пасха - это праздник выбора судьбы
Как раз то время, когда смущались люди Израиля, не знали, как вырваться из плена опутавшей паутины римского захвата.
Это было около 2000 лет назад, после Иисуса Христа, хотя рассказ мой о другом.
Смущались люди Израиля, не знали выхода из охвативших клещей, не понимали, как жить, захваченные Римской благодатью:
живи свободно, но не бунтуй,
зарабатывай на семью, где хочешь, но отдавай половинный налог для пропитания римских солдат, а лучше всего бросай свои оливы и иди строить римские дороги за твердые римские деньги.
А потом дорога заканчивается у моря, и рабочие идут по ней назад домой, в деревню, в Галилею, другой работы евреям у римлян нету.
Дома в это время земельный дунам (гектар) сдан в аренду другому бедняку, а за тем стоит в очереди следующий безработный родственник.
Отцу - строителю работы в своей деревне уже не найти...
И отправляется он с товарищами на вольные заработки.
Кто - на знакомую дорогу, камни которой политы его потом-подкарауливать за поворотом плохо охраняемый караван, (не укради-сказано, но и чти отца твоего и мать твою, с голода сохнущих — сказано тоже...),
кто - просить подаяния хлебцем и рыбкой,
кто-то просто грабить близких и дальних соседей,
а некоторые - врачевать отчаявшихся заговорами да гипнозами - ты сыт, мол, крошкой хлебушка на всю семью и пьян вместо вина стаканом озёрной водички...
(ведь мы говорим о временах начала первого века нашей эры, когда появились в малой стране тысячи разбойников и сотни мессий.)
И разбойников,и мессий периодически,а то и профилактически римские солдаты прибивали руками и ногами к кедровым крестам и оставляли сушиться на солнышке в назидание другим евреям -а вот не пожелай дома ближнего твоего, ни раба его, ни его осла и не сотвори себе кумира. (так понимали люди Торы, римляне же говорили- верь во что хочешь, только плати подати во процветание Цезаря.)
Эра началась с захвата Римом Израиля и родила обман. Обман родил террор.
В это время в Верхней Галилее один из еврейских книжников был довольно уважаем в своём городке, а может, в своём квартале.
Читал он Книгу, учил её мудрость,
Бог дал ему сына - читал вместе с сыном.
Домишко в городке был мал, один сын, остальные девочки, работы нет, решил еврей спасаться чтением Книги.
Чтобы не мешали голодные домашние,нашёл в северной стороне себе пещерку, под горой Мерон,самой высокой в его родной Галилее,
расширил- углубил пещерку вместе с сыном, и каждое утро уходили они вдвоём туда читать Книгу, молиться и писать квадратными закорючками свою книгу о Книге.
А к ночи они возвращались домой с какой - нибудь едой для своих женщин.
Еду не просили отец и сын.
Дорога их к молельной пещере проходила через городок, базар, площадь...
Разговаривали евреи о том, что будет дальше и спрашивали у цадика-праведника, который проводил дни в молитвах, спрашивали так:
-Ой, ну сколько же можно терпеть эту римскую власть?
-Евреи, - говорил цадик, успокойтесь, разве вы не видите, что римляне принесли вам только хорошее?
Раньше у вас не было порядка - теперь у вас есть порядок.
Раньше вы могли рассуждать о власти, как хотели - теперь вас слушают на каждом углу и поправляют плетьми, чтоб вы не ошибались...
Раньше у вас не было мощёных дорог к морю, и вы своё оливковое масло, вино и пшеницу продавали свободным купцам где хотели и как хотели.
Зато теперь есть у вас дороги, теперь вы можете СВОБОДНО ездить к морю ТОЛЬКО по ним, и ТОЛЬКО там продавать ваш товар, и ТОЛЬКО римским купцам , и ТОЛЬКО заплатив римской власти налог на дорогу и на продажу.
...И СВОБОДНО возвратиться домой по той же дороге, заплатив совсем небольшой налог за проезд на осле к своей деревне...
Зато какая же честь для вас -жить и работать во славу Великого Цезаря!...
А в то время, как вы строите дороги или ездите по ним с товарами, жёны ваши в безопасности, солдаты- римляне ничуть не хуже вас охраняют ваши семьи, а иногда и лучше,чем вы сами - послушайте, что рассказывают женщины у источника... беременеют они без мужей от духа святого (вспомните историю Мириам- назареянки)...
Так что же вы плачете,евреи?...
Вооот
По дороге книжника ещё просили как праведного судью распутать споры и ссоры, давали за это немного еды...
Так он и жил в то трудное время...
Донесли, конечно, наместнику в Иерусалим про слишком умного еврея, смущающего и без того запутавшиеся головы мужчин, которые не могли найти пропитание себе и семьям...
Донесли римскому наместнику в Иудее, а может быть, донесли и прямо прокуратору, тому, кто назначал наказания.
И приговорил прокуратор далёкого галилейского смутьяна к наказанию.
А какое наказание у римского прокуратора?- только сушка еврея на кресте из ливанского кедра...
И направил прокуратор отряд палачей в верхнюю Галилею...
Убийцы идут - молва бежит...
Прибежали соседи к приговорённому еврею - прямо в пещеру на склоне горы: -беги, спасайся, ещё успеешь, пока они обойдут все кабаки по дороге!!!
Спасибо, соседи, не мешайте - видите, занят я - читаю Книгу,пишу свою книгу о Книге.
Послушай, еврей, даже не ради себя, убеги хотя бы, чтобы спасти от смерти своего сына - он-то ни перед кем не виноват...
-Оставьте нас, евреи, я ни за что не соглашусь, чтобы сын мой любимый жил в бегах и прятался от людей, как волк. -Уйдите, соседи, не мешайте нам читать в Книге и писать нашу книгу о Книге...
Очень старались люди спасти жизнь праведника, убеждали и умоляли его, пока не подошли солдаты прокуратора...
И свершился приговор над евреем и его сыном.
Казнили их прямо рядом с молитвенной пещерой.
...Итгадель вэ иткадешь шмей раба - это означает : возвеличься и воссвятись в великих небесах - первые строки поминальной молитвы.
Эту молитву произносят каждый год в день смерти еврея на месте захоронения, над могильным камнем в присутствии родных и друзей.
Считается по традиции необходимым миньян - присутствие десятка евреев - мужчин.
Не про нас будь сказано - миньян надо собирать. По жизни бывает так:
В самый день похорон так и так подтянется десяток своих, на годовщину семья пригласит знакомых - они придут на кладбище...
Вторая годовщина, третья, дальше пойдёт с натугой, да ладно, чего скрывать - частенько приглашаем за деньги шатающихся по кладбищу профессиональных "миньянщиков"- дело обычное ...
А к тому еврею, который умер около 1900 лет назад в верхней Галилее, на годовщину казни каждый год собираются десятки тысяч людей ...
Приезжают семьями под гору Мерон, привозят малых детей и постарше- творят им там бар- мицву, еврейский обряд, что называется у христиан конфирмацией, всю ночь эту напролёт жгут там костры и славят Бога, избирающего из нашей среды праведников.
День казни этого еврея превратился в день радости народа Книги.
Шимон Бар- Юхай из Цфата, который выкопал в подножьи горы Мерон маленькую молельную пещеру, и написал там свою книгу о Книге под названием «Зоар». С этой книги началась Кабала, и эта же книга до сего дня- главная Кабалы книга.
Шимон Бар- Юхай памятен людям так же, как и его современник из Назарета, каждый из них в своём масштабе, конечно.
Может быть, не случайно вспомнился сегодня Шимон Бар - Юхай.
Именно сегодня, в день окончания еврейской и начала христианской пасхи?
Не случайно.
Этих двух сынов человеческих объединяет сила сознательного выбора.
Выбора между жизнью и верой.
Амен.
Свидетельство о публикации №108042900111
Одно желание: чтобы почитало побольше
народа, посвятились - просветились-просветлились.
Вы молодчага! Уже соскучилась по Вашему В-о-о-т!
С уважением и теплом, лора.
Лора Нукрат 01.05.2008 15:16 Заявить о нарушении