Дауншифтеры

     Дауншифтер – это человек, спускающийся по лестнице, ведущей вверх. Все социальные лестницы ведут вверх; спускаться по такой лестнице вниз – значит использовать ее не по назначению. Человеку прирождено стремление вверх, желание возвыситься над своим окружением. Возвыситься можно только с помощью жертвы, и человек всегда готов жертвовать самым дорогим, чтобы подняться немного выше; ради возвышения он готов даже пожертвовать своей жизнью, но, как правило, дело так далеко не заходит, и он ограничивается мелкими жертвами – мелкими, если сопоставить их с жертвой, которую приносят те, кто хочет одним махом перенестись наверх. Обычный человек расстается со своей жизнью постепенно и поднимается вверх тоже постепенно. Человек возвысился над животным миром, отказавшись от двух ног из четырех. Возвысившись над деревьями, птицами и животными, он почувствовал желание возвыситься над себе подобными. В некоторых случаях он стремится даже возвыситься над самим собой. Но все это свойственно лишь людям демократического общества; при феодальном порядке положение человека на социальной лестнице определялось еще до его рождения, и он не мог его изменить, не мог переступить со своей ступеньки ни вверх, ни вниз. Сегодня путь вверх открыт как будто для всех, но некоторые, растерявшись от этой свободы, путают направление и спускаются вниз. Там, внизу, они катают на байках, ловят рыбу, пьют пиво, занимаются любовью и сочиняют стихи. Ну что ж, скажем мы, это их выбор. Возможность подниматься неразрывно связана в нашем обществе с возможностью опускаться, и если мы создаем условия для первой, то тем самым создаем условия и для второй.
___________________________________
     «Престиж постоянно преследует наши промышленные общества, (буржуазная) культура которых всегда остается лишь призраком аристократических ценностей. Повсюду осуществляется коллективное воспроизводство магии кода, направляющееся от экономической стоимости к ее границам, воспроизводство магии избирательного и избирающего сообщества, спаянного одним и тем же правилом игры и одними и теми же знаковыми системами». – Ж. Бодрийяр. «К критике политической экономии знака».


Рецензии