Поэзия. Поэтика. Ритм и Рифма. Размеры. ЧастьII

Литература:

Использованы материалы поэтических справочников и энциклопедии, а также "Словарь Литературоведческих Терминов". Это - справочник поэта, часть вторая! Публикуется в помощь молодым поэтам повторно. Вскоре будет опубликована часть третья.

* * * * * * * * * *

- Поэзия - так называлась художественная литература в древности, когда она целиком создавалась в стихотворной ритмической форме. Когда сложилась художественная проза, термин Поэзия закрепился за стихотворными произведениями. Как название художественной литературы в 19-ом веке его продолжают употреблять в поэтических и философских произведениях (Гегель, В. Белинский, Н. Чернышевский, Ф. Тютчев, И. Бунин). Слово Поэзия приобретает также нарицательное значение, определяя все высокое и прекрасное: " Лирика истинная всегда поэзия, но "поэзия" - не только лирика" (В. Брюсов).

Яни Сит
-------------------------------------------------
- Давайте остановимся на жанре Поэма. Это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе:

Мария, бедная Мария,
Краса черкасских дочерей!
Не знаешь ты...
(А.С. Пушкин. Полтава.)

Жанр поэмы характеризует лаконичность и краткость, с одной стороны, и особенная эмоциональная насыщенность - с другой. В историческом развитии Поэма приобретает различные формы в зависимости от того, с какими методами, течениями, стилями писателей она связана. Так, значительное развитие получила в 19-ом веке романтическая
Поэма (например, У Байрона, Мицкевича, Лермонтова, Гейне). В русской поэзии советского периода представлена многими образцами (Поэмы В. Маяковского, С. Есенина, В.Багрицкого, А. Твардовского).

Вики
----------------------------------------------------
Поговорим о Поэтике. 1. В широком смысле этого слова вообще "Теория Литературы". 2. В более узком и распространенном смысле - раздел "Теории литературы", в котором рассматриваются вопросы стилистики, сюжетики, стихосложения. 3. Часто этот термин применяется к изучению художественных особенностей творчества отдельного писателя. (*Поэтика Пушкина*), и т. п.

Поэтика сложилась ещё в древности у Аристотеля (см. его произведение "О поэтическом искусстве"), у Горация, позднее у Буало и других и первоначально охватывала весь круг вопросов, которые позднее стали относить к теории литературы, но, постепенно более общие проблемы выделились из неё, и она в основном получила второе значение.

В настоящее время всё же нельзя сказать, что термин Поэтика вполне устоялся, и в критических работах он встречается в различных значениях, определенных выше.

Яни
- Акростих (от греч. акрос - крайний, стихос - стих) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего имя. Акростих известен ещё в 6-ом веке до н.э. у древних греков. Такого рода построение может встречаться и в прозе. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет. В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, Акростих часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения. Вот начало Акростиха "Валерию Брюсову", написанного русским поэтом 20-го века М.А. Кузминым (1875 - 1936):

Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орёл, прицелов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет "Стой!"
Разящий меч готов на грозный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой...И т.д.

Вики
-------------------------------------------------
Александрийский Стих - 1) во французской поэзии - силлабический стих в 12 слогов с цезурой после шестого слога; 2) в русской поэзии - шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная. Пример:

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!...
(К. Рылеев)

В эпоху классицизма Александрийский стих был обычным размером эпоса, драмы, сатиры, послания, элегии и др. крупных произведений; в 19-ом веке использовался в "подражаниях древним" ( "Муза" А. Пушкина, многие стихи А. Фета, А. Майкова).

Яни
----------------------------------------------
Античное Стихосложение. Это стихосложение древнегреческой и древнеримской поэзии. Разновидность "метрического" стихосложения, основанного на чередовании долгих и кратких слогов (а не ударных и безударных, как в силлабо- тоническом), причем считается, что при обычном произношении долгий равен по продолжительности двум кратким. Рифма в Античном стихосложении не употреблялась. В русских переводах "размерами подлинника" принято передавать ритмически сильные долгие слоги - ударными, а остальные - безударными. Примеры: 1) гекзаметр, основной размер античного эпоса:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев роковой, что премногим стал бед для ахейцев причиной...
(Гомер. Илиада, около 13-го века до н.э. пер. Н. Гнедича);

2) алегический дистих, размер элегий и эпиграмм:

О, прохожий! скажи, как приедешь в Лакемодон, что все мы,
Верны законам его, здесь костями легли (Симонид. Надгробие
спартанцам в Фермопилах, 5-ый век до н.э. пер. М. Михайлова);

3) сапфическая строфа, один из размеров песенной лирики:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос...

(Сапфо. Отрывок, 6-ой век до н.э. пер. В. Вересаева)

Яни
Анапест (от греч. анапоистос - отраженный назад) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. В 18-ом веке встречался крайне редко, например, в духовной оде А. Сумарокова "Правосудное небо, воззари...". Наиболее характерен для второй половины 19-го века (Н. Некрасов., А. Фет). Самая популярная форма - трёхстопный. Анапест значительно реже встречается четырёхстопный:

У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота...
(Н. Некрасов. Песни)

Изредка встречается двустопный. И как исключение, пятистопный:

Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...
(А. Фет.)
----------------------------------------------------------
Амфибрахий. (от греч. амфибрахус - с двух сторон краткий) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. В 18-ом веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А.К. Толстой и др. Наиболее распространенная форма - четырёхстопный Амфибрахий:

Герои скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя, матросы, матросы,
Вам песнь огненная рубиновых слов.
(В. Кириллов. Матросам. 1918.)

А также трёхстопный:

Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
(А. Фет.)
----------------------------------------------------------
Дактиль. (от греч. дактилос - палец) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7, 10 и т. д. слоги. В 18-ом веке встречался у А. Сумарокова., Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина. Поэты пушкинской поры предпочитали ему амфибрахий, но позднее А. Майков, Л. Мей, Н. Некрасов, А. Фет, Н. Щербина восстановили его популярность. Первоначально наиболее продуктивной была двустопная форма:

Пчелка златая!
Что ты жужжишь?
(Г. Державин. Пчелка.)

Затем она была вытеснена четырёхстопным, а также формой смешанного четырёхстопного и трёхстопного Дактиля:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я про свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
(А. Фет) К.В.

Это было объяснение Яни о трёхсложных размерах в поэзии.
Яни
-------------------------------------------------------
Ямб. (от греч. ямбус, восходит к названию музыкального инструмента) - двусложный размер , где ударение приходится на четные - 2-ой, 4-ый, 6-ой, 8-ой и т.д. - слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте. В 18-ом веке
наиболее распостраненными были вольный ямб, шестистопный и четырёхстопный. В 19-ом веке происходит выдвижение пятистопного ямба не только в драматургической поэзии, но и в лирической (Пушкин, Лермонтов, Тютчев и др.). Это самый популярный размер, им написано более 2/3 всех русских стихотворений. В современной русской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример четырёхстопного ямба:

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок. Возмездие. Пролог.) К.В.
Хорей, или трохей (от греч. хорос - хор), - двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные - 1-ый, 3-ий, 7-ой и т. д. слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте - пиррихии. Хорей, так же как и ямб, - очень популярен в русской поэзии.
Яни
---------------------------------------------------------
С уважением, Яни Сит


Рецензии
"Поэзия - так называлась художественная литература в древности, когда она целиком создавалась в стихотворной ритмической форме. Когда сложилась художественная проза, термин Поэзия закрепился за стихотворными произведениями". Глубоко сомневаюсь, что это так. Наука, религия, искусство изначально существовали в синкретичном виде - то есть нерасчлененно. Нельзя было сказать, что вот это - религия, а это наука, а вот там - литература. Так и поэзия с прозой. Проза ведь тоже обладает ритмом, например...

Николай Марс   03.07.2009 23:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай. Почитайте Гегеля, В. Белинского, Н. Чернышевского, Ф. Тютчева, И. Бунина. С уважением, теплом!:)

Истоки и Развитие Русской Поэзии   09.07.2009 02:00   Заявить о нарушении
И что будет, если почитаю? Вот автор статьи "Поэзия и проза" в Литературном энциклопедическом словаре (1987 г.) Вадим Кожинов в 100 раз больше предложенного вами прочитал - и что? Я читаю и диву даюсь отсутствию логики и аргументации: "Первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще, поскольку в нем вплоть до нового времени резко преобладали стихотворные и близкие к ней ритмико-интонационные формы. Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационнные, ораторские и т.п." Обратите внимание - искусство слова ИМЕНОВАЛОСЬ поэзией, не говорится, что оно ЯВЛЯЛОСЬ поэзией. Тем более не говорится, что, как вы утверждаете, "она целиком создавалась в стихотворной ритмической форме". Говорится лишь о "резком преобладании стихотворных... форм" В чем это преобладание выражается - об этом не сказано. То ли в количестве произведений, то ли в количестве печатных знаков это преобладание. Античные романы - это, уважаемые Истоки и Развитие Русской Поэзии, поэзия или проза? Или это не древность? Тексты раннего русского православия - это поэзия или проза? Или они для вас малохудожественны? Наш с вами разговор напоминает мне спор о том, что появилось раньше - курица или яйцо. Вы утверждаете, что раньше всего появилось кудахтанье.
В свою очередь предлагаю вам перечитать "Слово о полку Игореве", но не в стихотворном переводе, а на языке оригинала с подстрочником. Я сомневаюсь, что кто-то сможет убедительно указать в этом красивом произведении такие признаки "поэзии", которые не были бы присущи "прозаическим" жанрам того же времени. (я намекаю на синкретизм)
Я бы прошел мимо ваших утверждений, но слишком на стихире привыкли к догматизму и трем слонам на черепахе... Этот стихирный словарь Квятковского, которым воспользоваться невозможно ни начинающему автору, ни опытному - из-за полного отсутствия иллюстрирующих примеров!.. Эти ваши утверждения, что сначала была поэзия!.. - не кажутся ли они вам анахронизмом? Все-таки после Пифагора был Евклид, а вслед ему пришел Лобачевский... И даже Лобачевский уже давно - лишь частный случай более сложной картины мира. А вы мне предлагаете - Белинского и Чернышевского... Я призываю обращаться к корням и истокам, а не к позапрошлому веку.

Николай Марс   09.07.2009 03:28   Заявить о нарушении
Никаких стихирных словарей мы ме использовали, не знаем и не ведаем о таковых; - посмотрите внимательнее, что легло в основу. До скорого...

Истоки и Развитие Русской Поэзии   11.07.2009 00:28   Заявить о нарушении
P.S. Скучно с Вами, Николай! Вы - дилетант, мало читаете и делаете скоропалительные выводы.

Истоки и Развитие Русской Поэзии   11.07.2009 00:31   Заявить о нарушении
Николай! Обратите внимание на:

Античное сложение стихов в древнегреческой и древнеримской поэзии; Аристотель, Гораций, Буало; Гомер: *Илиада*, около 13-го века до н.э. пер. Н. Гнедича); Сапфо: Отрывок, 6-ой век до н.э. пер. В. Вересаева; Жуковский о Амфибрахии (К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А.К. Толстой и др.); (А.С. Пушкин. Полтава.), (*Поэтика Пушкина*); поэмы (например, У Байрона, Мицкевича, Лермонтова, Гейне); (Н. Некрасов. Песни).
+
Обратитесь к Сумарокову., Г. Державину, А. Радищеву, Н. Карамзину; позднее к А. Майкову, Л. Мею, Н. Некрасову, А. Фету, Н. Щербину...
+
Ну и, конечно, обратитесь к Гегелю, В. Белинскому, Н. Чернышевскому, Ф. Тютчеву, И. Бунину.

С уважением, редколлегия

Истоки и Развитие Русской Поэзии   11.07.2009 00:52   Заявить о нарушении
Эй, Никола, проснись!
Пифагор и Евклид были учёными, а не литераторами:))

Виктор Рецка   11.07.2009 01:16   Заявить о нарушении
"Поэзия - так называлась художественная литература в древности, когда она ЦЕЛИКОМ создавалась в стихотворной ритмической форме". Прописными выделено мной, а цитирую я, видимо, Редколлегию, а не Гегеля. Вы хотя бы эту фразу поясните - не мне, а тем, кто еще будет читать вашу страницу. С надеждой на понимание.

Николай Марс   11.07.2009 01:30   Заявить о нарушении
1. Процитирую для Николя!

"- Поэзия - так называлась художественная литература в древности, когда она целиком создавалась в стихотворной ритмической форме. Когда сложилась художественная проза, термин Поэзия закрепился за стихотворными произведениями. Как название художественной литературы в 19-ом веке его продолжают употреблять в поэтических и философских произведениях (Гегель, В. Белинский, Н. Чернышевский, Ф. Тютчев, И. Бунин). Слово Поэзия приобретает также нарицательное значение, определяя все высокое и прекрасное: " Лирика истинная всегда поэзия, но "поэзия" - не только лирика" (В. Брюсов)".

Редколлегия советует Николя обратиться к :

2. Цитирую для Николя!

"Николай! Обратите внимание на:

Античное сложение стихов в древнегреческой и древнеримской поэзии; Аристотель, Гораций, Буало; Гомер: *Илиада*, около 13-го века до н.э. пер. Н. Гнедича); Сапфо: Отрывок, 6-ой век до н.э. пер. В. Вересаева; Жуковский о Амфибрахии (К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А.К. Толстой и др.); (А.С. Пушкин. Полтава.), (*Поэтика Пушкина*); поэмы (например, У Байрона, Мицкевича, Лермонтова, Гейне); (Н. Некрасов. Песни).
+
Обратитесь к Сумарокову., Г. Державину, А. Радищеву, Н. Карамзину; позднее к А. Майкову, Л. Мею, Н. Некрасову, А. Фету, Н. Щербину...
+
Ну и, конечно, обратитесь к Гегелю, В. Белинскому, Н. Чернышевскому, Ф. Тютчеву, И. Бунину.

С уважением, редколлегия

Истоки и Развитие Русской Поэзии 11.07.2009 00:52"

_________________

Николя! Ну чего же тут не ясно?!

Королевство Кривых Зеркал   11.07.2009 01:38   Заявить о нарушении
О спорах! Примеры споров:

-*Удалось же это, не сходя со "своего пенька", Сервантесу в "Дон Кихоте". Да и в кризисной-то уже Испании... А представим, что Гете написал только "Фауста", без всяких "Западно-восточных диванов"... Что же, автору немецкого "Фауста" нам пришлось бы отказать во всемирности? Тому, кто на местно-германском (в раздробленной Германии) материале дал, по слову Тургенева, одну из "коренных особенностей человеческой природы"?.. Точно так же именно сияние "всемирных идей" надо бы первым делом следить во "всечеловечном" нашем Пушкине. Он всемирен, на мой взгляд, и в "русско-пейзажных" "Бесах", и в "петербургской повести" — "Медный всадник"...* (автор Татьяна Глушкова)

- *Это и есть формула имперского сознания. И тут же — формула "утраты Империи"... Хотя применительно к нашей стране уместно, конечно,— пушкинское, замечу!— слово "СОЮЗ", а не это, слишком "бряцающее",— "Империя"... Так что "всемирность" нашей поэзии, или, как вы выражаетесь, "имперское пространство" ее, — это, в ощущении, одно и то же.
Что же касается "всемирности" конкретного таланта, то суть, конечно, в сиянии "всемирных идей", о каком вскользь говорит в связи с Пушкиным Достоевский, увлеченный все-таки самими по себе духовными "переодеваниями". Между тем как эти "переодевания" или "перевоплощения" целесообразны лишь как средство, одно из возможных средств, для донесения "всемирных идей". Но последние могут быть извлечены и из "своего пенька". Здешнего, родного для поэта...* (Из статьи Т. Г.)

_ Поэтому уместно ещё раз повторить для Николая Марса:

*- Поэзия - так называлась художественная литература в древности, когда она целиком создавалась в стихотворной ритмической форме. Когда сложилась художественная проза, термин Поэзия закрепился за стихотворными произведениями. Как название художественной литературы в 19-ом веке его продолжают употреблять в поэтических и философских произведениях (Гегель, В. Белинский, Н. Чернышевский, Ф. Тютчев, И. Бунин). Слово Поэзия приобретает также нарицательное значение, определяя все высокое и прекрасное: " Лирика истинная всегда поэзия, но "поэзия" - не только лирика" (В. Брюсов)*.

Редколлегия советует Николаю почитать следующее:

*Античное сложение стихов в древнегреческой и древнеримской поэзии; Аристотель, Гораций, Буало; Гомер: *Илиада*, около 13-го века до н.э. пер. Н. Гнедича); Сапфо: Отрывок, 6-ой век до н.э. пер. В. Вересаева; Жуковский о Амфибрахии (К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А.К. Толстой и др.); (А.С. Пушкин. Полтава.), (*Поэтика Пушкина*); поэмы (например, У Байрона, Мицкевича, Лермонтова, Гейне); (Н. Некрасов. Песни)*.

Также:

*Обратитесь к Сумарокову., Г. Державину, А. Радищеву, Н. Карамзину; позднее к А. Майкову, Л. Мею, Н. Некрасову, А. Фету, Н. Щербину... *

А также:

*Обратитесь к Гегелю, В. Белинскому, Н. Чернышевскому, Ф. Тютчеву, И. Бунину*.

_______________________________________

Вот ещё несколько полезных выдержек:

*Выгодно — быть гением! Ну чем не всемирен "маленький" лермонтовский "Парус", лишенный колоритно-национальной какой-либо экзотики?.. Чем не всемирны любовные стихи Ф.Тютчева, обращенные к Денисьевой?.. Или “всемирность” русской лирики исчерпывается пушкинской песней Мери из “Пира во время чумы”: “А Эдмунда не покинет Дженни даже в небесах”— этим или подобными же “перевоплощениями в чужую национальность”, которыми заворожен был Достоевский?
Впрочем, можно привести и более крайние, чем Лермонтов и Тютчев, примеры. Так, решусь утверждать, что сияние всемирных идей обнаруживается и у столь “узко-национальных”, воистину не покидавших здешнего “своего пенька” русских гениев, как Грибоедов или Некрасов. Я имею в виду “такой многогранный кристалл человеческого духа, как “Горе от ума” (определение замечательного нашего эстетика, философа М.А.Лифшица), а также некрасовские “Рыцарь на час” или “Последние песни”...
Я начала с Сервантеса, но известно, что не сходил со “своего пенька” и гений братской нам — украинской — литературы Тарас Шевченко. И если ваша газета недавно устами одного литератора высокомерно назвала этого национального гения “хамом”, то я пользуюсь случаем защитить достоинство русско-славянской “провинциальной” культуры в ее всемирном именно значении. У Шевченко были огромные основания для той сатиры, что содержится в поэме “Сон”, раздражая сегодняшних наших “царистов”. И он, конечно, во многом перекликается с некрасовской “музой мести и печали”, так же, увы, не слишком привечаемой сегодня... Поэт — величина иная и неизмеримо большая, чем, например, член Монархического союза или “романовской” партии*. (Автор Татьяна Глушкова).

- Николай! Пишите нам! Выдержки журнала "Рога и Копыта" удалили мы сами: журнал "Истоки и Развитие Русской Поэзии". С теплом, редколлегия "Истоков"!

Истоки и Развитие Русской Поэзии   11.07.2009 20:39   Заявить о нарушении