Гений. Аллюзия к Артюру Рембо
Все начинается с дикой идиллии Запада. Там, среди красных песков и белеющих костей, под немеркнущим оком чуждых нашей крови небес начинает он свое шествие. После будут иные страны, иные люди, души, ароматы, моря и дуэли, и запрещенные науки, и новые откровения, и новые восторги – сколько же миров может посетить одна душа, и сколько их может уместиться в ней самой? Гордые знатоки человеческих побуждений не в силах решить извечную загадку.
Он – это нежность и сегодняшний день, ибо незаметные чудеса творятся рядом с ним, и простая вода обращается эликсиром жизни, а умение дышать – величайшим блаженством, дарованным человеку… Самое мертвое воображение умеет он подстегнуть и, беззаботно смеясь, чью-то десятилетиями возводимую систему жизненных принципов поставить с ног на голову.
Он – это нежность и завтрашний день, и великая сила, и свет, что дремлет еще, неразгаданный, в тучах, сулящих новое беспокойство духа. Он – это искушение грядущего, еще не рожденного, но мчащегося со всех ног, рвущегося на свет по венам подсознания – еще месяц, еще день, еще миг – и хлынет в небо алый фонтан новой мысли. Маленькая дверца открывает ход в огромную залу, темную еще, и вот вдруг по ней разливается свет… дабы узреть его, не жалко и ослепнуть.
Он – воплощенный эгоизм наш, эфемерное сокровище, которое не хочется упускать, которое хочется сделать навек своим – и которым хочется со всеми поделиться. Он дарит нам восхищение, выше которого стоит одно только блаженство творить прекрасное… И это происходит от него.
Через океан перекинут жемчужный мост, в бездонных глубинах сверкают драгоценные камни, пики скал касаются неба, в котором меж звездами протянуты золотые нити… Он не стоит на месте, как те непритязательные, что глядят в окна на проплывающие мимо картины, - он эти картины творит, он странствует по земле, а мы вновь и вновь призываем его, глядя из своих окон на его воздушные замки.
Он не сойдет к нам, не станет частью обыденного, будничным, пришедшим навсегда, заточенным в камине духом. И за промахи наши, за бури в стаканах наших душ, за желания, осаждающие по ночам наши постели, никогда не будет он в ответе. Неузнаваемо меняется наш внутренний мир…
Сколько обликов уже было им сотворено! И сколь смешна напыщенная гордость тех, кто якобы сумел уже познать Протея!
Каких высот еще сумеет он достичь? И целой Вселенной окажется мало – ну что ж, он создаст еще одну, он покорит ее, возделает, возлюбит, одарит – и вновь обратится к другой, и каменная статуя дружески кивнет ему вслед, ибо он и в самом деле любим.
Очи его! Как еретики, как богохульники, будем мы утверждать, что нет на свете ничего теплее и светлее этой черноты – и тут они, внезапно сверкнув аметистами, поманят нас в новый его чертог.
Тело его! Храм, пронизанный благодатью до самого сверкающего, великолепного остова – нет силы, что может быть властна над ним, нет грабителя, который мог бы похитить эту красоту – она будет жить и в самом невидимом атоме, она будет смеяться из-под самой неприглядной маски.
Явленье его! Ради него воскресают вечность дремавшие духи.
Шаг его! Одним прыжком перенесется он через океан.
Свет его! Всеутверждающее сияние яви! Жизнь!
Он и мы! Есть ли любовь, коею мы сможем гордиться больше?
И мы его призываем, и боимся сказать, что счастливы – ибо совершенное счастье не есть ли конец жизненного пути? И тогда, смеясь, слышим мы в поющих лучах его обещание: «Рушится эта эпоха!»
И светлый гений, в коем мы не смеем усомниться, коего чтим, коим восхищаемся, от чьего костра греемся и чьим светом наполняем очаги своих душ, - гений этот заносит однажды над нами руку… и дает пощечину.
Это мгновение, когда рука его касается щеки – этот краткий миг, оторванный от огромной мантии старика Времени, этот ничтожный, уже затканный тысячью секунд миг, которого могло и не быть, этот проклятый маленький отрезок, обрубок, плевок в бочку Данаид – этот миг растягивается на вечность. И вот уже он, продев по крюку под каждое ваше ребро, тащит вас за собою по промозглой пустыне, в кою обратилась еще совсем недавно процветавшая ширь Атлантического океана; по каменистой, безжизненной равнине, покрытой трещинами. Из каждой наружу пробиваются испарения… Ядовитые? Смертельные? Увы! Милосердие мертво, как и бог, по чьей помощи вы ныне безнадежно вздыхаете… Но это не сон, не кошмар – вы же помните свои ночные кошмары, не так ли? Помните, как в самый ответственный момент у вас пропадал голос, кожей зарастал рот? Здесь же вы умеете петь, да, вы поете – из недр тела вашего рвется эта страшная симфония, симфония классической телесной боли; вас тошнит от этих звуков, но страдание не может найти себе другого выхода – и песнь разносится по самым темным закоулкам. Преисподняя? До нее еще – или уже – безнадежно далеко, ибо веры больше не существует, а коли так, демоны остаются без работы – что толку ошиваться им в нашем пустынном мире? Вы остались наедине с реальностью, с грязной и промозглой мостовой, ибо именно в нее вас ткнули лицом, протащив, наконец, через океан. Так бы и лежать, и задохнуться в этой зловонной луже – и умереть, и забыться спасительным сном, но сейчас не время для мечтаний – и проклятое любопытство – порок, порок, порок! – заставляет вас поднять голову… В мутной воде дрожит отражение его лица – погодите, ведь вы уже где-то все это видели, и это лицо, и точно так же дрожащую воду, помните? Аметистами были глаза… Возможно ли? Но чертовка память с отчаянным воплем цепляется за знакомую внешность. Обмана быть не может.
Рушится эпоха одной пощечиной, и бездна пристально заглядывает вам в глаза.
Козырь непредсказуемости всегда был скрыт в широком рукаве Протея.
Свидетельство о публикации №108071103431