Стихотворение Вокзал. Опыт комментария
http://www.stihi.ru/2007/08/21-483
ВОКЗАЛ
Империя распалась. Помнишь ее?
Вспоминаешь ее иногда?
Или только любовь, в рамках трех
довокзальных дней. Была ли беда
в том, что ж/д транспорт сцепил вагоны –
повез тебя по Империи?
Вспоминаешь ее? В погонах?
Или нами время измерено?
Снятся ли тебе, иногда, картины
усердных занятий любовью
на пасторальных лугах? Прикинь
на себя то время. Кто изловит
те дни? Империя-ловец устала
думать о нас, рассыпалась в прах.
Помнишь ее? Лишь шум вокзала,
поезд, умчавшийся на всех парах.
=================
Эти стихи сложные по устройству и эмоции написания. Мне все было важно, я продумал это стихотворение заранее. Подобное продумывание вовсе не характерно для меня. Большинство стихов, по методу написания, как раз противоположны во многом написанию мною прозы. Стихи – это свобода, интуиция, никакого расчета. Впрочем, и проза, последние годы, писалась легко, почти начисто….
Но, о «Вокзале». Я имел, сначала, достаточно простое стихотворение, с более-менее точными рифмами и ровным ритмом. Оно меня не устраивало. Я хотел написать о разрушенной, ушедшей в небытие Империи, и я хотел выразить это в форме. Я сначала взял одни лишь приблизительные, далекие созвучия для окончаний строк, однако затем мне пришло в голову, что память о гармоничном прошлом, миф о потерянном крае грез и моей молодости, и одновременно стихия разрушения, должны привести к смешанной системе рифм – классических и по далекому созвучию.
Вот эти пары, как они вышли в конце-концов.
1. помнишь ее – рамках трех
2. иногда – беда
3. вагоны – погонах
4. Империи – измерено
5. Картины – прикинь
6. любовью – изловит
7. устала – вокзала
8. прах - парах
Этим я удовлетворен. Стихотворение содержит нужное смешение.
Затем я внимательно отследил смысловые оттенки.. Достаточно поздним было появление слов «усердных занятий любовью на пасторальных лугах». Эти слова объединили смысловые оттенки слова «любовь» в применении к теме - как любовь просто, любовь к своему прошлому в ушедшей стране, и пасторальной любви к ней граждан, через толщу времени смягчающую картину. Образ «Империи-ловца» был исходным. Я связывал его с Нимвродом (Ловцем) создателем Вавилона.
И, наконец, о ритмике. Она должна была взять на себя главное – реализовать смешение гармонии и диссонанса. Я придумал дать в каждой строфе число слогов по строкам 11, 9, 9, 10, то есть почти гармоничную строку. Дисгармония достигалась только далекими рифмами и переходящими строками. Я написал стихотворение с числом слогов в строке 11, 9, 9, 11 – имея ввиду некоторое мистическое значение, «предсказательность» 11+11 =22, цикла «рождение-смерть»… Но что-то мне мешало, и я заметил что 11+9+9+11 =40 – срок выхода из рабства. Это было слишком уж оптимистичным, мы еще далеко из рабства не вышли. И я «вытащил» из всех последних строк строф по слогу.
И увидел перед собой то стихотворение, которое хотел увидеть. Хорошее или не слишком – иное дело. Ритмический ряд, с гармоническими и диссонансными элементами оказался написанным.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Вот слоги:
Империя распалась. Помнишь ее? - - - - 11
Вспоминаешь ее иногда? - - - - - - - - 9
Или только любовь, в рамках трех - - - - 9
довокзальных дней. Была ли беда - -- 10
в том, что жэ/дэ транспорт сцепил вагоны –11
повез тебя по Империи? - - - - - - - - 9
Вспоминаешь ее? В погонах?- - - - - - - - 9
Или нами время измерено?- - - - - - - - - 10
Снятся ли тебе, иногда, картины - - - -11
усердных занятий любовью - - - - - - 9
на пасторальных лугах? Прикинь - - - - 9
на себя то время. Кто изловит - - - - 10
те дни? Империя-ловец устала - - - - - 11
думать о нас, рассыпалась в прах. - - 9
Помнишь ее? Лишь шум вокзала, - - - - 9
поезд, умчавшийся на всех парах.- - - - 10
Аббревиатура ж/д посчитана по чтению "жэ/дэ".
Свидетельство о публикации №108040201059