
Если вы недопоняли какие-то моменты (т.е. я не смог доходчиво донести материал),
то попробуйте прочесть эту статью еще раз - часто бывает, что из конца ясно начало.
Ну, и, кроме того, конечно, спрашивайте! Я отвечу на все ваши вопросы и суждения.

Спасибо за внимание и совместную работу мыслей!
До будущих полезных и нескучных встреч!
С уважением - Александр Иванов

14.07.2008 г.


Рецензии
Анализ анализа. Моск перегреваецца... :)

Елена Александрова   10.09.2008 18:29     Заявить о нарушении
Надо поставить кондиционер на моск... или хотя бы вентилятор...
Спасибо за посещение и ваш очень-очень горячий отзыв!
Желаю вам успехов! До новых нескучных встреч!
С уважением,

Александр Иванов   04.02.2009 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.