Неточные рифмы
Нечто подобное наблюдается среди рифм. Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.
Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:
река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах
Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:
реКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль
Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:
взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма
и так далее, несколько десятков слов может легко подобрать любой.
Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:
признательность – внимательно
Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.
Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:
вороны – ворвани
В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:
ВОРоНы – ВОРваНи
Ещё пример:
лебеди – лепете
Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:
ЛЕбЕди – ЛепЕте
В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:
палИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»
Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:
КоЛодца – КЛянётся
Здесь в первом слове добавлено первое «о», второе «о» замещается созвучным «ё» во втором, во втором же добавлено «ян», наконец, звонкие согласные замещаются глухими («дц» - «тс») и концевое «а» замещается на «я».
Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.
Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:
вуалЕткА – проспЕктА
зАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо
В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.
Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:
скатерть – кстати
В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».
скатерть – эстакаде
Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».
Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.
Свидетельство о публикации №108032103650
Приведу примеры для наглядности:
(про жука)
"В блюдце он разлёгся толстый,
Крылышки блестят на солнце,
И жужжит в варенье лёжа,
Выбраться никак не может..."
или:
"У кормушки, очень скоро,
Появились воробьи.
Вот, чирикая задорно,
Пообедали они..."
далее:
"За забором нашей дачи
Небольшой заросший пруд.
Мне сказал соседский мальчик,
Что лягушки в нём живут..."
И т.д и т.п.
Прошу прощения, но я считаю, подгон под использование неточных рифм(или, как кто-то метко их окрестил - притянутых за уши, а я называю их "детскими") неких "академических" теорий и толкований, обычной профанацией поэтического искусства в пользу авторов с бедным словарным запасом, либо слабо владеющих языком, либо лентяев, не умеющих образный строй стихотворения оформить точной рифмой.
С уважением,
Олег Горин-Багдадский 22.03.2024 13:35 Заявить о нарушении
Никита Брагин 24.03.2024 22:23 Заявить о нарушении
"До Эйфелевой – рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас – такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?».
Цветаева.
Что это? Высокое искусство? На Стихи.ру такого... вагон и маленькая тележка :))
С уважением,
Олег Горин-Багдадский 25.03.2024 07:04 Заявить о нарушении
Никита Брагин 25.03.2024 09:26 Заявить о нарушении
Никита Брагин 28.05.2024 18:20 Заявить о нарушении
Никита Брагин 28.05.2024 22:44 Заявить о нарушении
Никита Брагин 28.05.2024 23:43 Заявить о нарушении
Никита Брагин 29.05.2024 07:28 Заявить о нарушении
Никита Брагин 29.05.2024 22:41 Заявить о нарушении
Никита Брагин 02.06.2024 09:37 Заявить о нарушении
Здравствуйте.
Нравится – красавица – это точная рифма. Также как и его – вещество. Йотированная рифма канонизирована Жуковским и с того времени относится к точным, как точную рифму её в зрелом своём творчестве использовал Пушкин. По-видимому, звук [й] менее всего влияет на звучание в женских рифмах, находясь (или отсутствуя) в конце слова. Также некоторые редуцированные (безударные)гласные могут не настолько сильно различаться в созвучиях: разом – разум, чтобы помешать достаточной точности созвучия.
С уважением
Сева Севастопольский 29.12.2024 09:26 Заявить о нарушении