Порывы аквилона

Когда оранжевый закат застелет склоны
и все пожитки дня переведёт в безнал,
вальяжно–влажный шёлк порывов аквилона
перелистает пляж приморский, как журнал.

Шагая не спеша, как гость, пройдусь я следом
по тем стопам, что смыл давно волны поклон
и шепчет, шепчет мне с настойчивостью ветер,
нашёптывает то, что было и прошло.

Как на сверкающие блеском эполеты,
на блики солнца на воде не нагляжусь —
Раевский (младший) друг мятежного поэта,*
болотной жижи здесь вымешивал межу,

возможно, чуточку небрежно, чуть манерно,
как раз он «Пленника кавказского» читал
и мирно, заложив страницу веткой вербы,
соборным звоном слух, как взор свой услаждал:

бульвара варьете — зонты, бретели, трости
горят в закате дня, как в зеркалах витрин
и зов открытых плеч (ах, жажда для геройства!)
и курит вечер ночь под пряный розмарин!

Прости, герой меня за фамильярность… Зоркий,
смотри! приморского вокзала шпиль, скользит
рельефной тенью по фасаду грациозно,
к бульвару прежнему Ермоловскому мчит!
 
Мчит, вместе с облаком набухшим, тучу снуло
на город нахлобучив, что монах скуфью
и керосиновые фонари тех улиц
бредут задумчиво в парадные «Бель–вью»,*

а дождь бежит, бежит, лаская ступни лестниц,
считая крыши, купола — один собор,
отель, больница, вилла Вера, казначейство,
маяк… трактиров 49! под собой

не чует ног, словно на собственной премьере, 
как город, видно тоже полной мерой сыт.
И всё же, счастье, где–нибудь в кафе у «Стерео»,*
смеясь поплакать и под дождь не говорить,

как виадук над Верещагинкой рыдает
(о чём — о нынешнем, былом?) послушный сын,
собою двух уездных Мельпомен сближает,   
меж Летним* с Зимним, выгибая арок клин.

Торопит время, как большое половодье,
беспечно лето, как напорист нынче век,
но я не тороплюсь — как гостья я сегодня,
что на приморский пляж устроила побег.
 
©lastesh,Сочи
5 июня 2008г.



«Бель–вью»* - название бывшего, одного из первых, отеля города Сочи.
Летний* с Зимним - имеются ввиду два городских театра - Летний (им. Фрунзе) и Зимний театр, которые разделяет Верещагинская балка и одноименный мост (виадук).
«Стерео»* - старейший кинотеатр в Сочи.
Мятежного поэта* - здесь, имеется ввиду Пушкин А.С., посвятивший свою южную поэму «Кавказский пленник» Н.Раевскому (младшему), который в свою очередь служил начальником Черноморской береговой линии.


Рецензии
Мила, привет! Текст большой и мне кажется, что есть ощибки. Про каждую писать не буду. Но давайте я этот стиш перепишу, если понравится что-то, то пользуйтесь и берите.
Когда оранжевый закат застелет склоны,
и все пожитки дня переведёт в безнал,
вальяжный шёлк порывистого аквилона,
бульвар приморский проЧИтает твой журнал.

Неспешным шагом, будто гость, пройдусь я следом,
по тем сТОПам, что отмолил (этот глагол я не понял) волны поклон,
и шепчет, шепчет мне с настойчивостью ветер,
шумит, о том что было - было и прошло.

На сЕРЕБРИСТЫе, живЫЕ эполеты,
на блики солнца в море я не нагляжусь,
Раевский младший - ДОБРЫЙ друг поэтов,
болотной жижи тут ногой месил межу.

Возможно, чуточку небрежно, чуть манерно,
оН КНИГУ ЛЕРМОНТОВА "Пленника" читал,
и заложив страничку РЕЗКО веТКОЙ вербЫ,
свой слух КАВКАЗКИМ ЭХОМ услаждал.

Ленивого бульвара шорты, шляпки, трости,
горят закатом в отражении витрин,
точёных ножек трепет – храбрость и геройствО (!)
и курит вечер нежно-пряный розмарин.

Прости, герой меня за фамильярность... Зоркий,
приморского вокзала шпиль - Смотри! - скользит,
рельефной тенью по фасаду грациозно
к бульвару прежнему Ермоловскому мчит!

Мчит, вдруг с набухшЕм небЕ тучу сДуло
на город нахлобучив, что монах скуфью,
и керосиновые фонари тех улиц,
спешат задумчиво в парадные Бель - вью*

А дождь бежит, бежит, лаская КАМНИ лестниц,
считая крыши, купола: один собор,
отель, больница, вилла Вера, казначейство,
маяк... трактиров сорок девять! БОЖЕ мой!

Как скоро, ты мой Сочи, стал повесой! Верно –
с мечтой о будущем ты прошлой мерой сыт,
какое счастье, что в кафе напротив Стерео,
поплакать я могу когда душа болит.

Как виадук над Верещагинкою плачет.
О чём? О прошлом, о былом? Сакрален сын -
он Мельпомен трагисиятельных венчает,(не понял)
меж Летним с Зимним выгибает арок сплин*.

Торопит аквилон шальное половодье,
беспечного, напористого века - лета,
я выбираю неподвластное природе -
бессмертие для – ч е л о в е к а.

Сильно не бейте! Я понял, что стиш в работе! Хотелось вместе!))

Симон Слуцкин   27.07.2008 01:59     Заявить о нарушении
)))))Симон, если бы рецка была написана с утра....)))!
Позволю себе небольшое отступление:
В сегодняшнее утро меня обидели. Или мне казалось, что меня обижают? Я долго не хотела просыпаться. Так и лежала с закрытыми глазами! С закрытыми же глазами нащупала под подушкой пульт от телевизора, клацнула OFF. На канале Спорт, ещё с полчаса, слушала грустные истории о жизни известных, в прошлом, олимпийских чемпионов. Наконец встала. Сделала зарядку (!) Съела яишницу из одного яйца, но с сосиской(!) Ведь правда, после зарядки можно себе позволить такой роскошный завтрак!? А потом.... потом я поехала в магазин и купила....(в кредит)новую мягкую мебель. Кораллового цвета! Яркого, кораллового цвета! Наверное я давно об этом мечтала. Теперь сижу в новом кресле и пью шампанское. Прррелессссть....
Симон, разве я могу Вас бить после этого?!
Стихо с Вашими комментами, откомментирую завтра...))
С улыбкой, Мила Ластеш

Мила Ластеш   27.07.2008 03:16   Заявить о нарушении
Поздравляю! Знаю, какое это для женщины счастье! А что в Сочи есть мебель коралового цвета????)))

Симон Слуцкин   27.07.2008 09:46   Заявить о нарушении
Симон, продолжаю разговор и подробно:

Когда оранжевый закат застелет склоны,
и все пожитки дня переведёт в безнал,
вальяжный шёлк порывистого аквилона,
бульвар приморский проЧИтает твой журнал.

1. С - проЧИтает – не соглашусь. «Пролистает» подходит больше, т.к. во –первых - трудно вальяжный и порывистый аквилон усадить за чтение)). Во-вторых - далее идёт строка …. пройдусь я следом…..т.е сохранена цепь движения: ветер – листает- следом идут.

Неспешным шагом, будто гость, пройдусь я следом,
по тем сТОПам, что отмолил (этот глагол я не понял) волны поклон,
и шепчет, шепчет мне с настойчивостью ветер,
шумит, о том что было - было и прошло.

2. «по тем сТОПам» - не соглашусь, т.к. в этом контексте,думаю, не совсем корректно употребление слова «Стопа».
По словарю: СТОПА ж. (стоять) нижняя часть ноги, от мыщелок, берца, до подошвы; ступня, лапа, плюсна, ножная кисть.

Обычно, на мой взгляд, это слово употребляют в более глубоком переносном смысле (идти по стопам Пушкина, он пошёл по стопам отца). А здесь лёгкое «пройдусь следом». К тому же, по - моему, это интересный рефрен «…пройдусь я следом по тем следам…» подкреплённый далее также рефренами «шепчет, шепчет….шумит… что было – было и прошло)»
Может, конечно быть и перебор с рефренами....((

«…отмолил (этот глагол я не понял) волны поклон» - отмолил - от глагола молить, молиться, умолить, замолить, отмолить.
Когда на берег в беспрерывном движении набегают волны или более того падают при волнении моря, то, на мой взгляд, это похоже на молящегося или отбивающего поклоны.

На сЕРЕБРИСТЫе, живЫЕ эполеты,
на блики солнца в море я не нагляжусь,
Раевский младший - ДОБРЫЙ друг поэтов,
болотной жижи тут ногой месил межу.

3. «На сЕРЕБРИСТЫе, живЫЕ эполеты» - неплохая строчка. Смущает часто употребляемое слово «Серебристый» и ещё – я не уверена, но кажется, эполеты бывают только золотые?
«Раевский младший - ДОБРЫЙ друг поэтов» - тоже хорошая строчка, но я сегодня всё-таки (!) нашла, как мне кажется, на это место нужное слово! (Вы были правы, Симон, что стих этот у меня в работе)) Посмотрите, мне думается это самый удачный вариант.(мятежного поэта)
Я всё время искала это слово, которое подведёт читателя к пониманию следующего четверостишия, где речь идёт о Пушкинском (!) Кавказском пленнике (а не о Лермонтовском!). Т.к. не все знают хорошо Раевского-младшего (сына прославленного героя войны 1812 года, генерала) и его факт истории, что он был в своё время Начальником Черноморской береговой линии (от Тамани (Новороссийск) до Сухума (Сухуми)) и дружил с Пушкиным. И, что последний посвятил свою южную поэму именно ему – Раевскому младшему (заключительные строки «Посвящения» к «Кавказскому пленнику» где Пушкин ясно говорит о друге и его герое отце)

Возможно, чуточку небрежно, чуть манерно,
оН КНИГУ ЛЕРМОНТОВА "Пленника" читал,
и заложив страничку РЕЗКО веТКОЙ вербЫ,
свой слух КАВКАЗКИМ ЭХОМ услаждал.

4. «свой слух КАВКАЗКИМ ЭХОМ услаждал» - не соглашусь - здесь должен быть не «Слух», а именно «Взор»! Т.к. в следущем четверостишии как раз идёт описание, того чем услаждал свой взор Раевский, читая на бульваре,посвящённую ему поэму, а именно:

Ленивого бульвара шорты, шляпки, трости,
горят закатом в отражении витрин,
точёных ножек трепет – храбрость и геройствО (!)
и курит вечер нежно-пряный розмарин.

5. Исходя из вышесказанного логичнее будет оставить «…точёных ножек трепет – жажда для геройства (!)» Т.е Раевский военный человек и возможно проявить геройство в ухаживании за женщинами, может звучать двусмысленно, но поэтому - то Ваш покорный слуга, Автор, и начинает следующий катерн с извинений)

Прости, герой меня за фамильярность... Зоркий,
приморского вокзала шпиль - Смотри! - скользит,
рельефной тенью по фасаду грациозно
к бульвару прежнему Ермоловскому мчит!

Мчит, вдруг с набухшЕм небЕ тучу сДуло
на город нахлобучив, что монах скуфью,
и керосиновые фонари тех улиц,
спешат задумчиво в парадные Бель - вью*

6. «Мчит, вдруг с набухшЕм небЕ тучу сДуло» - здесь, (теперь) я не поняла…

А дождь бежит, бежит, лаская КАМНИ лестниц,
считая крыши, купола: один собор,
отель, больница, вилла Вера, казначейство,
маяк... трактиров сорок девять! БОЖЕ мой!

7. «лаская КАМНИ лестниц» - красиво, согласна, но избито. На мой взгляд «ступни лестниц» - интереснее…
«БОЖЕ мой!» - принимаю, Симон! Я так долго, /когда писала это четверостишие/, металась)) между «О, бог мой!» и « Боже мой!», что, когда я увидела в Вашем предложении опять «Боже мой!», то я подумала – Легче согласиться!)))))

Как скоро, ты мой Сочи, стал повесой! Верно –
с мечтой о будущем ты прошлой мерой сыт,
какое счастье, что в кафе напротив Стерео,
поплакать я могу когда душа болит.

Как виадук над Верещагинкою плачет.
О чём? О прошлом, о былом? Сакрален сын -
он Мельпомен трагисиятельных венчает,(не понял)
меж Летним с Зимним выгибает арок сплин*.

8. «трагисиятельных» - сегодня, всё-таки заменила этот новояз на обычное «первосиятельных…» Если непонятно – то непонятно, тут уж ничего не поделаешь… Почему трагисиятельных? Потому что речь идёт о театрах – Зимнем и Летнем театрах в Сочи. Я подумала, что слова «сакрален, Мельпомена» подведут к пониманию (траги – от трагедия, трагик).
А, вот «сплин» здесь действительно не подходит, поэтому сегодня заменила это слово тоже)

Торопит аквилон шальное половодье,
беспечного, напористого века - лета,
я выбираю неподвластное природе -
бессмертие для – ч е л о в е к а.

Уф! Кажется всё! (поэтому и откладывала Вам ответ, т.к. хотелось проанализировать обстоятельно))

Симон, в общем, спасибо Вам огромное, что заставили меня ещё раз самым пристальным образом порыться в своём стише! Вполне допускаю, что я где-то не права! /поэтому так подробно описала своё видение!/. Поэтому пишите, если в чём не согласны!! Я иногда «поддаюсь»:-)))

С теплой улыбкой, Мила Ластеш

Мила Ластеш   14.08.2008 17:17   Заявить о нарушении
Ух, как давно это было. Еле нашёл.))
Мила, у меня сейчас ужо думалка плохо фурычит, поэтому завтра погляжу.
В любом случае, доволен, что расшевелил тебя. Это полезно глядеть чужим и глазами. Я свои стихи переписываю постоянно. Мои друзья смеются.) Удачи!

Симон Слуцкин   20.08.2008 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.