Дипломная работа в ИЖЛТ - I
Точка, точка – запятая,
Вышла рожица кривая,
Палка, палка – огуречик,
Получился человечек.
Человечек-инвалид
Мне печально говорит:
"Что в пустой ты бродишь школе,
Снова в детство хочешь что ли?"
(Виталий Калашников)
Однажды жила-была маленькая девочка. Потом она выросла и пошла в школу. И в этой школе она узнала о том, что существует удивительное и необъяснимое понятие, которое учитель по геометрии называл Аксиомой. Оказывается, аксиома – это то, что должно принимать без доказательств.
"Как странно", - подумала девочка, - "Разве в науке бывает что-то без доказательств? Без доказательств – значит на веру?"
Но самым удивительным открытием для девочки стала точка. Обыкновенная точка… точка… запятая – точка с хвостиком…
По словам учителя вся геометрия начиналась именно с этой точки, существование которой доказать было невозможно. Получалось, целая наука возникала из ничего, из пустого места. Но что в таком случае есть пустое место, если даже понятие пустоты становится невозможным?
Девочка посмотрела на пустой стакан. Неожиданно пустота потеряла форму стакана и заполнила собой все видимое и невидимое пространство. Теперь это была не пустота в стакане, а напротив - стакан в пустоте. Всё в пустоте. Стало очень страшно и одиноко, и девочка отбросила эту мысль, возвращаясь в привычную атмосферу школьных занятий, где голос учителя все еще дребезжал в заунывном монологе, пытаясь доказать, что, несмотря на отсутствие доказательств, геометрия является точной наукой.
Раньше девочка знала, что точка – существует, и не понимала, зачем кому-то понадобилась аксиома, утверждающая обратное. Известно, что точка бывает маленькая или большая, но при этом она остается точкой. Что же в этом научного или непонятного?
Выяснилось, что научного в этом – аксиома, а точка, на самом деле, - не существует. Не существует потому лишь, что – по словам учителя - может быть бесконечно мала так же, как и бесконечно велика. И какую бы малую или великую точку мы не рисовали, она может содержать в себе еще множество и множество бесконечно малых или великих несуществующих точек.
Девочка не решилась спросить, что же такое – бесконечность, и как в нее помещаются точка отсчета, точки пункта "А" и пункта "Б", точка на плоскости, которая являет собой, не что иное, как множество точек, распо-ложенных каким-то там определенным образом…
Все, все, все – состоит из точек… из - несуществующих. И девочка должна была принять это без доказательств, поверить?!! Как сложно.
Точка в пространстве, точка во времени – всё утратило свои очертания. Привычный мир рушился, окружая девочку чем-то аморфным, медузоподобным, и всё же - реальным. Как сложно.
Точка во Вселенной… насколько же бесконечно она мала? Как сложно.
А однажды девочка стала взрослой. И вместе с этим пребывание в реальности, состоящей из несуществующих точек пространства и времени, стало для нее привычным и, вроде бы, совершенно нормальным.
Только люди - перестали понимать девочку. Потому, что когда они выросли, они забыли, что точка не существует. Так было проще.
Девочка осталась совсем одна. Её звали Никита, и она не умела гово-рить. Так ей казалось… потому, что никто не отвечал на ее слова.
Свидетельство о публикации №108031303091