Несколько слов о поэзии

   


       Уважаемые друзья поэзии! Приветствую всех вас и желаю успехов на её поприще!
Более тридцати лет я занимаюсь стихосложением. Путь мой мучительный, с большими перерывами в творчестве, вызванными различными причинами. Так вот, мне хочется поделиться с вами некоторыми наблюдениями  и умозаключениями. Однажды А.Пушкин в стихотворении «К другу стихотворцу» заметил: «хорошие стихи не так легко писать». Д. Писарев имел много недоразумений и неприятностей после публичного высказывания, что и в Европе, и в России не было и нет настоящих поэтов, в силу социально–политического   развития отношений в обществе…
       А ведь в самом деле, друзья, почему мы именуем титулом ПОЭТ и десятилетнего виршеплета, и шестидесятилетнюю бездарность только за то, что они с усердием рифмуют ритмические строки, в лучшем случае выражая какие-то чувства. К сожалению, и раньше, и в наше время личную интимную лирику, воспевание цветочков-лютиков, сочинение мадригалов считают основой и предназначением поэзии. Думающие так, глубоко ошибаются и идут по жизни с ложными убеждениями причастности к великому делу, и на них лежит печать избранных. Увы, друзья все эти люди глубоко несчастны, ибо не способны даже понять комичности своего положения! Всуе мучают и себя и читателей.
       Большой стихотворец, претендующий на титул поэта, обязан стать настоящим гражданином: воспитать в себе государственный ум, мировоззрение и жить нуждами своего народа и отечества на перспективу; его жизненная позиция, гражданско-нравственная, должна быть позицией постоянного самосовершенствования и призывов к этому, т.е. «глаголом жечь сердца людей…». Одним словом, поэт в творчестве обязан стать совестью своего народа. Кто-то из древних мудрецов сказал, что народ управляется правительством, которое он заслуживает так как,  в конечном счете, это правительство породил сам народ. Перефразируя, можно сказать, что народ порождает стихотворцев соответственно своему интеллекту и нравственным канонам.
       На рубеже двухтысячного года можно утверждать, что поэтические формы четко определены и сложены. Потуги декадентов, имижионистов, символистов в России более ста лет назад, наряду с отрицательными результатами выявили (пассивно) и позитивный: не нужно изобретать велосипед. Классическая форма, которой «вновь вздернул удила» С.Есенин говорит сама за себя: была, есть и будет. Почему же несколько десятилетий, упомянутые выше направления в поэзии, так занимали умы даже выдающихся адептов поэзии? Трагедия их мятущихся умов была в том, что они были абсолютно убеждены – одна оригинальная форма стиха уже несет в себе некую значимость, значительность и даже высший фазис поэтики, являясь ее вершиной. По моему  глубокому убеждению, классическая форма отшлифована до образцовой, следовательно, нужно заполнять ее не менее образцовым содержанием.
       С появлением стихотворцев, длительное время в мире их называли поэтами. На первый взгляд верно – когда поэзия служит развлекательному жанру. Трудно определить, где и когда родилось обличительное направление в поэзии, которое стало служить обществу как колоссальный рычаг, с помощью которого народы отстаивали свои права на достойную жизнь, формировали общественное мнение, призывали к борьбе с самодержавием и диктатурами. Пушкин видел свое предназначение поэта в том, что « в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал…»
       Здесь уместно заметить следующее: когда поэзия выступила ратником на поле – сечи  жизни земной, поэт перестал быть талантливым краснобаем, он стал трибуном, набатом, глашатаем, пророком, т. е. пришел к своему истинному предназначению – «глаголом жечь сердца людей…» для их же блага и процветания. Поэтому в любой разработке определенной тематики стихотворец обязан сопрягаться с нуждами общественными, т.е. через свои переживания, в своих чувствах, затрагивать интересы и чаяния своего народа, освещать события на государственном уровне анализировать их, быть близким и понятным народу. Это  очень трудно и сложно, зачастую, невозможно при различных диктатурах и режимах: тогда поэтов просто уничтожают. И тем не менее, они должны быть, иначе общество загниет и утратит духовные ценности. Никто не бередит душу народа как поэт, волнуя его кровь, порождая в нём лучшие чувства, без которых общество мертвеет. С такими качествами и талантом Поэт перестает быть историографом, развлекательным скоморохом . Он – «… больше чем поэт!»
       К понятию субстанции поэзии серьезные стихотворцы приходят индивидуально. Да, этот путь познания составляет определенную ТАЙНУ, делиться которой хотят немногие, невзирая на то, что посвященный в таинство творчества может и не состояться как поэт. Тайны стихосложения это не тайны и законы точных прикладных наук, с познанием которых можно достичь определенных результатов. В поэзии всё намного сложнее потому, что наряду с не писанными и существующими законами, обладание тайнами стихосложения еще ничего даже не обещает! напротив, являясь мучительнейшим раздражителем чувств, в большей мере обязывает в творчестве.
       Мир Поэта должен быть миром своего народа. И если народ – это создатель материальных благ и движитель экономики, то поэт – духовный мир народа, и он не может не идти в народ. Настоящая поэзия не может быть чуждой народу, не может не волновать его, ибо поэзия исходит из его насущных проблем действительности и чаяний.
       И вот для того, чтобы поэзия существовала и жила, совершая своё великое предназначение в общественной жизни, и призван Поэт! Он обязан овладеть знаниями, найти и определить свою роль и значимость во времени, апробировать свои поэтические способности и только потом претендовать на титул поэта каторжным трудом и кровью чувств своих, идти в народ, вдохновляясь его нуждами и служить ему. Иными словами свой талант принести, как дар, на алтарь отечества.
      Итак, господа, попробуем вникнуть, что же из себя представляет субстанция и субстрат поэзии? Стихосложение – это замечательный вид словесности и литературы, можно сказать, их жемчужина.  Поэзия, на первый взгляд легка и доступна, что вершина Эвереста издалека…Сегодня стихи слагают уже компьютеры, однако это не поэзия и даже ни её тень. Поэтический талант человека в литературе, как впрочем, в любой области деятельности, это его творческая база, которая включает в себя: первое – индивидуальное  мироощущение; второе-язык и мастерство; третье – образованность  и эрудицию; четвертое – упорство  и трудолюбие; пятое – качественные  компоненты составляющие его личность.
       Однажды, в одном стихотворении С.Есенин сказал: «Стишок писнуть, пожалуй всякий сможет о женщине, любви и о луне…». Когда – то, кем – то  было замечено, и до сих пор существует догмой, что до двадцати лет все пишут стихи; от двадцати до сорока – только  поэты; от сорока и далее – неудачники, бездарности, метроманы. Известные русские стихотворцы, из предания их биографов, начинали сочинять в шесть – десять  лет, что служило выводом:в будущем они состоятся как поэты. Позвольте спросить, что замечательного, ценного может сочинить ребенок в семь – десять  лет? Ему интересен, в лучшем случае, сам процесс рифмования строк, умиление и восхищение им взрослых людей, внимание к его персоне. А вот разовьются ли его способности, задатки в последствие в жизни? хватит ли упорства, мужества, душевных качеств, знаний для того, чтобы он состоялся как поэт? Замечательно, если у ребенка окажется рядом стихотворец с определенным мастерством, способный контролировать и направлять юнца в его занятиях стихосложением (к примеру, как Раич у Тютчева). В раннем стихосложении таится большая опасность в том, что ребенок не способен понять субстанцию поэзии, т.е. её первооснову. Без этого понятия – это  путь в никуда, к краху смысла жизни в конце пути.
       Когда проявляется чувственный позыв самовыражения в сочинительстве, начинается работа над темой. Их бесчисленное множество. Вот тут нужно отчетливо представлять, что сочинитель должен выразить в сочинении? И вот для того, чтобы выразить доходчиво для читателя исторический материал, призыв к чему – либо, отзыв на какие – то  события, интимную лирику, отразить что-то фантастическое, оригинальное, природные красоты – необходимо обладать знаниями истории, философии, языка, обладать мироощущением и мастерством, абстрактным мышлением и оригинальным, метафорическим выражением созерцательного процесса. Но во все нужно вкладывать свежесть, индивидуальность своей души. И вот, когда внутреннее состояние сочинителя выдаст карт – бланш, т.е появится вдохновение, можно приступать к работе. Тут уместно заметить, чем богаче личность стихотворца, тем чаще и ярче зарождаются и проявляются ощущения называемые вдохновением. Натура яркая, возвышенная, высоко интеллектуальная, образованная, пытливая и жаждущая знаний, самокритичная приучена мыслить, анализировать всегда и всюду, даже во сне. И вдохновение в таких натурах живет постоянно, как бы свивая гнездо в них. Поэтому творческий процесс ,так называемый «дар божий», протекает непрерывно с момента зарождения и поэт постоянно реагирует на все знаковые социально-политические события в обществе и, соответственно, пребывает в постоянной готовности к труду упорному и тяжелому. Не верьте, что стихи пишутся на одном дыхании вдохновения – нет  его, нет и стиха. На одном дыхании можно написать лишь вирши.
       Итак, господа наше путешествие в изумительном космосе поэзии продолжается.
Одной из главных составляющих в стихотворчестве является поэтический язык. Он наполнен своеобразной палитрой, таящей в себе экспрессию, эмоциональность, краткость, точность, ритмический подбор, максимальную смысловую насыщенность, легкость, своеобразное построение предложений, варьированье и укрощение слов. Без этого стихотворчество обретает статус рифмованной беллетристики, чем откровенно грешили и грешат подавляющее большинство известных стихотворцев. Великий М.В.Ломоносов оставил нам великолепные образцы стихосложения, стал родоначальником силлабо-тонического стиля, как наиболее гармоничного для величайшего в мире русского языка. В своих лучших стихах он показал, как нужно писать стихи и что они должны представлять собою. Как изумительно звучит в них русский язык, передавая всю глубину мыслей и чувств в них. Продолжателями ломоносовской школы были А.Грибоедов, А.Пушкин, Е.Баратынский, Ф.Тютчев, С.Есенин и другие. Язык – это  величайшее приобретенное достояние человека. Русский язык, благодаря грандиозной работе В.Даля по всей России, насчитывает в своем активе более 450000 слов! Таким богатством не обладает ни один народ земного шара. Известно, что пушкинский словарный запас составлял около 50000 слов. Библиотека Пушкина насчитывала около 14000 томом. Невзирая на блестящий ум, логику мышления, эрудицию он постоянно и много читал, чем аккумулировал и развивал знания и ум. Языковая палитра в стихах это тоже, что наряд женщины на рауте – чем он изящнее, легче, тем она неотразимее. У Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» Элочка обходится в общение 30-ю словами. Как ни прискорбно, но сегодняшние молодые люди, за редким исключением, имеют в своем словарном запасе от 100 до500 слов! Безусловно, эти люди ни дышать, ни жить поэзией не будут никогда, начисто лишив себя самого прекрасного жанра литературы. Язык – это  основа, посредством которой, стихотворец выражает мысли, чувства, знания и привносит их в сознание народов. Поэтому он обязан быть языковым виртуозом, постоянно совершенствующимся в нём. Изучайте и шлифуйте язык, господа стихотворцы, без устали и без меры, пока видят глаза и слышат уши. Без глубокого знания языка не будет высокого стиха!
       Теперь о мастерстве. Оно заключается в том, чтобы при минимальном количестве слов в стихах присутствовало как можно больше мыслей, чувств. Мастерство включает в себя выбор формы, слога в соответствие с выбранной темой. Нужно учиться находить и применять слова наиболее ёмкие, уместные, несущие именно тот смысл, который они заключают в себе. Необходимо избегать повторений слов – синонимов, так как они могут уродовать стих, разжижают мысль, мешают в подборе рифмы. Кстати раз уж задели рифмы: стихотворение должно строиться так, чтобы рифма венчала мысль благозвучием, а ни наоборот. Стихи пишущиеся под рифму – это  стихоплетство, заурядность которого настолько очевидна, что не вызывает сомнений в их никчемности.
       Стихи – наиболее быстро читаемый литературный материал, поэтому они должны быть понятны наибольшему числу читателей. Однажды Е.Баратынский заметил одной эпиграммой, что  «и ты поэт, и он поэт// но между вами разницу находят://твои стихи – в печать выходят,//его стихи выходят в свет». Из этого следует: если стихи идут в свет – в народ – значит они написаны хорошо и будут жить долго. В одном из лучших своих стихотворений А.Пушкин заметил об одном из качеств поэта: «…ты сам свой высший суд!// Всех строже оценить умеешь ты свой труд…». Вот вам господа еще один штрих к физиономии поэта: создаваемое им, должно находить высшую оценку им самим и если после этого стихотворение будет «выходить в свет», то он поэт и востребован. Творите  и совершенствуйтесь!
       К сожалению, многие люди, считая стихосложение делом простым, доступным, (безусловно заразительным и завлекательным) занимаются этим длительный период своей жизни, а то и всю жизнь, не понимая, что это не их стихия.  Не поняв сущности поэзии можно исписаться в схоластической писанине и на закате жизни понять трагическую ошибку, сопряженную с большими творческими мучениями и расходом энергетических ресурсов и чувств своих. А многие и умирали так и непонявшие, что занимались пустым делом. И не удивляйтесь, если когда-то услышите от кого – либо из известных людей подобное: «из всего, что я написал, мне не нравится ничего…»Это мужественное, откровенное признание умного человека. Графомания и метромания навесясь веригами на умные головы привели последние на свалку стихоплетства. Это страшный и безжалостный приговор в творчестве. У неудачников, как правило, узкий кругозор в социально -политическом плане; их стихи написаны на темы личные, мелкие, не значительные для общества, а посему, не имеют ценности  художественной. Не разобравшись, не постигнув субстанцию поэзии неудачник встает на путь обреченности. Это жизненно-личностный катаклизм. С.Есенин незадолго до своей кончины писал: «Какой скандал! Какой большой скандал// Я оказался в жалком проме -жутке…// Ведь я мог дать – не  то, что дал –// Что мне давалось ради шутки.» Это характерный пример величайшей самокритики выдающегося стихотворца, признанного журналистами России лучшим поэтом двадцатого века. С.Есенин был просто потрясен после возвращения на Родину из Америки теми переменами, что произошли в стране. Он понял, что всё написанное им трепетное, замечательное, кровью молодых чувств, осталось в прошлом и той замечательности уже не таят; нужно было перестраиваться, ориентироваться на свершения в стране, которые он увидел и оценил: он принял революцию уже душой. Однако это было не просто. Перестроиться с личной лирики на общественно – политическую очень трудно. Но он пробовал, и ряд произведений было написано неплохо, однако чувство того, что когда – то  он был первым (и это было совсем недавно!) и любимым, не покидало его повсюду, раздражало и мучило невыносимо. Кроме того в трудные, мятущиеся дни не оказалось рядом настоящего друга, опоры, для поддержки его душевного равновесия над той гибельной пропастью. В результате в роковой день, в известной гостинице, С.Есенин привел в исполнение собственный приговор над своей жизнью – повесился. Это был приговор творческого тупика.
       Еще одна личность К.Бальмонт старший современник С.Есенина, представитель символизма. Образованнейший стихотворец, знавший 16 иностранных языков, образчик метромании, он в свое время заявлял, что в 1900-х годах его произведения выйдут в объеме 90 томов! Яркая личность,он так и не понял трагизм своего положения в жизни, не поняв субстанции поэзии, всуе отдал стихосложению лучшие, максимально деятельные годы! Незадолго до Октябрьской революции, где-то в 1916 году, иммигрировал в Австралию безвозвратно. И таких примеров можно привести много. К сожалению, они будут всегда. Хотелось бы, чтобы их было меньше. Сколько умных людей принесли бы пользу для общества, будь они заняты на ином поприще в жизни? Итак, резюмируя в двух словах вышесказанное, можно заключить, что поэтами не рождаются, а становятся.
       Редкие личности в любом творчестве избегают подражания. Не стану даже останавливаться, их практически нет. Это закономерно и естественно. Другое дело, в какой степени и как долго присутствуют элементы подражания (своеобразного плагиата) в творчестве. Включая свои задатки: чувства, мироощущение, мировоззрение, глубокомыслие, ответственность, решительность, самокритичность, в творчестве стихотворец или уходит вперед, заявляя мощно о своей индивидуальности, необычайности (как Тютчев) и становится выдающимся творцом, либо в силу ограниченности каких – либо качеств так и остается подражателем. Можно быть гениальным подражателем, но не состояться как поэт. Выбирайте, господа: что лучше?
       Е.Баратынский как – то  эпиграммнул А.Мицкевича : «…Когда тебя Мицкевич униженный// Я застаю у байроновых ног// Я говорю: – поклонник униженный// Восстань и вспомни сам ты бог!» Я полагаю, нет нужды представлять А.Мицкевича, друга А.Пушкина. Кстати, сам А.Пушкин подражал Г.Байрону почти до 30-ти лет. В этой связи открываю, господа еще одну грандиозную тайну – суперклад ценнее клада Монте – Кристо: не подражайте длительное время одному поэту, если вы, конечно, вцепились зубами мертвой хваткой бультерьра в тело прекрасной поэзии и вкушаете её кровь. Так вот, старайтесь подражать пяти, десяти поэтам, но доходите в подражании до максимума мастерства. Тогда есть надежда, что вы найдете свое «Я» – свой  стиль, а это уже финишная прямая к пегасовой конюшне.
       К примеру: поэзия Тютчева как – то стоит особняком в мире. Это колосс, подражание которому требует гениальности и неимоверного труда. Стихи Тютчева – это образчики стихосложения: именно в таком виде законченности они должны выходить в свет из – под пера поэта. И здесь уместно напомнить, что Ф.И.Тютчев не был профессиональным поэтом. И посмотрите, что обнажает  история: М.В.Ломоносов,  А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев –  выдающиеся государственные деятели России в свое время –  не литераторы профессионалы! Однако состоят в ряду лучших поэтов России!  Ф.И.Тютчев был неравнодушен всегда ко всем знаковым переменам в России и в мире, обладая изумительным мироощущением природы, передавал стихами красоты её и душ человеческих с таким мастерством и замечательностью, что сам понимал, как бы глядя со стороны посторонним взглядом, насколько они значительны и неповторимы! И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и др. отмечали: «Не понимать, не чувствовать поэзию Ф.И.Тютчева – значит  не понимать и не чувствовать поэзию вообще…». Учитесь писать у Ф.И.Тютчева господа и пусть вам, Его Величество Случай, предоставит возможность оседлать Пегаса и стать Поэтом!
       Мироощущение играет не последнюю роль в стихотворчестве. Личные переживания, чувствование постоянно должны присутствовать в изложении тем. В стихах все должно быть отточено до совершенства, высших пределов и мысль, и чувства, и слог, и рифма. Мироощущение включает в себя сложную гамму чувственных восприятий человека от примитивных (тепло, холод -но и т.д.)до высоконравственных, общественно-политических. Стихотворец тем значительнее, чем шире его спектр мироощущений. Для него не составляет большого труда отзываться стихами на многообразие тем. И мир его стихов многообразный и замечательный во всех критических компонентах. Основой мироощущения является душа человека, с которой можно только родиться. Приобрести душу в течение жизни невозможно. Она или есть, или ее нет. Я имею ввиду, большую душу с высоким полетом и благородством. Уместно заметить, если большая душа отсутствует в человеке, то какими бы талантами он ни обладал, достигнуть высот истинных он не сможет никогда, на любом поприще. Так что, господа, берегите мироощущение и приумножайте его во всем, особенно, если вы посвятили себя поэзии, или музыке…
         И наконец, хотелось бы обратить ваше внимание на независимость личности поэта, на среду его существования: зависимость вассальная- отсутствие статуса демократии в государстве. Материальная независимость лишает поэта унизительного положения в изыскание средств существования, не отвлекает от дум, не путает мысли, не мешает качественной работе, не вынуждает к сочинительству против воли. Зависимость вассальная, как конъюнктурная, в угоду власти предержащим, вождям создает унизительную среду существования поэту, предполагает сытую жизнь в обмен на воскурение фимиама одиозным народам личностям. Эта духовная проституция, приводящая к печальному итогу – духовной деградации, ибо мастерство стихосложения продается, как тело женщины на панели.
       Отсутствие демократии чревато всяческими гонениями на поэта, на его убеждения, на распространение его произведений, вплоть до его физического устранения. При обратном можно сказать, что поэт способен и обязан состояться. Избранная тема высекается и шлифуется до той степени законченности, когда из произведения нельзя уже что- то убрать, или внести для его улучшения. Это настоящий стихотворный алмаз! И если вы стали его творцом, поверьте, будете уже не вправе создавать что-либо худшее. По закону самосовершенствования вы не сможете работать и не создавать бриллианты, вы будете обязаны их творить!
       Можно возразить, что из сказанного выше существование поэта просто невозможно: человек не может обладать всеми перечисленными качествами. И, тем не менее, я убежден, что это возможно. Просто мы настолько обленились, изнежились, что воспитание в себе волевых и нравственных качеств кажется нам чем – то  фантастическим, запредельным. Сегодня наше общество больное в духовной, нравственной и физической областях. В сущности, мы живем в деградирующем обществе где человеческие ценности и достижения шельмуются, опошляются и преподносятся, как нечто не нужное, никчемное и отжившее. Общество не способное, не занятое созиданием, созданием чего – то  замечательного обречено на прозябание и культивирование вандализма и варварства.
       Для чего человек является в мир? Вопрос извечный, риторический, безответный. Кто ищет однозначный ответ – обречен  на неудачу, но лучше всего на него должен отвечать поэт: он, как барометр поступательного развития и существования общественных отношений, обязан быть предвосхитителем грядущего и мобилизовать общественное мнение на преодоление настоящих трудностей  своим творчеством. Желаем мы или нет, но входим в этот мир и пребываем определенное время нахлебниками в обществе: детство, обучение. Мы как бы одалживаемся у общества, чтобы в будущем, заменив старых, умерших его членов приумножать его блага во имя хорошей, достойной жизни. И вот здесь закономерно встает вопрос а какими, равноценными ли  (кого мы заменяем) качествами мы обладаем, становясь членами общества полноправными? Поэтому молодые люди обязаны хорошо узнать свой организм т.е. свои физические и интеллектуальные кондиции к этому жизненному моменту. Желательно определиться в том амплуа, где их способности быстрее и качественно в определенной концентрации начнут приносить ощутимую пользу обществу. Не будет этого значит перекос будет выглядеть так: общество будет обречено на проедание тех благ, которые создали предшественники. Люди должны воспитываться с мыслью, что служение обществу (Отчизне) – высшее  благо в этой жизни. И задача поэта такова, чтобы выявлять все нездоровое и своим творчеством призывать на борьбу с ним, на его изжитие из жизни. Другими словами поэт должен быть постоянным борцом за здоровое, процветающее общество, за торжество справедливости в нём.

       ТАКОВ КРЕСТ ПОЭТА ИНОГО ЕМУ НЕ ДАНО!

       Желаю всем удачи Господа!
      

       1999 г.


Рецензии
По вашему совету переписал. Да и многое чего в жизни переписал, когда о ксероксах никто ничего и не знал. Вся информация полезна. Ничего нового для меня здесь нет, кроме того, что нужно профессионально заниматься поэзией. А кто они профессионалы кроме состоявшихся? Уберите подпись Есенина под приведенным Вашим четверостишием и вбросьте на любой форум,- все пройдут мимо. Все мы, любители, желаем крутиться и крутить только вокруг нашего, мало вникая в чужую поэзию.
Что такое профессионализм в данной теме? Это иметь где-то ренту и жить ради поэзии. Ходить босиком, как Волошин в Коктебель из Феодосии по горам, прибавлять словари и книги в свою библиотеку, делая собственными руками все новые полки для книг.
У кого сейчас есть такие возможности? Квартплата, техосмотр, лицензии, разрешения, счетчики, налоги..., экология...
В быту погрязла вся нынешняя поэзия. Ладно хоть так народ что-то ваяет.
Нового ничего нет, мы только и переставляем слова местами, подбирая рифму. Еще проще с песнями. Дайте мне четыре слова и клановский пиар, и "песня" прольется на равнодушие граждан своей страны, зомбируя тем же.
Выход? Если поэтический,- сотню своих сборников просто раздать друзьям, родным и знакомым. Никто за 300-600 рублей даже к полке, где стоит ваш "труд" и близко не подойдет.
Если гражданский, то извольте читать историю, знать ее, отстаивать и бороться за нее с мразью, и использовать свое последнее право, сунув бюллетень в урну и правильно воспитуя собственных детей.

Виктор Курланов   13.01.2011 19:55     Заявить о нарушении
Ты чем - то раздражён,или в депрессии...Да человеческие отношения в обществе ныне не лучшие.Быть профессионалом - далеко не значит быть ПОЭТОМ...По моему ты бегло просмотрел мою работу,отыскивая в ней нечто согласное с твоими убеждениями в этом вопросе.А смысл работы в продолжении изречения Л.Н.Тостого:"...если вы можете не писать - не пишите"...Ради поэзии жить глупо,если нет дара,а если он есть значит можешь ЕЮ жить:обречь себя на каторжный труд и "кровью чувств ласкать чужие души"...Мне жаль, что моя работа тебя разочаровала или навеяла уныние.Если творчество тебя раздражает брось.У меня был 15-ти летний перерыв,и думал с литературой "АУ".Но с неимоверными усилиями восстановился.И не жалею,хотя силы и чувства уже не те,что в 30 лет... Будь здоров и побольше оптимизма.Тебе нужно отдохнуть душой...

Александр Суворов   13.01.2011 23:30   Заявить о нарушении
Ну как всегда:ты прочитал ОКОНЧАНИЕ.а где Начало потерял?

Александр Суворов   13.01.2011 23:36   Заявить о нарушении
Я просто хотел написать известное изречение: "Все имеют голос, но поют самые смелые".
Профессионализм я имею в виду поэтический, о чем здесь и говорим.
В своем возрасте я уже имею право жить своим умом, не навязывая, к примеру, глубину восточной философии, чем давно занимаюсь.
Не знаю как Вы, а я давно пришел к выводу о диалогах на простом и понятном языке. Вы же не обращаетесь нынче к сотруднице:"Сударыня, не соблагоизволите ли искушать вина из кубка?". Вы рифмуете или стараетесь рифмовать известный набор в 2-3000 слов. А как распоряжаться этими словами Вам подсказывает образование, генеалогия, воспитание...
И это еще не догма. Проходит время и в сознании все меняется,- от холодного дула у виска до дензнаков в шапку гармониста или нищего.
И это еще не все. Есть барьер назидания..., когда ты спас не одну жизнь, когда воспитываешь несколько детей, когда ты без оглядки бросался на егозу за народ, а не только за свою шкуру, когда ты первым откликаешься на нужду своего вахтера или сторожа, когда ты затаскиваешь и прешь в больницу на своем авто умирающего, когда никто из соседей не может тебя упрекнуть в чистоплюйстве, когда ты своими руками делаешь весь бытовой ремонт, когда ты бросаешься в толпу ублюдков и выдергиваешь девчонку, когда ты... линейку можно продолжить самому.
Ладно, все это лирика. Давайте лучше учить других гражданской позиции и мужеству. Я на это истратил всю жизнь.
Жму руку Александр.

Виктор Курланов   14.01.2011 00:31   Заявить о нарушении
"Не каждому дано петь...",хоть есть и голос, и слух. А настаничество дело неблагодарное,так что я воздержусь.

Александр Суворов   14.01.2011 01:05   Заявить о нарушении
Александр,а я где-то согласен с мнением Виктора Курланова:если тебе, как человеку, не безразличны проблемы, боль и прочие вопросы чужих совершенно тебе людей,когда в тебе живёт сострадание к четвероногим братьям нашим меньшим и к окружающим,когда ты сам небезразличен к хамству,цинизму и прочим порокам,да плюс ещё интеллигентен и образован поэзия твоя понравится читателю.Не все станут классиками,но их прочтут и,возможно кто-то сделает для себя определённые выводы.
А ещё,прочитав вашу статью,скажу,что очень прискорбно,что за время общеобразовательных реформ после развала СССР многие ученики школ,да и пожалуй и ВУЗов не знают фамилий Вяземского,Баратынского,Дельвига,Державина и многих других.Ваша статья,возможно,после прочтения многими заставит их обратиться к истокам русской поэзии и культуры.Что и ценно в наше противоречивое время.С уважением.

Анатолий Остапишин   05.10.2016 11:23   Заявить о нарушении
Анатолий,будем надеяться, что издержкам образования в годы безобразий в отечестве будет дана объективная оценка и оно вернётся на тот уровень, который присущ русскому человеку.Тогда, а на мой взгляд в обозримом будущем, молодёжь поймёт как служить отечеству и будет следовать этому.

Александр Суворов   05.10.2016 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.