О Бесах Федора Михайловича Достоевского

Вчера ночью я дочитал роман «Бесы» Федора Михайловича Достоевского. Тут же жадно изучил о нюансах и возможных вариантах издания, а главное об особом положении последней, 9 главы «У Тихона». Забегая вперед, хочу сказать, что ни о какой оторванности от романа, и сомнениях относительно подлинности главного героя в ней, не может быть и речи.
После сводки я стал вникать в критику, написанную г-ном А. Есиным, и помещенную, как нельзя лучше в самом начале, перед романом. Как нельзя лучше, ибо даже у самого отчаянного ума не хватит догадливости начинать с нее чтение самого романа. Впрочем, за поздним временем предприятия, прочитал я только 9 страниц. Хотя сейчас, на момент написания очерка, имею полную картину, представленную Есиным.
Было бы наивным полагать, что я один вгляделся в роман, когда остальные видят как бы «не то». И даже, напротив, скорее всё наоборот: как раз один я чего-нибудь и не заметил, если не сказать, что не заметил многого.
Это я говорю не с тем, чтобы обнаружить невнимательность собственного чтения – как раз нет – многие места знаю чуть не наизусть, предложения и абзацы перечитывались мною по 2-3 раза до полного понимания, и просто для удовольствия.
Говорю я это с тем, чтобы ясно представлять великость этого произведения, и прежде всего – великость в первом значении, значении величины и грандиозности замыслов, идей, характеров, судеб. В романе присутствуют на первый беглый взгляд до 20 сложных, идейных, сюжетных повествований, которые параллельны друг другу и часто переплетаются, и из которых каждое можно разбирать сколь угодно долго и сколь угодно вглубь. В этом мне и видится заведомая ограниченность любого из очерков.
Вместе с тем роман невероятно прост по композиции, по замыслу и для понимания. Что же касается героев – это, наверное, самое прекрасное, живое и фантастическое (по реализму описания) произведение. Впрочем, об этом и так многое написано, однако, всё же, еще не всё.
Всё начинается с эпиграфа, которых два, но которые, как бы одно. И условно его можно разделить на 2 части: первую над горизонтальной чертой (отрывок Пушкина) и вторую – под горизонтальной чертой – Евангелие от Луки, глава VIII, стих 32-36.
Над чертой: вы вглядитесь в этот пейзаж. «Сбились мы, что делать нам?» И потом вдруг страшная догадка: «В поле бес нас водит» И уже другая, еще страшнее и уже не догадка: «видно» Пушкину приписывают употребление этого слова в прямом смысле (в качестве безличного глагольного предложения). «Да кружит по сторонам. Сколько их?» - вот каков вопрос. Да их тьма! И вся эта тьма закружилась в маленьком губернском городе. Это – как бы предчувствие тех детективных и приключенческих событий, перевернувших город (своею мерзостью). Под чертой – Евангелие, которое как бы показывает, что сделают с этими бесами, «куда их гонят», кружащих над городом и над Россией. А им позволят войти в свиней и свиньи обезумят и погибнут, бросившись с обрыва. Да в людей позволят им войти. Из всех тех шатаний, происходящих по России, выйдут и войдут в людей. Чтобы спасти народ.
Впрочем, интерпретация этого образа, хотя и верна, хотя и ясна во всем, даже в словах и мыслях Степана Трофимовича, глаголющего: «Как, и тут озеро?», но вместе с тем, она и неполна в силу характера интерпретируемого источника. И развивать ее можно долго.
Но все-таки, они войдут. И это случится. За что? Почему это?
Все эти бесы, весь этот вихрь начинался не так и не сейчас. А в 30х,40х гг. XIX века. И начиналось, как обычно в этих случаях бывает, невинно, как бы играя, понарошку. Стало вдруг модным не верить в Бога. Если Вы человек ученый, как Вы можете веровать в Бога? Мы – либералы, мы – граждане мира, люди науки, - нам ли в Бога веровать? Я вас умоляю?!. И ведь сами-то по себе они были людьми неплохими, преимущественно, незлобными, с нравственностью, иногда даже как-то верили. Поэтому в целом ведь – это невинные забавы, и большей частью от нечего делать. Но они не подозревали, на что они замахиваются, даже представить не могли – без Бога человека оставить! Да «это» – то же самое, что победить народ безо всякой войны. Войти в государство с парадом и всех сделать рабами и все скажут, что так и должно быть. Основ не будет, России не будет, народа не будет. Действительно: «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» И вот как раз «это» уже следующее поколение очень хорошо представило, и – ! – поставило своей целью. И напрасно Виргинский из старого кружка Степана Трофимовича причитает: «Это не то, нет, это совсем не то!» Это – как раз именно «то». Дух показал себя; со всей мерзостью и безобразностью. Кстати, одно из любимых слов Достоевского – без Образа, без Образа и Подобия Божия, без искры Божьей, Без Благодати, одним словом просто – бес.
А Подобие Божие и заключено в свободной воле человека, выбрать быть с Богом – или без Него. А что они написали на своих знаменах: «Свобода! Воля!» Зачем свобода, от чего свобода, для чего свобода – об этом написано. Но о конкретной страшной бесовской подмене понятий – вот о чем хочу написать. Отнять, потушить искру Божью, значит отнять свободу. Обратите внимание в этой точке моего очерка разом на весь роман. Роман то – о том, что не верят они, что Бога потеряли. Лиза опускается на колени перед образом, а шалуны смеются. Россия молится, а они смеются. А в конце и Лиза соблазняется, да и как им можно не соблазниться? Тут надо взглянуть на Ставрогина Николая Всеволодовича. Сколько сил в нем, безпредельны они, а воли нет – ни к чему не направлен. Да это же бес. Бес невероятно силен. Доли сил даже самого слабого беса хватит чтобы все человечество истребить, всю Землю уничтожить, а воли свободной – не имеет, Бога трепещет и ненавидит. Это признаки его – и все они – в Ставрогине. Но откуда в нем эта сила, безразличие, бесовщина (а он страдает) – а Вы вспомните житие его – вот откуда! Это путь – затащить человека в безверие, в греховную бездну, а самое, самое главное – в безразличие, где их уже полная воля. И она совершилась в конце романа. Безразличие - это когда нет разницы совершить самое хорошее и великое или самое низкое и мерзкое. «Не бойтесь обижающего, не бойтесь бьющего, бойтесь безразличного».
И многое, что я здесь описал становится понятным только из одной главы, последней исключительной 9 главы «У Тихона» (по всем правилам стоило бы написать исключенной, но я не сдержался). И вместе с тем эта глава неразрывно связана с повествованием. И так уж получилось, что на ней сошелся клином белый свет и обстоятельства сами поместили её на самое видное место. Если бы её не было, то о греховности жизни Ставрогина конечно можно было бы догадаться, но, разумеется, не в таких масштабах. А что до существа «разумного и злобного», который приходит по ночам и сидит рядом на кровати – так это вообще бы осталось тайной. Ну и потом – глава то – покаянная. Это тот самый шанс, который дается любому грешнику, вообще любому грешнику, даже до самой последней минуты.
Роман заканчивается логически и это естественный исход. Ставрогин был генератором всех идеологий – идеологии Шатова, Кириллова, Верховенского, при этом совершенно не имел собственной – об этом писал Есин, но этого нельзя не отметить.
А без верхушки идеи сами жить не будут. На свободе оказался лишь Петр Степанович Верховенский, но и он придет к своему логическому концу.
О чем роман – видно из названия. О бесах. О воплощении бесовской сущности. Идеи – это только форма, только подступ к сознанию людей, заражающихся ими. Они входят в человека и губят его. Только входят бесы, а не идеи.
И сейчас над Россией кружат бесы, уже облекаясь и наряжаясь в другие идеи, входя в умы людей под другими лозунгами, призывая опять к свободе, разрешая все, кроме Бога, хотя и Бога для разнообразия позволяют.

P. S. И ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Это корень и причина всего. И над Степаном Трофимовичем это произносят и над Николаем Ставрогиным – это причина для обоих их: и людей и поколений. Поверхностное, легкое отношение к Богу - это самое страшное – корень безразличия.

8 марта 2008 года

Ниже привожу не вошедшее в очерк: Об этом выходе говорит Тихон (имя то какое): через веру, в послушание пойти, к Богу наконец прийти, гордость смирить, «посрамить беса». И потом, чтобы уже Николай Ставрогин смог сам себе простить (тут уже глубокий психологизм Достоевского встречается с уникальным христианским принципом – наверное самым гениальным – простить человеку то, что он сам себе простить не может, разрешить его, утешить его – Дух Божий – Дух Утешитель). К слову хочу сказать, что психологизм Достоевского и происходит из христианских принципов. И еще раз отсюда охватывая взором всё произведение и даже другие произведения – видно, что тема Федора Достоевского – путь человека к Господу, путь русского человека к родному Православию, который оказывается таким извилистым и неудобопроходимым и даже – фантастическим.


Рецензии
Достоевский - уже давно тот, кем нас *достали* "достоевские" (а не русские, - в книгах Достоевского русских, по меткому замечанию команданте Лимонова, а есть полуприглючившиеся "достоевские").
С Богом... без Бога... с Богом... без Бога... "На берегу маяк, а в море моряк. Маяк то потухнет, то погаснет. Видит ли моряк маяк?"
«Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» - ответ достоевских на Христово "кесарю кесарево, а Богу богово".

Боргил   19.03.2008 23:50     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за рецензию, как за иллюстрацию и живой пример того, что описано в романе.

Тимур Тимофеев   21.03.2008 11:38   Заявить о нарушении
"разрешая все, кроме Бога, хотя и Бога для разнообразия позволяют".
Так позволяют или нет? Позволяют, однако.... Вот и хорошо. Даже очень хорошо. А в Рассеюшке Достоевского с этим было проще. Это ренегату от Революции Достоевскому базлать про высшую Свободу-мимо-всех-свобод было дозволено...
"Какой я после этого капинан?" - взлёт мысли для "пьяненьких" "пауков из закопчёной баньки". Представить, что таким вопросом задавался хоть Ушаков, хоть Нахимов, хоть Маринеско? Хоть лейтенант Шмидт, хоть Отто Юльевич? Вне зависимости от веры или неверия в Бога того или иного из них? Размечтались, называется.
Такие вот "капитаны" и довели Рассеюшку Достоевского до Цусимы и Порт-Артура. А чуть позже - до крымской давки у причалов. "Бог"-начальник закономерно помог как верёвка удавленнику.

Боргил   21.03.2008 11:53   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2008/03/18/2123
Вот реальный Бес новейших, ельцепутимедведских времён - а не русский революционер XIX века, распинаемый и распинаемый трусливыми мракобесами!

Боргил   21.03.2008 12:02   Заявить о нарушении
Уважаемый! Избытком сердца глаголят уста. Речь Ваша горяча и будто даже злобна, и скорее всего это говорит о противоречиях и неустроенности внутренней, хотя, может я и ошибаюсь. Да - наверное ошибаюсь. Скорее всего. Но только "пришли жители и увидели бесновавшегося сидящего у ног Иисусовых (Господа Иисуса Христа!) одетого и в здравом уме." Спокойного. Хотя и Ставрогин вроде бы спокоен - безразличен - но это уже противоположное. На полюсах - спокойствие - на одном, безразличие - на другом. По середине же - одержимые, воинствующе идейные, злящиеся!

Тимур Тимофеев   21.03.2008 12:51   Заявить о нарушении
Противоречий и неустроенности своей не отрицаю. Не овощ.
Тем более что охранительное мракобесие образца позднедостоевских времён - с наши дни встало Фредди Крюгером из могилы. Ненадолго, но кровавую жатву оно уже начало снимать. Ещё немного - и будущее будет запрограммировано на закономерный кроваввый ответ. Мне бы этого не хотелось.
"По середине же - одержимые, воинствующе идейные, злящиеся!"
Так точно. ФМД если не в самой середине, но очень недалеко от неё.

Стрелы Эльфов   21.03.2008 14:14   Заявить о нарушении
Середина, это прежде всего та самая теплохладность, легкое поверхностное отношение к Богу. Именно оно - причина шатаний и одержимостью идеями. "Потушить гения", кстати, один из пунктов программы этих шатаний. Это мне пришло в голову, когда я увидел Ваше отношение к Достоевскому. Ну и дальше по списку. И еще было мной увидено и подмечено с интересом - насколько рьяно люди отстаивают чужие идеи, при этом веря в Бога поверхностно и как бы сверху. И наоборот веру имущий - старцы или монахи иные, хоть и верят горячо, но ко всем этим идеям посторонним относятся сдержанно, воюют духом, внутри. Да и зачем Вам лимонов, или Вы уже не личность. Напишите свое произведение, докажите, что у Достоевского людей нет, тем паче русских. И еще - не позволяйте навязывать Вам интерпретацию русской истории. Происходит то же что и в бесах - навязывание чьей-то воли под видом идеологии. Вы много кого перечислили но говорите цитатами. Но в любом случае это никак не нарекание Вам - это еще один взгляд на вещи.

Тимур Тимофеев   21.03.2008 21:23   Заявить о нарушении
Ну, здравствуйте, Фёдор Михайлович!

Боргил   22.03.2008 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.