Гойя

Этот литературный эксперимент расчитан на знающего читателя. Почти все слова в этом произведении имеют прямое отношение к какому-либо офорту Гойи "Капричос" или "Бедствия войны". Это сделано для того, чтобы у читателя сразу возникала в уме та или иная картина. В скобках указаны номера офортов. Все офорты можно посмотреть, перейдя по следующим ссылкам: http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=34808017, http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=35263277. Месяца 2 назад у меня возникла идея написать такую песню, но об Айвазовском. Однако информации у меня было мало. Зато у меня была книга Лиона Фейхтвангера "Гойя, или тяжкий путь познания". Я заинтересовался Гойей. Прочел книгу, посмотрел фильм "Призраки Гойи". Долго искал необходимые мне картины, изучал биографию из разных источников. Два месяца продолжалась эта работа, и вот я все-таки созрел, чтобы сесть и написать. По 3 часа на каждый куплет, 1 час на припев, 7 кружек чая - и песня о Гойе готова! Надеюсь, что кто-то оценит в полной мере мое творение и оставит мне рецензию (по существу), если вам, конечно, не в лом будет вникать во все это. Приятного чтения!

Гойя (411)

Куплет 1.
В мире, где жизнь – абсолютный маскарад,
А лица, голоса, одежды – полное притворство,
Где никто никого не узнает никогда, ("Капричос", 6)
Там жил и творил Гойя – «Веласкес из народа».

Его одолевал сон, ("Капричос", 34) но он себя же разбудил,
Не захотев поменять зад и голову местами, ("Капричос", 26)
Ведь, чтобы познавать, необходим здравый смысл, ("Капричос", 7)
Чтобы выжить и творить – нельзя себя дать ощипать. ("Капричос", 20)

Но, проснувшись, Гойя в картинах ужас описал,
Наделяя смыслом изображения чудовищ, ("Капричос", 43)
А они все не уходят, ("Капричос", 59) продолжая терзать,
Преображаясь в домовых в эту скверную ночь. ("Капричос", 49,36)

И не нужны доносчики, ("Капричос", 48) чтобы понять,
Что надо Гойе избежать аутодафе,
Ведь инквизиция судорожно начинает искать
Пути поместить колпак шута на его голове. ("Капричос", 23,24)

А Гойя смеется над их слепой строгостью, ("Капричос", 46)
Повисшей на стыдливых лицах со взглядами ослов, ("Капричос", 54, 39, 42)
Никому вы не нужны ("Капричос", 71) со своей лживой проповедью,
Счастливого пути вам верхом на бесе хромом! ("Капричос", 64,66)

Куплет 2.
И Гойя избежал гонений карателей,
Но человек рождается и живет на этом свете,
Чтобы соки из него тянули ("Капричос", 45) и закручивали узлами
Все возможные проявления его добродетелей.

И война пришла на испанские земли,
Обнажившись перед Гойей своими страданьями:
Изрубленными телами, повешенными на деревьях ("Бедствия войны", 39)
И мужеством женщин, из пушек стреляющих. ("Бедствия войны", 7)

Все горькие истины на офортах у Гойи
(А колдуны все вытаскивают зубы у повешенных): ("Капричос", 12)
Кладбищенская телега ("Бедствия войны", 64) – как вывод всех войн,
Потерян здравый смысл, а люди – дикие звери. ("Бедствия войны", 3,5)

Казалось бы: Гойя все увидел своими глазами,
Но испытание одиночеством – главное мерило,
А с творчеством Гойю уже никто не развяжет – ("Капричос", 75)
И он в «Доме Глухого» стены исписывает…

Это уже исповедь сильного художника,
Это страсти человека со змеей на голове, ("Yard Long Snake")
Это горе Сатурна, поглощающего своего ребенка, - ("Сатурн...")
Это Гойя, познавший все-все на земле.

Припев.
Чтобы творить, нужен тяжкий путь познанья,
Путь через терзанья, ошибки и раскаянья.
Быть художником – это дело глобальное! -
Быть дилетантом – это дело вандалов!

7-8 июля 2008г.


Рецензии