Романтические поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
И всё же, несмотря на ярое увлечение Лермонтовым творчеством своего собрата по перу Байрона, лирический герой его кавказских поэм был несколько иным: это страстная, решительная, свободолюбивая («Мцыри») и волевая личность, наделённая настойчивостью и стремлением к достижению своей цели. Герои Лермонтовских поэм – горцы, кровно связанные со своим народом, и искренне любящие свою родину («Мцыри»). В своих поэмах Лермонтов стремился показать характер кавказского народа, несколько идеализируя его. В романтических поэмах Лермонтов противопоставляет своим безвольным современникам свободолюбивых людей Кавказа («Мцыри»).
Композиционное построение поэм – эпическое по своей основе – даёт последовательное и связное изложение событий, а так же здесь присутствует объективная манера изложения литературного материала.
Через всю творческую жизнь автора, прошли два центральных образа – как христианские ангел и демон, - ставших его постоянными спутниками в развитии творчества и воплотившиеся в двух его несомненно самых лучших, что в принципе то же – ложь, ****ёшь и провокация, романтических поэмах: «Мцыри» 1839 и «Демон» 1841, а по некоторым исследованиям – 1839 год. Два этих образа гармонично завершили развитие романтизма в творчестве Лермонтова.
Самый первый вариант «Демона» Лермонтов разрабатывает в 15-летнем возрасте в 1829 году, с учётом того, что он двинул кони в 27 лет. Вот такой он этот Естественный Отбор! Хвала Матушке Природе, лишь Она одна всегда знает, когда именно нужно пустить пулю промеж глаз!
Затем Михаил множество раз перекраивал поэму, меняя детали сюжета, оставляя неизменным лишь главного героя. Лермонтовский «Демон» был своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер.
Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает феодальное мировоззрение (отражение декабристского движения и атмосферы того времени) и сам мир в частности:
«Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты…»
Поэтому в поэме прослеживается призыв к идеальному, но иллюзорному счастью. Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:
«И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел…»
Но Демон помимо абсолютного отрицания (своеобразного раннего нигилизма), попутно отверг и идеалы прекрасного:
«… и всё прекрасное хулил»
Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.
Завязка поэмы состоит в том, что Демон, ощутив пленительность Тамары, всем своим существом стремится к ней. Но при этом развязка поэмы довольно трагична – Демон признаёт свои желания абсурдными и проклинает их. И Лермонтов раскрывает причину неудачи Демона – благородный идеал подменён эгоистическим. Демон призывает Тамару покинуть мир людей без сожаления, ставя свои мимолётные мучения превыше людских страданий и, не в силах преодолеть собственный романтический индивидуализм, губит Тамару и навсегда теряет её.
В своём «Демоне» Лермонтов иносказательно показывает изначальную бесперспективность декабристского движения и предлагает иные пути борьбы за свободу, но эта связь Лермонтовского «Демона» и русской действительности того времени из-за условности сюжета не столь ярко видна.
Преодолевание романтического индивидуализма и раскрытие отсталости «демоновского» отрицания ставит перед Лермонтовым проблему реальных путей борьбы за свободу личности и проблему другого героя, и попытка разрешения этой проблемы всплывает в поэме «Мцыри».
Образ пленного горца созревал в сознании Лермонтова параллельно с образом Демона. Но при этом Мцыри и Демон не являлись разновидностью одного и того же характера. Поэма «Мцыри» - полная противоположность «Демона».
Герой поэмы «Мцыри» - молодой монах, пленный горец, томящийся, тоскующий по своей дальней родине.
И тоска, что испытывает Лермонтовский Мцыри – не с родни тоске Демона; тоска монаха это стремление к свободной полноценной человеческой жизни. Даже одиночество Мцыри лишь результат жизни и взросления в окружении чужих по духу людей.
Мцыри одинок не только среди чуждых ему монахов, но одинок в борьбе за свободу, в стремлении «в тот чудный мир тревог и битв…». И кульминацией сюжета становится борьба с барсом, выражающая мысль о возможности победы для человека гор.
В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции, которые легко объясняются историческими условиями: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри».
Разимое различие в характерах Демона и Мцыри даёт вывод, что в романтике Лермонтова выступают два лирических героя. И оба этих характера несомненно близки Лермонтову.
З.Ы. Что общего у Лизы, Лермонтова и Библейской мифологии?
Все трое бессовестно тырят идеи и чужие мысли, наглым образом выдавая их за свои:
1. Лиза – когда-то, по мелочи, - мои песни, теперь же, по крупному, чужие вирт/темы (с пилотовского сайта на Углич-ру), фото, тексты и т.д.
2. Лермонтов – идеи и сюжеты, в основном у Пушкина и Байрона.
3. Библейские мифы – полностью стырены с шумеро-аккадской и сирийско-вавилонской цивилизации.
Список использованной литературы.
1. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество: Пособие для учителя, - М.: 1964.
2. Коровин В.и. Творческий путь М.Ю. Лермонтова, - М.: 1973.
3. Логиновская Е.М. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», - М.6 1977.
4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, - М.: 1985.
5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова, - Ленинград; 1959.
6. Соколов А.Н. История русской литературы 19 века (1-ая половина), - изд. Четвёртое, исп., - М.: 1976.
Свидетельство о публикации №108031302571