Зинаида Николаевна Гиппиус -русская поэтесса!
Зинаида Николаевна Гиппиус - русская поэтесса.
1.
Зинаида Гиппиус
А. БЛОКУ
Дитя, потерянное всеми...
Все это было, кажется в последний,
В последний вечер, в вешний час...
И плакала безумная в передней,
О чем-то умоляя нас.
Потом сидели мы под лампой блеклой,
Что золотила тонкий дым,
А поздние распахнутые стекла
Отсвечивали голубым.
Ты, выйдя, задержался у решетки,
Я говорил с тобою из окна.
И ветви юные чертились четко
На небе — зеленей вина.
Прямая улица была пустынна,
И ты ушел — в нее, туда...
Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда.
2.
Зинаида Гиппиус
БОЛЬ ...
"Красным углем тьму черчу,
Колким жалом плоть лижу,
Туго, туго жгут кручу,
Гну, ломаю и вяжу.
Шнурочком ссучу,
Стяну и смочу.
Игрой разбужу,
Иглой пронижу.
И я такая добрая,
Влюблюсь - так присосусь.
Как ласковая кобра я,
Ласкаясь, обовьюсь.
И опять сожму, сомну,
Винт медлительно ввинчу,
Буду грызть, пока хочу.
Я верна - не обману.
Ты устал - я отдохну,
Отойду и подожду.
Я верна, любовь верну,
Я опять к тебе приду,
Я играть с тобой хочу,
Красным углем зачерчу..."
3.
Зинаида Гиппиус
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
4.
Зинаида Гиппиус
ИДУЩИЙ МИМО
У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз - и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь...
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,
Чужое сердце видеть, как свое,
Водой бессмертья утолить их жажду -
И возвращать иных в небытие.
5.
Зинаида Гиппиус
АПЕЛЬСИННЫЕ ЦВЕТЫ
О, берегитесь, убегайте
От жизни легкой пустоты.
И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы.
Под серым небом Таормины
Среди глубин некрасоты
На миг припомнились единый
Мне апельсинные цветы.
Поверьте, встречи нет случайной,-
Как мало их средь суеты!
И наша встреча дышит тайной,
Как апельсинные цветы.
Вы счастья ищете напрасно,
О, вы боитесь высоты!
А счастье может быть прекрасно,
Как апельсинные цветы.
Любите смелость нежеланья,
Любите радости молчанья,
Неисполнимые мечты,
Любите тайну нашей встречи,
И все несказанные речи,
И апельсинные цветы.
6.
Зинаида Гиппиус
ДВА СОНЕТА
Л. С. Баксту
I. Спасение
Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится - силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены,-
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.
Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь - веселие, что все - благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.
II. Нить
Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой - струною многоцветной.
Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа - проста, как эта нить.
7.
Зинаида Гиппиус
ДЬЯВОЛЕНОК
Мне повстречался дьяволенок,
Худой и щуплый - как комар.
Он телом был совсем ребенок,
Лицом же дик: остер и стар.
Шел дождь... Дрожит, темнеет тело,
Намокла всклоченная шерсть...
И я подумал: эко дело!
Ведь тоже мерзнет. Тоже персть.
Твердят: любовь, любовь! Не знаю.
Не слышно что-то. Не видал.
Вот жалость... Жалость понимаю.
И дьяволенка я поймал.
Пойдем, детеныш! Хочешь греться?
Не бойся, шерстку не ерошь.
Что тут на улице тереться?
Дам детке сахару... Пойдешь?
А он вдруг эдак сочно, зычно,
Мужским, ласкающим баском
(Признаться - даже неприлично
И жутко было это в нем) -
Пророкотал: "Что сахар? Глупо.
Я, сладкий, сахару не ем.
Давай телятинки да супа...
Уж я пойду к тебе - совсем".
Он разозлил меня бахвальством...
А я хотел еще помочь!
Да ну тебя с твоим нахальством!
И не спеша пошел я прочь.
Но он заморщился и тонко
Захрюкал... Смотрит, как больной...
Опять мне жаль... И дьяволенка
Тащу, трудясь, к себе домой.
Смотрю при лампе: дохлый, гадкий,
Не то дитя, не то старик.
И все твердит: "Я сладкий, сладкий..."
Оставил я его. Привык.
И даже как-то с дьяволенком
Совсем сжился я наконец.
Он в полдень прыгает козленком,
Под вечер - темен, как мертвец.
То ходит гоголем-мужчиной,
То вьется бабой вкруг меня,
А если дождик - пахнет псиной
И шерстку лижет у огня.
Я прежде всем себя тревожил:
Хотел того, мечтал о том...
А с ним мой дом... не то, что ожил,
Но затянулся, как пушком.
Безрадостно-благополучно,
И нежно-сонно, и темно...
Мне с дьяволенком сладко-скучно...
Дитя, старик,- не все ль равно?
Такой смешной он, мягкий, хлипкий,
Как разлагающийся гриб.
Такой он цепкий, сладкий, липкий,
Все липнул, липнул - и прилип.
И оба стали мы - едины.
Уж я не с ним - я в нем, я в нем!
Я сам в ненастье пахну псиной
И шерсть лижу перед огнем...
8.
Зинаида Гиппиус
НИКОГДА
Предутренний месяц на небе лежит.
Я к месяцу еду, снег чуткий скрипит.
На дерзостный лик я смотрю неустанно,
И он отвечает улыбкою странной.
И странное слово припомнилось мне,
Я все повторяю его в тишине.
Печальнее месяца свет, недвижимей,
Быстрей мчатся кони и неутомимей.
Скользят мои сани легко, без следа,
А я все твержу: никогда, никогда!..
0, ты ль это, слово, знакомое слово?
Но ты мне не страшно, боюсь я иного...
Не страшен и месяца мертвенный свет...
Мне страшно, что страха в душе моей нет.
Лишь холод безгорестный сердце ласкает,
А месяц склоняется — и умирает.
9.
Зинаида Гиппиус
КЛЮЧ
Струись,
Струись,
Холодный ключ осенний.
Молись,
Молись,
И веруй неизменней.
Молись,
Молись,
Молитвой неугодной.
Струись,
Струись,
Осенний ключ холодный...
10.
Зинаида Гиппиус
ЛЮБОВЬ
В моей душе нет места для страданья:
Моя душа - любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь.
В начале было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось - да свершится снова,
И вы, и Он - одно.
Последний свет равно на всех прольется,
По знаку одному.
Идите все, кто плачет и смеется,
Идите все - к Нему.
К Нему придем в земном освобожденьи,
И будут чудеса.
И будет все в одном соединеньи -
Земля и небеса.
11.
Зинаида Гиппиус
ЛЮБОВЬ - ОДНА
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
12.
Зинаида Гиппиус
МЕЖДУ
Д.Философову
На лунном небе чернеют ветки...
Внизу чуть слышно шуршит поток.
А я качаюсь в воздушной сетке,
Земле и небу равно далек.
Внизу - страданье, вверху - забавы.
И боль, и радость - мне тяжелы.
Как дети, тучки тонки, кудрявы...
Как звери, люди жалки и злы.
Людей мне жалко, детей мне стыдно,
Здесь - не поверят, там - не поймут.
Внизу мне горько, вверху - обидно...
И вот я в сетке - ни там, ни тут.
Живите, люди! Играйте, детки!
На все, качаясь, твержу я "нет"...
Одно мне страшно: качаясь в сетке,
Как встречу теплый, земной рассвет?
А пар рассветный, живой и редкий,
Внизу рождаясь, встает, встает...
Ужель до солнца останусь в сетке?
Я знаю, солнце - меня сожжет.
13.
Зинаида Гиппиус
МОЛОДОМУ ВЕКУ
Тринадцать лет! Мы так недавно
Его приветили, любя.
В тринадцать лет он своенравно
И дерзко показал себя.
Вновь наступает день рожденья...
Мальчишка злой! На этот раз
Ни празднества, ни поздравленья
Не требуй и не жди от нас.
И если раньше землю смели
Огнем сражений зажигать -
Тебе ли, Юному, тебе ли
Отцам и дедам подражать?
Они - не ты. Ты больше знаешь.
Тебе иное суждено.
Но в старые мехи вливаешь
Ты наше новое вино!
Ты плачешь, каешься? Ну что же!
Мир говорит тебе: "Я жду".
Сойди с кровавых бездорожий
Хоть на пятнадцатом году!
Свидетельство о публикации №108062202276
Часы стоят
Часы остановились. Движенья больше нет.
Стоит, не разгораясь, за окнами рассвет.
На скатерти холодной на убранный прибор,
Как саван белый, складки свисают на ковер.
И в лампе не мерцает блестящая дуга...
Я слушаю молчанье, как слушают врага.
Ничто не изменилось, ничто не отошло;
Но вдруг отяжелело, само в себе вросло.
Ничто не изменилось, с тех пор как умер звук.
Но точно где-то властно сомкнули тайный круг.
И все, чем мы за краткость, за легкость дорожим,-
Вдруг сделалось бессмертным, и вечным - и чужим.
Застыло, каменея, как тело мертвеца...
Стремленье - но без воли. Конец - но без конца.
И вечности безглазой беззвучен строй и лад.
Остановилось время. Часы, часы стоят!
Пыль
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха -
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
И ветер, встав на миг единый,
Дождем дохнул - и в миг исчез.
Волокна серой паутины
Плывут и тянутся с небес.
Ползут, как дни земных событий,
Однообразны и мутны.
Но сеть из этих легких нитей
Тяжеле смертной пелены.
И в прахе душном, в дыме пыльном,
К последней гибели спеша,
Напрасно в ужасе бессильном
Оковы жизни рвет душа.
А капли тонкие по крыше
Едва стучат, как в робком сне.
Молю вас, капли, тише, тише...
О, тише плачьте обо мне!
Нелюбовь
Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!
Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний - любовь мою.
Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье - и в Нелюбви.
Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю...
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки... Я отворю!
Пауки
Я в тесной келье - в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах - четыре
Неутомимых паука.
Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут...
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.
Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу - шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.
Мои глаза - под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.
Артемона Иллахо 26.05.2010 02:45 Заявить о нарушении
Яни Сит 30.05.2010 19:58 Заявить о нарушении
Истоки и Развитие Русской Поэзии 30.05.2010 20:10 Заявить о нарушении
Артемона Иллахо 30.05.2010 21:42 Заявить о нарушении
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 02:51 Заявить о нарушении
В 1918 семья разделилась: Наталья с матерью остались в Москве, Поплавский с отцом переехали в Харьков, затем в Ялту. Одно из первых произведений Поплавского Ода на смерть государя императора относится к этому времени. В ялтинском Чеховском кружке он впервые выступил с чтением своих стихов. Первая публикация состоялась в 1920 в Ростове-на-Дону.
С 1920 Поплавский в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в Берлине, наконец в Париже. Долгое время Поплавский не печатался. Его дебют в эмиграции состоялся в 1928 в журнале «Воля России», хотя в списках стихи, впоследствии составившие единственную прижизненно изданную книгу Флаги (1931), были известны парижским литературным кругам и раньше, а время от времени Поплавский принимал участие в вечерах молодой поэзии. С появлением подборок его стихов в журналах «Звено», «Современные записки», «Числа» за Поплавским установилась репутация «самого сильного голоса» из прозвучавших в поэзии изгнания (Г.Адамович), «самого взрослого, самого законченного» из «молодых поэтов» (К.Мочульский).
Своеобразие поэзии Поплавского, часто вызывавшей сравнения с Блоком, родство с которым, по мнению Адамовича, прорывалось «сквозь другие влияния, уклонения, подражания, привязанности», заключалось в том, что она была рождена не памятью об утраченной России, а исключительно опытом эмигрантской жизни. С юности испытав сильное тяготение к французской поэтической традиции и особенно к А.Рембо, Поплавский следил и за модернистскими веяниями западной культуры 1920-х годов. И по своим преобладающим мотивам, и по главным особенностям художественного языка стихотворения Поплавского выразили позицию и поэтику «Парижской ноты», основные устремления которой охарактеризованы в его статьях на страницах «Чисел».
Постепенно поэзия Поплавского все более отчетливо начала говорить об искании Бога, о боли и муках этого пути – поэтическая тема, которая занимает главенствующее место во многих стихотворениях, составивших посмертно изданные книги Снежный час (1936), В венке из воска (1938), Дирижабль неизвестного направления (1965).
Еще в Берлине Поплавский начал писать роман Аполлон Безобразов, завершенный им десять лет спустя в Париже (1932), публиковавшийся отрывками в журналах «Числа» и «Встречи», полностью напечатанный только в 1992. Идея романа была подсказана единственным крупным прозаическим произведением Э.По Повесть об Артуре Гордоне Пиме, где явь отступает перед страшными видениями моряка на гибнущем корабле. Смешение реальности и фантасмагории образует ткань построенного в виде фрагментов романа о мистике и стоике, фигура которого многим напоминала Александра Гингера – поэта, близкого «Парижской ноте».
Второй роман Поплавского Домой с небес остался в рукописи (фрагменты появились в 1936–1938, полное издание в 1993). Это автобиографическое повествование, лишенное фантастики и воссоздающее типичную для творчества Поплавского драму одиночества, непонятости, «глухонемоты», «беспамятства» и безнадежности, которой кончаются попытки выработать для себя последовательную жизненную позицию. Любовь к девушке, тщетно зовущей героя вернуться «с небес», то есть из книг, снов и видений, подогреваемых искусственными стимуляторами, в реальное пространство человеческих обязанностей и забот, кончается для него еще одной травмой, после которой надежды на духовное спасение не остается.
Поплавский вел дневники, после его смерти сохраненные другом писателя Н.Д.Татищевым и изданные в 1996. Они показывают глубину и постоянство интереса Поплавского к метафизическим проблемам большой сложности, его увлечение теософией и поисками критериев разграничения добра и зла. Частично дневниковые записи использованы в обоих романах Поплавского.
Первая публикация фрагментов этого текста (1938) вызвала отклик Н.Бердяева: отметив, что записи Поплавского «поражают отсутствием простоты и прямоты», он вместе с тем почувствовал в них «подлинное религиозное беспокойство и искание».
Умер Поплавский в Париже 9 октября 1935.
См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ЛИТЕРАТУРА
Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб – Дюссельдорф, 1993
Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М., 1996
Поплавский Б. Стихотворения. Томск, 1997
Поплавский Б. Сочинения. СПб, 1999
________________
Адрес к материалу выше:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POPLAVSKI_BORIS_YULIANOVICH.html
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 02:57 Заявить о нарушении
И казалось, в воздухе, в печали,
Поминутно поезд отходил.
Б. Поплавский
Я в мертвом поезде на север еду, в город,
Где солнце мертвое как снег блестит.
К Вагинов
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно.
А. Галич
Поплавский, конечно, не классик. В его стихах много банальности, декадентской вычурности, погрешностей против вкуса и языка. Есть удачные строки и строфы; стихотворений пять можно отобрать безупречных по технике и потрясающих своей выразительностью. Но такая подборка даст весьма слабое о нем представление. Поэзия Поплавского в большой степени строится на повторении и варьировании одних и тех же ритмов, символов, навязчивостей. Стихотворения часто кажутся парафразами друг друга или равно искаженными отражениями некоего запредельного видения. Так же как Блок, Поплавский ценен не столько отдельными стихотворениями, сколько сплавляющим их воедино переживанием апокалиптичности нашего бытия.
Поплавский с максимальной отчетливостью явил собою тип поэта-эмигранта. Эмиграция - факт не только географический. Само ремесло поэта, в силу ненужности поэзии "массам", автоматически ставит его в разряд эмигрантов. Для того, чтобы почувствовать себя в среде, которая не понимает ни твоего языка, ни твоих мыслей, не обязательно пересекать границу.
Амбивалентное понятие "эмиграции" (которая есть чувство нерасторжимой связи и отторгнутости одновременно) получает в случае с Поплавским и мистико-религиозное измерение. "Он хотел жизни по благодати, жизни экстатической. И он чувствует безблагодатную, почти демоническую безрелигиозность", - писал о поэте Бердяев, считавший главной его ошибкой представление об абсолюте как о безличности, "мировой ночи", дезинтеграции личности в "огненный водопад мирового бывания".
Распад личности обусловливает тот эффект "искренней, правдивой лживости", которую Бердяев увидел в дневниках Поплавского. Несводимые к единой перспективе истины не могут составить даже иерархию; смыслы, образы, тексты выстраиваются в сюрреалистические конфигурации и в конечном счете уничтожают друг друга. Целостный смысл такой поэзии существует только как напряжение в пространстве аннигиляции.
Поплавский очень русский поэт. Сопериживая его стихам, мы отчетливее осознаем те астральные, адские состояния сознания, в которые зачастую сползает наша жизнь. Выходя ночью на пустую, освещенную фонарным светом улицу, он видит "грозный полярный ландшафт, которым можно восхищаться, но жить в котором невозможно". Главной темой его стихов был соблазн гибели и переживание длящейся смерти.
Он умер 8 октября 1935 года от свердозы героина.
Е.Г.
Впервые опубликовано в газете Alma Mater (Тарту), # 3 (5), январь 1991.
Адрес к опубликованному материалу:
http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/poplavski.html
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:00 Заявить о нарушении
Борис Юлианович Поплавский (1903-1935)
Собрание стихотворений:
«Флаги» (1931)
«Снежный час» (1936)
«Над солнечною музыкой воды»
«В венке из воска» (1938)
«Дирижабль неизвестного направления» (1965)
«Автоматические стихи» (1999)
Стихотворения, не вошедшие в сборники
Незавершенное и зачеркнутое
***
http://flibusta.net/b/183452
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:05 Заявить о нарушении
http://magazines.russ.ru/nj/2008/253/me17.html
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:08 Заявить о нарушении
Борис Юлианович Поплавский
1903 - 1935
http://www.stihi.ru/avtor/lotos2662
http://www.stihi.ru/go/www.litera.ru/stixiya/authors/poplavskij.html
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:17 Заявить о нарушении
* * *
Фиалки играли в подвале
Где мертвые звезды вздыхали о мраке могилы
Только призраки окна еще открывали
И утро всходило
Им было так больно что лица они закрывали
И так до заката
Когда погасали
Лучи без возврата
А ночью огни появлялись на стенах домов
Цветы наклонялись над бездной —
их пропасть манила
Внизу на асфальте ходила душа мирозданья
И думала как ей войти в то прекрасное зданье
Так долго ходила, на камень ложилась лицом
И тихо шепталась с холодным и мертвым отцом
Потом засыпала
Вернувшийся с бала
Толкал ее пьяной ногой
Борис Поплавский. Автоматические стихи.
Москва: Согласие, 1999.
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:24 Заявить о нарушении
Поплавский Борис
Ранний вечер блестит над дорогой.
Просветлело, и дождь перестал.
Еле видимый месяц двурогий
Над болотною речкою встал.
Неприветлива чаща лесная,
Где-то стрелочник трогул свирель.
Осыпает ворона ночная
С облетающих клёнов капель.
Слышен лай отдалённый собаки,
У ворот в темноте голоса.
Всё потеряно где-то во мраке,
Всё в овраге лишилось лица.
Ночь. Бездонная ночь над пустыней,
Исполинов сверкающих мать,
В тишине, Ты не плачешь над ними,
Не устанешь их блеску внимать.
Буду в ярком сиянии ночи
Так же холодно ярок над всем,
Если я на земле одиноче
Дальних звёзд, если так же я нем,
Выпью сердцем прозрачную твёрдость
Обнажённых, бесстрашных равнин,
Обречённую, чистую гордость
Тех, кто в Боге остался один.
1931-1934
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:27 Заявить о нарушении
Поплавский Борис
Ирине Одоевцевой
Много детей собралось в эту ночь на мосту.
Синие звёзды надели лимонные шляпы.
Спрятала когти медведица в мягкую лапу.
Мальчик надел свой новый матросский костюм.
Мост этот тихо качался меж жизнью и смертью,
Там на одной стороне, был холодный рассвет.
Чёрный фонарщик нёс голову ночи на жерди,
Нехотя загорался под крышами газовый свет.
Зимнее утро чесалось под зимней периной.
А на другой стороне был отвесный лиловый лес.
Сверху курлыкал невидимый блеск соловьиный.
Яркие лодки спускались сквозь листья с небес.
В воздухе города жёлтые крыши горели.
Странное синее небо темнело вдали.
Люди на всех этажах улыбались, блестели.
Только внизу было вовсе не видно земли.
Поезд красивых вагонов сквозь сон подымался.
Странные люди из окон махали платками.
В глетчере синем оркестр наигрывал вальсы.
Кто-то с воздушных шаров говорил с облаками.
Каждый был тих и красив и умён беспредельно.
Светлый дракон их о Боге учил на горе.
В городе ж снежном и сонном был понедельник.
Нужно в гимназию было идти на заре.
Кто-то из воздуха детям шептал над мостами.
Дети молчали, они от огней отвернулись.
Странный кондуктор им роздал билеты с крестами.
Радостно лаял будильник на тех, кто вернулись.
1929
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:35 Заявить о нарушении
Чёрная Мадонна
Поплавский Борис
Вадиму Андрееву
Синевели дали, сиреневели,
Тёмные, прекрасные, пустые,
На трамваях люди соловели,
Наклоняя головы святые,
Головой счастливою качали.
Спал асфальт, где полдень наследил.
И казалось, в воздухе, в печали,
Поминутно поезд отходил.
Загалдит народное гулянье,
Фонари грошовые на нитках,
И на бедной, выбитой поляне
Умирать начнут кларнет и скрипка.
И ещё раз, перед самым гробом,
Издадут, родят волшебный звук,
И заплачут музыканты в оба
Чёрным пивом из вспотевших рук.
И тогда проедет безучастно,
Разопрев и празднику не рада,
Кавалерия, в мундирах красных,
Артиллерия назад с парада.
И к пыли, к одеколону, к поту,
К шуму вольтовой дуги над головой,
Присоединится запах рвоты,
Фейерверка дым пороховой.
И у слышит вдруг юнец надменный
С необъятным клёшем на штанах
Счастья краткий выстрел, лет мгновенный,
Лета красный месяц на волнах.
Вдруг возникнет на устах трамбона
Визг шаров, крутящихся во мгле.
Дико вскрикнет черная Мадонна,
Руки разметав в смертельном сне.
И сквозь жар, ночной, священный, адный,
Сквозь лиловый дым, где пел кларнет,
Запорхает белый, беспощадный,
Снег, идущий миллионы лет.
(1927)
Истоки и Развитие Русской Поэзии 31.05.2010 03:47 Заявить о нарушении
статьи писать не умею(особенно о любимых поэтах)
Артемона Иллахо 31.05.2010 12:43 Заявить о нарушении