Прогулка 245-я. От чертополоха до орхидеи
***
…Жили-были в маленьком храме два монаха, два брата. Старший был человек учёный. А вот младшему не так повезло: был он несколько глуповат, к тому же крив на один глаз.
Однажды прибрёл к храму странник и попросился на ночлег. По обычаю паломник, прежде чем получить приют, должен был вступить в философский диспут с кем-нибудь из обитателей храма и в этом диспуте победить.
Поскольку старший брат приболел, он доверил переговоры младшему и, не особенно надеясь на разумность последнего, предупредил его:
- Дискутируйте молча.
«Спорщики», не произнося ни слова, отправились в храм. Через некоторое время странник вошёл в келью старшего брата и огорчённо произнёс:
- Силён твой брат!.. Пойду искать другой ночлег.
- Да? – удивился старший. – Как же вы дискутировали?
- Я поднял один палец, - говорит странник, - мол, это Будда. А он поднял два пальца: дескать, Будда и его ученики. Тогда я поднял три: Будда, Его Учение и Его ученики. Тогда твой брат потряс кулаком у меня перед носом: мол, всё происходит из одного и того же ОСОЗНАНИЯ…
Сказав это, странник попрощался и ушёл. Явился обиженный и чем-то недовольный младший брат.
- Расскажи-ка мне про ваш диспут, - попросил старший.
- Сначала этот наглец поднял один палец. Как будто я сам не знаю, что у меня один глаз! Но я решил быть вежливым и поднял в ответ два пальца: мол, зато у тебя оба глаза целёхоньки. Тогда он, бессовестный, поднял три пальца: опять намекает, что у нас с тобой на двоих три глаза! Ну уж такого я стерпеть не мог. Сунул ему кулак под нос: вот вышибу и тебе глаз – сам будешь кривым! Тут уж этот наглец испугался и ушёл.
Эта притча – не что иное, как пародия на «язык дзэн», о сложности которого говорят сами «просветлённые». Они считают, что, если бы удалось объяснить хоть одно значение дзэн, он перестал бы существовать. Впрочем, сами они охотно иронизируют по поводу этой «непонимаемости».
***
Символичный насквозь, язык поэзии тоже является своего рода «языком дзэн». Сколько читателей – столько пониманий. Но – сколько же возможностей для шарлатанов!
Любой невежда, соединив кое-как слова, претендует на глубокомыслие. Эпигон, коим несть числа, лепит из украденных у Мастера образов совершенную бессмыслицу, не понимая, что Поэзия – воплощенная Душа, воплощённый Огонь Духа.
Эпигон-подражатель-ремесленник этого не поймёт никогда, ибо тот орган, которым следовало бы понимать, у подражателя отсутствует.
Нельзя потужиться подольше и выдавить из себя Дар. Дар – от Бога. Поэты в мир приходят Поэтами.
Непоэтам хорошо бы найти то дело, которое Бог определил именно им. Потому что, кроме них, этого дела не сделает никто. А за плутания Господь иногда больно наказывает.
Поскольку мы говорим не на языке дзэн, а на родном русском, надеемся, что всё предельно понятно.
Удачи и Поэтам, и Непоэтам!
Пусть каждый занимается своим делом.
Постскриптум.
Можно ли отнести вышесказанное к нам, стихирянам? Если стихира – форум для общения, - нет, конечно.
Хотя явления, о которых идёт речь, и на стихире имеют место быть, потому что здесь, как в Ноевом ковчеге, всякой твари по паре.
Буйный и цветущий мир! В нём есть всё и значимо всё: от скунса до колибри, от чертополоха до орхидеи…
Свидетельство о публикации №108053001418
Что добавить смыслово? Идентификация каждого - его личное дело. Поэт - это звание. Между этими двумя вещами - работа, воспитание, вкус, талант (простите, если что не учел)... Признание, кстати, необязательно...
Между прочим, иногда "поэт" - профессия... или была таковая. Т.е., если на жизнь зарабатывать стихами, то поэт - независимо от качества :)).
Фатит :)). Тема бесконечна. Как мамины слова: "Что ж ты делаешь, лоботряс! Тебе учиться надо, а ты в футбол целыми днями..."
С неизменным уважением ко всем присутствующим - Анатолий
Анатолий Дженюк 04.06.2008 13:03 Заявить о нарушении
Тема безразмерная, что говорить.
С благодарностью
Два Паскаля 04.06.2008 14:03 Заявить о нарушении