Дворцовый комплекс в Персеполе

Анализ памятника культуры:
Дворцовый комплекс в Персеполе.
Город-Храм.


       Древнеиранское искусство впитало в себя культурные веяния завоёванных персами народов, но в то же время имело и свои оригинальные черты. Персидское (Ахеменидское) искусство являлось, прежде всего, дворцовым. Цари великой империи увековечили память о своём могуществе в разнообразных архитектурных сооружениях, будь то: дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе или Сузах (к сожалению, в наши дни всё это великолепие превратилось в руины) – затмив своей роскошью почти всё, что было сделано в те же века в соседних державах. К примеру, рассматриваемый мной дворцовый комплекс в Персеполе.
       Персеполь был основан ещё самим Киром Великим в 560 году да н.э. и в будущем должен был стать столицей Ахеменидской империи, но только в 520 году, уже Дарий I полностью перенёс в этот город столицу своего обширного государства из Пасаргад и затеял массовое строительство. И, как подтверждают исторические документы, город-храм воздвигали отнюдь не рабы, а свободные граждане, получившие за свой труд вознаграждение. После смерти Дария I (522-486 г.г. до н.э.), строительство храмов продолжили его наследники Ксеркс (486-465 г.г. до н.э.) и Артаксеркс (465-424 г.г. до н.э.), которое продолжалось более 60 лет.
       Весь дворцово-храмовый комплекс был воздвигнут на огромном гранитном настиле (платформе), поднятом на высоту 20 метров. Площадь города составляла 135000 кв. м. Персеполь находился посреди равнины Мавр-Дэшт у подножия горы Кух-и-Рахмат («Гора Милостей»), окружённый с трёх сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к скале. Город располагался в 80 км к юго-западу от Пасаргад, в 60 км к северу от современного Шираза и в 900 км к югу от Тегерана; и, согласно современности, Персеполь входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, находясь вблизи города Марвдашт.
       Греки, переведя название персов Парса-Стахра, назвали город Персеполисом («Городом персов»); позднее город-храм также именовался Тахт-э-Джамшид («Трон Джамшида»).
       Внутри платформы, под самим городом, были проложены водопровод и канализация, что, несомненно, свидетельствует о высокой развитости культуры персидского народа. Дворцы персидских царей сооружали и украшали зодчие из разных покорённых стран и племён, что явно способствовало синтезу древнеиранского искусства, включившего в себя собственные художественные традиции и технику Элама, Ассирии, Египта, Греции и многих других покорённых стран и народов. Но при этом заимствованные формы приобрели несколько иное значение в иранском искусстве, гармонично вливаясь во внутреннее единство Персидской культуры.
       Помимо столицы у города было и второе, не менее важное назначение – Персеполь был центром Зороастризма и хранилищем Авесты. В состав дворцового комплекса входили:
- Дворец Ападана;
- Тронный зал;
- Сокровищница;
- Дворец Дария I;
- Зал Собраний;
- Дворец Ксеркса;
- Гарем Ксеркса;
- Ворота Ксеркса (Ворота Всех Стран);
- Гробница Артаксеркса.
       По структуре город-храм напоминал зороастрийский ступенчатый зиккурат: Персеполь располагался как бы на четырёх своеобразных уровнях. Город не был приспособлен для военных действий и, что следствие этого, ни в коем случае не являлся крепостью. Город служил для приёмов делегаций подвластных правителю народов.
       Помимо дворцового комплекса город-храм вмещал в себя и другие дворцы персидских царей, а также дома для прислуги и воинские казармы.
       Персеполь строили для торжественной церемонии празднования Ноу Руза (Нового Года) установленного мифическим Джамшидом (и что-то мне подсказывает, что этот Джамшид, никто иной, как сам Кир II) в день весеннего равноденствия - 21 марта. Здесь же проходили и коронации персидских царей. За несколько дней до Ноу Руза, прилегающая к Персеполю равнина окрашивалась разноцветными шатрами прибывающих гостей. В назначенный императором день, послы подвластных народов приносили свои дары в город-дворец. Распорядок приёма послов был составлен таким образом, чтобы никого не обидеть из пришедших людей и одновременно подчеркнуть равенство всех народов в империи. (Нашей бы России у Персов поучиться!) Таким образом, в Персеполе постепенно собирался народ со всей огромной империи: храмовые служители, воины, представители семи царских родов и разных народов, подвластных Ирану; сановники и сатрапы; высшие судьи и послы проходили среди разожжённых огней.
       В Персеполь вела широкая двухпролётная парадная каменная лестница в 105 ступеней восьмиметровой ширины, располагавшаяся с севера у западной стороны платформы, каждые пять ступеней лестницы были вырублены в цельном каменном блоке. Именно по этой лестнице и поднимались послы, входя в Ворота Ксеркса (Ворота Всех Стран или Всех Народов), названных по имени сына Дария I. Вход в Ворота Ксеркса и в наши дни охраняют две статуи гигантских крылатых каменных быков – вечных стражников былого величия Ахеменидской империи. Быки символизируют нечеловеческие усилия, выдерживаемые царём, соединяющим своей властью небо и землю и одаривающего плодородием своих подданных. Также на Воротах была надпись, гласившая: «…царь Ксеркс: Милостью Ахурамазды я построил эти ворота, названные Всемирными». Перекрытия Ворот Ксеркса по толщине напоминали туннель и стояли на четырёх резных колоннах высотой около 17 метров, образуя своеобразный огромный квадратный зал.
       Так, лестница, переходящая в Ворота Ксеркса, и была первым уровнем – «Уровень делегаций». У Ворот посланцев встречали проводники (знатные персы и мидяне) – распорядители церемоний. Изначально царские дворцы были огорожены стеной, от которой теперь почти ничего не осталось, только куски огромных капителей в виде двойных голов быков или грифов.
       Ворота Ксеркса вели на площадь, заканчивающуюся приёмным залом дворца – Ападаны, площадь которого была 4000 кв.м. Ападана была новшеством персидских архитекторов, строительство которой начал ещё Дарий I и закончил Ксеркс. Ападана располагалась на приподнятой платформе, куда вели две лестницы – с северной и с восточной стороны, украшенные рельефами с изображением придворных, царской охраны, конницы и колесниц, особенно хорошо сохранившиеся на восточной лестнице. На северной лестнице была изображена длинная процессия послов от покорённых народов, которых вели персы и мидийцы; послы несли подарки и дань своему правителю и были изображены в три ряда. Люди представлены с соблюдением всех характерных этнических особенностей, включающих одежду и черты лица. На восточной лестнице была та же самая процессия, но только с противоположной стороны. Над процессиями было изображено крылатое солнце, которое держат два крылатых льва с человеческими головами. Дворец состоял из большого переднего зала, окружённого портиками, потолок которого поддерживали 72 широко расставленные изящные каменные колонны с каннелюрами, высотой более 20 метров. Перекрытие зала в своей основе было плоским, на колоннах находились деревянные балки, а крыша была деревянной. От 72 колонн в наши дни осталось только 13. Между колоннами, по периметру, висели вышитые портьеры – защита от солнца. Какие-то из колонн полностью сохранились, а какие-то обломаны или вообще просто лежат на огромной платформе. Одни из них были из жёлтого, другие – из синеватого, похожего на крупнозернистый мрамор, известняка. Внутри колонн находились свинцовые стержни, залившие внутреннюю цилиндрическую пустоту. Ападана была окружена вестибюлями. Золотые обшивки и многоцветные изразцы украшали царские покои, залитые солнечным светом. Блеск красок, роскошь и грандиозность архитектуры символизировали величие царской власти. На стенах дворца были изображения фигур царских воинов или данников.
       Это было празднично-торжественное искусство с полным отсутствием жестокости даже в изображении военных побед. Ападана служила для больших государственных приёмов и была связана с личными дворцами Дария I и Ксеркса. Лестницы, по которым царь въезжал на колеснице, выходили к солнцу, а внутридворцовые башни и массивные каменные рельефы стен создавали атмосферу реальной встречи царя с солнцем.
       Пройдя Ворота Ксеркса, делегация разделялась: персы и мидийцы следовали во дворец Ападана. Послы поднимались по парадной лестнице, украшенной искусными рельефами. Величественное изображение «когорты Бессмертных»; лев, убивающий быка – фигуры и узоры были очень статичными, часто безжизненными, многим из них не хватало динамизма, но при этом все физиологические особенности – правильны и безукоризненно чёткие по линиям.
       В архитектуре Персеполя был скрыт государственно-космологический замысел: лев, убивающий быка – это основа всего изображённого на рельефах. 21 марта весна вступает в свои владения и созвездие Льва – в зените, а Телец исчезает с горизонта. Послы принесли своему правителю дары и мольбы, попросить Ахурамазду вернуть весну в их огромную страну, а значит, и начать новый год.
       Справа от Ападаны находился дворец Дария I – Тахара – также украшенный рельефами. В центре платформы находился Трипилон – главный парадный зал в Персеполе, а также тронный зал Ксеркса, который создавали около 10000 мастеров. Его лестницу украшали рельефы сановников, а на восточных воротах находился рельеф с изображением Дария I на троне и его сына Ксеркса. За ним располагался «Стоколонный зал», начатый Ксерксом и достроенный Артаксерксом. Крыша зала опиралась на сто колонн, откуда и название. По бокам северного портика стояли огромные каменные быки, а восемь каменных ворот украшали сцены из царской жизни и сражение царя царей с демонами.
       В южной части платформы находились дворец Ксеркса, его гарем и царская сокровищница, украшенная рельефными изображениями Дария I и Ксеркса.
       Царь принимал послов в Стоколонном зале, от которого остались лишь основания колонн. Это был второй уровень Персеполя. Здесь все дары тщательно фиксировались и отправлялись на хранение к подножию горы. На третий уровень – Ападана – допускались лишь мидийцы и персы из знатных родов. На четвёртом уровне располагались дворцы царей: Дарийский Тахара, от которого остались лишь каменные дверные проёмы, украшенные рельефами с царём, убивающим мечём персидского дьявола с телом льва, крыльями орла и хвостом скорпиона – Аримана. В Тахаре царь проводил предцеремониальные праздничные дни. Во дворце постоянно поддерживался священный огонь, а ритуал с этим огнём проходил на вершине «зиккурата», на крыше самого высокого дворца, построенного Ксерксом, где находилась платформа, а царь стоял на небольшом возвышении пред огненным алтарём и молился Ахурамазде, а крылатый символ бога парил сверху. Утром царь совершал ритуальное омовение и отправлялся принимать дары. Процессия приношения даров заканчивалась пиром, но сам царь не принимал участия в пиршестве, а обедал за ширмой, наблюдая за гостями.
       Персеполь со своими дворцами был сокровищницей Древнего Ирана, и когда Македонский предавал город огню, то приказал пригнать около 3000 верблюдов и несметное количество пар мулов, чтобы вывести из обречённой столицы все сокровища потомков Кира Великого.
       Во всех деталях города-храма отразился своеобразный диалог царя царей (а также света и добра) с силами зла и тьмы. Отблески божественного общения владыки прослеживаются в сценах, изображённых на стенах дворца, на лестницах, в переходах и на стенах гарема Ксеркса.
       На каменной поверхности стены залов было символическое изображение Ахурамазды, покрытое яркими красками: золотисто-оранжевой с золотыми пластинами, пурпурно-красной, светло-красной, лазоревой с бирюзой и отделкой изумрудами. На фигурах царей и вельмож – высотой 1 метр – сохранились отверстия для закрепления браслетов, ожерелий и других украшений. Бороды были из бронзы и памирского лазурита. На лицах сотен человеческих фигур, шествующих на рельефах по царским лестницам, сохранилась яркая окраска губ.
       Всё это говорит о том, что Ахеменидское искусство проявило себя уже в 6 веке до н.э. как вполне зрелое.
       В 330 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Персеполь, а спустя несколько месяцев его воины разграбили город: восточный дворец Ксеркса был сожжён и пожар из-за деревянных перекрытий всего дворцового комплекса распространился и на весь Персеполь. Помимо всего прочего были уничтожены золотопечатные варианты Авесты, сделанные на бычьих шкурах.
       В 1920 году археологи обнаружили руины Персеполя, а в 1933 году под фундаментом колонн было найдено четыре золотые пластины с клинописным текстом, гласившие об истории и целях создания грандиозного города-храма.
       Теперь же рельефы и клинообразные надписи подпорчены не только временем, но и стараниями людей, посетивших руины Персеполя за многие века после пришествия Македонца.
       Под руинами были обнаружены следы фонтанов и водопроводов, возвышение из щебня – алтарь Ахурамазды, а также колодцы и подземелья – узкие, петляющие коридоры, по словам самих иранцев, ведущие в горы к гробницам.


Список использованной литературы:
1. Баладинский, Николай. «Персеполь.» 2002.
2. Искусство стран Востока: Кн. Для учащихся ст. классов. Под ред. Р.С. Васильевского, - М.: 1986.
3. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. Для чтения.– 2-е изд. – М.: 1980.
4. Путевой журнал Е.И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849-1852.// Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Книга 9. – СПб.: - 1875.
5. Рак И.В. Мифы Древнего Ирана. – СПб. – М.: 1998.


Март – апрель, 2008.


Рецензии