Коэльо

 Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А. А. Блок

  Когда-то один из профессоров этого университета сказал мне, что «Пауло Коэльо – единственный писатель современности, который пишет о духовном».
        Я не так хорошо знаю писателей современности, чтобы спорить о том единственен ли Коэльо в своем роде, но то, что он пишет о духовном, надеюсь, ни у кого не вызывает противоречий.
        О Пауло Коэльо, как и о его книгах, можно говорить бесконечно. Его жизнь целиком и полностью состоит из противоречий, и часть своей жизни (а может, и всю) он перенес в свои произведения. Может, поэтому они вызывают такой интерес – потому что они... настоящие?..
  Короче говоря, Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро 24го августа 1947 года. С детства мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии слово «художник», «писатель» было синонимом слова «гомосексуалист», «наркоман», «коммунист» и «бездельник» (искусство было запрещено военной диктатурой). Беспокоясь о будущем сына, и пытаясь оградить его от преследования властей, родители отправляют 17-летнего Пауло в психиатрическую клинику (так вот откуда материалы к «Веронике...»!). Выйдя оттуда, он становится хиппи, основывает подпольный журнал «2001», в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис; пишет тексты анархических песен (Raul Seixas). Это приносит ему богатство и славу. Но вскоре темы его стихов привлекают внимание властей: его обвиняют в антиправительственной деятельности, трижды арестовывают и подвергают пыткам. Выйдя из тюрьмы, Коэльо много путешествует. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 году. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований. После паломничества по пути в Сантьяго де Компостела, Коэльо начинает писать.
       Все книги Коэльо индивидуальны, все они своеобразны, но их всех объединяет одна общая черта – желание не запихивать их подальше на полку. Подсознательно это присуще даже тем людям, которые морщат нос при фразе «творчество Коэльо» (люди из области «мы любим аматорское кино и ходим на американские ужастики» или же «мы читаем исключительно Фрейда, а в общественном транспорте заворачиваем Маринину в бумагу, чтоб не видно было обложку»). Даже у таких, и то рука не поднимается поставить книги Коэльо дальше, чем стоит «Война и мир».
        Переходя к вопросу о творчестве Коэльо, я хотела бы поговорить о таких его книгах, как «Алхимик» и «Заир», в большей мере сосредоточившись именно на «Заире». Я объединила их, хотя может, это и не очень правильно, но мне кажется, что они написаны в одном ключе, хотя по сущности своей очень разные. Например, «Алхимик» - это притча о бедном пастухе из Бразилии, а «Заир» - история успешного писателя, живущего в центре Парижа.
  Что же их объединяет? То, что они оба живут в полном смысле этого слова? Или то, что они оба вне зависимости от ситуации (от той, в которой надо только выжить, победив пустыню и до той, когда просто хочется пройти по льду замерзшего фонтана, не замочив ноги) идут до конца, как бы не хотелось на все плюнуть и бросить? Или же то, что они оба по-настоящему любят? Или то, что они оба ищут свое настоящее «Я»? Что же?
        Знаете, я иногда удивляюсь (часто это приятное удивление, столь же частое – испуг) до чего не предсказуема человеческая природа. Например, один мой знакомый говорил, что самое большое открытие в его жизни – «что есть все-таки на свете нормальные люди». Господи! Человеку почти 40 лет, все, чего самый притязательный ум может пожелать, он достиг, он даже заслужил право сказать «в это время суток я предпочитаю Мозольское белое 76-го года левого берега озера Гарда». Человек, которого у меня не поворачивается язык назвать простым именем «Саша» - настолько, мне кажется, плоско и примитивно прозвучит это в его сторону – поэтому и я, и еще некоторые его знакомые называют его исключительно «Алекс». Бесспорно умный, начитанный, обаятельный, красивый (даже в его 39, а свои 17 я могу посмотреть на него, как на мужчину и сделать правильные выводы) человек сомневался, а может и до сих пор сомневается, что на свете есть нормальные люди? Как же так? Веди один в поле не воин... Хотя с другой стороны, человек, который играет один – никогда не проигрывает... А может, я чего-то не понимаю? Или как всегда не там где надо пытаюсь читать между строк? Опять эти непонятки из области «недоперепил»... Или, как он сам говорит, «никогда не узнаешь глубину души, пока в нее не наступишь».
        Так вот, человеческая природа. Когда я читаю книги Коэльо, мне кажется, что я случайно открыла чужой дневник и, говоря юридическим языком, «совершаю вторжение в частную жизнь». Насколько жизненно, реалистично (какими бы ужасающими не были эти реалии) и в тоже время непредсказуемо и ненавязчиво пишет Коэльо. Он пишет о том, что в повседневной жизни ну никак не может вызвать у нас интерес, и показывает это настолько жизненно важным, что я порой удивляюсь – как же я жила все это время, не прочитав «Алхимика»/»Одиннадцать минут»/«Заир» и т.д., и не знав таких примитивных, но необходимых вещей?
        Прочитав «Алхимика», а позже и «Заир» я многое поняла. Я поняла, что движет всей нашей жизнью, Солнцем, Луной, планетами, человеческой судьбой, причинно-следственной связью, ветром, движением ручки по бумаге, алкоголизмом, разведением южноафриканских тушканов... Это – желание. Твое собственное, самое незначительное и самое сильное желание. Захочешь съесть бутерброд – «вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось», захочешь пройти по своему Пути – то же самое, не захочешь – перечитай «Обломова».
        Хотя я не могу сказать, что «Алхимик и «Заир» - это аксиомы, которые лежат в основе всего. Нет! С теориями «Пути» и «Желания» можно и нужно спорить. Как спорили Эстер и ее муж, как спорили Сантьяго и Фатима – спорить, но при этом не забывать, что есть черта, за которой начинается неоспоримое.
        В чем же состоит сущность «Алхимика» и «теории Пути»? Только лишь в том, что «чем дальше пройдешь по своему Пути, тем сильнее он будет определять твою жизнь»? Вот это, наверное, тот самый момент, в который можно начинать спор. Ведь силу воли еще никто не отменял. Да, конечно, доля случая в любой ситуации играет значительную, но, по-моему, далеко не решающую роль. Любую ситуацию, в которой главную роль будет играть Его Величество Случай можно создать своими руками. Хотя, в принципе, случай и человеческое желание, человеческая воля не могут существовать друг без друга. В конце концов, даже наша планета возникла благодаря случаю – что-то там где-то там вдруг взорвалось. А вот дальше уже все развивалось именно благодаря желанию и воле.
        А, в принципе, об этом и толкует Алхимик. Просто порой очень неприятно почувствовать себя песчинкой в огромном вихре событий, не зависящих от тебя. Гораздо приятнее считать себя творцом своей (а может и не только своей) судьбы. Пусть и никудышным творцом.
        Хотя, если рассматривать этот роман Коэльо с другой стороны, можно сказать, что желание человека – ничтожно. Ибо – мактуб.
        Переходя к роману «Заир» я хочу начать с его краткого описания, так как он гораздо менее читаемый, чем «Алхимик». У главного героя бесследно исчезает жена. Он перебирает в уме все возможные варианты – похищение, шантаж, - но только не то, что Эстер могла просто уйти от него, не сказав ни слова. Постепенно мысль о ней становится наваждением. После долгих и мучительных поисков он осознает, что любовь – это прежде всего свобода, и это понимание в конце концов приводит его к любимой...
        Это вариация на тему любви. Любви и разлуки. Разлуки и осознания истины.
        Знаете, на месте Эстер я бы поступила точно так же. Ибо нет ничего на свете страшнее скуки, однообразия и фразы «в моей жизни меня все устраивает»; нет ничего ужаснее предугадывания следующего действия человека, который находится рядом с тобой; нет ничего хуже, когда человек не понимает того, что жизненно важно именно для тебя – будь то желание ткать ковры или вести репортажи с места военных событий. Это страшное слово «рутина»...
        Это автобиографический роман Коэльо. И, знаете, когда я прочитала его, я порадовалась за Пауло – он смог переступить этот порожек, сумел понять – и этим он счастлив. Если бы каждый мог понимать другого в полной мере (но именно понимать, а «не дочую, так добрешу» - нет, это совсем из другой оперы), мне кажется, на свете бы не было несчастных людей. Какая досада – мир неидеален, а человек – уж тем более...
        «Трудно быть Богом»... А богом своей (пусть такой ничтожной по сравнению с вселенной и вечностью) судьбы? Наверное, еще труднее... Поэтому, может быть, люди и придумали такое понятие, как «рок», «фатум», «судьба» - чтобы при случае было на что спихнуть свои неудачи? Вот и еще одно противоречие в романах Коэльо – как из песенки Винни-Пуха «вроде он есть, а теперь его нет».
        А вообще, это все ерунда – кто диктует правила, по которым можно мечтать? Главная задача, которая стоит перед любым человеком, которую прописывал и Коэльо, и еще черт знает какое количество писателей и поэтов, в частности, Пастернак – «Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»...
        «Ешь в час еды, а придет час пути – отправляйся в путь» - еще одна цитата из «Алхимика». Как вроде бы все просто! Делай, что должен, и будь что будет... Идиллия пофигиста... А как быть тем, кто не так по..., то есть, я хочу сказать не с таким безразличием относится к жизни? Обнять и плакать?!
        Хотя слепое следование указанием тоже не всегда хорошо – и яркий этому пример произведение Р. Рождественского «Отдать тебе любовь?». Вот уж действительно – стиль рабов... И опять этот извечный русский вопрос №1(кроме вопроса – «И почему Ной не убил тогда тех двух комаров?») – «Что делать?»...
        «Если мы хотим изменить мир, нам следует вернуться в то время, когда люди сидели у костра и по очереди рассказывали истории...» - это «Заир». А ведь правда! Часто ли вы разговариваете с ближним о своих проблемах? Мы говорим, что никому не доверяем и как минимум два раз в неделю плачемся кому-нибудь в жилетку... Как это глупо! Как бы тебе ни было плохо, всегда (!!!) найдется человек, которому еще хуже. Но и замыкаться в себе нельзя. Просто вредно для здоровья.
        Мне очень понравилась история, рассказанная Эстер о двух пожарных. Как это похоже на сегодняшний день!! Все мы – все без исключения – таковы. В первую очередь нас интересует то, что подумают о нас другие, а уже потом мы задумываемся о том, а нравится ли это лично нам. Люди скованы общественным мнением, хотя, в сущности-то, общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивали. Люди скованы своей судьбой. Все уверены, что цель жизни – это следовать какому-то плану. Никого не интересует, его ли это план, или ему по ошибке выдали план другого человека. Люди! А что будет, когда вы выполните этот план? Конец? Я не согласна, я не хочу жить по какому-то плану, я хочу следовать своим мечтам! Как Эстер, как Сантьяго, как Михаил, как Коэльо... Как же это тяжело... Потому что я – трусиха, потому что я знаю – я подумаю об этом завтра (как не права была Скарлетт О’Хара!!).
        Мне кажется, что Коэльо формирует в первую очередь в себе, а потом уже в других личности, ставит вопросы, на которые стыдно отвечать. Да и правда – кто ты, смотрящий эти строки? Ты думаешь, что найдешь здесь ответ, ил найдешь его в книгах того же Коэльо, да и всех остальных философов? Ты привык в своих бедах винить кого-то другого? Ты думаешь, что у кого-то жизнь лучше? Ты считаешь, что кто-то мешает тебе добиться большего? Ты привык что кто-то (или что-то – случай) решает за тебя? Ты мечтаешь, что придет кто-то и ты перестанешь быть одиноким? Ты мыслишь, что кто-то научит тебя жить? Так вот – этот «кто-то» и будет жить вместо тебя!!! Попробуй стать тем, кто с достоинством ответит на вопрос – «кто ты?», однозначно и всеобъемлюще – «Я!».
        Может быть, именно это пишет между строк Коэльо? Во всяком случае, я прочитала это именно так...
        Всему нужны предпосылки, всему нужен толчок (это как в поговорке – «Еж – птица гордая – пока не пнешь – не полетит»). Я знаю людей, которые менялись после книг Коэльо, меняли свое отношение к жизни, смерти, религии, свободе (в широком понимании этого слова). Путь, даже длиной в тысячу километров все равно начинается с первого шага. Для некоторых, может быть, этим первым шагом станет прочтение книг Коэльо... Хотя если ты хочешь начать все с нуля – до него надо еще долго ползти вверх, и может быть, кому-то именно в этом помогут книги Коэльо...
        А может, кому-то эти книги помогут реализовывать мечты, или хотя бы не бояться их... В «Заире» сказано – «Лучше лелеять свою мечту, чем взять и своими руками разрушить ее». А я с этим не согласна – лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано, нельзя огорчаться отливом – нужно разглядывать дно... А с другой стороны следует благодарить упущенные возможности за несовершенные глупости... еще одно противоречие?
        Счастливы ли мы в сомненьях своего счастья? Мечтаем ли мы о том, чтобы сбывались мечты? – И на эти вопросы между строк, написанных Коэльо, можно прочитать ответ. Даже если его там нет – нужно просто очень захотеть его увидеть.
       


Рецензии
На одной странице - здесь Блок и Коэльо - отличная идея!

_______________
thanksgiving

Валя Склеев   09.08.2024 01:18     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →