В чём двойственность сказки
Ведущей к надежде, пришедшей с утра,
Но к вечеру с кем-то сбежавшей куда-то.
Такой это фокус – мираж результата!
В чем двойственность юности? В пылком огне,
Который с годами уже не по мне,
В сюжете, который хорош, но истаскан.
Понятно, ведь юность - такая же сказка.
В чем двойственность грусти? В упадке сердец,
Когда и в начале понятен конец,
Но здесь же, в костей оглушающем хрусте,
Приходит и радость, рожденная в грусти.
В чем двойственность смерти? Как солнце в горах,
Она ослепляет, и чувствуешь страх.
Два небытия - и ты втиснулся между,
Но это, опять же, вселяет надежду.
Свидетельство о публикации №108052203227
С уважением,
Майкл Ефимов 08.08.2009 11:53 Заявить о нарушении
когда представление о себе ограничено рамками Эго-комплекса, то любые события оцениваются в пределах дуалистической оппозиции, потому как Я-сознание не обладает метапозицией по отношению к повседневному пласту жизни. И тогда есть прошлое и будущее с его надеждами, юность и старость, и т.п. Т.е. нечто оценивается по отношению ко мне. А что такое Я? - помните, я говорил, что такой структуры сознания не существует. И когда Я трансцендируется, человек осознает свою сущность, но она не есть именно его личная сущность (чего многие не понимают), она имеет универсальный и вневременный характер. И с позиции универсальности и вневременности снимаются противоречия дуалистического мышления и, соответственно, рефлексия в его, этого мышления, рамках. Это я просто как бы психологический комментарий к Вашему стишку дал, не обязывающий Вас к ответу. Но мои размышления на эту тему затрагивают одну проблему, не дающую покоя многим авторам на сайте - эта проблема называется "иметь своё лицо" (то есть как поэту). Но как этот вопрос решается? Приведу аналогию из мира прекрасного: утром женщина долго и вдумчиво наносит макияж, перебирает гардероб и т.п., и вот она готова к выходу в свет, т.к. всё подогнано-пригнано, она обрела "своё лицо". На улице оборачиваются, на работе - тихая зависть и т.д. Если у женщины хороший вкус плюс средства, то результат отличный. Если нет того и другого - она вульгарна.Но! - чье же это лицо? - её? - ничуть! Для кого она все это проделывает? - чтобы обрести самооценку через оценку окружающих. Вот и здесь, на стихире, многие лишь наносят более-менее приличный макияж, чтобы как-то выглядеть перед окружающими. И почти никто не пытается обрести истинное лицо - стать личностью, ибо эта цель выходит далеко за рамки поэзии и требует куда больших усилий, чем применение "поэтической косметики". Потому даже грамотное и авторитетное рецензирование сводится к обсуждению набора и качества "косметических средств", а содержательная часть упускается из виду. Это пример отсутствия метапозиции в отношении своего Я. Потому многие стихи основаны на явном или скрытом дуализме восприятия и имеют очень временный, связанный с жизнью отдельного индивида, характер. То есть, конечно, дуализма не избежать, но его можно не выпячивать, помещать его в контекст вневременности, использовать его в качестве приема. Это мое субъективное отношение к творчеству, основанное на очень интимном, не допускающее применение "косметики". То есть косметикой приходится пользоваться, но это вынужденное средство, на цель. Да мы с Вами, Максим, и не поэты в определенном, общепринятом, смысле, так что, надеюсь, Вы меня поймете хотя бы в основной части, поскольку какие-то расхождения неизбежны.
Майкл Ефимов 08.08.2009 16:35 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 09.08.2009 00:48 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 09.08.2009 10:35 Заявить о нарушении
Попытаюсь ещё немного пофантазировать на уже затронутые темы, а затем скажу чуть-чуть о первородном грехе, раз уж Вы упомянули о нём (хотя бы в разрезе отличия Запада от Востока). А ещё, Майкл, мне бы очень хотелось, чтобы Вы объяснили значение слова «дуализм», поскольку обычно в философии он употребляется, в противоположность «монизму», в качестве обозначения подхода, где основной вопрос философии (что первично: материя или дух?) решается, по сути, в пользу обеих сторон одновременно. Но мне кажется, что под дуализмом Вы подразумеваете двойственность вообще, что, конечно же, верно, хотя слегка непривычно. Просто иногда лучше ещё в самом начале прояснить моменты, связанные с терминологией, дабы избежать недоразумений.
Теперь вернёмся к оставленной нами противоречивости. Постараюсь сперва парировать пассаж «…не мир с существованием противоречивы, но противоречив ум, привязанный к Я, Эго-комплексу, к дуализму». Насколько я понял, эта цитата отражает Ваши сомнения относительно противоречивости МИРА и СУЩЕСТВОВАНИЯ, и, наоборот, Вы предполагаете, что противоречивость здесь кроется лишь в способе восприятия, т.е. в УМЕ. Позволю себе всё же существование сразу зачислить в компанию к уму, ибо оно есть сугубо индивидуальная категория, следовательно, все трудности, связанные с индивидуальностью, непременно в существовании сохранятся. Заранее извиняюсь, если под существованием Вы не подразумевали экзистенцию, но имели в виду некий средний литературный термин, значение которого столь широко, что там-то уж хоть одно противоречие да сыщется. И даже если кто-то максимально изловчится и попробует избавиться от противоречий существования с помощью погружения в чистое бытие, это будет означать лишь одно – что этот некто настолько забылся и загипнотизировал самого себя настолько, что как-то невзначай уже оказался в вечности, где противоречия существования устранены, но только устранены вместе с существованием. Всё бы хорошо в этой истории, но вот на звание существующего индивида этот некто в данной ситуации уже никак не тянет. А во временности, как я это понимаю, интересны лишь существующие, а для пребывающих специально сооружена вечность. Знаете, Майкл, это сродни аналогии, что верующему человеку гораздо легче обрести истинную веру, пока он находится в несовершенной среде, то есть там, где его страсть постоянно бодрствует. В совершенной же среде, которую эмпирически допускает Восток, вера попросту невозможна. Теперь о МИРЕ. Безусловно, как только мы вычленяем из всей этой цепочки человека, рассуждать о мире становится довольно легко, но при этом довольно забавно, ибо лично для меня в подобных вопросах объективность синоним движению вспять. Ведь как только мы убираем субъективность, решение становится невозможным, даже решение о противоречивости мира. Поскольку всякое решение укоренено именно в субъективности, БЕЗ НЕЁ НЕВОЗМОЖНО РЕШЕНИЕ НИ ПО ЭТОМУ, НИ ПО ЛЮБОМУ ДРУГОМУ ВОПРОСУ! Грубо говоря, мир может нас занимать исключительно субъективно. В противном случае человек превращается лишь в двуногое, увлечённое всемирной историей, в то время как этика и религия прямо запрещают ему это делать. Движемся дальше. «Должен верить» - это отнюдь не интеллектуальный императив, но императив Бог. Без всякой двусмысленности. И интеллектуально постичь этот императив как раз никак не получится, так как «верить» - это действовать наперекор разуму. Разум требует доказательств. Вера имеет дело с божественным, а потому стоит выше любых доказательств. Если угодно, она пренебрегает любыми доказательствами. И тут перед человеком опять же развилка (ох, уж эта двойственность!): или ты веришь – или соблазняешься. «…и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11; 6) Про «людей, проникнутых онтологическим доверием к жизни». Честно говоря, Майкл, если такие люди не понимают этого своего доверия к жизни, то, боюсь, у них его просто нет; ибо наличие подобного доверия, на мой взгляд, может выражаться исключительно в виде понимания. А как же ещё? Неужели это могут определить по поступкам окружающие? Или психиатр? Или его личный духовник? Полагаю, нет. Ведь в мире духа (а вопрос доверия к жизни – это сфера духа) важно именно присвоение, а вовсе не объективные данности. Первым, кто узнает о твоей вере, будешь ты сам. И это всегда будет сопровождаться величайшей неопределённостью. Вера – категория субъективности, категория присвоения, а не некое качество, которое можно приобрести после получения необходимых свидетельств. Ну вот, только на Ваше письмо ответил, а хотел ещё к догматике прикоснуться. Уже поздно. Ладно, будем считать это послание завершённым, о первородном грехе напишу завтра.
С уважением,
Максим Седунов 11.08.2009 00:57 Заявить о нарушении
Максим Седунов 11.08.2009 01:08 Заявить о нарушении
Итак, вернусь к догмату о первородном грехе, который, кстати, был рождён всё же на Востоке (хоть и на Ближнем). В чём его смысл? Думаю, в том, что он предлагает некое фантастическое начало, некую предпосылку, посредством которой греховность вошла и укрепилась в мире. И Адам лишь был первым чисто нумерически. Разумеется, всё сказанное очень условно. Последствием этого стал так называемый «родовой порок» (выражение Тертуллиана). Если говорить о грехе, то количественно он со времён Адама каждый день только прирастал, но качественно - то есть если говорить о том, каким образом грех входит в мир, т.е. через грешника - каждый человек ну ничем не отличается от Адама. И грех в него входит ну точно таким же образом. Этот догмат, по моему разумению, лишь постулирует то, что для наблюдательного человека и так является данностью. И христианство начинает именно с этой данности. Попросту говоря, оно существует для грешников и провозглашает без ложной мудрости, что на противоположном конце от слова «грех» находится слово «вера», а вовсе не слово «добродетель», как это утверждали фарисеи и саддукеи, и весь Ветхий Завет, и вся эта бесконечная межконфессиональная возня. Догмат о первородном грехе - это своего рода гандикап, на который ты уже с самого начала отстаёшь от того, к чему стремишься. Естественно, плюс мифология. Но мифология тут ровным счётом никакой роли не играет. Всё и так понятно. Достаточно заглянуть в себя. И если заглянуть, как следует, то и увидишь там примерно то же, что лицезрел Адам. И ни 6000 лет, ни 1 000 000 лет пройденного времени, боюсь, тут ничего не решают. Если же кто-то захочет легкомысленно отмахнуться от этой данности и от всего, что с нею связано, взвалив на Адама весь груз ответственности за этот «родовой порок» или просто посчитав за вздор, что ж, - честь тому и хвала! Поистине, этот человек может вызвать только глубокую зависть… Тому же, кто понимает, что «дело Адама» касается его лично, причём в весьма тесной связи, тому никогда не придёт в голову уходить от ответственности за своего праотца и за всех, кто за ним следовал. И если ему захочется что-то изменить в этом «деле Адама», то он может попытаться сделать здесь только одно – то, чего не смог Адам: НЕ ГРЕШИТЬ (что возможно исключительно посредством веры). А, по-моему, на слух звучит очень даже просто. И настолько очевидно. И так многообещающе. Жаль, возникают небольшие проблемы с осуществлением замысла, но это ничего. Осуществление мы пока, как это обычно делается, отложим на неопределённый срок, а сами в это время займёмся, например, поэтическим или метафизическим исследованием вершин, которые мы будем штурмовать, уже будучи безгрешными. Так проходит жизнь, и начало самого важного всё отодвигается и отодвигается, пока, наконец, не превращается в безнадёжно исчезающую точку.
С уважением,
Максим Седунов 11.08.2009 16:42 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 12.08.2009 09:31 Заявить о нарушении