Конкурс критики. Рецензирование стихотворений
Рады приветствовать вас на втором этапе конкурса критики. Вашему вниманию представляются шесть стихов-победителей первого этапа. Предлагается разобрать каждое из них на винтики, болтики, гаечки и даже на корпускулы (при наличии желания и времени). При этом необходимо помнить следующее:
1. Разбору подлежат все стихи.
2. Минимальный объем анализа одного текста должен составлять не мене 200 слов.
3. В ситуации, когда автор номинированного текста и участник второго этапа – одно лицо, «последний» имеет право выбрать любое стихотворение из числа текстов, представленных на первый этап конкурса (не возбраняется также и критика своих стихов).
4. Каждый участник открывает одномоментно ДВЕ корневых рецензии: ОДНУ – в которой (или под которой) будет проводить критические разборы стихотворений, отобранных на конкурс. ВТОРУЮ - под которой ВСЕ УЧАСТНИКИ и посетители страниц Конкурса смогут обсуждать представленные критические разборы и полемизировать с их автором. ОБЕ КОРНЕВЫЕ РЕЦЕНЗИИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА (для простоты опознавания). Если у кого-то из участников НЕТ своего клона, чтобы открыть второй корневой пост – Организаторы Конкурса готовы прийти на помощь и открыть вторую рецензию для обсуждений.
5. ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: ВСЕ ЗАМЕЧАНИЯ, НАПИСАННЫЕ ПОД ПЕРВЫМ ПОСТОМ (для рецензий самого участника) БУДУТ ОРГАНИЗАТОРАМИ УДАЛЯТЬСЯ. Просим всех учесть, что формат Конкурса такой: первый пост – ТОЛЬКО для рецензий самого участника, второй пост – для любых дискуссий, замечаний, обсуждений и вопросов.
6. Каждый разбор следующего (другого) стихотворения вывешивается участником под своей корневой рецензией (ПЕРВОЙ) отдельным замечанием. В самом начале разбора просьба указывать название стихотворения и автора, чтобы иметь возможность однозначно понимать, о каком именно тексте идет речь.
7. Участники имеют право выставить разборы на все стихи одномоментно (НО отдельными замечаниями!), а могут выкладывать их по одному в течение отведенного для этого конкурсного времени.
8. Организаторами Конкурса будут оставляться через определённые промежутки специальные посты – ДЛЯ ДИСКУССИЙ НА ОБЩИЕ ТЕМЫ. Под этими постами любой может высказаться на темы, напрямую не касающиеся выставленных стихов и их критики.
* В конкурсе могут участвовать все желающие: дискуссии наблюдателей и сочувствующих, а также отклики авторов на критические разборы только приветствуются!
* Судейство конкурса осуществляется шорт-листами, правила подачи которых будут озвучены непосредственно перед голосованием.
***** КООРДИНАТОР КОНКУРСА – Алена Миронова
***** ВЕДУЩАЯ – Светлана Митрошенко
== РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА
Начало конкурса: 31 марта
Окончание регистрации участников (должны быть открыты ДВА корневых поста): 15-00 по Москве 4 апреля
Начало игры в тотализатор: 5 апреля
Окончание приёма ставок на тотализаторе: 18-00 по Москве 7 апреля.
Окончание написания критических отзывов участниками (под ПЕРВЫМ из соответствующих корневых постов): 18-00 по Москве 13 апреля.
Окончание голосования за написанные рецензии (те, что находятся под ПЕРВЫМИ из соответствующих корневых постов): 18-00 по Москве 16 апреля.
Информация о призах победителям и наиболее активным участникам обсуждений будет опубликована позднее.
___________________________СТИХИ ДЛЯ КРИТИКИ_____________________________
** Миронова Елена — Перемена Цезаря…
.............Перемена Цезаря приводит к другим переменам… П.Логинов
***
Перемена Цезаря — еще одна в бесконечном ряду —
не сулит никаких перемен по большому счету:
натянув улыбку, колготки и прочую ерунду
Империя воюет с желанием не пойти на работу,
глотает на завтрак (по-быстрому) порцию новостей,
зачерствевших вчера, припудренных ванилином,
обезжиренных, обезвоженных, обезглавленных и вообще
входящих в любую щель без отмычек и вазелина,
который нынче тоже бессовестно подорожал,
но не настолько, как хлеб, колбаса или — скажем — свита.
Дешевеет всегда лишь то, что с Цезарем на ножах,
и потом исчезает с прилавков, чтоб без убытка
так же катилась Империя в светлое завтра, туда,
где Цезарь умыл свои руки уже сегодня
и окропил города той святою водой. А вода
согнулась в глубоком поклоне, как старая сводня.
*
Ad libitum*, Цезарь, иначе задвинут в Сибирь,
как старый продавленный стул, неудобный владельцу.
Смахнет альма-матер скупую слезу в нашатырь,
помашет платочком и ляжет картинно на рельсы,
в стотысячный раз доказав теорему прямых,
везде параллельных друг другу (друг другу лояльных).
«Да здравствует, Цезарь!» — слетит с чутких ножниц портних,
«Да здравствует!» — грянет в ответ в кабинетах и спальнях.
И Цезарь проснется от шума. Откроет глаза.
Улыбнется себе. Виски отутюжит хною,
Потому что днем у него сегодня по плану за-
конное бракосочетание со своею страною:
кольца, наручники, цепи и прочий гламур,
а на десерт — пивко и галопом — в койку,
где ждут не одна, а несколько юных дур —
отрабатывать с Цезарем параллельную стойку.
*
А назавтра к нему слетятся со всех углов
воробьи, канарейки и даже неместные чайки —
лобызать колено, причитать, как им повезло,
как повезло Империи с таким начальником.
Передержат поклон, хрустя позвонками не в такт
дыханию Цезаря, его наполеоновским замыслам:
передушить газетчиков (к черту безродных собак!),
набить из их шкур чучелА и поставить на самое
видное место, чтоб каждый себе уяснил:
новое — это всегда позабытое старое,
и не тратил бы лишних слов, дорогих чернил
Всевышнего жалобами и просьбами затаривая.
Утро вечера мудренее. Цезарь смеется во сне.
Сучит ногами. СУчит свои парламенты.
Империя спит. Но где-то в ее глубине
цветет новый цезарь и зреют зерна беспамятства…
_________________
*Ad libitum (ад лИбитум) лат.: как угодно, по желанию; на выбор.
** Оскар Боэций — Тень ресницы
Кувырком всё в доме, где шалит принцесса,
Одеяло в бешенстве набросилось на стул,
Мишку по традиции зашвырнули в угол,
Принцесса барабанит, горошины гремят,
Канарейка в ужасе разносит свою клетку,
Кукушка из часовенки отмеривает жизнь...
В доме, где шалила юная принцесса,
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке,
Превратилась в девушку девочка с косичками,
А косички в локоны химическими средствами
Завиты, и шармом стекленеет взгляд...
В доме, где когда-то вздорная принцесса
Мишку в дальний угол швыряла много раз,
Поселилась пришлая извергов компания,
Канарейка клацает клювом каноническим,
От сердца для коктейля откалывая лёд,
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...
В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
мишка нашпигован стружками... погас
огонёк сердечный... древняя, как мумия,
в зеркальце уткнулась старушка безобразная...
падает ресница тенью из угла...
** Тиль Уленшпигель — Архистратиг
Два дня без пищи. Смрад и копоть.
Архистратиг, зайдя за спины,
Подслушал нас. Рытьём окопов
Мы укрепляем дисциплину.
Почтовый голубь. Цвета крови -
Шифровка с веточкой оливы.
Архистратиг, нахмуря брови:
"Враг не пройдет, пока мы живы!"
Два дня держали переправу.
Из пятисот осталось двое -
Архистратиг и я. По праву,
Мы скверну смыли - жарким боем.
Поёт стрела, вонзившись в тело.
Смерть стала вдруг такой заразной.
Архистратиг - белее мела -
На дне окопа. В чем-то красном.
Встаю с колен, подняв забрало.
"Архистратиг, молись и веруй," -
С небес мне вдруг пророкотало, -
"Мы потеснили Люцифера!"
** Георгина Мефистопольская — Маленькая Полнолунная Серенада
В колодце лунном зреет молоко -
Карабкается по отвесным стенам,
Теплея, закипает постепенно -
И в свет перерождается легко.
Потом течёт по воздуху стекла...
На ветви уплощенные паркета
Слетаются немые птицы света.
Отмеривают ночь колокола:
Поочерёдно принимает медь
Разбавленные сумерки, а после
Густую темноту.
Бессонья ослик
Жуёт побега мысленного плеть...
... Остановись на кромке "на" и "над" -
Взгляни в провал обугленный заката,
Где маленькая Лунная Соната -
В парче Ночных искристых Серенад,
Где музыка читается с листа
По линиям изогнутым созвездий,
Где навсегда и неизбежно вместе
Два музыканта - ты и пустота.
____________
На стихотворение Чёрного Георга "Амадеус"
** Черный Георг — У начала времен
Когда кустом сиреневым был назван куст сирени,
Когда седьмое солнце обожгло седьмого сына,
И вечер затопил луга, сочащиеся туком,
Над жухлым горизонтом обозначились две тени
И, спрятавшись за тучей, из которой дождик сыпал,
Направились – туда, где виден был костёр пастуший.
С кореньями и травами варил над ним похлёбку
Суровый человек с большими грустными глазами.
Младенец спал в корзинке, смуглой женщиной качаем...
У самого огня тряс бородой белее хлопка
Старик, а рядом – девочка с льняными волосами,
Играя с куклой, пела что-то – тихо и печально.
Вдруг – небо потемнело от надвинувшейся тучи.
Над головой скользнули перепончатые крылья...
Огонь затрепетал и бросил отсветы на лица,
В них отразился страх – как будто был цепями скручен
Надёжный внутренний инстинкт, как будто позабыли,
Что находились близко – от добра и зла границы...
Два тёмных силуэта приземлились, две громады.
Их головы – рогатые – и глаз тройные звёзды
Казались нереальными и вызывали ужас.
Тела сидящих у костра свело – как от разрядов,
От спазмов электрических... Спасаться было поздно.
Луна всходила низко, выкипал забытый ужин...
Мужчине вспомнились слова какого-то святого –
О том, что всё записано – в извечной Книге Судеб,
И выбора, по сути, никогда не существует,
А, стало быть, в написанном – не изменить ни слова...
И, всё-таки, в отчаянной попытке – (будь, что будет!) –
Он выхватил кривой пастуший нож... Но тут – вплотную
Придвинулась гигантская нависшая фигура –
И нож упал на землю из раскрывшейся ладони.
Протяжный крик сорвался с губ у женщины с корзиной...
Старик уткнулся бородой в костёр, мигнувший бурым.
А девочка почувствовала, что вот-вот утонет,
Когда внезапный холод влился внутрь – хвостом крысиным,
Стекая струйкой по спине – туда, где позвоничник
Заканчивается крестцом, образовав запруду...
Второй рогатый силуэт склонился над младенцем –
И таял, таял, – исчезая в нём – цепочкой точек...
Да, путь к тому, чтоб уцелеть, был длительным и трудным.
Но – много тысяч лет спустя, для строящих Освенцим
Всё это – превратится в сон, как миф о Нибелунгах, –
Когда о дремлющих внутри прообразах рептилий
Никто не будет знать, – виня Вселенские Законы,
Читая Фрейда, Леонгарда, Ницше или Юнга
И, вакцинируя себя – от оспы, скарлатины, –
Начнут искать "пути вовнутрь", лишь внешнее запомнив...
...Под утро восемь пилигримов вышли на равнину
И обнаружили – костёр и три недвижных тела –
Без всяких видимых следов насилия, – плечами
Почти соприкасаясь... На пустующей корзине
Стояло имя: «НОЙ», а рядом – девочка сидела
С младенцем на руках, и пела – тихо и печально.
** Сын Леса — Случайная встреча
- Входи, сынок, присаживайся, ешь.
Не обессудь... Великий пост... Говею.
Ты не стесняйся, вот краюха... Режь
или ломай. Ломать – оно вкуснее...
Да не ищи ты зла – его здесь нет.
Лишь мудрость и немного доброй воли
слепым помочь увидеть солнца свет,
глупцов же уберечь от злой юдоли...
Вон, видишь, холст пылится на стене -
огонь знаменья плавит чьи-то души...
Я видел только книгу...
Как во сне:
- ...Пойми, что путь осилит лишь идущий...
- Старик, остановись!
- Я не могу...
- Прочти названье книги!
- Я не смею...
Когда сумеешь зло прощать врагу,
то сам прочтешь...
- А если не успею?!
- Дарован каждому определенный миг
понять все сразу... скопом... без сомнений...
- И что тогда?
- Увидишь Бога лик,
получишь от Него благословенье...
Я уходил. И неба яркий свет
твердил об ирреальности событий...
А если б оглянулся... Старый дед
крестил вослед: «Сынок, найди обитель...».
СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ КОНКУРСА. Организаторы желают Вам удачи.
Свидетельство о публикации №108033103026
А __ П-О-Г-О-В-О-Р-И-Т-Ь ?
Пост для посткритической болтовни и маханий кулаками после боя
Чёрный Георг Бессмертные Сонеты 17.04.2008 20:14 Заявить о нарушении
Светлана Митрошенко 17.04.2008 20:28 Заявить о нарушении
Второе - спасибо Ведущей и Координатору.
Третье - несмотря на мрачные прогнозы (к которым я и сам в начале конкурса склонялся) - конкурс удался. Это, пожалуй, самый большой конкурс критики (если по количеству участников и объему критики судить) из тех, которые я на Стихире видел (а в других местах я такого вообще не видел, так что - соответственно. :))
Поэтому - приятно отметить, что конкурс-таки состоялся. А, значит, это НЕ ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС КРИТИКИ, который мы на ТМ проводим.
Хотелось бы, чтобы участники (и не только) высказались здесь по поводу ФОРМАТА, в котором проводился конкурс. Кое-кто, понятно, станет кричать, что формат конкурса - дерьмо уже хотя бы потому, что он был придуман лично мной - с учетом тех узких мест и недостатков, которые я смог заметить на конкурсах, проводимых Алёной с Бельским и Агашей. У нас всё было, надеюсь, проще и понятнее, а также более user-friendly.
Извиняюсь за то, что из-за занятости не успел довести до ума идею с тотализатором (хотя она и была придумана в деталях, но не вполне точно объяснена и коэффициенты мы не успели расставить), но в следующий раз непременно это сделаю.
ИТАК, ПОЖАЛУЙСТА, РЕБЯТА, ОТВЕТЬТЕ ЗДЕСЬ, ВОЗМОЖНО ПОЛНЕЕ, НА 2 ВОПРОСА:
1.) Как вам понравился сам формат конкурса, и какие предложения есть по его улучшению?
2.) Как вам понравился регламент конкурса (даже с учетом некоторых допущенных отклонений в сторону продления сроков)?
Еще раз - поздравления победителям и спасибо всем участникам.
Ваш георг
Чёрный Георг Фактически Наше Всё 17.04.2008 20:29 Заявить о нарушении
Черный Георг 17.04.2008 20:34 Заявить о нарушении
Конечно:) кое-что можно было сделать иначе... но об этом мы подумаем в следующий раз:) Теперь мне просто радостно!
Очень хочу отметить работы, которые не были отмечены высоко. Скажу честно, что была удивлена работой Андрея Аникеева. Он, пожалуй, единственный рассматривал "параллель" стихотворения, предложенного на конкурс и стихотворение, которое было "первоисточником" вдохновенеия. Пожалуй, на этом был сделан акцент и Натальей Веденеевой, но несколько в ином ключе.
Мне очень понравились тактичные, несколько академические работы Ливерия, Владимира Репина, понравилась доброжелательность и даже некоторая забота, проявленные в работах Александра Спарбера и Просто Санты.
Понравился диалог с читателем Алексея Абашина.
Еще раз повторюсь, что очень удивила работа Ксении Бардо. Я, конечно, не принимаю ни в каком виде шуток и сатиры на темы духовные, но Байрон от этого не перестал быть признанным гением. Поэтому была поражена жесткой иронией и, конечно, восхищена.
В любом конкурсе самое неприятное - призов на всех лучших не хватает:(((
О лидерах ничего говорить не буду! :) и так все ясно! Победа была очень убедительной!:)
*
а теперь... помашу-к я кулаками!:)
уже говорила, что было сильное разочарование, особенно в середине конкурса из-за молчания.
В следующий раз хочу, чтобы все спорили, доказывали, восхищались!.. но не молчали! как в библиотеке...
Очень было жаль, когда четыре сильных участника конкурса не смогли продолжить работу.
Казино:))) мне понравилось!:)))
поэтому, если нет возражений, то за рискованность, хочу не признать, что Саша ставил на красное, а значит, он все же угадал двух победителей:) и выиграл.
Самые азартные и смелые! Ребята, Симон, Саша, спасибо Вам! Когда придет Алена, мы с ней обсудим этот вопрос:)
Светлана Митрошенко 17.04.2008 20:47 Заявить о нарушении
Хочу отдельно заметить, что Алене пришлось справляться с тремя задачами: она была организатором, разработчиком и координатором! - это раз! она была полноправным ведущим, а не сторонним наблюдателем, как это мог бы делать координатор - это два! и Алена рецензировала конкурсные работы, отвечала на них, общалась с конкурсантами как финалист и автор, рецензируемого стихотворения.
Алена!:) спасибо тебе за поддержку и за умелое руководство!:)
Поздравляю! теперь мы можем пить и петь!:)
Светлана Митрошенко 17.04.2008 20:56 Заявить о нарушении
:)
Светлана Митрошенко 17.04.2008 21:01 Заявить о нарушении
Шесть стихов - заведомо много.
Вполне хватило бы и трех или даже двух.
Во-вторых, лучше было бы ограничить не только минимальный объем рецензий, но и максимальный объем представляемых стихов.
Впрочем и максимальный объем рецензий-тоже.
Представьте - все рецы были бы объемом с рецензию Гильвириана!
Титанический труд конечно, но вне конкурса - признаюсь честно, я просто на стал бы читать это до конца. Впрочем, как и подавляющее большинство читателей.
Да и так, я подозреваю, многие целиком все материалы конкурса не прочитали.
А уж про внимательно чтение и обсуждение говорить и не приходится.
Мне кажется надо сделать конкурс более обозримым и обеспечить более активное участие авторов.
Или может быть, назначить (не насильно конечно) каждому автору адвоката из числа критиков или иных людей, которые не будут отмалчиваться.
Кое-кто из авторов откровенно отлынивал от обсуждения.
Но зачем они тогда выставлялись?
За всех старалась Светлана, но естественно, одному за всех отдуться нереально.
Мне кажется стоило бы выделить хотя бы троих комментаторов.
В целом, как я уже говорил, мне не понравился недостаток именно критики. Дифирамбы я к таковой не отношу. Как и домысливание за авторов. Это авторы должны были объяснять, что они там хотели бы сказать.
Особая нагрузка выпала на рецензвентов.
Надо написать 6 полноценных рецензий, подискутивровать во втором посте с отзывамина рецензию.
Постом прочитать вса рецензии других авторов, и если быть добросовестным - все обсуждения под ними. (честно признаюсь - последнее сделал с пятого на десятое).
Для такого объема сроки сликом краткие - ибо не все могут позволить себе надолго погружаться в конкурс.
Постоянные изменения в условиях тоже не очень хорошая вещь.
С уважением
Тимофей Бондаренко 17.04.2008 21:12 Заявить о нарушении
*
сроки пришлось сдвинуть после того, как мы с Аленой получили просьбы от нескольких участников одновременно о том, что им элементарно не хватает времени.
Поэтому важно определить: количество рассматриваемых стихотворений.
Чаще всего прозвучало: 3. Возможно.
Очень важно продумать: что делать. если лидеров окажется больше назначенного числа. Вплоть до переголосования. Скажем, нужно 3, на первое место вышло два, на второе - 3 стихотворения. Что делать? Возможно переголосовать по этим пяти стихотворениям, хотя:) тут может быть тоже совпадение по голосам. Жребий ведь не кинешь! Коллегиальное решение ведущих и координатора?
Светлана Митрошенко 17.04.2008 21:16 Заявить о нарушении
конечно, считаю,что без обсуждения рецензий конкурс критики будет выглядеть однобоко и сухо. Неживым!
Светлана Митрошенко 17.04.2008 21:24 Заявить о нарушении
Итак, моё педложение по проведению следующего конкурса:
Для обязательного разбора 4 текста, из которых критик в праве выбрать только 2. И ещё 8 текстов, из которых критик в праве выбрать ещё 2 по своему усмотрению. Итого 4 текста.
Таким образом, мы имеем большее колличество авторов и интерес к конкурсу больше. И самое главное у критика появляется возможность сказать ещё не сказанное.
Продлиь по времени максимально, скажем 2 или 3 недели. Рулетка может быть, она не мешает. Спасибо Светочке за коллосальные усилия и желание!
С уважением
Симон Слуцкин 17.04.2008 22:05 Заявить о нарушении
Ливерий 17.04.2008 22:08 Заявить о нарушении
Светлана Митрошенко 17.04.2008 22:20 Заявить о нарушении
Редко говорю Вам слова благодарности:) за спорами как-то:) но в данном случае спасибо за организацию конкурса! за идею! жаль, конечно, что так совпало по времени, что Вы не смогли принять участие в полной мере, но это жизнь. В следующий раз:) пока не напишете всю программу не отстану!
Светлана Митрошенко 17.04.2008 23:18 Заявить о нарушении
гигант, я хочу сказать.
мне показалось, что в середине конкурса конкурс вымер и вы исчезли, но потом выяснилось, что вовсе даже нет))
более того, именно вы - и Алена, конечно, тоже - создавали невероятную умиротворящую атмосферу.
я думаю, вы были похожи на стюардессу, которая такую махину умудрилась не только поднять в воздух, но и благополучно посадить. и даже не только посадить, но и в завершение раздать всем пасажирам метноловые конфетки.
спасиб. полет был очень приятный))
про форму проведения уже, собственно, все сказали.
мне понравилось. хотя, конечно, критики критики было все же маловато. и прочитать все сказанное не по верхам, а вдумчиво при таком формате практически невозможно. рецки Гильвириана я, например, читала в несколько заходов. несколько раз бросала и думала - ну надо же. как же человек болтать горазд.
мне каэцца такие конкурсы все же лучше бы делать более камерными - в хорошем смысле этого слова. хотя я прекрасно понимаю, что это идет вразрез с политикой тм ежи, где понятие массовости, напротив, приветствуется и конкурсы, в которых участвуют менее 20ти, скажем, человек, по неведомым для меня причинам почему-то считаются провалившимися.
не знаю-не знаю. но лично я бы - если такие конкурсы будут проводится в будущем - ввела бы, напротив, некоторые ограничения на кол-во "критиков". ну представьте, что на следующимй такой конкурс придут 50 участников, из которых будут 20 Гильвирианов. это мыслимо??
это немыслимо)))
обязона по авторам я бы тоже не делала. как видите, все голосовали в основном не общим списком, а за отдельные рецки.
условия - написать всем! по 200 слов!! -тоже уравниловка какая-то. одному стиху и 200 слов мало. а про другой и двух достаточно. да и вообще - с каких это пор краткость- в разумных дозах - считается недостатком?? я глубоко убеждена, что может быть разбор из одного абзаца, но настолько в точку, что он будет стоить десяти пустопорожних простыней.
про кол-во стихов.. я думаю, здесь тоже можно предоставить критикам большую свободу выбора. можно взять.. да хоть десять стихов из зрительских шортов, а критики пусть сами выбирают на что писать. мне, например, в этот раз было неинтересно разбирать стих Абашина, я бы лучше про Тэдди Ревского что-нибудь написала. но старец Абашина был в обязательной программе, поэтому до Тэдди я так и не добралась. правда и старца в итоге бросила.
кстати, это тоже уже само по себе может быть показателем.
на менее интересные стихи и откликов будет меньше.
вот такие у меня мысли. вкратце.
кажись больше 200 слов получилось.
Анука 18.04.2008 00:53 Заявить о нарушении
Шесть стихов считаю перебором. Максимум - 3.
А вообще, посетила такая идея... Вот был отборочный тур. Ну и пусть бы каждый из критиков отобрал бы для себя пару стихов и критиковал...
Я знаю, что моё стихотворение было наиболее слабым из прошедших во второй тур /тут ваааще загадка как оно прошло.../ И не удивительно, что многие и не смогли ничего сказать про него.
Нам же важней выяснить какая критика интересней, качественней и нужней... Увидеть новых критиков.
Предлагаю! Пусть критики сами выбирают два-три произведения из поданных на конкурс и критикуют...
Ведь многие вообще не в формате критика. Мимо десяти стихов из одиннадцати он пройдёт, не удостоив их ни одним словом... Зато одиннадцатое получит такое произведение, что...
Вот... где-то так...
Понимаю что новичок в критике возьмёт наиболее слабое произведение и посчитает там слоги, ударения... пройдётся по рифмам...
Но!!!
И такая критика нужна.
А там уж шорты покажут, что нужнее и где... :)))
Света и Лена! Огромное спасибо за конкурс!!!
Спасибо всем кто попытался что-то сказать о моём стихотворении!
И отрицательные отклики я ценю не меньше, чем положительные...
Сын Леса 18.04.2008 01:49 Заявить о нарушении
Ваша идея мне не представляется удачной.
Во-первых трудно сравнивать рецы на разные стихи.
Во-вторых - возрастает нагрузка на читателя.
Одно дело - держать в голове образы 2-3 стихов и читать рецы на них, споря или соглашаясь с критиками. Другое дело - 12.
Светлане
Мне кажется, надо обдумать способы обеспечить активность авторов в обсуждениях.
Да и критиков тоже.
Может, отдельный приз за лучшую котркритику?
За лучшую активность автора в ответах.
А авторов еще на отборочном этапе отобрать подписку, что они берут на себя обязательство отвечать всем критикам. А если не хотят - пусть вообще не выставляют стихов даже в отборочный этап.
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 02:00 Заявить о нарушении
Но, не суть... Пусть 10, пусть 20...
У критика на стихире же нет обязательств сколько стихов критиковать.
Он САМ выбирает ТЕМУ для СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА :)))
Сын Леса 18.04.2008 02:00 Заявить о нарушении
Я, например, собирался обязательно разобрать все конкурсные работы, но... выпал так, что ничего не получилось :(
И отвечать...
Я уже писал, что к конкурсу критики надо относиться как к любому другому конкурсу.
Дана тема. Надо написать на эту тему стихотворение.
Автор темы же не прибегает к Вам и не объясняет, что он хотел увидеть в Ваших стихах...
Наши стихи и были этой ТЕМОЙ...
И вот то, как Вы справились с заданием уже оценивается...
Понимаете, я ответил нескольким критикам. Ну и всё... Они уже указали на главные ошибки. Я согласился.
Кстати, вот здесь и надо дать большую свободу критику. Не надо в такие рамки его загонять - шесть стихов. А то получается переливание из пустого в порожнее.
Сын Леса 18.04.2008 02:11 Заявить о нарушении
относительно "переливания из пустого в порожнее":) Алеша! категорически не соглашусь! Нет у нас ни одной повторяющейся рецензии. В каждой есть изюминка!
и мы с Аленой, уже после закрытия конкурса подумали о том, что каждого участника нужно наградить! Потому что в каждой работе есть что-то особенное. Другое дело, что кто-то из критиков нашел просто какой-нибудь ударный прием, его все заметили.
Но не могу не восхититься работами, которые были чуть менее "украшены" оригинальностью.
Поэтому даже не знаю, равны ли будут условия для всех?
Например, Тиль выбрал в качестве шестой работы, разбор стихотворения, не вошедшего в финал. Разбор был очень интересным. Однако, автоматически эта рецензия оказалась вовсе незамеченной!
Мне все же кажется, что сократить программу нужно. Тогда меньше будет по времени требовать написание конкурсной работы. Легче будет ориентироваться читателям.
:) о! эварика!:) почему не предложить одним из произведений обязательный разбор собственного произведения!:) Все стихи - одинаковы, а одно - свое:)
Авторы не должны быть обязаны отвечать на вопросы. Это очень тяжело. Да и может не всегда нужно. Кто-то из поэтов любит рассказать о том, как рождались стихи, кто-то наоборот старается избегать разговоров об этом.
Светлана Митрошенко 18.04.2008 02:37 Заявить о нарушении
Они по разному указали на одни и те же ошибки :)))
Это отлично! Но!
Когда я увидел несколько вариантов того, что моё стихотворение не доносит до читателя смысл, то уже и не знал, что отвечать :)))
И, потом, зачем заставлять критика критиковать то произведение, которое ему просто неинтересно?
Чем Анука виновата, что моё стихо её никак не задело?
Если мне не понравилась тема блица, то я не пишу стихотворение...
Поэтому и предлагаю дать свободу выбора критикам.
Сын Леса 18.04.2008 02:54 Заявить о нарушении
Светлана Митрошенко 18.04.2008 03:03 Заявить о нарушении
А зачем?
Мы ищем творчество или халтуру?
Я не сомневаюсь, что Тимофей сумеет написать критический разбор на ЛЮБОЕ стихотворение... Я не сомневаюсь, что Степ так элегантно разнесёт стихотворение "Муха села на варенье", что "пальчики оближешь", Георг обоснует наличие психоделики в "не любили Васюка - грязного мальчишку" (с) Зощенко :)))
Оно нам надо?
Сын Леса 18.04.2008 03:10 Заявить о нарушении
Также считаю, что число произведений для рецензирования завышено. Если одно произведение, действительно, в силу своей специфичности, может не дать в полной мере раскрыться мастерству рецензента, то три – оптимальное количество… Написание литературно-значимой НЕштампованной рецензии (а индивидуального паспорта произведения) сопряжено с Творчеством…
Можно рассмотреть такой временной лимит: для шести рецензий требуется хотя бы 18 дней (из расчёта 3 дня – на одну рецензию).
Известно, что на Стихирийный поэтический конкурс выдвигается (достаточно часто) только одно стихотворение – и по нему оценивается победитель и призёры. Поэтому как альтернатива подобного конкурса на будущее – отобрать несколько произведений и дать возможность рецензентам работать с Некоторыми из них (выбираемыми по желанию).
НАПРИМЕР: выдвинуто шесть произведений. А рецензенту просто Неинтересно работать с таким-то и таким-то произведением… Пусть выберет три наиболее полемичных (с его точки зрения) и раскроет на них (в конкурсе) свой талант критика.
Гильвириан Путеводитель Стихиры 18.04.2008 03:15 Заявить о нарушении
Я хочу знать: что такое критика "живительная" для стихов, а что такое критика "губительная" для стихов. Именно этот ответ пытаюсь выспросить у поэтов, они молчат!
Лично мне критика Гилана и Тимофея в равной степени "живительная", хоть это два диаметрально противоположные стиля. Гилан заставляет увидеть потенциал, которого может и не было изначально, и к нему хочется стремиться. Тимофей так "размажет":) по стеночке каждую аллегорию, что будто в горное озеро бросил кто, а потом так начинает шевелиться вдохновение:) что только держись!
И Степ если отбреет, то самолюбие только успевать будет пошевеливаться:) я Вам скажу, что однажды Степ резанул, и я вдруг передумала завязывать с "поэзией". Не знаю:) выиграет ли от этого поэзия:) но я точно в выигрыше. И т.д. Это мои субъективные наблюдения, основанные на личном опыте.
Светлана Митрошенко 18.04.2008 03:21 Заявить о нарушении
Понимаете, мне кажется, что критик должен остранять эмоции в начале работы. Чтобы не заслонялся текст "нравится" и "не нравится". ДОлжно быть беспристрастное наблюдение за текстом.
Мне в этом плане понравился подход Просто Санты. Я даже скопировала его фразу, которая мне очень понравилась:
Участник №9. Просто Санта
*
"Любой критик, берущий на себя задачу оценки художественных достоинств произведения, должен определить. хотя бы для себя. критерии этой оценки.
Мне, с моей неугомонной имхой, нравятся два: в стихе должно быть сказано больше,чем написано и он должен оказывать эмоциональное воздействие на читателя."
Понимаете? Критик приступает к работе, и не выносит заранее "приговор" стихотворению, как оправдательный, так и обвинительный. Он не судит заранее, а только в процессе.
Т.е. в данном случае взвешивается каждое стихотворение, попавшее в поле зрения критика на одних весах! И в финале критик подводит итог.
Но в начале работы и в процессе - абсолютная беспристрастность. Никаких "чувственных" и эмоциональных оценок.
Светлана Митрошенко 18.04.2008 03:43 Заявить о нарушении
Выбирать только то, что тебе понравилось - это профанация критики. Впереди всего ставится понравилось-не понравилось, а не анализ стиха. Типа "голосуй сердцем".
На кой черт тогда вообще нужна критика.
Критик может исходить из разных критериев и подходов. Но только не из нр.-не нр.
Умение разобраться в том что тебя "не цепляет" - элемент профессионализма, элемент объективности в подходе.
Рецензент должен уметь объяснить, что ему не понравилось и почему.
А может, в процессе разбора - и изменить свое мнение о стихе.
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 05:29 Заявить о нарушении
Ну смысл должен быть в этом деле. Это поэзия должна быть глуповата, а критик должен быть умен и фигней не заниматься. Еще раз повторю, но уже в другом контексте: какой смысл критиковать, предлагать что-то если стиха нет и он не получится при устранении всех замечаний всех критиков.
Что такое поэзия... Ну, да, можно давать неконструктивные определения: цепляет-не цепляет, не подлежит переводу, содержит больше, чем сказано. Но ведь вся задача в том, чтобы разобраться - а почемуууууууууууууу? Стихи классиков разбирать бесперспективно: во-первых (и это главное) довлеет авторитет еси не над критиком, то над жюри, а во-вторых они не могут отбрехаться, и тем более, что-либоо изенить, ну и вообще, нарушение авторских прав...
Поэзия - это особое состояние языка, вот давайте и разберем, в чем эта особенность. Вот посмотрите (из меня, любимого, естественно):
В библиотеке тишина,
В рядах томов зияют бреши,
Огонь свечи глаза не тешит,
И речь живая не слышна...
Я берусь утверждать, что здесь есть поэзия, теперь ЭТО можно критиковать, то есть разобраться, чтО в нем есть, чего нет и что мешает.
здесь то единство ритма, звука и семантики Отдельно взятого слова, которое порождает новую семантику стиха.
Прежде всего, наверное, бросается в глаза (в уши) согласованность по фонетике, но не только аллитерации тишина-тешит, но и другие звуки органично подкачавиаются из слова библиотека и глаза, например....
Что плохо? тешит взгляд - устойчивое выражение, можно ли тешить глаза или они подлежат замене - вот вопрос для критика.
Чего нет? Ну, не вскрыты никакие инварианты - содержание само по себе банально, хотелось бы услышать нечто особенное, ожидание переносится на следующие строфы.
Ну, и так далее... Важен предмет обсуждения.
Посему конструктивно. Вот у меня есть еще строчка, которая може стать основой для стиха, если выдержать ее уровень (у меня не получилось):
Но город метеозависим
Давайте напишем по стиху (но не в стиле экспромта, как на блице), а по-серьезному и посмотрим, критически сравним варианты.
Степ 18.04.2008 08:25 Заявить о нарушении
1) Указание на ошибки, недостатки, неправильности.
2) "Вынесение суждения" - более широкое толкование, включающее и понравилось/не понравилось и толкования - классический школьный вопрос "Что хотел сказать автор?" лучше заменить на "Что я прочитал?", но это - тоже толкование.
Этимологически (проверьте!) - верно будет и то и другое.
Что кому ближе?
Но "второе понимание" , условно - критики, сложнее. Это уже не филология, но - психология восприятия, психолингвистика, семантика - - "лучевые дебри"(с), такие, что можно и разбиться.
Степу (Слава) - на самом деле, мне кажется, ты со своим подходом где-то очень рядом - и в восприятии стихов и в своих сочинениях.
Библиотека.
Брешь.
Том. - простой перебор значений (и смыслов - смыслов ещё больше, а аллюзий типа "тишь/библиотека" - вообще куча) этих "волшебных" слов уже - сродни чтению стиха.
Придёт Смарагда - скажет что-нибудь вроде "Полисемия" - и будет права.
Сергей повторит - "читается больше, чем написано", ну я же запузырю что-нибудь про "пространство над текстом" и про то, что всякий образ берёт своё начало в ощущениях человека, что текст, способный вернуть человека в мир непосредственных ощущений и связанных с ними эмоций - это и есть поэтический текст, а наступает такое состояние - от невозможности выбрать прямой смысл. Не можешь воспринять однозначно "Информацию" - заменяешь "картинками", тактильными и вкусовыми ощущениями, вазомоторными реакциями.
Все будем правы - разниться станут лишь слова.
Но, естественно, тот, кто пребывает "Во втором смысле" слова критика - не возмётся писать про всякий стих - не объяснить автору "Я тебя люблю/кровь/морковь/я верую в Бога/Россия прекрасна" и т.п - что сердце по прочтении отнюдь не забилось чаще, внутренний взор не затуманил монитор со строчками, не заменил его более яркой картинкой, кровь не прихлынула к лицу и т.д.
Соответственно - все идеи о принудительном "откритиковывании массива" в 2 или 26 стихов тем, кто "выносит суждения от восприятия" - представляются вздорными.
Тем же, кто желает "указать на недостатки" - нет труда отработать хоть 39 стихов, мешает лишь ощущение - что если будет таковых критиков слишком много - неизбежны повторы, ведь стихи кратки и "набор недостатков" ограничен.
Там, в "Литкафе" упражняются в теме - "норма критики" - забавна, но неинтересна сама постановка вопроса - норма индивидуальна, я могу писать, лишь пока мне есть, что сказать - тут норма, этические же моменты - вопрос выбора слов и выражений и в нём уж точно нет общих рамок.
Но вот поболтать про "критику"(?) - нет, про "тайну читателя и текста" по-прежнему хочется.
Алёна?
Никола 18.04.2008 10:16 Заявить о нарушении
Слав, ты предлагаешь написать стиш на эту строчку? А где она дОлжна быть: в начале в конце…? Кстати, а это идея. Оттолкнуться от чего-то одного, чтобы потом посмотреть у кого что получилось и что не получилось и понять почему. При таком подходе, конечно, тоже не исключить некоего субъектива в оценках (уверена, что ты про моё скажешь, что не получилось, ибо критерии, подходы к тексту у нас с тобой разные), но, тем не менее, думаю, это было бы интересно. Хочешь, открою страничку специально под этот эксперимент в Литкафе? Обязуюсь принести стишок (если правильно тебя поняла). Только уточни еще раз куда надо строчку твою поставить? ;)) Даже если наберется три-четыре стиха, то этого вполне будет достаточно для дискуссии.
Миронова Елена 18.04.2008 10:19 Заявить о нарушении
Сейчас важен анализ результатов прошедшего конкурса. По-моему, Вы уводите разговор в сторону...
Наталия Веденеева 18.04.2008 10:25 Заявить о нарушении
…и жить пожизненно…
пить из прозрачных вен
косых дождей,
перешивая платья,
безукоризненно,
приняв судьбу как плен,
чуму вождей,
и не иссякнуть статью
в молчанье…
…в чаянье
неплохое слово безукоризненно - но в текст не вписалось...
В принципе, можно в литкафе, чуть попозже, мне хочется посмотреть, что тут скажут
Степ 18.04.2008 10:29 Заявить о нарушении
Алёна? (с) Никола.
А что Алена?))) Алена всегда поболтать горазда;)) Просто не хочет быть невежливой. На «поболтать» время нужно. Тут Славу прочла, и встало все на свои места. А почему бы не построить на этом семинар? Взять несколько текстов, объединенных чем-то, и посмотреть как в каждом отдельном случае эволюционирует/реализуется/воплощается/оживает идея… Не просто посмотреть, но и понять друг друга: читателю – автора, автору - читателя и читателю –читателя… На примерах такие вопросы обсуждать гораздо продуктивнее, имхо. И классики довлеть не будут ;))Как тебе это?
______
Слава, а ты что думаешь?
Миронова Елена 18.04.2008 10:30 Заявить о нарушении
Степ 18.04.2008 10:30 Заявить о нарушении
Ещё я согласна с Анукой. Действительно, читать "простыни - не просто утомительно, а невыносимо... Все забыли гениальные слова: краткость - сестра таланта! Не лучше ли, наоборот, поставить планку; не более стольких-то строк?
Наталия Веденеева 18.04.2008 10:35 Заявить о нарушении
Имхо.
Слава, понятно))
Миронова Елена 18.04.2008 10:36 Заявить о нарушении
Наталия Веденеева 18.04.2008 10:39 Заявить о нарушении
Наташ, «краткость – сестра» - это не более, чем частный случай… Иначе нам нужно выбросить в мусорное ведро Толстого, Гоголя и тысячи других, как не вмещающихся в формат ;)) Любая планка сродни четвертованию. Если хочется настрогать полешек (буратин) – тогда пожалуйста)) Да, Анука умеет (и у нее здорово получается) уложиться в несколько строк. В этом есть и удивление, и попадание. Но рецензии той же Смарагды, например, в коих слов может быть в несколько раз больше, ничуть не хуже… они просто ДРУГИЕ. И для меня это важно. Важно, чтобы люди писали так, как умеют… Поэтому я против ограничений.
Миронова Елена 18.04.2008 10:44 Заявить о нарушении
"Выбирать только то, что тебе понравилось - это профанация критики."(с)
а кто говорит про понравилось???? я говорила о стихах, которые показались наиболее интересными. интересными именно для критики. с "понравилось-не-понравилось" ничего общего не имеет. мне Тень ресницы НЕ понравилась, но для критических разборов - в самый раз.
а бывает наоборот - мне вообще чем больше нравится стих, тем что-то сказать про него сложнее. даже больше того. когда мне нравится чей-то стих, у меня какое-то собственническое чувство возникает. мне НЕ нравится когда его обсуждают. мне хочется чтобы бы только он (стих) и я. а другие мне мешают. у меня возникает даже такое ощущение (естественно обманчивое,но возникает), что никто в нем вообще ничего не понял. и пусть не лезут. когда мне по-настоящему нравится чей-то стих, меня даже раздражают чужие отклики. даже самые позитивные.
кстати, интересно.. ни у кого такого больше нет??
Анука 18.04.2008 10:50 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 10:58 Заявить о нарушении
Ну, «раздражение» для меня обычно не свойственно, но во многом соглашусь. На нравящиеся мне стихи (для меня) критику писать гораздо сложнее. Помню случай, когда разбирала твоих «космонавтов»)) Первый посыл – это интерес и не более, но в процессе анализа родилось что-то общее с текстом и я его искренне полюбила. Да, не исключено, что как читатель я сама принесла кошку в темную комнату, ну и что… Стих-то для меня состоялся (я для себя в нем состоялась) и важно лишь это… Чтение (=критика) –такое же т-в-о-р-ч-е-с-т-в-о, поэтому не вижу ничего страшного в том, чтобы увидеть в тексте больше, чем закладывал в него автор. В этом плане я обожаю просто художественную критику (того же Битова, у которого поэзии в критике не меньше, чем в самим рассматриваемых текстах…)
*)
Миронова Елена 18.04.2008 11:01 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 11:03 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 11:14 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 11:27 Заявить о нарушении
(Только не сейчас, не сразу под влиянием этого конкурса)
Аня/Анука - да, бывает, бывает что я себе "присвою" стих, а его начнут комментировать, пусть и умно - раздражает дико.
Бывает и иначе - если автор комментов "своим голосом" говорит что-то близкое, что-то, что я услышал сам, да не нашёл слов - коммент радует и его тоже хочется "присвоить".
И очень часто - по "пробивающему" стиху ничего не можешь сказать, у меня так от Лисы более всего - ну, мой выход - эпиграф подклеить или эксп. эпигонский.
Никола 18.04.2008 11:35 Заявить о нарушении
Погнали - я освоил этот способ - строчка за строчкой, лучше чем "Конструктор" с продуманным заранее сюжетом, композицией и последующим подбором слов, но тоже ведь - графомань...
Боюсь я, ребята и девчата, этого нашего повсеместного увлечения "конкурсами заданных тем", блицеобразных развлекух.
Сыночек дразнится - что ты, говорит, меня гоняешь с компа? - у тебя тоже там "киберспорт".
А я - у меня там люди, живые, классные.
А он - а я, когда по сети в "Воод ов конфликт" режусь - это тоже люди там, у нас и чат есть, постреляем-поболтаем...
Никола 18.04.2008 12:03 Заявить о нарушении
Ага, я тоже боюсь! И давно уже охрипла по этому вопросу горланить... :)) Только все глухи...
Наталия Веденеева 18.04.2008 12:47 Заявить о нарушении
да я не то, чтобы "присваиваю" - про собственничество , наверное, неправильно, выразилась. я не считаю понравившиемся стихи СВОИМИ. мне про свои как раз, наоборот, интересно слушать. а тут - нет.
может, и правда дело в том, о чем говорит Алена.
автор-читатель - это всегда диалог. причем один на один.
когда прибегает толпа - пусть даже с самыми интересными оценками - нарушается эта связь ДВОИХ. интимность какая-то теряется, что ли. да и стихи от такой повального критического натиска чахнут. прекрасно помню - на критическом конкурсе Алены и Бориса стих Алены - который мне нравился!! -к концу конкурса уже видеть не могла. он уже был полностью вытоптан. в нем не осталось ни одного живого места. и только где-то через месяц я его специально перечитала - как он?? жив??
удивительно, но был жив. но чтобы прийти в себя после встречи со стадом критических мамонтов, стиху потребовалось время.
так и тут.
сейчас от всех представленных на конкурс стихов меня буквально тошнит. но, надеюсь, это временное явление и они все тоже очухаются.
Алена, когда ты разобрала моих "космонавтов", я, признаться, потряслась. ты написала именно о том, о чем писала я сама. часто бывает по-другому. автору приписывают то, о чем он и думать-то не думал. это тоже интересно. почему бы нет. разные прочтения и так далее.
но у тебя было просто полнейшее попадание.
Анука 18.04.2008 12:47 Заявить о нарушении
а я вот, например, в отличии от собравшихся, стихи писать ненавижу. меня добровольно заставить их писать фактически невозможно. и больше чем в течение часа я их писать не умею. поэтому меня вполне устраивают блицы.
но, естественно, в зависимости от темы и под настроение.
Анука 18.04.2008 12:52 Заявить о нарушении
Как жалко, Симон, что мы с Вами по разные стороны "баррикад"... :(
Вот, тепрь я просто в отчаянии! Это очень яркий показатель нашей общей необъективности! Мы подходим ко всему с РАЗНЫМИ (вкусовыми) мерками...
Понимаете, я никогда бы не выбрала, не посчитала бы лучшими те стихи, которые прошли отборочный тур! И тем легче мне было их критиковать - именно, КРИТИКОВАТЬ, потому что все изъяны, с моей точки зрения, торчали напоказ. И моя ёрническая критика была рождена именно этими факторами: мне хотелось показать читателям: неужели вы не видите нелепостей? ЧТО вам там понравилось-то??? Но вижу теперь, что те, кто отвергает "умную поэзь", те отвергнут и "вумную критику"... Тогда чего биться лбом? Если критики тоже, под стать поэтам, блуждают в лабиринтах психологических эффектаций и напрочь не приемлют логику... :(
Наталия Веденеева 18.04.2008 12:57 Заявить о нарушении
Анна, вы меня спасли! Вот Никола пытался, но не получилось. Прийдётся вам в подарок рассказать, как ваше имя переводится с иврита, если интересно. Анна, принесите стиш на ежевику, до понедельника Саре на мыло.
Может, я действительно обьелся сти-ий. Но конкурс классный.
Лена, пусть подольше повисит, материал для размышлений хорош. Я конечно и в архив зайду.
Симон Слуцкин 18.04.2008 13:03 Заявить о нарушении
И "от критики" и "от сочинений в тему" - боюсь перестать слышать, а начать - "как надо". Но и не участвовать - никак, от такая загогулина.
Никола 18.04.2008 13:05 Заявить о нарушении
даже если ты пишешь для себя по заданию-на блиц-на конкурс - неважно - из себя можно достать только то, что в тебе есть.
Симон. Анна на иврите??? благодать, вроде.
или вы про Ануку???
про Ануку не знаю.
а что это??
приличное????
Анука 18.04.2008 13:21 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 13:29 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 18.04.2008 13:32 Заявить о нарушении
Смысл критики я вижу не в эстетских переживаниях критика, а в реальной помощи автору - увидеть свой стих стостороны, увидеть недостатки и недоработки.
Я вроде уже спрашивал Вас - неужели Вы знаете рецепт и можете подказать автору, как вдохнуть "поэзию" в стих?!
А если нет, то какой смысл в Вашем эстетски-личном подходе.
Вы не приемлете в критике указаний на элементарные огрехи?
Пусть даже если стих пропитан этой самой "поэзией".
Вы считаете, что "поэзия" - индульгенция на все случаи жизни?
Что раз "поэзия" есть то можно писать криво косо, грамматическии безграмотно,
с фактологическими и логичесикми ошибками?
И еще - с чего Вы взяли, что Ваше понимание "поэзии"
самое правильное и единственно возможное?
Разве Тотализатор Вас ничему не научил?
Там - нередкая ситуация когда один и тот же стих одни
эстеты и знатоки "поэзии" ставят на первое место,
а другие - тоже эстеты и знатоки - на последнее.
Именно поэтому критик должен уметь воздерживаться от сугубо личных впечатлений и переживаний, не заходя далее того, что более-менее внятно сумеет объяснить.
А засилие нравится-не нравится поэзия-непоэзия приводит к тому, что скажем на том же тотализаторе полным полно технически корявых стихов.
Стихира и так катастрофически переполнена подобным подходом (в большинстве случаев к тому же фальшивым).
Ну вот сходил недавно на страницу Сопина.
Восторженных отзывов полно.
А корявые опечатки - висят не один год - ну никто из эстетов их не заметил.
Это видимо, по Вашему рецепту - читают сердцем.
И опять приходится повторять - критика пишется не только для автора.
Многим медицина уже не поможет.
Но вот читателей натолкнуть на определенные мысли может.
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 16:41 Заявить о нарушении
Тимофей.
то, что вы называете указанием(!!) на огрехи, я например, часто считаю настоящими поэтическими находками. и не дай бог автору от них избавляться.
Анука 18.04.2008 17:19 Заявить о нарушении
Степ 18.04.2008 17:42 Заявить о нарушении
Ну вот опять Вы про свое.
Вы предметом для критики считаете, судя по всему, Ваше личное видение "поэзии".
У меня другой подход - даже если я не вижу "поэзии" в моем понимании, но вижу технические, смысловые, композиционные итп огрехи - то для меня предмет критики есть.
И - ну сколько раз повторять - рецензии пишутся НЕ ТОЛЬКО для авторов.
А еще и для читателей.
Ну почему Вы считаете, что если в данном конкретном стихе нет "поэзии" то не стоит учить автора элементарной грамотности и правильной технике, правильному пониманию законов стихосложения?
И еще одно - для меня бесспорное.
В поэзии форма является неотъемлемой частью содержания.
Для меня коряво написанный стих с отвратительным звуком, кривой грамматикой, смысловыми ляпами, дурацкой композицией - это не поэзия, какой бы "поэтические находки" там ни присуствовали.
И не далеко не только для меня.
"не в склад и не в лад, поцелуй кобылу в зад" - Устами младенцев....
И стихи, набитые фактическими ошибками и непонимаем того о чем пишешь - тоже не позэия. Вот скажем в Тотализаторе на космические темы - большинство продемонстрировало кухонные "знания" в астрономии и астрофизике. И псевдофилософия на ровном месте...
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 18:28 Заявить о нарушении
Ваше право конечно, считать заявления типа, что столица Дании - Париж поэтическими находками.
Или, ближе, густую темноту во время полнолуния.
А для меня - это ляпы.
И для любого здравомыслящего человека, голова которого не задурманена "паезью".
Впрочем. Ваше право лично для себя считать все что угодно.
Но упрекать критика в том, что он эти ляпы отмечает...
И вообще, почему Вы не вступили в обсуждение там где этому было отведено место?
Мне было бы интересно узнать, в чем я по Вашему мнению дал маху.
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 18:36 Заявить о нарушении
Да, забыл про Ваше предложение написать стих.
Мне кажется, это выльется в очередной тур Тотализатора.
С весьма произволным толкованием соответствия теме, и произвольными оценками по произвольным критериям.
С уважением
Тимофей Бондаренко 18.04.2008 18:49 Заявить о нарушении
я говорила не о том, что Париж столица Дании, а о вещах гораздо более тонких. могла бы привести пару примеров из вашей "критики", но зачем??
вас все равно ни в чем не переубедишь, а все остальные всё и так понимают.
Анука 18.04.2008 19:06 Заявить о нарушении
Рада, что обсуждение критики все же состоялось! Тимофей, соглашусь с Анукой:) иные шероховатости стоят совершенства.
Ведь что такое идеальная красота? красива ли пустыня? а что в ней? она пустая, в ней жарко и ужасно ветрено. Красива ли тундра? в ней так холодно. Меленькие цветочки пригибаются к оленьему мху (моху, мхе...:) никогда не знаю:) знаю какой он на вкус! знаю, что он в сравнении с розой выглядит мочалкой, а ведь если вглядеться в него: там целый мир! Так и стихи, наверное.
Светлана Митрошенко 18.04.2008 19:23 Заявить о нарушении
Вы рассказываете правду о стихах так, как Вы ее видите. И все же это только половина правды? мне так кажется
Степ рассказывает свою правду, но и она не полная?
А где вся правда?
Светлана Митрошенко 18.04.2008 19:36 Заявить о нарушении
Ветер нам утешенье принес,
И в лазури почуяли мы
Ассирийские крылья стрекоз,
Переборы коленчатой тьмы.
И военной грозой потемнел
Нижний слой помраченных небес,
Шестируких летающих тел
Слюдяной перепончатый лес.
Есть в лазури слепой уголок,
И в блаженные полдни всегда,
Как сгустившейся ночи намек,
Роковая трепещет звезда.
И, с трудом пробиваясь вперед,
В чешуе искалеченных крыл
Под высокую руку берет
Побежденную твердь Азраил.
Симон Слуцкин 18.04.2008 19:52 Заявить о нарушении
:)
сейчас, я вчера видела красивую цитату, если найду, принесу:)
Светлана Митрошенко 18.04.2008 20:17 Заявить о нарушении
Ирина, пожалуйста, если Вы знаете о чем речь:) буду очень рада, если Вы и здесь эти слова процитируете. Галопом промчалась, увидела, что ОНО, а потом уж и не вернулась, чтобы прихватить с собой:)
Светлана Митрошенко 18.04.2008 20:29 Заявить о нарушении
"Указание на недостатки" - ну есть в человеке нерастраченный педагогический дар - вот и указывают, я так - не возьмусь учить всю стихиру. Тут только смешно часто - критики "от грамматики" бывают полуграмотны, скажем так - нормы, существовавшие до реформы 53 года, им неведомы. Или наоборот - в конкурсе было про "довлеющий" - человеку известен один вариант значения, самый древний, вернее он считает только его правильным - но апломбу!
Я, честно говоря, думаю, это склад личности такой, ибо педагог - человек, который должен уметь себя ощущать выше. Хорошо, когда основания к такому ощущению наличествуют.
А, условно - поэзия/непоэзия - это совсем другое, это "критика как собственное суждение", грамматика, словоупотребление, "разбор по членам предложения" - здесь лишь та часть, что может, при авторской неудаче - помешать, смазать восприятие.
Здесь - психологические, эстетические и художественные критерии в индивидуальном наборе читателя.
И мне такой подход интересней - я умею "считать слоги", да, но не очень хочу делать это за других.
Посмотрите ещё - кто за "грамматическую критику" - те спорят - в будующем конкурсе надлежит разобрать только три или целых 18 стихов?
Те, кто ближе ко второму подходу, говорят, что пусть стихов будет полно - но мы сами выберем, на что откликнуться.
Вот так.
Не в обиду "грамматикам" - "сейте разумное...", я же желаю пожать, что мне ценно, и сказать, умно и умело, спасибо - автору, взрастившему Слово.
Никола 18.04.2008 21:30 Заявить о нарушении
А вот коней менять на переправе не следует (ИМХО). Для участников, не выполнивших условия состязания, можно учредить "приз зрительских симпатий", но включать их в общий реестр, на мой взгляд, не вполне справедливо. Прошедший конкурс создал прецедент - победителем стала обстоятельная, интересная, оригинальная, но ЕДИНСТВЕННАЯ написанная участником рецензия. Всё-таки конкурс есть конкурс, с изначально прописанными условиями. Может быть, если бы остальные участники знали о таком развитии событий, они тоже не тратили бы силы и время на разбор неблизких им стихотворений и выложились бы на одном-единственном разборе.
На этом конкурсе я специально не стала надевать профессиональные доспехи и говорила о стихах с точки зрения простого читателя. Результат показал, что это не вполне верный путь. Всё-таки терминология и подробно расписанные схемы, а также структурирование и работа со словарём оказывают завораживающее воздействие на публику :) А я почему-то некстати вспомнила, что поэту многое позволено, и мерить его грамматиками и словарями - слишком простой и механический путь. Ладно, в следующий раз обещаю исправиться ;)
Смарагда 19.04.2008 00:52 Заявить о нарушении
Смарагда 19.04.2008 00:54 Заявить о нарушении
Вы ведь сами на замечаете, как начинаете вещать за всю Одессу.
И почему-то полагаете, что у Вас для этого больше оснований, чем у меня, например.
"все остальные всё и так понимают"(с)
Типа - Тимофей тут один дурачок, а остальные все умные.
Ну хорошо, объясните тогда почему на том же тотализаторе, "остальные", которые "все понимают", ставят один и тот же стих кто на первое, кто на последнее место?
Жду.
И - ответная любезность - "все понимают" - это как собака, которая все понимает, только вот внятно сказать не может?
А серьезно - большинство того, чем Вы склонны восхищаться для меня - откровенная дешевка.
И дело не в том, что я не вижу выдрюков, а в том, что я ценю их не очень высоко.
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.04.2008 01:04 Заявить о нарушении
И не подумаю спорить - есть своя красота и очарование и в пустыне и в тундре.
Но я за то - чтобы эту красоту и очарование находили в самой пустыне, а не приклеивали к слову "пустыня" черт знает что, да еще к тому же и коряво.
Увидель поэзию в реале, и суметь передать - намного труднее чем насочинять выдрючистых словосочетаний.
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.04.2008 01:26 Заявить о нарушении
:)
Светлана Митрошенко 19.04.2008 02:28 Заявить о нарушении
Понимаете, тут получалось, что у нас не было призов зрительских симпатий. Поскольку все решалось читательским голосованием.
Даже не представляю, как можно решить эту проблему. Она осложнялась еще и тем, что у некоторых авторов, которые, вроде, выполнили формально условия, но... Скажем, один участник написал в одном предложении свою оценку о программном стихотворении. Другой: написал два разбора полномасштабных, остальные три - были весьма формальными. Фактически с конкурса пришлось бы снять не менее восьми работ.
Изначально и задумывалось, что работы, не выпоненные в полном объеме будут сняты с конкурса, но... оказалось, что полностью программу выполнило всего 9 участников.
И мы с Аленой пошли на этот риск, он показался нам меньшим, чем если бы вообще отбраковать все работы.
*
Наконец-то!:) а то за звуками фанфар не слышно было справедливых упреков. Теперь все становится на свои места. Теперь мне не страшно! Самая ужасная правда о нашем конкурсе озвучена!
Нарушение регламента привело к созданию прецедента. Что в будущем будет необходимо учесть.
Светлана Митрошенко 19.04.2008 03:01 Заявить о нарушении
Свободный выбор на что откликнуться подрывает основополагающую идею любого конкурса - все должны быть поставлены в равные условия, хотят они этого или нет.
Грамматика тут вообще ни причем.
Критик, который может что-то вразумительное сказать только по поводу того, что ему "легло на душу" - никакой не критик вообще.
Безотносительно к тому, с какой стороны он подходит к стиху.
Это эстет, ценитель, может даже очень крутой, но не более.
Человек, идущий от своих личных пристрастий.
Не вижу никаких оснований "подымать" такой подход.
Ну как в любой профессии.
Эксперт - это не тот, кто может что-то серьезное сказать только об избранном.
Шофер - не тот, кто в состоянии проехать только по любимой улице.
И если Вы хотите участвовать в конкурсе шоферов - не требуйте чтоб Вам выдали на выбор 18 трасс, а Вы выберете только 3 по своему вкусу.
Ведь смысл конкурса - сравнить разные подходы к одному стиху.
А как можно объективно сравнивать результаты на различных трассах?
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.04.2008 05:33 Заявить о нарушении
Черный Георг 19.04.2008 05:47 Заявить о нарушении
Сами понимаете, у меня дела государственной важности до обеда, потом, наверное, сиеста будет... Надеюсь, что организаторы до моего пробуждения найдут организационные формы, в которых я мог бы Вам ответить.
Вячеслав Мудрый 19.04.2008 08:57 Заявить о нарушении
Относительно организации конкурса предлагаю:
Для обязательного разбора 4 текста, из которых критик в праве выбрать только 2. И ещё 8 текстов, из которых критик в праве выбрать ещё 2 по своему усмотрению. Итого 4 текста.
Таким образом, мы имеем большее колличество авторов (12, а не 5) и интерес к конкурсу больше, и авторы, которые не входят в первую пятёрку имеют возможность для переосмысления текста. И самое главное, у критика появляется шанс сказать ещё не сказанное. А то после 5 или 6 рецензий очень тяжело обнаружить новый подход.
Продлить по времени максимально, скажем 2 или 3 недели. Рулетка может быть, она не мешает.
Спасибо Светочке за коллосальные усилия и желание!
С уважением
Симон Слуцкин 19.04.2008 09:55 Заявить о нарушении
Слава, это ты о чем? Мне показалось, что ты отказался от обоих предложенных форм. Нет?
***Любая выбранная в следующий раз форма проведения подобного конкурса все равно всем мила не будет. Но, согласна, 6 стихов для разбора — это много. Думаю, что три – наиболее оптимальное число. Чтобы удовлетворять пожеланиям наибольшего числа потенциальных критиков, то какое-то количество стихов (1-2) должны быть в обязательной программе и какое-то (те же 1-2) - по выбору..
Спасибо всем за постконкурсную дискуссию. Это поможет в следующий раз делать конкурс более совершенным.
Миронова Елена 19.04.2008 12:11 Заявить о нарушении
Позвольте выразить мое почтение и благодарность всем ведущим конкурса критики (и, конечно, всем конкурсантам).
С уважением
Сергей Вотинцев 19.04.2008 14:38 Заявить о нарушении
:)
Светлана Митрошенко 19.04.2008 15:44 Заявить о нарушении
Тут неоднократно озвучивалось, что трудно сказать что-то новое после 5-6 рецензий.
Лично у меня таких проблем нет.
Я (и здесь и на Тотализаторе и в других аналогичных случаях) принципиально не читаю других рецензий, пока не вывесил свою.
А почему бы не провести в таком формате - рецензии собираются ведущими в темную, и потом вывешиваются для обсуждения.
Тогда вышеупомянутые жалобы отпадут сами собой.
Как и подозрение, что рецензенты что-то списывают друг у друга.
А так как есть - если критик не может удержаться и читает других, пежде чем написал свое - очень трудно застраховаться от хотя бы невольного заимствования.
И невольного влияния более авторитетных товарищей.
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.04.2008 21:04 Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Светлана Митрошенко 19.04.2008 21:11 Заявить о нарушении