Баратынский, Евгений Абрамович. Биография

1. Любовь! 2.Муза! Евгений Баратынский 1800-1844

Любовь

Мы пьём в любви отраву сладкую;
Но всё отраву пьём мы в ней,
И платим мы за радость краткую
Ей безвесельем долгих дней.
Огонь любви - огонь живительный,
Все говорят; но что мы зрим?
Опустошает, разрушительный,
Он душу, 'объятую им!
Кто заглушит воспоминания
О днях блаженства и страдания,
О чудных днях твоих, любовь?
Тогда я ожил бы для радости,
Для снов златых цветущей младости
Тебе открыл бы душу вновь.

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпою побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей, чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

*
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
 
*

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1800
Дата смерти: 29 июня (11 июля) 1844
Место смерти: Неаполь
Род деятельности: русский поэт
Евгений Абрамович Баратынский (другое написание — Боратынский; так подписана его последняя прижизненная книга «Сумерки», и ряд филологов признаёт основным этот вариант; 19 февраля (2 марта) 1800 — 29 июня (11 июля) 1844, Неаполь) — русский поэт.

 Биография
Отец — Абрам Андреевич Баратынский (1767—1810).

Родился 19 февраля 1800 в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии, воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 году за крупную кражу у отца одного из соучеников был исключён с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в лейб-гвардии егерский полк; в 1820 году, произведённый в унтер-офицеры, был переведён в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии. Полком командовал его родственник Г. А. Лутковский. В Финляндии (с наездами в отпуск в Петербург) унтер Баратынский провёл около шести лет до производства в прапорщики, после чего вышел в отставку, женился на Анастасии Львовне Энгельгардт (1826) и поселился в Москве. В 1843 году отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 г. Сочинения Баратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1869 и 1884 гг.

Творческая биография

Баратынский начал писать стихи ещё юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетнёвым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-«романтиков». Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенной яркостью отразились в первой поэме Баратынского, «Эда» (1826), которую Пушкин приветствовал как «произведение, замечательное своей оригинальной простотой, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных». Вслед за этой поэмой явились «Бал», «Пиры» и «Цыганка», в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и ещё более — влиянию «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы обычно ставятся всё же ниже лирических стихотворений Баратынского.

Могила Баратынского в Александро-Невской лавре. Последние годы Баратынского ознаменованы нарастающим одиночеством в литературе, конфликтом как с давними оппонентами пушкинского круга (литераторами вроде Полевого и Булгарина), так и с нарождавшимися западниками (Белинский) и славянофилами (редакция «Москвитянина»; тем и другим Баратынский посвящал эпиграммы). В 1842 Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов — «Сумерки. Сочинение Евгения Боратынского». Эту книгу часто называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.

Современники видели в Баратынском талантливого поэта, но поэта прежде всего пушкинской школы; его позднее творчество критика не приняла. Литературоведение второй половины XIX века считало его второстепенным, чересчур рассудочным автором. На такую репутацию оказали влияние противоречивые (иногда одного и того же стихотворения) и одинаково безапелляционные оценки В. Г. Белинского. ЭСБЕ (литературная редакция С. А. Венгерова) оценивает его так: «Как поэт, он почти совсем не поддаётся вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишён определённого, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания…»

Пересмотр репутации Баратынского был начат в начале XX века русскими символистами. Он начал восприниматься как самостоятельный, крупный лирик-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым; в Баратынском при этом подчёркивались черты, близкие самим символистам. О Баратынском тепло отзывались практически все крупнейшие русские поэты XX в.

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Библиография
 Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX в..
Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Собрание стихотворений Баратынского в первый раз издано в 1827 г. (2 изд., Москва, 1835; 3-е — 1869 и 4-е — 1884, Казань).

Стихотворения Баратынского много раз переводились на немецк. и французск. языки. Ср. «Рус. ст.» (1870 г., т. II, стр. 638—45), «Рус. арх.» (1868, стр. 141—47 и 866—72), В. П. Гаевский в «Современнике» (1853, № 5, в статье о Дельвиге), K;nig, «Litter;rische Bilder aus Russland» (есть в рус. переводе), Плетнёв, «Сочинения» (т. 4), Пушкин (в журнальных статьях), Белинский (т. I и II), Галахов в «Отеч. зап.» (1844 г., т. 37), Лонгинов в «Русск. арх.» (1864), С. А. Андреевский «Литер. чтения» (Спб., 1891), Венгеров, «Крит. биогр. словарь» (т. 2).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме
Баратынский, Евгений Абрамович Викитеке есть произведения автора. ; Евгений Абрамович Баратынский. Полное электронное собрание сочинений в трёх томах: Том 1: Стихотворения, Том 2: Поэмы , Том 3: Проза, статьи, письма.
Е. А. Боратынский «Полное собрание сочинений под ред. М.Л.Гофмана. Том 1. 1914»


Рецензии