Возникновение и развитие высшей школы в России

Контрольная работа по истории педагогики. Тема «Народная педагогика – исток педагогической науки: Возникновение и развитие высшей школы в России».


       Историю российского образования условно можно разделить на три этапа:
до татаро-монгольский период;
Петровское время;
пришествие к власти большевиков.
       Последствие крещения Руси в 988 году повело за собой определение образования и воспитания в России. Языком богословия становится славянский, что делает образование более доступным. Основное воспитание остаётся семейным и попутно начинают появляться частные платные школы. Обучение идёт на книжной основе, переводятся греческие и византийские произы. Появляются Мастера Грамоты, которые существуют вплоть до середины 18 века, это представители низшего духовного сословия, обучающие детей на дому. Обучение имело религиозный характер и из-за сложности славянского алфавита длилось до 5 лет. Памятником того времени считаются «Поучения Владимира Мономаха» (1096 года). Акцент обучения шёл на почитание старших и соблюдение христианских заповедей.
 Затем, в 14 веке, Русь, освободившись от татаро-монгольского ига, нанёсшего культуре страны и всему остальному значительный урон, возрождается, а центром образования становятся монастыри, где размещаются самые обширные библиотеки.
       Монастырское воспитание было комплексного характера: трудовое, культурное и нравственное. Обучение было книжным, здесь же можно было получить и повышенное образование. Элитным и самым образованным считался класс духовенства. Образование получали лишь обеспеченные люди. Но начальной школы как таковой не существовало.
       В 15-16 веках на территориях теперешних Украины и Белоруссии появляются «братские школы», где обязательной становится такая функция, как знать в лицо родаков всех учеников. В 1632 году на основе таких школ создаются коллегии, которые можно было уже приравнивать к высшей школе. В 60х годах 17 века Симеон Полоцкий открывает школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии в Спасском монастыре в Москве. И она становится школой гос/типа. В 1687 году открывается первое высшее учебное заведение «Славяно-греко-латинская академия», где 1 курс идёт как подготовительный, а 2й – как греческое книжное писание. Создаются учебники на основе учебников европейских универов. Основная форма обучения – лекции и диспуты, устраивавшиеся два раза в год, были публичными и имели вид экзамена.
       В 17 веке, после раскола церкви, возникают споры о путях развития образования: либо исконно русское и религиозное образование; либо с изучением мёртвых языков, ориентированное, как и раньше, на Византию и Грецию. В 17-18 веках методика преподавания определилась «Домостроем» - своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества. Исследователи считают, что «Домострой» возник в среде новгородского купечества и дворянства. Одна из его обработок принадлежит протопопу Сильвестру, приближённому Ивана IV. (Если бы в своё время выбрали мусульманство, вряд ли бы в последствии всё было ТАК заторможено в развитии!)
       Затем, Пётр I, с приходом к власти, попытался (помимо всего прочего) поставить на ноги школу и науку, с основным уклоном на служение нуждам армии, флоту, промышленности, торговли и гос/управления. В самом начале 18 века открывается школа математических и навигационных наук. Затем открываются инженерные, артиллерийские, горные школы и др. вводят суровые дисциплинарные меры, что по мнению Петра должно было обеспечить успешность обучения. (Всё-таки, что бы там не говорили, но ПП был конкретным козлом!)
       С начала 18 по первую половину 19 веков российская система учебно-воспитательных учреждений начинает развиваться как сословная. Для дворян открываются шляхетские корпуса: шляхетский инженерный корпус, Морской, Артиллерийский… дочери дворян (наконец-то!) смогли получать образование в частных пансионатах и институтах благородных девиц. Правительство оказывало финансовую поддержку дворянским учебным заведениям закрытого типа.
       Открываются духовные семинарии и школы для детей духовенства. Намного меньше было спец/школ: коммерческих, горных, штурманских и медицинских, но при этом они (школы) имели важное значение в подготовке спецов. В 1724 году учреждена Академия наук и универ при ней. В 1755 – по инициативе М.В. Ломоносова открыт Московский универ. В народных школах и училищах обучались дети мещан, солдат и матросов. Не было обяз школьных программ и строгих сроков обучения, состав учащихся был разноплановым. ПП открывает цифирные школы, но с его смертью народные школы приходят в упадок и большой акцент делается на образование дворян.
       С 1710 года учебники стали печатать гражданским шрифтом, а славянский использовался лишь в богослужебных книгах. Для чисел вводятся арабские цифры. К концу 18 века в России было около 550 учебных заведений, где обучалось более 60.000 человек. В 18 веке в России уже имелось: Академия наук, два универа и гимназии, но при этом большая часть населения – крепостные – оставалась безграмотной. В 1802 году стало существовать Министерство народного просвещения, а при нём было создано Главное управление училищ. В 1804 году изданы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», а также ввелась новая система народного образования, в основу которой вошли три принципа: бесплатность, бессословность (кроме крепостных) и преемственность учебных заведений. Помимо всего прочего, система образования имела характер «надзора», и включала в себя: приходские училища (1 год), уездные училища (2 года), гимназии в губерниях (4 года) и универы. В гимназии и универы продолжали не допускать детей крепостных и девочек. Универы были преимущественно светского характера, а для православной церкви существовали духовные академии: Московская, Петербургская, Киевская и Казанская. Гимназия давала среднее образование и готовила к поступлению в универ. Обучение носило энциклопедический характер, исключены были родной язык, отечественная литра и Закон божий. Учителя должны были возбуждать у детей интерес к наукам. Уездные училища готовили учащихся к поступлению в гимназии и к практическим занятиям. Учебный план включал в себя всё: от Закона божьего и до рисования; семичасовые ежедневные занятия, что являлось большой нагрузкой для детей и учителей. Приходские училища были общеобразовательными (там могли учиться мальчики и девочки) и готовили к поступлению в уездные училища. Но содержание приходских училищ государство не финансировало. С принятием в 1804 году нового Устава, в гимназиях стали преподавать Закон божий и исключили некоторые науки. В 1809 году введено изучение русского языка. С 1819 года в Московском универе действует кафедра богопознания и христианского обучения. Но после подавления восстания декабристов устав 1804 года был замещён на Устав 1828 года, в основу которого легли принципы сословности. Православия и суровой дисциплины. (Сразу видно: православие – за крепостное право, что и подтверждает сама христианская рабская идеология!) Уже в 1827 году возродилась сословность: приходские училища – только для крестьян, мещан и ремесленников; уездные училища – для купцов, промышленников и обедневших дворян; гимназии – для дворян и чиновников, а за определённую плату и для всех остальных, кроме крепостных. По Уставу 1828 года отменилась преемственность меж уездными училищами и гимназиями; приходские и уездные училища стали школами законченного типа. На деньги гос/крестьян стали создаваться школы для их детей. Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями с 7-летним сроком обучения: главные предметы – ин/язы, латинский, греческий, античная литра и история. Обучение в гимназиях и универах было платным. В 30х годах 19 века появляется новый сословный тип сословных средних школ – дворянские институты, которые были закрытого типа и с платным 7-летним сроком обучения. В них принимали 10-12-летних детей, умеющих читать и писать, и готовили для поступления в универы. При гимназиях открываются пансионы. С 1872 года гимназии делятся на классические (гуманитарные) и реальные (военная и гражданская службы). Всё обучение находится под строгим гос/надзором.
       После освобождения крестьян, в 1864 году выходят «Положение о начальных народных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий», где прогимназии значились начальной ступенью гимназий. С 1871 года гимназии и прогимназии перестали быть преемственными, а стали платными и всесословными. В 1860 году вышло «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». Появилось два типа бессословных училищ для девочек: I разряд – 6 лет обучения и II разряд – 3 года обучения. В 1863 году вышел «Университетский устав», по которому женщины по-прежнему не допускались в универы. В 1884 году вышел «Университетский устав» с правилами о церковно-приходских школах, а с 1896 года церковная школа стала сословной.
       Если в 1786 году вышел «Устав», открывавший доступ девочкам в малые и главные народные училища (но при этом образование оставалось преимущественно домашним), то в начале 19 века начинали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы, но больших изменений всё же не последовало, и девочки продолжали получать образование только в приходских училищах. Женское образование развивалось по трём основным правилам: сословные учебно-воспитательные заведения, гимназии (формально бессословные, но платные) и высшее образование (платное).
       К 1917 году существовало 176 детских приютов; 21 училище для слепых, 70 женских гимназий и институтов; 21 богадельня и имелось два типа закрытых женских институтов: для благородных девиц и для дочерей-сирот среднего офицерского состава, гос/служащих и мещан. С 1870 года начали существовать учительские курсы; в 1864 году развиваются учительские семинарии; с 1872 – создаются учительские институты.
       В 60х годах 19 века началось широкое пед/движение, делившееся на три основных направления: буржуазно-либеральное (Б/Л), буржуазно-демократическое (Б/Д) и революционно-демократическое (Р/Д). Б/Л направление одобряло реформы 60-70х годов 19 века. Б/Д движение довольно много сделало для развития народной школы: разработка дидактики начальной школы, обоснование содержания и методики её работы, создание школьных учебников. Яркий представитель этого движения – К.Д. Ушинский. Ряд положений и принципов, развитых Ушинским и его последователями, имели общепедагогическое значение. Р/Д направление – в лицах Н.П. Чернышевского. Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева – боролись за доступность школы народу, за свободу школы от засилья церкви и равноправие женщин в области образования; они чётко определяли цели и задачи воспитания и образования молодого поколения.
       Результатом этих течений и стал «Гимназический устав» в 1864 году, впоследствии заменённый «Уставом» 1871 года, в тот момент Министерством народного просвещения стал Д.А. Толстой, который ввёл в среднюю школу «классицизм». Затем, ему на смену, появился обер-прокурор синода К.П. Победоносцев, противопоставлявший земской школе церковно-приходскую.
       В конце 1917 года была организована госкомиссия по просвещению за место прежнего Министерства просвещения: школа отделилась от церкви, впредь запрещалось преподавание религий; провозглашались права граждан на образование; начали создаваться школы с преподаванием родного языка; совместно обучаются М-и-Жо; впервые создаётся гос/система дошкольного образования.
       В 1918 году выходит «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы трудовой школы», из которых следовало то, что школы должны стать бесплатными, в них будет присутствовать преемственность, а труд станет основой обучения. С 1919 – существуют школы по ликвидации безграмотности (ликбезы) для людей от 8 до 50 лет; а также гос/детсады и ясли; рабочие факультеты (рабфаки) с 4-летним сроком обучения и подготовкой в вузы для рабочих и крестьян; детдома для беспризорных. Обучение было бесплатным, но из-за нехватки преподов некоторые курсы не читались вообще.
       С 1922 в школы вводится 10-летка и 7-летка, появляются школы для крестьянской молодёжи (ШКМ, 1923-1934 года существования), а также фабрично-заводская семилетка (ФЗС, 1925-1934 года). После окончания ФЗС и ШКМ можно было поступить в 8 класс 9-летней школы и в профессиональное училище. С 1920 года появляются ФЗУ – фабрично-заводские ученичества, на базе начальных школ, где за 3-4 года подготавливают рабочих. В 1919-1936 годах существовали опытные станции по народному образованию; с 1918 и до конца 30х годов – школы-коммуны; проф/школы (техникумы) и нац/школы.
       В 20х годах критически относились к классно-урочной системе и вместо неё была введена самостоятельная работа под контролем учителя; важное значение имела эмоц/сторона обучения; существовала кабинетная система знаний; на изучение школьной проги ежедневно отводилось по 5 часов; занятия были индивидуальные и коллективные. Учитель должен был заранее разрабатывать план на каждый день. Существовали различные методы обучения: исследование, самост/работа, экскурсии, общественная полезная деятельность, наглядность. Большое внимание уделялось детскому самоуправлению, внешкольной работе, деятельности детских и юношеских организаций (пионерии – 9-14 лет и комсомолии – 14-28 лет). В 1918 году появились пионерские отряды. В 1930 году введено всеобщее обяз начальное обучение. В 20х годах ведущими педагогами были С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко. В 30х годах произошли существенные изменения, в результате которых отменялись все прежние школы (9-летка, ШКМ. ФЗС и др); появились единые типы общеобразовательных школ: это – начальная (1-4 классы); неполная средняя (1-7 классы) и средняя – 10-летка. Появляется классно-урочная организация, твёрдое расписание и постоянный состав учащихся в классе. Использовались такие методы как: рассказ, беседа, объяснения учителя в сочетании с письменными и устными упражнениями, с изучением учебника и занятия в кабинетах. Вводится словесная пятибалльная оценка; особое внимание уделяют гуманитарным предметам. Главной задачей школы становится обучение занятиям и развития учебных навыков у детей, а трудовое воспитание как таковое сходит на нет.
       С середины 30х годов и до начала 90х школа была единообразной. В 60е годы зарождаются новаторские идеи в образовании. В 1943 году открыты сменные и вечерние школы для рабочей и сельской молодёжи, в том же году правительство СНК РСФСР утвердило «Правила для учащихся». В 1944/45 учебном году вводится обучение детей с 7-ми лет, а до этого начинали учиться с 8-ми. В 1944 году введена цифирная пятибалльная система оценок. В 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР вводит сдачу выпускных экзаменов за 4 и 7 классы и экзамен на аттестат зрелости, а также награждение отличников золотой и серебряной медалями. С 1949 года введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1956 году созданы интернаты. В 1954/55 в учебные планы включены уроки труда и практические занятия в мастерских. В 1974 году введено всеобщее среднее образование. А в 1992 году принят Закон РФ «Об образовании».
       Расширяется дошкольная и школьная сеть учреждений, растёт число студентов, стал высоким уровень естественного образования; для каждого ребёнка были доступны школы и бесплатные (не то, что в наше время!) внешкольные учреждения, за небольшую плату или бесплатно дети проводили лето в пионерских лагерях, что тоже было дополнительным резервом в воспитании, но при этом образование продолжалось жёстко контролироваться сверху (правящей партией), что всё же тормозило развитие инициативы и творческого подхода как учителей, так и учащихся.
       С принятием закона 1992 года, образование стало демократизированным, появляются помимо гос/образования ещё и не гос/учреждения; образование получает характер «открытости», наступает регионализация, гуманизация и дифференциация образования. Одной из главных задач школы становится обучение ученика «искусству» учиться, помочь ему осознать жизненную необходимость обновления образования. Но как и раньше, к концу 20 века, обучение осталось словесно-логическим, а самостоятельная познавательная деятельность, основанная на активности в решении задач, так и осталась репродуктивной.
       В самом начале 21 века стала активно обсуждаться идея перехода школы на 12-летнее обучение. И одним из последних веяний образования стал так называемый ЕГЭ. Единый Государственный Экзамен, проводимый в школах наравне с экзаменами по аттестату зрелости. В нашей области он практикуется с 2003 года.


Список использованной литры:
1. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. – М.: 2003.
2. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учебное пособие для студнев пед/институтов. Под ред. С.Ф. Егорова, - 2 изд., перераб. – М.: 1986.



Март, 2008.


Рецензии
греко-латинская акадмия.. как это – греция эклектически спрятала где-то латынь, да ещё и волосопоклонников-волосовян.. в которой же роси-матушке.. и потом, спасибо творчеству коммунистически-социалистического адамо-евного народа, что: ‘Бабы сеют и боронят. Огороды городят. Мужики сидят в правленье. Папиросами чадят’ – очевидно, это понятно.

Будьте здоровы!

Денис Побединский   28.09.2016 02:01     Заявить о нарушении
эка древность! если вы сие до конца осилили, вы молодец! я ща глянула и ужаснулась...дико лень читать саму себя...

Ольга Косырева   28.09.2016 20:48   Заявить о нарушении
Ольга, ‘Мужество обнаруживается в дерзаниях, соразмерных человеку’ (Aристотель). Античность – это мы; недвусмысленные мутанты – не педагогичны. Правда – она одна.

Денис Побединский   29.09.2016 19:07   Заявить о нарушении