Колесница

Из цикла "Господин оформитель"




Донна Анна часы заведёт,
И крыла из гипюра – взлетают,
И метель над Ордынкой метёт,
А над Лейпцигом изморозь тает…

Ночь, лимоном и лавром дыша,
Прокрадётся под небом Мадрида…
Манекену нужна ли душа,
Раз всех зрелищ занятней коррида?

Господин оформитель – поэт
Своего виртуального мира:
В этой комнате – призрачный свет,
В этой комнате – мебель ампира…

А метель запоёт ввечеру:
Донна Анна не любит камина;
Этим пальцам дрожать ни к чему,
Но дрожит жемчугами витрина…

Ангел бледен, а небо черно;
Петербурженок профиль графичен…
Оформитель ваяет чело
В атмосфере духов «Нина Риччи».

Остановится время на миг,
И дыханье в гортани стеснится:
По заснеженной тропке в бутик
Роковая летит колесница.


        13/14 июля 2007г.


Рецензии
"Манекену нужна ли душа..?"

Оль, я не шутил) ещё кое-что притащил. но это только мои мысли "вслух", я без претензий на правоту. обычному манекену - нет, душа не нужна. но Мария не обычный манекен, а живое, мыслящее существо (что не означает "одушевлённое", "человек", скорее - биоробот). на самом деле мы не можем сказать точно, что она такое, поэтому и мотивы её поступков до конца не ясны. однако очевидно то, что она хочет заполучить себе душу: она не только надевает белое платье, чтобы полностью имитировать Анну - в таком виде, внешне ничем не отличимая от своего прообраза, она ловит бабочек (символ души). ловит и помещает в банку, как она хотела бы поместить душу в своё тело ("я люблю их, они летают"). или надевает платье с вышитой на нём бабочкой, как бы компенсируя свой "недостаток", вводя окружающих в заблуждение - смотрите, у меня тоже есть душа. Мария толком и не знает, что это такое (многие люди не знают, чего там), но понимает - несмотря на то, что её создали точной копией Анны, душой "создатель" её не наделил, и она хочет исправить эту ошибку, "доделать" работу (так же, как Платон Андреевич пытается "доделать" работу "этого, с нимбом на голове"). но ей самой это оказывается не под силу, поэтому она в конце концов просит Грильо нанять именно "господина оформителя" - в надежде, что он "доделает" свою работу. однако Платон Андреевич так же бессилен ей помочь, поэтому он всегда будет проигрывать богу, так как вдохнуть душу в тело подвластно только Ему. в итоге художник погибает - кара за гордыню, за то, что посчитал, будто может создать нечто более совершенное, чем сам Господь, и решил нарушить законы миропорядка. и попытка не удалась
вот как тебе такая трактовка, Оля?) аналогичная тема затронута в "Прометее" Ридли Скотта (его самого вдохновил Лавкрафт). только нужно, конечно, смотреть режиссёрскую версию, а не урезанную прокатную, ну и в "Завете" тема получает развитие. Мария меня не пугает - мне её очень жаль, потому что она никогда не получит желаемого

и картинка здесь очень нравится!

Раймонис   11.02.2023 16:50     Заявить о нарушении
Всё это не даёт ответов на очень многие вопросы.
Вопросы, долгие годы мучившие меня, которые я считала неразрешимыми загадками фильма и которые не давали мне покоя.
Что-то выбивалось из общей концепции. Одно неизбежно противоречило другому и мешало целостному восприятию причинно-следственной структуры, как композиционной (с её сложным переплетением сюжетно-тематических линий), так и идейно-художественной.

Но в какой-то момент у меня всё срослось и я наконец достигла столь долгожданной общей картины понимания. Всё увязалось и обрело ясный смысл. Все соотнесённые друг с другом семантические паззлы совпали; пасьянс сложился.
Собиралась изложить всё это в отдельной статье, но пока что, в доступных объёмах, попробую здесь. Позже дополню и оформлю в эссе, посвящённом загадкам "Господина оформителя".

Итак.
1.
Господин оформитель — оформляет /нечто/ /душу?/.
Именно форма, высота её качества и возводит продукт творчества (продукт деятельности, созидания) в ранг искусства, т.е. превращает в объект эстетического восприятия.
Форма есть эстетическая организация.

Он даёт идее воПЛОщение; нечто обретает плоть.

"Здесь остались одни нелюбимые" (Платон Андреевич о манекенах в своём доме).
Те, в которых он НЕ "вложил душу"
(делал без любви).

Те же, в которых он "вложил душу" (пусть это фигура речи), — умерщвляя своих прототипов, выкачивая из них энергетику жизненной силы — оживали,
физически оживали в полном смысле этого слова;
занимая их потенциальное место, но на более совершенном уровне (> высоком).
Усовершенствование "изделий Бога".

Те манекены, в к-ых он душу не вкладывал ("нелюбимые") — не одушевлялись;
зато (вместо этого) дарили своему прототипу вечную молодость,
а сами брали на себя (переносили на себя) функцию старения, т.к. "создатель" (г-н оф-ль) не наделял их статусом совершенства.
Манекены с юными лицами старели, превращались в старух, становясь всё безобразнее; их волосы седели.
С ними происходило то же, что с портретом Дориана Грея.
ПЛАТОН АНДРЕЕВИЧ СТАВИЛ ИХ ПОВЁРНУТЫМИ ЛИЦОМ К СТЕНЕ.
Они ненавидели своего создателя и пытались его убить (сцена прихода механической старухи и покушения на Платона Андреевича).
Стало быть, и "нелюбимые", пройдя через его животворящие руки, обретали способность двигаться; но людьми не становились и не входили в жизнь на правах человека.
Оставаясь пленниками, заложниками странного дара своего создателя.

[Если манекен был изначально сделан с модели-старухи и, копируя своего прототипа, изначально выглядел как старая женщина — то с какой бы стати манекен стал ненавидеть своего создателя?
Значит, всё происходило именно так, как было сказано выше.
Возможно, что обнаружив такое свойство "нелюбимых", П. А. сперва ужаснулся, а потом поставил производство подобных арт-объектов на поток; и именно это стало для него основным источником обогащения. Но это лишь версия, не более.]

2.
Манекены с "вложенной в них душой" становились живыми,
тем самым становясь примером (прецедентом) успешной конкуренции с Богом (Создателем).
Господин Оформитель "воскрешал" свои создания, т.е. осуществлял (брал на себя) функцию Бога-Отца.
Ведь они оживали уже ПОСЛЕ СМЕРТИ своего живого прототипа.
Но.
При этом, поскольку он таки не обладал божественной властью брать жизненную энергию ниоткуда (для создания Вселенной ли, человека ли),
то его творения с "вложенной в них душою" брали (забирали) эту энергию (жизненную, животворящую) у живого человека, своего прототипа;
именно вследствие чего он и умирал.

Соперником Бога всегда являлся Дьявол.
Таким образом, вследствие греха гордыни, г-н оф-ль автоматически ставил себя в положение марионетки Дьявола (орудия).

Следующий этап рассуждений я опубликую в новом замечании.
А то, боюсь, ресурс не пропустит.

Не отвечай пока что.)

Забирова Ольга   12.02.2023 20:05   Заявить о нарушении
3.
Платон Андреевич ПРОДАВАЛ свои творения "с вложенной в них душою".

Совместима ли сакральная функция искусства с профессионально-деловой стороной,
т.е. имеет ли вложенная в них "душа" (творца) финансовый эквивалент (может ли она иметь денежное выражение)?

Остановимся пока на той версии, что "нелюбимые" не были проданы.

Любимые, в которые он "вложил душу" (фигура речи обретает прямое значение)
были им проданы.

Торговля продуктами души, духовная проституция?

Мария — изначально_ п р о д а ж н о е_ существо; именно так она была запрограммирована Платоном (неважно, осознанно ли).
Она имеет свою продажную стоимость.
Она_ п р о д а н а.

Более того: она продана в_ м а г а з и н;
более того: в дорогой;
более того: в ювелирный;
более того: выставлена в витрину для привлечения богатых покупателей.

Её изначальная функция: искать и находить покупателей, завлекать клиентов;
она не просто манекен: она — манок.
Её красота и юность ("Зачем же ребёнка...?") — ловушка.

4.
Платон Андреевич ищет для своих лабораторных экспериментов АНГЕЛЬСКИЕ лица.

Эпизод преследования монашки.

Он посещает морги.
Выискивает там модели.

"А старух не надо?"

Когда он, преследуя монашку по проходным дворам и извилистым закоулкам, случайно (!!!) натыкается на дворик с домиком,
где живёт Анна Белецкая, его бывшая модель, ДАВНО ЗАБЫТАЯ им с тех пор как он закончил работу над "её" манекеном и успел уже продать его ювелиру, который выставил его в витрину магазина (опять-таки — магазина!),
он совершенно случайно узнаёт (от её тётки или хозяйки), что она заболела смертельной болезнью и умирает,
что она на пороге смерти.

5.
С тех пор как он обнаружил, что оставшиеся у него в доме непроданные манекены стремительно стареют, превращаются в седых старух и начал догадываться о причине (они старели, дабы их живые прототипы, женщины имели возможность сохранять вечную молодость),
он начал искать модели для своих поставленных на поток манекенов
в морге (мёртвые не нуждаются в вечной физической молодости, и манекены не подвергнутся пагубной зловещей коррозии — синдрому портрета Дориана Грея).

Но он продолжает искать (и в морге тоже, по инерции) а н г е л ь с к и е_ лица.

Возможно, для тех будущих изделий, в которые собирается "вложить душу" (чью?).

И вот, по дороге из морга, он видит монашку с_ лицом_ ангела
и по привычке начинает видеть в ней свою модель, желает её заполучить и начинает её преследовать (хотя и отказался уже от работы с живыми моделями).

5.
Возможно, Анна Белецкая была его любимейшей моделью, в которую он с особенным рвением, как никогда прежде, вкладывал душу.
Возможно, Мария была первой и единственной ожившей копией своего прототипа.
Ожившим альтер эго, заполучившим субъектность и самоутвердившимся за счёт своего оригинала,
и вытеснившим его, как Тень (из одноимённой сказки Андерсена) вытеснила из мира живых умерщвлённого ею Учёного.

Меня крайне интересовал эпизод с двумя одинаковыми платьями Марии (которые держит в руках недоумевающий Грильо).
Я, как мне кажется, нашла разгадку этого интригующего эпизода фильма, которая представляется мне наиболее достоверной и ничем не нарушающей логику нарративного орнамента.

Но и об этом, и о многом другом, скажу позже.))

Забирова Ольга   12.02.2023 22:12   Заявить о нарушении
господи, я тебя обожаю. если тебя что-то заинтересовало, ты доберёшься до самых тёмных уголков со своим фонариком) Оля, это гениально, клянусь, я не преувеличиваю. конечно, всё, что мы можем - это улавливать символы, которые нам оставляет автор, и пытаться собрать из них цельную картину. и ты это сделала, и я это делал, но по-своему. это особенность мышления, наверное - если выбрал определённую теорию, то начинаешь искать и находить в разных деталях подтверждение этой теории. например, видишь, как Мария чинит часы, и думаешь - ну не может это быть банальным намёком на то, что она манекен, для этого фильма это было бы слишком просто и плоско. видимо, смысл именно в том, что она их чинит - и это скорее указывает на то, что она хочет что-то "починить" и в себе самой. да, вот эта сцена с двумя платьями - что это? что это за фраза "возвращаю вам свой долг, эта вещь принадлежит вам по праву, вам - живой"? и думаешь - он действительно должен ей, он не довёл свою работу до конца. почему-то я не учёл тот факт, что режиссёр мог поиграть и со временем тоже (что для меня вообще странно, если честно). что говорить, ты проделала грандиозную работу. в общем, ты обратила меня в свою веру, я согласен по всем пунктам. когда будешь работать над эссе, в поддержку третьего пункта о "продажности" в качестве аргумента можно добавить её вопрос "и много за всё это платят?" - да, это её прошивка. я очень буду ждать полной версии эссе, после чего пересмотрю фильм ещё раз, чтобы сложить всё заново. однако даже твоя версия не изменила моего отношения к Марии, мне по-прежнему её жаль. спасибо, Оленька! с тобой всегда безумно интересно говорить

Раймонис   13.02.2023 00:21   Заявить о нарушении
Она не чинит часы, она ОПЕРИРУЕТ ВРЕМЕНЕМ.

Что касается её вопроса "А много ли за всё это платят?" — это отправная точка темы продаваемости и продажности.
Это напоминает подброшенные улики.
Меркантильность Марии как бы лежит на поверхности, словно бы даже утрированно тривиальна; нас тычут в неё носом.
Но это лишь самый поверхностный слой.
А диггерство обязывает.
Ноблесс оближ.)

Мы даже ещё не начинали свой спуск в катакомбы.)
Которые к тому же имеют бесчисленные разветвления, но в целом представляют собой единую систему.

Забирова Ольга   13.02.2023 06:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.