Петроград 1916-21 г. Пир и Чума
ПЕТРОГРАД 1916-1921-го.
ПИР И ЧУМА.
_____________________________________
ИСПОВЕДЬ
ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА
*Анна Вырубова - экзальтированная сторонница
Распутина, фрейлина и подруга царицы. Судя по
некоторым предположениям, Распутин именно через
неё пересылал царице свои знаменитые "записочки",
которыми сменял и назначал министров.
У баб фигуры,
што гитары.
Лежи, перебирай перстами.
А я, хоть с виду, вроде старый,
Но в этом - молод,
между нами.
А тут их столько! Не без выбора.
В дворце и то - хожу и тискаю.
И тех министров, через Вырубову,
Сменяю, если што - запискою.
Да и царица-то с мальчонкою
В горсти. Ни шагу без меня.
На "ты" с Самим.
А как же? В чём-то
Я и ему, глядишь, ровня.
Вот так и царствуем на пару.
Пойти што ль
поискать "гитару"?
__________________________
"Я стараюсь ни над чем не задумываться.
И нахожу, что только так и можно править Россией"
Николай II
(Из разговора с
министром иностранных дел Сазоновым)
_______________________________________
А чёрный вОрон,
на краю империи,
Перед полётом
мрачно чистит перья.
И сменится
не летом, так зимой,
ПИР Валтасара -
Мором
и ЧУМОЙ.
________________________________________
ПЕТРОГРАД.
ФЕВРАЛЬ 17-го.
Нынче ночью шубку крали
У заснувшей пьяной крали.
Но решив, что мало с крали,
Воры кралечку подмяли.
Крики, свист да топот ног...
Вот вам дом, а вот - порог.
Краля, слёзки-то утри!
Пировать ведь до зари.
Петроград мой, Петроград.
Нынче - солнце, завтра - град.
Ввиду Финского залива
Нам нужны вино и пиво.
Потому что без вина
Нам от сырости - хана.
Медный всадник,
Петька храбрый,
Как-то шведов взял за жабры.
С той поры, куда бредём -
Без пол-литра не поймём.
_________________
Воронёное дуло холодной зимы.
Над Россией безумная вьюга.
Взять бы солнца немного
у юга взаймы,
но метелит - до сАмого юга.
__________________
В КАБАКЕ, ЗАНЕСЁННОМ СНЕГОМ
Шум и гам в этом логове жутком...
Сергей Есенин
Здесь пели о берёзке вО поле
И что-то пили, вроде грога.
А двери - хлопали и хлопали,
Сметая внутрь снег с порога.
Один, похожий на Есенина,
Читал стихи с упрямством стоика.
Но холодней циклона с севера
Ему внимала пьянь у столиков.
Грог, при ближайшем рассмотрении,
Оказывался пивом с водкою.
Шёл грубый диалог со временем,
Из слёз, стихов и мата сотканный.
И было жаль берёзки вО поле.
И снег валил, как пытка свыше.
И двери - хлопали и хлопали
За всеми, кто вошёл...и вышел.
____________
КРОВАВЫЙ РАСКОЛ.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.
Кириллу Ривелю
«В казармах, на импровизированных подмостках,
со сцены Таврического дворца - повсюду неистово
ораторствовали, пытаясь перетянуть
большинство на свою сторону».
Из сборника
«Жизнь в России
накануне Гражданской войны»
«Песни мои кровоточат
Гражданской войной!»
Кирилл Ривель
На сцене и за сценой бой.
А зал – обычная клоака,
где смерть, казалось,
ждёт лишь знака,
чтоб робких затоптать собой.
Всё злей тревожных звёзд парад,
Над Зимним чья-то длань незримо.
Промозглый Невский... Петроград
Без славы, ретуши и грима.
Что перевесит: гибель, жизнь?
На эту бойню - ставят боги.
Вот-вот и небосвод убогий
Обрушится на блиндажи.
И говорливый пулемёт,
Как расходившийся оратор,
Здесь так смешает с дёгтем мёд,
что в гневе
брат шагнёт на брата.
________
"Атмосфера в Петербурге была более нездоровой,
чем когда бы то ни было. Шампанское текло
рекой. "Астория" и "Европейская" - две лучшие
гостиницы в столице были переполнены офице-
рами, место которым было на фронте. Продле-
вать себе отпуск и ошиваться в тылу уже не
считалось бесчестным"
Брюс Локкарт
"Развратник, пьяница Распутин, злой гений России.
Конечно, хорош был мужичок. Ну, а вы-то,
не вылезавшие из "Медведей" и "Бродячих собак"?
И.Бунин "Окаянные дни"
*****
Над Петроградом дождик с градом.
Запаянный в свинцовой мгле,
Перед лицом чумы и глада,
Весь город, как навеселе.
Притом полны его притоны.
Шампанское - сплошной Невой.
Пророчеств выше и риторик,
Себе он сам велел: "Не вой!"
Бредёт, пути не разбирая.
Что ж, видно в этом хитрый трюк -
Проспать тот миг, когда сыграют
Тебе последнюю зарю.
_______________________________
"...Тайно подготовить террор. Необходимо - и срочно".
В.И.Ленин. Из секретной директивы Н.Крестинскому.
Российский центр хранения
документов новейшей истории.
_______________________________
****
Господним градом град побитый.
За что? Как видно есть за что.
Одной верёвочкою виты,
Верёвкой подведём итог.
Не важно, что не ты удавлен,
Что шебуршишь ещё живой.
Жизнь - в области таких преданий,
Хоть самого себя обвой.
А впрочем выть - на то поэты.
Есть Бальмонт, Северянин, Блок.
Гремят по черепам кастеты.
Скрипит над чьим-то телом блок.
Смолой попахивает Смольный...
И мы скользим сквозь ночь и день,
Изъедены тумана молью,
Горящей баржей по воде.
_______
КРОВАВЫЕ ДВОРНИКИ
Всех смели аккуратненько
Пулеметным огнём
И любимую Катеньку
И маманю притом,
Град Петров да окраины,
Почитай каждый дом —
Подмели аккуратненько
Пулеметным огнем.
Метла пуль все упорнее,
Взмахи метел все злей.
Уж не бывшие ль дворники
Там у них из вождей?
Всех смели аккуратненько
Пулеметным огнем
Мою милую Катеньку
И маманю притом,
Град Петров да окраины,
Почитай каждый дом -
Подмели аккуратненько
Пулеметным огнем.
_____
БЛОК В 1918-ом
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!...
А.Блок
Вот блоковский Елагин мост.
Здесь Петербург.
Здесь в латах ржавых
спит смертным сном
уставший мозг
навеки вымершей державы.
Как будто кто-то с топором
Прошёл, грехам во искупленье,
и всё,
и рухнул град Петров,
ломая о гранит колени.
И долго труп его несло,
толпе ликующей в усладу.
В сад Летний даже,
за ограду,
Нева расплёскивалась зло.
Жизнь заполняла
новый свиток.
Кляла
вчерашний жребий свой.
Блок уходил...
В два пальца свистом
гнал ветер
тучи над Невой.
____________________________________
"Мы так давно живём среди потока слов (официальных)
- "раздавить", "додушить", "истребить", "разнести",
"уничтожить", "залить кровью", "заколотить в могилу"
и т.д и т.д."
"Рабство вернулось к нам - в страшном, извра-
щённом виде и в маске террора"
З. Гиппиус. Дневники
_____________________________________
РАССТРЕЛ ГУМИЛЁВА
Николай Гумилёв был расстрелян 25 августа
1921 года по обвинению в антибольшевистс-
ком заговоре.
"Да...Этот ваш Гумилёв...Нам, большевикам,
это смешно. Но, знаете, шикарно умер.
Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил
папиросу...Фанфаронство, конечно. Но даже
на ребят из особого отдела произвёл впечат-
ление, пустое молодечество, но всё-таки
крепкий тип. Мало кто так умирает".
Одна из многих версий о расстреле Гумилёва.
"Все товарищи его заснули,
Только он один ещё не спит:
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землёю разлучит".
Н.Гумилёв. Из стихотворения "Рабочий"
К тому лету
И солнце исчезло.
Впопыхах расстреляли. Погасло.
А потом уж Дзержинские
В креслах
Разобрались и с ним
И с Пегасом.
Со поручиком тем, с Гумилёвым,
Со стихами его
Несуразными.
Дело, в общем,
Нехитрое, плёвое.
Зав.Поэзией нонче ведь -
Разины.
Смерть его
Заштрихована нагусто.
Всё - легенды. Но пулю поэту
Постарались. Отлили к августу,
К чёрно-ртутному,
Страшному лету.
"Расстрелять!" -
Подмахнула рука.
Тчк...тчк...
ВЧК.
Свидетельство о публикации №108051103928
Прочитала Ваш цикл и всё ещё нахожусь в потрясении.
Вроде знакомые факты, знакомые "персонажи", но Как написано!
Затягивает будто в воронку эта необратимость раскрученного процесса,
мелькают лики бессмертных гениев, лица невинно убиенных жертв
кровавого террора, рожи дорвавшихся до власти вурдалаков-плебеев-
садистов-палачей, а за ними наползают чёрные громадные тени
параноиков-вождей с окровавленными руками, истинно Пир во время чумы,
страшные "испепеляющие" годы нашей истории, думая о которых, ощущаешь
ледянящую дрожь по позвоночнику и шевеление волос на голове.
Потом постепенно темп набирал обороты, сменялись кадры один за другим,
как в чёрно-белом документальном кино, иногда я их останавливала,
перечитывая текст, всё громче становились звуки, и вот неустанное крещендо,
как шквал вывело к последнему финальному выстрелу "Тчк... тчк... ВЧК.",
Приговор приведён в исполнение. Расстрелян 35-ти летний Николай Гумилёв,
бессмертный гений, гордость мировой поэзии.
Но здесь-то и есть, как мне кажется, главный авторский подтекст, не он ли сам
своим разительным пером выносит и приводит в исполнение справедливый
жёсткий приговор этим мерзавцам, убийцам, ворам, подонкам от власти?
А сколько их ещё будет - замученных пытками на Лубянке, не выживших в лагерях,
расстрелянных, повешенных, доведённых до самоубийства?!.
И тогда на чёрно-белом экране вдруг появляется алая "клякса", которая быстро
растекается по всему экрану, напоминая огромную накатывающуюся океанскую
волну, и шумовое сопровождение в это время похоже не то на рокот морской,
не то на оглушающий звук трепещущего на ветру кроваво-алого стяга.
Вот такая картина привиделась мне, пока Ваша Поэзия, дорогой Избранник,
воздействовала своей магической силой на мою душу и разум (какой-никакой).
Возможно, что Вы не предвидели такого эффекта, но... он случился... у меня лично.
Не хочется писать о современности, хотя подмывает, но только два слова.
Думаю что пир и чума неизменны для тех, кто захватывает власть в России,
только с разным размахом пируют наши "слуги народа", а чума меж тем...
С огромным уважением и благодарностью за Ваш труд.
Очень сильно.
Лара Осенева 29.08.2019 02:44 Заявить о нарушении
как бы в пику блоковской поэме
"Двенадцать". Но с высоты нынешнего времени
легко судить тех, кто ошибался в те годы,
кто вдруг оказался, пусть ненадолго даже, заложником
идеи "всемирного братства", как преподносили тогда
свои идеи и цели большевики.
Блок, который позже будет приходить в сильнейшее
раздражение при упоминании "Двенадцати",
писал Зинаиде Гиппиус в ответ на её упрёки
в пробольшевистских симпатиях:
"Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне — бросаться в многопенный вал,
Вам — зеленоглазою наядой
Петь, плескаться у ирландских скал.
Высоко — над нами — над волнами,—
Как заря над черными скалами —
Веет знамя — Интернацьонал!"
Опять же, задним умом мы все, конечно, крепки.
Так понятно в этом плане смятение Есенина:
"С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несёт нас рок событий".
Кто знает, если бы Блок всё же вовремя уехал, как
сама Гиппиус заграницу, он, может, спас бы этим и продлил свою жизнь.
Те самые большевики, которым он в "Двенадцати" спел по сути дела аллилуйю,
не пустили его в критический для его здоровья момент
заграницу для лечения и подписали ему тем самым
смертный приговор. В безумной агонии умирал великий поэт.
Впрочем, что для них значит этот приговор? Одним больше, одним меньше.
И это не их Россия оплакала его смерть.
Как там у Блока -
"одной слезой река шумней".
Большое спасибо, Лара, за отклик!
С неизменным уважением и теплом,
Яков
Яков Рабинер 29.08.2019 04:46 Заявить о нарушении
Да, вкусили многие в те годы, мало не покажется. А гениев своих травить, как это делала большевистская Россия, пожалуй, ни одна другая страна не умела и не смогла бы. Сколько неприкаянных металось между иммиграцией и родиной, нигде по сути не обретая покоя.
Страшные времена.
Великие имена...
Только прочитала в Вашем дневнике о Викторе Хородчинском, а до этого совсем недавно прочитала в дневнике Илины Гумер статью Вячеслава Демидова об убийстве Есенина. Возможно, Вам будет небезинтересно.
Ссылку на дневник делать не умею, но вот ссылка на страничку автора, http://www.stihi.ru/avtor/ilimar
С уважением, Лара
Лара Осенева 29.08.2019 05:27 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/avtor/ilimara
Лара Осенева 29.08.2019 09:57 Заявить о нарушении
эта, ссылку на которую вы дали, Лара,
оказалась, как по мне, в числе наименее убедительной.
Много натяжек, гипотетических размышлений вслух,
преподносимых читателю как абсолютный факт,
подтасовок и пр..
Сразу насторожило, когда автор в начале статьи вдруг заявил,
что слова Пушкина "чёрт меня дёрнул родиться в России
с душой и талантом", якобы, придуманы кем-то и преподнесены,
как пушкинская цитата. Что он, автор статьи, как
не искал эту цитату в полном собрании сочинений Пушкина,
так и не сумел найти. Но я то знал, занимаясь в своё время серьёзно
биографией Пушкина, что слова эти принадлежат Пушкину,
что автор в угоду какой-то своей концепции,
настаивает на явной лжи.
Вот эта цитата, из письма Пушкина жене,
датированная 18 мая 1836 г.:
"...чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!
Весело, нечего сказать..."
А.С.Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах.
т.10, стр. 272. Москва "Художественная литература". 1978 г.
Понятное дело, что смерть Есенина давала и будет давать
простор для всевозможных гипотез. Только не надо возводить
личную гипотезу в абсолютную истину. Следует всё же умерять свой апломб, категоричность и пропагандистский пыл, размышляя об этом.
Яков Рабинер 30.08.2019 01:48 Заявить о нарушении
Вячеслава Демидова я не знаю, и никогда раньше ничего у него не читала,
эта первая из прочитанных статей.
Вашим знаниям я доверяю стопроцентно, так как знаю Вас не первый год,
знаю как Вы относитесь к документальности, как точны факты, приведённые
Вами в своих работах, потому, считайте, что статья В.Демидова хоть мной
и прочитана, но верить в неё, как в неоспоримый факт, я не стану.
Да в любом случае не стала бы. Слишком много нынче появилось статей
по "исторической правде", из коих одна опровергает другую, будто авторы
соревнуются между собой в остросюжетности, кому из них удастся больше
шокировать читателя, подкупить его доверчивость, это испытанный трюк.
С уважением, теплом и благодарностью, Лара
Лара Осенева 30.08.2019 02:57 Заявить о нарушении