Дипломная работа в ИЖЛТ - II
Однажды приняв, Никита не пыталась уже понять, почему ей досталось такое имя. Ее звали так всегда, настолько всегда, что она не могла даже вспомнить, как это началось.
Не помнила она и того, чтобы учили ее разговаривать. Читать – да, писать – тоже учили. Плыть десять километров вольным стилем, переходя на второе дыхание и легкость в теле – учил тренер по плаванию. А рассказывать стихи на детском утреннике, громко и с выражением, она научилась сама. Еще она научилась рисовать, кататься на коньках, и лазать по пожарной лестнице на крышу пятиэтажного дома.
Она любила сидеть на крыше, спрятавшись за кирпичной трубой, из которой струились неизменные запахи коммунальных кухонь. Крыша, по-крытая битумными слоями, была черной и пустой. Еще она была мягкой - от солнечных лучей, и от нее в воздух поднимались какие-то испарения, превращая пространство вокруг Никиты во что-то зыбкое, необычное. "Как в подводном царстве", - решила однажды Никита.
Она могла часами сидеть на теплом битуме и смотреть в одну точку. Какую-то точку в пространстве или на небе… или где-то между простран-ством и небом была эта точка.
Иногда Никита подходила к самому краю с низким металлическим ограждением и смотрела вниз, на землю, или на окно своей комнаты, которое казалось – совсем близко, но из окна всё выглядело, почему-то, иначе. И еще, смотреть из окна было не страшно.
А однажды Никита неожиданно для себя начала читать свое любимое стихотворение Пушкина… "К морю". Она не понимала, о чем это стихотворение, и отчего почил Наполеон, и почему – на острове… просто это было любимое её стихотворение. И звуки его строк уводили Никиту куда-то далеко-далеко, к ее любимому Черному морю.
Там, во время шторма и бури, когда нельзя было купаться, Никита нашла пустынное место на крутом обрыве, где можно было спрятаться. Место просматривалось только со стороны заброшенного лагерного склада, куда давно никто не заходил, и Никита не опасалась быть замеченной.
Чуть ниже по обрыву цвел куст удивительно ярких тигровых лилий. Они выпирали оранжевой кляксой на фоне бушующей природы, превратившей все вокруг в серую гущу, кроме моря. Огромные темно-зеленые волны, казалось, вот-вот вырвутся из могучих объятий своего разбушевавшегося родителя и накинутся на Никиту. Так близко обрушивались они вниз перед обрывом.
Никита могла бы сползти по обрыву за лилиями и вскарабкаться потом обратно. Но всё, что она видела и слышала вокруг, являло миру такую нерукотворную гармонию, которую можно было осмелиться - лишь созерцать. Она сидела на обрыве, привычно обхватив руками прижатые к груди коленки, и чувствовала, как превращается в маленькую частичку рассвирепевшей стихии.
И совершенно неожиданное умиротворение испытала Никита в этом действе природы. Как будто она, природа, говорила с Никитой на множестве языков одновременно. Но самое удивительное, что в этой какофонии звуков, Никита успевала понять каждое слово, обращенное к ней, и каким-то невозможным образом ей удавалось на каждое слово ответить. Так просто и понятно текла беседа. Отчего же люди не слышат её?
Ответ на этот вопрос был столь ужасающим для маленькой девочки, что она вырвалась из гипнотического оцепенения и побежала в лагерь. Она неслась по мокрым асфальтовым дорожкам под хлынувшим из низких черных туч потоком воды. Ей очень хотелось попасть обратно… к людям. Она думала, как расскажет им о кусте оранжевых цветов на своем обрыве, и какими словами передаст им то, о чем только что узнала сама.
Мохнатая бесформенная туча потянулась к Никите и прошептала на ухо тихо и заботливо, как бабушка, одно единственное слово – "молчи". Долгим и спокойным показалось Никите это слово. "Почему?", - вырвалось у Никиты громко… Но туча уже куда-то исчезла. Только молния сверкнула за старым складом, и раздался раскат далекого грома.
"Так ведь сорвут", - вдруг поняла Никита. "Сорвут тигровые лилии и поставят в банку на подоконнике".
От осознания этого Никита чуть не расплакалась. "Молчи!" – гудело у нее в голове долгое и тихое напутствие, обрекающее на одиночество.
Никита спустилась с крыши через чердак среднего подъезда. Поднялся сильный ветер, и спускаться по пожарной лестнице было страшновато. Да и прежде для Никиты существовала разница между подъемом и спуском. Почему-то карабкаться вверх ей давалось намного проще, чем проделать путь в обратную сторону.
Она вернулась домой. Маленькая комната в коммуналке, где они с мамой жили, была перегорожена шкафом на две части. За шкафом стояла раскладушка Никиты. Мама спала на тахте в первой половине комнаты. Шкаф предназначался для посуды, но в нем размещались две небольших библиотеки, сверху – мамина, а ниже – Никитина. С левой стороны шкаф имел дверцу – длинную, полированную – с маленькой черной пластмассо-вой ручкой. За дверцей на полочках было аккуратно сложено постельное белье, которое они с мамой стирали в местной прачечной, а потом гладили тяжелыми утюгами на огромных столах. Никита любила ходить с мамой в прачечную.
Но сегодня - то ли очередная командировка, то ли - туристическая поездка, Никита уже не помнила. Мамы просто не было дома.
Никита достала колоду карт из-под стопки пододеяльников, которые всегда лежали в шкафу на средней полке. Она ни разу не видела, чтобы мать брала оттуда карты, но колода была старая и разбухшая, как будто ее не выпускали из рук, непрерывно перемешивая.
Карты были необычные. Никита никогда раньше не видела таких карт. Все валеты, короли и дамы были похожи на русалок. Их лица напоминали живые портреты, а волос их был зеленым - из водорослей. Как будто это были карты из подводного царства. Трефовый король держал в руке трезубец, как у Нептуна.
За всю свою жизнь Никита не встречала более таких карт.
Она взяла колоду и перемешала ее автоматически, как научила бабушка когда-то в детстве, когда наступала очередь Никиты "сдавать в дурака". Других карточных игр Никита не знала.
Она вытащила из колоды три карты и разложила их перед собой на маминой тахте. Стола в комнате не было, стульев тоже. Никита сидела на полу возле тахты, удивленно вытаращив глаза на карты. На какой-то миг ей показалось, что карты ожили… ну, не совсем, а как будто стали похожи на портреты знакомых ей людей. И на мгновение Никите стало абсолютно ясно, что сегодня ночью должна вернуться мама.
Обычно, когда Никита оставалась одна, она спала на маминой тахте. Никита боялась темноты, а мать ругала ее за трусость и за то, что она спит, не выключая света. Тахта находилась рядом с выключателем, и Никита постепенно училась перебарывать страх темноты и одиночества.
Перед сном она долго читала, пока не начинала чувствовать, что вот-вот уснет. Тогда из последних сил она поднималась, дотягивалась до выключателя с края тахты и ныряла с головой под одеяло. Так было безопасней, почему-то.
Утром она злилась на свои ночные страхи, запиралась в темной кла-довке или забиралась под тахту… но страха не было. Он появлялся только ночью и только, когда мамы не было дома.
Но сегодня ночью мама должна приехать. Так сказали карты. Никита даже не сомневалась в своем гадании. Она загадывала всегда и на всем с тех пор, как себя помнила.
Встанет иногда у столба, ведущего вдоль дороги электричество, загадает желание и идет до перекрестка. А сама считает столбы, исполнится желание или нет: "Да-нет, да-нет, да-нет…"
Или буквы на плакате "Наше будущее – коммунизм" тоже считала, загадывая, например, любит ее мама или нет.
Никита перемешала карты вновь и загадала, что ее мама будет трефовой дамой. Она сдвинула колоду и начала снимать по одной, считая по привычке – да, нет, да, нет. Снова получилось – да.
Мама приехала ночью. Злая и усталая, она едва улыбнулась Никите, достала кулек своих любимых конфет "Летка-Енька", которые всегда привозила из Таллинна, и рухнула спать, даже не приняв душ.
Никита осторожно развернула шелестящий фантик и отправила в рот кусочек нежнейшего мармелада, покрытого шоколадной корочкой. Этот вкус всегда напоминал ей о маме. Мать привозила конфеты ото всюду, где только не бывала. Они всегда лежали в большой хрустальной вазе, которая стояла на комоде с зеркалом, а еще – в кладовке, на полке под потолком – в огромном целлофановом мешке.
Мать любила угощать конфетами соседских детей и никогда не запрещала Никите делать то же самое… в отличие от остальных родителей.
За это остальные родители всегда ставили на стол Никиты на общей кухне вкусные сдобные пирожки, которые пеклись непрерывно. Или хворост в сахарной пудре, который Никита обожала и ела очень медленно, чтобы растянуть удовольствие, пока он тает во рту, превращаясь в сладкое ничто.
И еще её кормили вкусным кавказским борщом, который мать не умела и никогда не готовила.
Зато, когда мать готовила свои прибалтийские супы и бульоны, кото-рые Никита никак не могла научиться есть, за исключением разве что супа с фрикадельками, соседскую детвору невозможно было выгнать из кухни. Они, как птенцы раскрывали рты и втягивали запахи маминых супов, не умея скрывать своего вожделения. Так они и крутились под ногами, пока не получали каждый по небольшой порции "змеиного супчика". Так мама называла свою стряпню.
Никита достала из-под подушки "волшебные" карты и снова загадала – привезла ли мама ей какой-нибудь подарок? Она знала, конечно, что мать никогда не возвращалась без подарков, но сегодня Никита хотела подтверждения… от карт. Она как будто хотела проверить их. Снова выпало – да.
С того дня Никита уже не расставалась с колодой, которую воспринимала не иначе, как волшебство, доставшееся ей из подводного мира. И еще она испытывала тайный трепет, когда встречала тигровые лилии. Ей казалось, что это хороший знак, и она загадывала желание, которое непременно должно было исполнится.
Единственное желание, которое в её жизни так и не исполнилось – это свой собственный велосипед. Всю жизнь она гоняла по проезжей части на великах, как их называла мать, взятых в прокате. Но за плохое поведение мать всегда отвозила велосипед обратно.
Что такое - плохое поведение, Никита так и не научилась отличать. Но следующий "велик" мог появиться очень даже не скоро, после того, как поведение Никиты непонятным ей образом, становилось хорошим.
А мать снова и снова уезжала, изредка появляясь дома и, то отвозя велосипеды в прокатный пункт, то возвращая их обратно.
У Никиты часто бывали друзья, мать не запрещала. В других семьях это было не принято. Да и многое из того, что было принято в семье Никиты – тоже.
Однажды Никита созналась соседской девочке, что умеет гадать на картах. У нее как-то сразу появились подруги и стали часто просить Никиту погадать им на то или другое желание. Никита не отказывалась. Она научилась раскладывать множество пасьянсов, и девочки часами проводили время за этим занятием.
Постепенно Никита начала различать значения карт и ее гадания начали приобретать форму вполне стройного рассказа.
Подруги задавали ей различные вопросы, а Никита старалась ответить на них, по долгу вглядываясь в карты. Так она научилась говорить с людьми. Ей казалось, что это карты подсказывали ей, что отве-чать на том языке, на котором люди смогли бы понять ее… Но может быть, это просто людям захотелось, наконец, понять Никиту?
Причиной в любом случае оставались – карты.
Так считала Никита, приняв однажды как аксиому способность карт говорить. Так же когда-то приняла она аксиому несуществующей точки. Просто – на веру.
В странной реальности, совсем не похожей на жизнь окружающих ее людей, карты для Никиты оказались путеводными флажками, по которым она ориентировалась в пространстве и времени.
Так, по флажкам и звездочкам из подводного царства, добралась однажды Никита до тихого подвала на набережной правого берега Дона, где впервые увидела своего Учителя, барда, акына, шамана. Никита не знала, как правильнее его называть и называла просто – Геннадий.
Геннадий привел ее в "школу жизни", и объяснил, что в этой школе каникул не бывает. Никита снова замолчала. Но теперь она хотя бы понимала, о чем говорят другие.
На травянистых донских курганах, расположенных в заповедных землях среди раскопок древнего греческого города, Никита научилась собирать шалфей и ромашку и заваривать чай на костре.
Поэтические вечера и неизменные Пушкинские праздники в День Рождения великого поэта всегда сопровождались красочным представлением, которое начиналось экскурсией по музею-заповеднику "Танаис", а заканчивалось на кургане и в керамических мастерских, где можно было переодеться в древний наряд и попробовать что-то слепить из глины.
"Здесь, под античным небом Танаиса" - написал однажды Виталий Калашников, вдохновленный, возможно, случайным движением воздуха, пропитанного древностью. Здесь же - Никита научилась вдыхать любовь из земли и собирать губами утреннюю росу после бессонной ночи. Она научилась слышать тишину, видеть прошлое и будущее и различать добро и зло.
Ее прозвали колдуньей и поговаривали, что она приворожила Учителя. Геннадий смеялся и помогал Никите играть эту роль. Они пели вместе его песни и разговаривали долгими ночами долгие годы в каменной башне, которую он сам построил по эскизам археологов. Иногда они забывали или просто не замечали, что происходит вокруг.
Приторный запах цветущей белены, смешанный с ароматом ландышей просачивался в щель неплотно затворенного окошка, возвещая о приближении утра и дурманя головы, и без того щедро напитанные портвейном.
Весть о новоявленной колдунье быстро разнеслась по маленькому городку, и жизнь Никиты постепенно превратилась в череду людей, идущих за помощью… или советом.
Никита удивлялась, но отказать не могла. Ей и самой было невероятно интересно понять, как это происходит и почему у нее это получается. Погадать… Люди шли погадать… Какое странное слово.
Сотни судеб проносились мимо нее, открываясь в большей или мень-шей своей полноте. Рождения, смерти, свадьбы, печали и радости - чужих ей людей, обрели в ощущениях Никиты какую-то необъяснимую покуда важность и ценность.
Каждый приносил ей, с банкой варенья или маринованных огурцов, частичку нового знания, повод для размышлений, силу и выносливость - для пути, по которому она уже шла, и с которого никогда уже не сможет свернуть. Но тогда еще Никита об этом не знала.
Реальность, в которой пребывала Никита, и которая и так состояла всего лишь из множества несуществующих точек, неведомым для Никиты образом превратилась в карточную мистерию ее жизни.
Свидетельство о публикации №108040900486