Слова, письма... о фотографии
Если спрашивают, я отвечаю: )
«Наверное для Вашего творчества более применим термин «Фотоарт»»
Вот именно для этого я и придумал на одном сайте категорию Фото-Арт. Задумывалось, что в эту категорию будут попадать снимки всех жанров, объединительным обстоятельством которых было бы желание сказать снимком более, чем классическая фиксация сюжета или события, в котором документальность во главе угла. Эта рубрика, где красота или гармония не универсальная или понятна большинству, обезличенностью момента, а наоборот. Где фотографией человек говорит, относится или сообщает большее..., и в других рубриках тесно...
Наверное это близкое определение искусства )
«Часто критикуют за блюр в портретах. Хотя с Вашим плагином или способом, он не так очевиден, чем раньше, когда я сама делала вручную. Но он есть. И он мне нравиться!!! Если он делает модель более художественной и приближает ее к рисованной кистью картиной. Почему нет? Вы чего думаете? Вас задевает, когда в нем упрекают? И как парировать?»
Рецепт один и простой: не показывать фотографии фотографам, не слушать их и не обсуждать это с ними. Ты абсолютно не обязана им понравиться. Ты занимаешься творчеством и предлагаешь свой мир. Документалистика или черно-белый снимок в жанре, натюрморте, меня не интересует. Я придумал свою подачу и способ. Если она не нравится, значит не нравлюсь я. К счастью я не девушка и не невеста, чтобы нравиться. Но очень благодарен своей аудитории. Именно ее желаю всем ) А нравится всем просто запрещаю! ) Вы же тем самым предаете себя и лишаетесь самоидентификации. И тем самым уже не уважаете себя, как носителя интерпретации и события. ) И если ты не уважаешь себя и свою позицию, то неправильным было искать ответное уважение к себе. )
«О работе»
На встречах или мастер-классах я говорю слушателям: - Никогда не произносите слова типа "Ну а теперь поработаем". Да и слово "модель" слишком обезличено и пахнет пластмассой. Я же ценю не внешность более всего, а характер. И здесь говорить о классической модельной съемке не приходится. ) Работа не только с геометрией и светом увлекала всегда меня, но и формирование настроения, взаимодействие и способ жизни души в кадре - вот мой выбор. Мне приятно, что это увидено и понято бывает. Я даже готов показать снимки до фотографии у меня и результат. Меня это различие весьма радует и наполняет смыслом. Хотя в жизни случалось и происходило многое. Читали наверное мою биографию )
«Нет»
Жизнь. Жизнь... Движение от себя к себе. Разное бывало, разное радовало и огорчало. Иной раз остановишься в череде незначащих мыслей... и спросишь себя: "кто я?" Складываешь мнение тех, кто рядом, о тебе с тем, что полагаешь о себе сам... Складываешь... или вычитаешь... И не найти ответа. Кто я? Вот приехал из армии, из Чечни, где довелось послужить. Героем не был. Стоял на блок-посту. С таким большим пулеметом ПК. Стоял и думал- "кто я?"... Вернулся... Помню месяц сидел дома в кресле в каком-то подобии оцепенения, не понимая, что жизнь другая уже... и не приладится к ней, не обняться и не похлопать по плечу... Потом какой-то человек спросил: "Чечня, солдат, воин? Пошли ко мне в охрану!" Я пошел. Опять оружие, которое я не любил... Закончил базовый курс" Академии Национальной Ассоциации Телохранителей России", работал с богатыми людьми, немецким миллионером, заместителем Генерального Секретаря ООН,Кто бы мог подумать!? Кто бы догадался, что фотограф и я - одно лицо? Да, пожалуй, никто. И пр. и пр... Помню с периодичностью ловил себя за мысль- "не то..., всё не то". Возглавлял даже охрану одного бизнесмена, носился по городу с мигалкой..., на Ламборджини... в пробках... Смешно... "Кто я?"...
«Не люблю слово «гламур», а так же «глянец» и «пенки со сливок». Это всегда что-то неестественное. Красиво, конечно, но иногда просто не видно души за всем этим. А еще сразу на ум приходит Ксюша Собчак...»
Полностью согласен. Делать портрет человека с помощью света и настроения более себе симпатичным - один из мотивов для меня. Хотя подобных задач себе осознанно не ставил. Просто, так получалось как-то само. То, что происходит в студии - отчасти приключение, душевное событие, немножко театр, немножко вымысел и правда тоже, конечно )
« Мне достаточно было прочитать одну из твоих статей, чтоб оценить неординарность твоего мышления и ощущения тех девушек, что писали тебе. А почему, ты решил, что я - девушка, а вполне возможно, что я - милая старушка на пенсии.»
Нет, мы ровесники по опыту. Возраст не имеет значения, но смысл и понимание красоты в нас похожи. Так что и тебе спасибо за понимание.)
« ....ну как старушка, открою маленький секретик нашей женской души: влюбиться можно не только во взгляд, но и в образ мысли человека, в умение слушать и понимать ЕЁ. Честно признаюсь, когда писала тебе первое письмо, не была уверена на все 100%, что станешь тратить своё время на ответ неизвестно кому.»
Хорошо, что Вы затеяли эту тему! И жаль, что она мало кому нужна. Я думаю о фотографии, как о продолжении жизни через искусство, образ, стиль и отношение. Но здесь вряд ли смогу беспредметно высказаться, ввиду того, что тема слишком абстрактна и неконкретна. Некоторые замечательные модели или клиентки, я видел во взгляде, хотели больше, чем я готов был предложить. Хотя с моей стороны, я всегда отношусь серьезно и со значением к женщине. Потому что люблю и любуюсь..., мы много беседуем. Хотя говорю, часто, одно и тоже, влияю как-то, перевоспитываю чем-то... Женщина часто окрыляется, чувствует вдохновение и важный смысл для себя. Был случай, когда две девушки аж мужчин своих готовы были оставить, ради продолжения общения со мной ) Видимо я даю какой-то важный смысл и отношение.)
« Пару месяцев назад, идя по улице, мой взгляд совершенно случайно встретился со взглядом художника, на плече его висел этюдник. Кстати, еще один вопрос меня мучает с детства - почему большинство художников любят носить бороду?»
Художник имеет такое свойство - работать, отдавать силы, в следствии более тонкой душевной организации. И это обстоятельство делает его практически незащищенным. Борода, очки, прическа - способ защититься. Однажды ко мне приезжала девушка из Москвы потрогать, другая раскопала мой домашний телефон и говорила с женой, третья звонила на сотовый по-ночам из Хабаровска. И т.д....
«О художнике. Это был один из тех взглядов, что трогают за душу, проникают в самую глубь. У меня тогда еще мелькнула мысль, что, вероятнее всего, у этого человека сейчас в голове родился образ.»
Да, всё очень похоже на меня. Мои предки тоже художники. В нас живет еще что-то через понимание и отношение, что иногда сравнивали с шаманством, влиянием энергии... Я, пожалуй бы, согласился. Есть что-то... Об образе. До встречи, как правило, образа и снимка не рождается. Всё в процессе фотографирования. Ибо человек, его натура диктует или настраивает на тот или иной лад. Я смотрю и пытаюсь понять и подчеркнуть пластику, актерскую способность, индивидуальность человека.
«Я сама себя ловлю частенько на том, что разглядываю интересных людей. Чем привлек тот или иной человек, в тот момент трудно понять, да и лучше не копаться и не анализировать, а плыть по волнам интуиции. Разрез глаз, вздернутый носик.... Кстати, как-то пришла мне в голову одна мысль: а что такое красота? Понятие это относительное.»
Красота во внешности - это часто усреднение. Я думал об этом. Получилось, что красота – это среднее значение во внешности или мимике, пластике, строении лица или тела. А вот дальше мне не хочется идти, потому что вскрывается судьба, характер, предки и пр. Оценка еще и в этом. И люди тоже это видят. Однажды я давал характеристики людей и отношений меж ними по фото. Мне сказали "давай еще". Я пошутил: "платите деньги" и улыбнулся. Мне сказали, что я прав в своих суждениях и они совпадают с их пониманием человека и ситуации, увиденными вживую... Так что это омут.) Многое происходило со мной. Чудеса были, необъяснимые явления и прочее, чему я не могу дать логическое объяснение... Но это другая тема )
«После твоего первого ответа, идя домой по серой, мокрой улице, снова блуждали мысли и я выдернула одну из них, уцепилась за хвостик и стала обдумывать: тело-то можно сфотографировать, а вот у души тоже бывает состояние, которое зависит от погоды, от времени года и иногда состояние души бывает настолько прекрасное, даже грусть бывает прекрасной...»
Именно настроением и работаю. В студии всегда сумерки, всегда музыка, всегда неспешность жизни. Был однажды эпизод: девушку снимал долго. Через три часа разговоров, музыки и отношения, я ей признался, что фото еще не получилось, не ёкнуло что-то внутри. Она сказала, что всё-равно она очень довольна и рада. И я понял, что иногда приходят люди просто поговорить, избавится от чего-то, найти что-то большее, чем просто фото.
«Мобилография - конкуренция ли фотографии? Или параллельный путь?»
Приемник падающего знамени Ломографии! Имеет место быть.) Искусством зовется не только способ, но и что-то в сердце. Так же мотив и способ жизни. Жизнь - это искусство? О, да. Посему, рассуждать критически о ее способе (что часто происходит) - не всегда стоит. ) Чем не искусство? Чем не фотография? Всё хорошо.)
Основная часть встреч, которые провожу или о которых писал в журналах касались в большей части искусствоведения, психологии восприятия и отношения (как раз потому, что мне, практически, не интересна техника и способ в фотографии. Тема хорошая, но как и все хорошее скатится в мой безинтерес. О многом писал на своем сайте, транслируя публикации )
Фотография для меня - это способ зайти в свой чулан и подсвечивая дряблой свечкой, провести экскурсию. И не только о себе при этом поведать... Это изображения и литература. И стихи, и проза, и фотографии мои как-то публиковались. Было дело. ) И то, что я делаю, конечно же, относится к вымыслу больше, чем к правде и повседневности. Я придумал свой мир (после всего, что со мной было) и делюсь. И ради этого, наверное, стоит продолжать выдумывать себя, свой стиль и отношение. Но не лукавить. Пойми правильно )
«Когда на сайте я впервые увидела вашу работу, я была настолько удивлена. Нет не удивлена. Трудно сказать, что было у меня на душе. Помню жуткую смесь восхищения, удовольствия и какого-то покоя на душе, которого так не хватает в нашей бешенной, суетливой жизни. Позже просмотрела все твои работы и поняла, что нашла то, что мне так не хватало. Хочу от всей души поблагодарить тебя за твое творчество. Честно признаюсь, редко пишу благодарность фотографам, но здесь было трудно удержаться.
И еще. Желаю творческого успеха, новых идей, душевных поисков и удачи еще."
Спасибо. Причина всего, что делаю, фотографирую, пишу - отличие одного человека от другого. И дай бог, чтобы в сердцах некоторых, кто видит и слышит отзывался бы этот камертон... И тождества бы было более, чем различий. Хотя порой я весьма смеюсь именно над собой, одевая свой колпак Пьеро... ) Ведь вымыслом занят чаще, чем правдой.)
Важно, изготовляя блюдо, лакомить собой, моделью, индивидуальностью вымысла. В нем очень важное, даже решающее место отвел бы осознанию того, что тот взгляд, отношение, кое формируемо фотографом в студии, которое впоследствии видит зритель, даровано мне не случайно и не зря. Фотограф и отношение к нему, формирует свою реальность, формирует и направляет модель, а далее прислушивается и наблюдает за ней. Это высокая планка. И во многом причина того, что на мой мастер-класс записывались люди - это признак и такого интереса. Порой получаю письма с просьбой присутствовать в уголке, понаблюдать, послушать. Но я редко кого могу допустить до процесса, ибо характер, аура присутствия постороннего человека, меняет съемочную ситуацию, влияя на настроение как меня, так и модели.Меня как-то приглашали провести встречу в Ижевске на эту тему, говоря, что был у них один известный фотограф из Москвы, который предлагал взять симпатичную девушку, осветить и дело в шляпе. Им не понравилось. Приехал… )
«Мир через объектив – это потеря реальности? Об интерпретации через объектив - шаг в сторону от правды?»
Полностью согласен и готов добавить, что во время съемок воспринимать событие обыденно не приходится. Я собран на решение задачи и по большому счету поглощен собой. Растворение же в происходящем лишило бы меня собранности и ожидания реализации момента фотографии. Цель и задача состоит в другом. Фотограф собран на решаемых задачах, в следствии этого он несколько отстранен от той действительности, что очевидна иному зрителю. Потом же, во время просмотра, общепринятая действительность возвращается автору во взгляде и оценке готовой фотографии. То есть прицел видоискателя исключает погружение в процесс в полной мере.
«Вопрос о НЮ. Влияет обнаженность?»
От фотосессии устают. Фотографирование - это работа. Удовольствие видеть и работать над красотой - две доминанты, которую каждый выбирает для себя. Я бы не ставил во главу угла мотива и цели некое сексуальное влечение. Каждый решает этот вопрос для себя по-разному. Особенно фотолюбители.
Задача фотографа не только в геометрической рекомендации к действиям и позе модели, но и в формировании в ней правильного чувства себя и настроения в моменте кадра. Если это сочетается у фотографа с умелым владением техникой и пониманием взаимодействия света и ракурса, то это залог успеха.
«Что говорят?»
Пишут. Спасибо!
"Наткнулась на ваши фотографии и... и радуюсь. Радуюсь, смотря на то, что вы делаете, радуюсь, зная, что есть на свете такие люди как вы. В этом мире гламура, цинизма, тупости и пива с чипсами, где порой нет никакого желания выходить на улицу и смотреть в окно, потому что знаешь, ЧТО увидишь там, очень спасает знание, что есть люди чувствующие, мыслящие, такие как вы. Люди, любящие других, себя, свой труд. Ваши фотографии трогают душу, питают эмоциями, вселяют веру в лучшее и в себя. Они учат любить, чувствовать, переживать, да что там... они учат жить, а не существовать. Позвольте восхититься и восхищаться вами. Спасибо вам. Всё не зря..."
Мне очень приятно, я благодарен и чуть растерян такими добрыми словами и отношением ) Внезапны и приятны очень такие слова.
Многое со мной происходило и предки молодцы. ) Вот я и тружусь для "человека". Слова же такие редки и нетипичны, и как точно ты подметила: "в этом мире гламура, цинизма, тупости и пива с чипсами". И тем ценнее и важнее они - слова для меня! СПАСИБО!
Хоть и скромно, но стараюсь как-то объяснить аудитории и продемонстрировать мое отношение через фотографию. Благодарен тем девушкам, что хотят у меня сфотографироваться ) Понимают и хотят этого. Бывало даже как-то, что люди просто хотели поговорить или поприсутствовать, платя деньги просто якобы за заказ ) ) Спасибо.
А на улицу выходите, пишу я, ибо есть.... есть Люди. )) Не всегда или сразу их видно, но тем не менее. ) Все материалы в прессе стараюсь пропитать и наполнить отношением, которое считаю правильным. И именно для того, что бы мир был свой, знакомый. Спасибо Вам!!! )
Вот цитата, Отар Чхеидзе:
"Творчество — тайна. Необъяснимое принуждение. Принуждение! Не будь оно принуждением, кто, будучи в здравом уме, затеял бы эту игру, игру словами: чтобы на бумаге воссоздать, возродить жизнь с ее добром и злом, жестокостью и милосердием, верностью и изменой. Побеждать зло, укреплять добро, призывать, предрекать, пророчествовать, порицать и поощрять — на бумаге, на листках бумаги, когда его никто не слышит, и не слушает, и он еще не знает, покамест не знает, возьмет ли кто-нибудь в руки те листки, бумагу, исписанную бумагу, а если возьмет — поверит ли ему?!"
Свидетельство о публикации №108051902285