Я услышу тебя

Рецензия на стихотворение Бориса Бельского
"Слушай"
http://www.stihi.ru/2007/04/22-1576+



Я услышу тебя
хотя мы не знакомы
мы с тобою
не форма
не знак
и не звук
притяженья земли
мы с тобой
невесомость
мы с тобою
единый
разорванный круг

я услышу твой голос
он тихий и разный
отголосок он птичьих
разрозненных стай
в тишине многозвучья
в красоте без образья
камнем вниз
но наверх
светлой бездны
на край

я услышу

скользнет
в огрубевших ладонях
волос летний
волнистая спелая рожь
они помнят
минуты
и счастья и горя
они помнят
усилия
тщетную дрожь

я услышу тебя
обещанья пустые
и суетную ложь
скоростных новостей
это наши долги
и прощанья чужие
затянувшие
нудность
осенних дождей

я услышу твой стон
захлебнувшийся вздохом
в облаках бьются кони
промокнут дожди
нам на вечность вперед
эхо
станет уроком
только ты
торопясь говорить
подожди

я услышу
как дует
ветер тихий и разный
робко бабочки жмутся
к опустевшим домам
только ты говори
сомневаясь напрасно
эта ночь
словно эхо
подарена нам

я услышу тебя
в ночных электричках
в ослабевшей струне
натяжных проводов
для меня
мир тебя
недостаточен слишком
недостаточно слов
не хватает
стихов

я услышу тебя
и весь мир на ладони
и над этим мы миром
свободно парим
а по времени-речке
наши годы
как кони
и с тобою всю ночь
мы без слов
говорим

а паук вновь плетет
из секунд
время-сети

но
не важно

не нужно
меня вспоминать

просто слушай
в ночи
мгновения эти

я услышу тебя

я

тебя

буду

ждать


Рецензии
Здравствуйте, Анастасия!

Прочитал стих. Затянуто безбожно. Сократить бы хоть на половину.

Что это за молдаванская строфика такая?
Обычно такие вот выверты с печатанием используют для визуального сокрытия переносов и грехов в ритмике. Конечно же, положения это не спасает. Как и невыписанная пунктуация. Все это не более чем дешевые авторские уловки, которые никого, кроме самого автора, не обманывают.

По строфам (записываю их, как они должны быть записаны, исходя из строения).

"Я услышу тебя хотя мы не знакомы
мы с тобою не форма не знак и не звук
притяженья земли мы с тобой невесомость
мы с тобою единый разорванный круг"

В первой строке хотя как хОтя.
А я и не знал, что для того, чтоб услышать человека, нужно с ним непременно познакомиться! Вернее понятно, что имелось ввиду, но истинное значение этой фразы понимаешь только при втором прочтении. Сходу же его уловить нельзя – околесица выходит.

Во второй строке "звук" не вписывается в смысловой ряд. И форма, и знак – могут обозначать что-то целостное, единое. А звук – просто звук.

Во втором 2стишие эти оксиморонные сочетания выглядят не очень убедительно. Как-то бы их подготовить.

Да и разорванный круг кажется нелогичным. Если круг разорван, значит когда-то был и целым. А герои даже не знакомы.

"я услышу твой голос он тихий и разный
отголосок он птичьих разрозненных стай
в тишине многозвучья в красоте безобразья
камнем вниз но наверх светлой бездны на край"

В 3 строке – лишний слог.

Теперь становится понятной причина появления молдаванской строфики. В человеческом написании во всей красе предстает и корявость изложения, и съехавшие цезуры. Да и откровенно втоптанное в рифму "безобразье" (у Вас там, кстати, опечатка) не способствует улучшению впечатления.

А как это понять, что у героя голос разный? Это он с баса на сопрано срывается? Как Зэд из "Полицейской академии"?

Во 2 2стишии не найду ни подлежащего, ни сказуемого. Но если подлежащее еще так-сяк подразумевается, то со сказуемым глухо.

"я услышу скользнет в огрубевших ладонях
волос летний волнистая спелая рожь
они помнят минуты и счастья и горя
они помнят усилия тщетную дрожь"

Перенос в первом 2стишии смотрится плохо.

Про летний волос не понял. Это герой как заяц меняет волос в зависимости от сезона?
Если уж пишете без знаков, то делайте так, чтоб без них смысл не исчезал.

В 3 строке онИ как Они.

А что это такое в ладонях с усилием дрожало? Да еще и тщетно? Что это такое они запомнили? Теряюсь в догадках.

И очень крутая рифма "ладонях-горя".

"я услышу тебя обещанья пустые
и суЕтную ложь скоростных новостей
это наши долги и прощанья чужие
затянувшие нудность осенних дождей"

"Скоростные новости" – корявовато.

"Нудность" – плохо стилистически.
А что такое "это"? По поводу долгов.

И за что долги?

А без этих долгов дожди бы быстрее кончились?

"я услышу твой стон захлебнувшийся вздохом
в облаках бьются кони промокнут дожди
нам на вечность вперед эхо станет уроком
только ты торопясь говорить подожди"

Обычно вздох в стон переходит, а не наоборот.

Строфа обрывочная и туманная. Особенно 3 строка. Эхо от чего? И уроком за что?
Кто куда и почему торопится?

"я услышу как дует ветер тихий и разный
робко бабочки жмутся к опустевшим домам
только ты говори сомневаясь напрасно
эта ночь словно эхо подарена нам"

В первой строке поехал ритм. Да и во второй – тоже.

2 раза за стих одно и то же слово как рифмообразующее я бы не советовал использовать. Если конечно это не связано с каким-нибудь структурным повтором в строении стиха.
Зарифмованные слова всегда очень хорошо запоминаются, и их неоправданный повтор кажется тавтологичным.

Да и эпитет "разный" уже использовался применительно к голосу героя. Какой же этот Герой у Вас…РАЗНЫЙ :-)

Никогда не видел жмущихся к домам бабочек. Наверное в наших широтах жмущиеся бабочки не водятся.

А почему дома опустели? И чьи дома?
А в чем ЛГ сомневается? И почему?

А эхо как подарок – круто!

Видите, как много ненужного и бессмысленного, псевдокрасивого антуража.

" я услышу тебя в ночных электричках
в ослабевшей струне натяжных проводов
для меня мир тебя недостаточен слишком
недостаточно слов не хватает стихов"

Видать выдерживать ритм Вы передумали?

"Для меня мир тебя" – это на каком языке? Прям из серии "моя твоя не понимать"

А что такое натяжные провода? В чем их отличие от НЕнатяжных? Коряга.

"недостаточен слишком" – очень колченогая инверсия.

Рифма "электричках-слишком" не впечатляет.

" я услышу тебя и весь мир на ладони
и над этим мы миром свободно парим
а по времени-речке наши годы как кони
и с тобою всю ночь мы без слов говорим"

Вторая строка – сплошная и дикая инверсия.

Про коней уже было. Правда оригинально смотрится – сравнивают годы часто с бегущими конями, но чтобы с плавающими по реке… Или это морские коньки? Еще оригинальней!

Опять ворох антуража ни во что не складывающегося.

" а паук вновь плетет из секунд время-сети
но не важно не нужно меня вспоминать
просто слушай в ночи мгновения эти
я услышу тебя я тебя буду ждать"

Так время все-таки не река, а сети? Два образа одного и того же явления – плохо.

Вторая строка обрывочная и корявая.

А мгновения можно слушать и сложно?

Общая оценка.

Положительного впечатления стих не произвел.
Форма не сделана даже по минимуму. Ритмика никакая. Даже не никакая, а вообще никакой. Рифма тоже слабенькая (на уровне "разный-напрасный", "парим-говорим", и т.п.)
Много неуклюжих инверсий, переносов и эллипсисов.
Такой прием, как одинаковое начало каждой строфы – хорошо работает на "коротких дистанциях". В Вашем же случае это уже стало назойливым.
Стих растянут до неприличия. Его следует сократить как минимум вдвое.
Ненужный, непонятно зачем и почему прицепленный антураж нужно выбросить без малейшего сожаления. Там более у Вас кое-какие детали повторяются дважды. Мало того, что водянисто, так еще и переливание из пустого в порожнее.

Общая идея и замысел – неплохо. Но реализовано неудовлетворительно. Наворотили Вы много всего, а во что-то целостное и продуманное не сложили.

Вроде всё.

С уважением,

Длмнск

Александр Далманский-Критика   24.08.2008 23:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Вы меня удивили в очередной раз. Причем еще сильнее, чем раньше.

Молдаванская строфика - улыбнуло. Не знала, что в Молдавии так пишут. :-)

Налицо разница восприятия. Этакий эксперимент. Думаю еще в формате А4 попробовать. Не это, конечно.

Я выставляла это стихо на 37-ой конкурс клуба Голоса:
http://www.stihi.ru/rec.html?2008/06/11/2255

Впервые с Вами не соглашусь.

Данная строфика применена для выделения пауз.

Я услышу тебя
Хотя мы незнакомы – имеется ввиду не физический слух. И не реальное знакомство. Весь стих, как Вы, наверное, заметили, построен на противоречиях.

хОтя мы незнакомы - с ударением не согласна. Это ведь не двухстопный ямб, ударение падает на третий слог.

Звук-круг попробую поменять местами.

Без образья – это не опечатка. Слово «безобразие» несет в себе негативный оттенок. Здесь словосочетание «без образа», т.е. простая красота.

Втаптывание в размер налицо. Как исправить, пока не представляю.

Голос разный – интонация.

Волос летний волнистая спелая рожь – цвета спелой ржи.

Подлежащее-сказуемое на месте, предложение цельное.

Они помнят минуты и счастья и горя – ударение на третий слог.

ЛГ с усилием пытался удержать в ладонях волосы. Не привык он к этому. Ладони-то огрубевшие…Но усилие это они запомнили…

Ладонях–горя – рифма не точная, но допустимая, поскольку ударные гласные «о» совпадают.

Скоростные новости – это БС (бабушка сказала)…

Затянувшие нудность осенних дождей – здесь речь идет не о погоде, а о человеческих отношениях…

Стон захлебнувшийся вздохом – дыхания на выдохе не хватило…

Это наши долги – речь не о материальных долгах…И оставь нам долги наша, якоже мы оставляем долги наша…

Эхо станет уроком – отзвук прошедших событий. Наши ошибки и грехи, если мы не будем их осознавать и исправлять…Но для этого нужно остановится, перевести дух, оглянуться…

Голос и ветер – тихий и разный…Согласна, повтор рифмы…Буду думкать, как исправить без ущерба для общей конструкции…

Герой действительно РАЗНЫЙ – соткан из противоречий…как, впрочем, и в реальной жизни все мы…

Бабочки жмутся к домам – прячутся от ночного холода…

Опустевшие дома – затихшие на ночь от людского гомона…

ЛГ сомневается, что его услышат и поймут правильно…

Подарок – не эхо, ночь – как эхо, отзвук прежних отношений…

Для меня мир тебя – твой мир…

В ослабевшей струне натяжных проводов – игра на противоречиях…как и «притяженье земли невесомость» и «единый разорванный круг»…

Недостаточен слишком – ЛГ-ж растворяется в ЛГ-м, и ей не хватает слов, чтобы выразить всю глубину своих чувств…ЛГ живет ожиданием…

Электричках-слишком – неточная рифма, ударные гласные «и» совпадают…

И над этим мы миром свободно парим – весь мир принадлежит нам, он не ограничен нашим физическим телом и над нами не властно земное притяжение…

И по времени-речке наши годы как кони – время часто сравнивают с рекой, Лета, а годы – с конями, здесь я объединила два понятия…

А паук вновь плетет из секунд время-сети – время – это река, но река эта – ловушка, она течет только в одном направлении – в будущее…из нее нет возврата в прошлое…

Но для ЛГ это не имеет значения…

Просто слушай – остановись, оглянись, вернись мысленно в прошлое, прислушайся к своему внутреннему Я…и ты услышишь меня…

Все стихо наполнено метафорами, их не надо понимать буквально…

Хитренький такой вопросик:
Александр, а Вы про ассонанс и диссонанс слышали ?

И еще один вопрос, ставший уже традиционным: можно разместить Ваш разбор на конкурс рецензий, и на моей страничке отдельным манифестом ?

Анастасия Ли   26.08.2008 08:56   Заявить о нарушении
Не знаю, как в Молдавии пишут, просто в наших краях "молдаванским" принято называть все недолугое и непонятное. Да простят меня молдаване:-)

Конечно же, если считаете нужным – выставляйте и на конкурс, и у себя – я ничего против не имею.

По поводу Вашего вопроса об ассонансах-диссонансах. Можно вместо ответа поставить Вам встречный вопрос? Даже два. Естественно, тоже хитреньких:-)

1 Вы что-то слышали о единстве стиля рифмовки в пределах стиха?

2 Как вы думаете, хорошо ли будут выглядеть ассонансы (а диссонансы и тем паче!) на фоне точных и грамматических рифм? Не покажутся ли они чем-то тусклым, чужеродным?

О ударениях. Конечно, Вы можете читать стих как угодно. Искусственно можно сгладить углы.
Но если уже взялись писать пеоном, то следите за спондеями. А то можно и не заметить, как вместо пеона появится грязный и хромой ямб.
В Вашем же случае я даже затрудняюсь сказать, каким размером написан стих – настоящий винегрет из пеона, логаэда, ямба и даже анапеста. О каких опорных долях может идти речь?

Необычные размеры и ритмы требуют повышенной точности исполнения. Иначе будет лажа.

То, что Вы можете объяснить свои метафоры – это хорошо.

Я понял, что в стихе много метафор, и что буквально читать его не надо.
Но некоторые Ваши метафоры в прямом смысле выглядят странно. Конечно же понятно, что и годы-кони, и река-время – обычные затертые образы. И понятно, что Вы их попытались просто соединить. Но. Не все то, что хорошо по отдельности, так же хорошо и вместе. Я вот люблю мороженое. И селедку люблю. Но вместе они не сочетаются. Так и Ваша река с конями – селедка с мороженым.

Что же касается Ваших многочисленных оксиморонов. То здесь тоже все понятно. Но не все хорошо и уместно. Если "невесомость притяжения" – нормально, то "натяжные провода" – высосано из пальца. Просто ради той игры противоречий. Этакая "вещь в себе". Да и само слово "натяжные" – ненужное и неточное в этом случае. Провода никогда не натягивают – всегда оставляют запас для провисания.

"Опустевшие дома – затихшие на ночь от людского гомона…"
Ну Вы даете! Оказывается на ночь люди из дому сходят??? Выражение кривое – что в стихе, что в объяснении.

И разный голос, и разная интонация – далеко не одно и то же.

С уважением,

Длмнск

Александр Далманский-Критика   27.08.2008 13:52   Заявить о нарушении
О единстве стиля рифмовки в пределах стиха - убедили.

Про ассонансы (а диссонансы и тем паче!) на фоне точных и грамматических рифм - тоже убедили.

И про ударения - опять убедили.

Возразить нечего. :-)

Каким размером написан стих – не могу сказать, сама не знаю. :-)))

А вот время-речка с годами-конями, плывующими по течению, мне ниче...Посоветуюсь с автором, который меня вдохновил на это стихо...

И ослабевшая струна натяжных проводов мне не кажется чем-то корявым...

///"Опустевшие дома – затихшие на ночь от людского гомона…"
Ну Вы даете! Оказывается на ночь люди из дому сходят???///

Они не сходят, они затихают. Поэтому дома кажутся опустевшими.

///И разный голос, и разная интонация – далеко не одно и то же.///

Не согласна. Ласковый голос, нежный голос, грозный голос, равнодушный голос...

Анастасия Ли   27.08.2008 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.