О полетах и пролетах
И время треснуло И полетели щепки...
Н.Искренко
Глебу
Хорошо пролететь над Парижем
на биплане, от старости рыжем,
разухабясь, спуститься пониже,
ниже купола над Сакре Кёр.
Парижанки в окошках чердачных
с голубями о вечном судачат,
и, меня увидав, не иначе
испытают щенячий восторг.
Пролететь над Москвой или Вяткой
не почетно. Но тоже приятно
ощутить в(в) кровь изрезанных пятках
неподдельный предельный облом.
Хорошо еще в дымном угаре
в грязь лицом при посадке ударить.
Ты лети, паровоз, наш товарищ,
я тебя подожду за углом.
Хорошо б еще не зацепиться
за угрюмые трюмные лица
с выражением "тоже мне, птица,
пролетаешь – давай, пролетай".
Эй, ямщик, потихонечку трогай.
Цель ничтожна, важнее – дорога.
Пролетаешь – лети понемногу,
но не в ногу, не в руку, а так.
Просто так, и никак не иначе,
рубль последний бездарно истрачен.
Под крылом маяки не маячат –
пролетарий на верном пути.
Наша музыка – ваша картинка,
режиссура, старлетки-блондинки.
Расцарапай до крови пластинку,
но мотив свой исходный – найди.
Все поэты – немножечко психи,
редко буйны, как правило тихи,
и словесная неразбериха
копошится у них в головах.
Им бы всё полетать, порезвиться,
пострадать за идею, провидцам,
и на ягодицах в небылицу
укатиться и сгинуть впотьмах.
Concluding remarks:
Нет ничего пошлее, если режиссер снимает передачу о том, как он делает свои передачи, а поэт пишет стихи про то, как он пишет стихи.
Но этот стишок не о том. Он – о полетах и пролетах.
Свидетельство о публикации №108070401824
С первых строк Турунтай задаёт тон: «Хорошо пролететь над Парижем на биплане, от старости рыжем». Это не романтический взлёт, это ироничный, почти хулиганский полёт. Игорь не стремится к идеалу, он наслаждается несовершенством. Его биплан — старый, рыжий, но именно это делает его настоящим. Поэт не боится спуститься «пониже», ближе к земле, к людям, к жизни. Парижанки на чердаках, голуби, щенячий восторг — всё это создаёт атмосферу лёгкой, почти детской радости.
Но за этой лёгкостью скрывается глубина. Пролетая над Москвой или Вяткой, поэт ощущает «неподдельный предельный облом». Это не просто физическая усталость, это усталость от жизни, от её бесконечных пролётов и падений. И всё же он находит в этом свою прелесть: «Хорошо еще в дымном угаре в грязь лицом при посадке ударить». Это не поражение, это принятие. Автор не боится падать, потому что знает: главное — не высота, а сам полёт.
Стихотворение наполнено образами, которые кажутся случайными, но на самом деле выстроены с ювелирной точностью. «Ты лети, паровоз, наш товарищ, я тебя подожду за углом» — это не просто игра слов, это философия. Поэт не стремится догнать время, он готов ждать, потому что знает: важно не то, куда ты летишь, а то, как ты это делаешь.
Игорь Турунтай мастерски играет с ритмом и интонацией. Его строки то ускоряются, то замедляются, как будто повторяя движение биплана. «Пролетаешь – лети понемногу, но не в ногу, не в руку, а так» — это не просто совет, это принцип жизни. Поэт призывает нас лететь «просто так», не подчиняясь чужим правилам, не стремясь к чужой цели.
«Все поэты – немножечко психи, редко буйны, как правило тихи». Игорь не боится признать, что поэзия — это всегда немного безумие. Но это безумие необходимо, чтобы увидеть мир по-новому, чтобы найти свой «исходный мотив».
«О полетах и пролетах» — это стихотворение, которое не оставляет равнодушным. Оно заставляет задуматься о том, что значит летать, падать и снова подниматься. Автор не даёт ответов, он лишь предлагает нам присоединиться к его полёту. И, поверьте, это того стоит.
Дмитрий Куваев 06.02.2025 19:41 Заявить о нарушении
Не припомню, получал ли когда-то такие обстоятельные, точные, профессиональные рецензии.
Дмитрий, сердечно благодарю.
Увидел себя со стороны, узнал много нового.
Игорь Турунтай 06.02.2025 18:07 Заявить о нарушении