Мышление антимонополиста

Случается, увлекшись разработкой какого-либо абстрактного понятия, очередной мыслитель порой не замечает того, что начинает наращивать вес и значимость разрабатываемого понятия в ущерб другим, не менее значимым для человечества абстрактным понятиям. Пожалуй, этого не избегает никто из мыслящих умов. Это естественно и понятно. Но в то же время имеет смысл отметить, что понимание монопольных рисков, связанных с чрезмерной эксплуатацией какого-либо понятия, должно предостеречь духовных искателей от соблазна принизить онтологическую ценность других понятий. Для более уравновешенного, постепенного и спокойного духовного роста необходима профилактическая и регулятивная духовная политика, аналогично политике антимонопольных учреждений в государственных структурах.

Нет смысла спорить, какое из понятий онтологичнее, суть в том, чтобы их использовать по назначению. Как лекарство против недуга. Духовная болезнь вещь глубоко индивидуальная, которая стандартными средствами лечится только до определенной степени. Универсальные пилюли «понятий» могут лишь создать более благоприятную духовную атмосферу, «снизить» температуру мышления, улучшить «самочувствие». Но окончательное выздоровление приходит только в случае квалифицированной «медицинской» помощи. И тут можно порекомендовать великие религиозные традиции в качестве «клиник широкого профиля». Но, заметьте, каждая традиция исторически и, я даже сказал бы, метаисторически, преимущественно преуспела в достаточно строго определенной «медицинской» специализации. Всезнанием и всеведением ни одна из традиций не обладает.

Сказал последнее, и чувствую, нужно еще мысль присовокупить. Истинным мусульманином может стать только истинный буддист. Подлинным христианином может быть только подлинный кришнаит. Настоящим буддистом способен ощущать себя только настоящий мусульманин (христианин, кришнаит и т.д.). Таково мое глубокое убеждение. С этой позиции ни один из адептов религиозных традиций никогда полностью еще не приближался к стопроцентному идеалу религиозного подвижника. Отсюда следует очень простой призыв: не абсолютизируйте понятия и традиции без особой на то надобности.

Учитесь мыслить в спокойном русле, без горячечного блеска в глазах.


Рецензии