Интервью с к. кедровым литератерра

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/

Фестиваль Литератерра-IФестиваль Литератерра- Живее всех живых. Интервью с участником фестиваля "Литератерра" поэтом Константином Кедровым
В современном обществе поэт - скрытый лидер. Все думают, что поэзии нет. Это ощутимо как дефицит чего-то необходимого, а чего именно - никто не знает. Знает только сам лидер. И таких лидеров сегодня несколько. Для интеллигенции - это Бродский, для людей, скажем, среднего класса - это по-прежнему Окуджава, Высоцкий. Для их детей, которые давно уже не дети, по-прежнему Б.Г. и все, что вокруг него. И только наиболее информированные знают о существовании современной поэзии, которая для мировой интеллектуальной элиты давно уже стала классикой, считает поэт Константин КЕДРОВ, приезжавший в Нижний на фестиваль "ЛИТЕРАТЕРРА".

— В интервью газете “Труд” вы сказали: “Без поэзии мы мертвы как люди, поэзия — это постоянное раздвигание горизонтов сознания”. Так в чем предназначение поэзии, которое в течение веков остается прежним: шлифовать речь, шлифовать мысль, улучшать слово человека и его мышление?

— Тут нужен конкретный пример. Вот, скажем, мое стихотворение “Иероглиф чая”:

Я всего лишь
необы-
чайный домик
где чай не пьют
но ле-
тают
от чая к чаю
аро-
матовый
па-
рок у рта
иероглиф чая

Думаю, что читатель XIX века не понял бы даже просто грамматического смысла, потому что не умели вкладывать слово в слово и извлекать из одного слова другое слово, как это умеем сегодня мы. Хотя, казалось бы, чего проще? Простая матрешка! Но ведь и матрешка появилась сравнительно поздно, лишь в XIX веке и лишь во второй половине XX века стала брэндом нашей страны. Так вот, таких брэндов сейчас очень много. Только они пока не раскручены, не вышли на отечественный и мировой рынок.

— Вы говорите, что о вашей поэзии мало знают. Но какие сегодня есть формы и способы продвижения современной поэзии к читателю? Ведь востребованность поэтических сборников в магазинах сегодня почти нулевая, что, впрочем, мое поколение наблюдало и десять-пятнадцать лет назад. Тогда и появились Б.Г., Петр Мамонов, Илья Кормильцев, Юрий Шевчук, которые способами рок-музыки заставили узнать о себе. А вы что-нибудь делаете в этом направлении?

— Нашим “роком” и нашей “гитарой” неожиданно оказался интернет. В 2003 году сайт GRAMMY.ru был слегка огорошен тем, что рост популярности моей поэмы “Компьютер любви” обогнал рост популярности Мадонны, которой расти уже было некуда. Сейчас рост, естественно, замедлился, но и в 2005 году поэма “Компьютер любви” была названа главным поэтическим событием года. В голосовании приняли участие 16 500 пользователей русскоязычного интернета во всем мире.

— Что же им так понравилось?

— Возможно, сыграла роль провокационная, компьютерная форма стиха. Будто бы написал компьютер. Цепная реакция определений. Забавно. Но я писал это еще тогда, когда в России не было персональных компьютеров. В беседе с академиком Велиховым в середине 80-х Андропов сказал: нет, мне не нужен в Москве персональный компьютер, мне нужен пролетариат. Персонального компьютера у меня еще не было, я сам стал таким компьютером любви, который внезапно заговорил:

Небо — это высота взгляда
Взгляд — это глубина неба
Человек — это изнанка неба
Небо — это изнанка человека

Сегодня это переведено на все основные языки мира, а после моего выступления в Сорбонне с этой поэмой в СМИ стали появляться сообщения о моей Нобелевской номинации. Об этом лучше всех сказал Андрей Караулов в программе “Русский век”. Ее можно посмотреть целикам на сайте http://kedrov.ru/.

— А что есть для поэтов и читателей поэзии кроме интернета?

— Ну, во-первых, вот уже 12 лет я, Андрей Вознесенский и другие поэты русского Пен-клуба выпускаем альманах под названием “Журнал ПОэтов”, или просто ПО. Конечно, массовый читатель может найти его опять же в интернете по адресу http://metapoetry.narod.ru/poetry/poetry.htm. Кроме того, мы постоянно участвуем в фестивалях. Чего стоят ежегодные Всемирные дни поэзии, которые по инициативе ЮНЕСКО проводятся в Москве 21 марта, начиная с 2000 года. Так что в этом году будем праздновать его девятый раз.

— Но это в Москве. А что, скажем, для нижегородцев?

— Только что закончился фестиваль поэзии в Нижнем “ЛИТЕРАТЕРРА”. Это от словосочетания “terra incognita” — непознанная земля. Действо проходило в ресторане “Безухов”, где нам понравились гардеробные номерки с изображением серебряного уха и в зале бывшего кинотеатра им. Маяковского, оформленного в стиле античной руины. Два дня с 14 до 22 звучали стихи московских и нижегородских поэтов. Фестиваль пользовался популярностью, а это значит, что в Нижнем есть и поэты, и слушатели.

— Ну и кто стал победителем турнира поэтов?

— Мне как члену жюри особо приятно, что победил Антон Васецкий, теперь он Король поэтов Нижнего Новгорода. Должен сказать, что его соперники Сергей Шабуцкий и Владимир Безденежных тоже были близки к победе. Это очень качественный слэм, господствующий жанр поэзии на улицах Парижа и Нью-Йорка, — сплошной речевой поток в стиле Уитмена, протест, жалоба, вопль, часто с запретной лексикой. Видимо, такова современная молодежная поэзия.

— Есть ли, по-вашему, разница в восприятии поэзии у столичных и провинциальных слушателей? И есть ли какое-то отличие московской публики от провинциальной?

— Публика примерно такая же, но, конечно, в Москве больше разнообразия эстетических школ и направлений среди поэтов. И в Москве, и в Нижнем есть саунд-поэзия. В Нижнем это Бессонов. Есть опыты и с видео-поэзией, пока очень робкие, еще не освоены технические возможности. Но, скажу честно, все-таки самое интересное в поэзии — это сам поэт. Если поет Мамонов, то интересен, прежде всего, Мамонов. Если Вилли Мельников читает стихи на ста языках, то это живо и интересно именно в его исполнении. Если на сцену выходят десять палиндромистов, пишущих стихи, которые одинаково читаются справа налево и слева направо, то из них только один или два — настоящие поэты, остальные лишь имитаторы. Если с гитарой был раньше Леша Хвостенко, то сегодня, прямо скажу, гитара осиротела. Никто не может извлекать из нее такие тембры и такие интонации, какие извлекал он. Хотя другие скажут, что Мамонов лучше. Личность — вот единственное, что интересно.

— Когда мы снова можем увидеть вас и других московских поэтов в Нижнем Новгороде?

— Все зависит от организаторов. Можно только поблагодарить Арсения Гончукова за умелую организацию фестиваля “ЛИТЕРАТЕРРА”. Я могу говорить только от нашей поэтической группы ДООС — Добровольное общество охраны стрекоз, продолжающей традиции русского футуризма, насильственно прерванные в прошлом столетии. Мы готовы выступать, было бы приглашение и, желательно, теплое помещение. В экзотическом зале бывшего кинотеатра у выступающих и слушающих пар валил изо рта.

— А какие стихи лучше идут в Нижнем, а какие в Москве?

— Я могу лишь сказать, что в Нижнем наибольшим успехом из моих стихов пользовался довольно сложный текст “Тело мысли”. Здесь вкусы нижегородцев совпали с оценкой Андрея Вознесенского. Он тоже считает, что это одно из лучших стихотворений. Полностью ознакомиться с чтением можно на сайте http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/417.html.

Без тела мысль всегда телесна
А в теле мысль всегда
бесплотна
Они встречаются друг с другом
сожительствуя как два тела
За пределы мысли
тело
улететь никак не может
но в пределах тела
мысли
улетают в бесконечность


Ольга АДРОВА,
Москва,
специально для “Биржи”.
27 ноября 2007
Фото с сайта gallery.vavilon.ru
 
ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО "БИРЖА ПЛЮС", © 2005-2007

Оригинал статьи на сайте газеты "Биржа".

Факультет поэтов и философов Московской Академии Образования Натальи Нестеровой проводит новый набор студентов на очное и заочное отд. Телефон приемной комиссии 787-22-87 доб.279.Декан профессор Константин Александрович Кедров. Тест по русскому языку.http://www.nesterova.ru/apif/apif_news.shtml
новый сайт кедрова http://artsaveliev.ru/2008/07/kedrov/


Рецензии