Зеркало

Начало...

       Я представляю свою жизнь следующим образом. Начнём с самого начала.
       Внутриутробно жизнь казалась мне затеей довольно привлекательной. Наверно именно по этой причине я спешил жить. И родился недоношенным. Подозреваю, что не только телесно. Недоношенным родилось и всё остальное, что полагается в этом случае. Семь месяцев внутриутробной подготовки казались достаточным основанием, что бы считать себя человеком. Это был первый, но не единственный случай, когда я погорячился.
       Родившись, я кричал...
Все 2 кило 250 граммов кричали в лица медсестер.
Я кричал на врачей, соседей справа, соседей слева...
Я кричал даже на свою мать, вытянувшись мумифицированным батоном...
И продолжал бы кричать, если б не спал или не ел.
Мать улыбалась мне и вместе с молоком наполняла меня умиротворением. Пожалуй, в этот период оно и было безмерно полным. Оно могло быть определением слова «умиротворение» в толковом словаре.
       Я был лысым лет до трёх. Поэтому мама начинала заплетать мне косички с четырёх. Ибо мечтала о девочке.))
Я не в первый раз её разочаровал. ))
       Моё детство отпечаталось в моей голове двумя выдающимися событиями, которые на разные манеры пересказывались, обрастая невероятными подробностями. Мне порой, кажется, что я их начинаю вспоминать. Вкратце они выглядят так.
       Петербург (Ленинград) славен своими дождями. Они идут постоянно и периодически. Есть возможность не увидеть чистого неба месяцами. Промокает всё, от асфальта под ногами до жести на крышах. Пресноводные водохранилища от поребрика до поребрика. От стены до стены. От зимы до зимы. Да и зимой. Одним словом – Венеция.
И случилось моей маме прогуливать меня в коляске (первый, да и, пожалуй, последний мой автомобиль). Я лежу, смотрю тучи, безобразия под колесами не замечаю... Так вот именно… от поребрика до поребрика… море! Предательски безмолвно...
Она толкает коляску посередине… о-оп… Обходит с краю, по сухому.
Я смотрю тучи…
В середине лужи – кирпич. Судьба. Камень буквального преткновения.
Коляска тормозит мгновенно, окончательно, резко, как топор в полене, как гвоздь в стене. Я продолжаю движение...
Батон, окрепший после обильного питания, спеленутый, как душевно больной, между небом и водой в освобожденном… раскрепощающем… полёте… Чувства, эмоции не успевают образоваться. Сама природа определяет мне место в иерархии земноводных. Я даже плакать забываю…
Второй эпизод.
Папа покупает мне на забаву пластмассовый молоточек-гормошку с милым при ударе звуком изнутри. Стучит мне по голове... Пи- пи… Я удивляюсь.
Детская память избирательна. Я запоминаю. Пи-пи… Родители смеются, дети смеются. Всем нравится. В некоторый следующий день папа починял что-то по хозяйству. Присел счастливый отец ко мне, отдыхает...
Я ходить умею. Принес молоток – грубая, тяжелая имитация моего пи-пи-молоточка. И с лучшими намерениями…, усердием…, улыбкой…, искренно, с размаху засаживаю этим молотком, как учили и туда, куда показывали.
Папа меняется в лице.
В нем появляются нотки рассеянной сосредоточенности.
Всегда считал наказуемым лишь умышленное зло. Видимо, папа считал так же.

       Школа. Бунтарями и паиньками, отличниками и хулиганами нас делают идеи. Поскольку идеями я был не богат, осознав всю ошибочность и фальшь происходящего, искусственность окружающего мира, я без всякого интереса жил... Единственное, что увлекало меня всегда – это наблюдение. Я в который раз ловил себя на мысли, что слушаю ни что человек говорит, а как. Как он это делает. Не что говорит, а кто. Подобное качество напрочь лишало меня возможности понимать, вникать, запоминать информацию, учиться, иметь и развивать способности, стремиться овладевать специальностями, покорять вершины... Я жил и удивлялся не тому, что достигнуто, освоено, сделано, произведено, а кем, собственно, это всё... Мне всегда хватало своей жизни, своего наблюдения, своей оценки. Это не поощряется, это не продаётся. По сему иметь успех в жизни, где царствует информация, умение, работа, способность было не для меня. Я не проявлял интереса к наукам, практически не читал. При этом ни кто не считал меня глупым. Это настораживало, удивляло. И меня самого. Стереотип, который создавался по случаю чьей-либо неуспеваемости, не уживался со мной.
Я был внимательный, но успехов не делал.
Сидел и смотрел.
И толку никакого.
И не мешаю ни кому, но и пользы – ноль.
Я не огорчался, огорчалась мать. Я же, как мне и свойственно, наблюдал её огорчение…
Кроме того, что я не родился девочкой, я ещё и не родился отличником. Я это понял сразу, мама же к окончанию мной школы...
...Ну, я вообще не пойму, кто я такой и зачем. Именно это обстоятельство меня и заставляет противоречиво поступать.
Когда мне было 17 лет я поехал в Сибирь на речку Лена, где отработал навигацию (6 месяцев) на нефтеналивном танкере ТР-1027 водоизмещением в 1000 тонн в должности моториста-рулевого. Мы челноками скакали из под Иркутска (Киренский район), где брали авиационный керосин (ТС) и везли его на север почти до Тикси, загружали морские танкера. Природа чудесная. Погода теплая (целых 2 месяца : )). А поскольку танкера имеют способность к взрыву, то нам дополнительно платили, так называемые, «гробовые» плюс «северные». Короче, я приехал миллионером : )) И решил поступать в институт речного транспорта. Но заскучал, потерял интерес и не стал.
В армию пошел. Распределили в элитную дивизию особого назначения им Дзержинского. И как раз тогда, когда у нас всюду межнациональные конфликты, развал Союза, Грузия туда, Чечня сюда. В общем Вавилонский столб пал к моим ногам и больно их ударил )).
Нас сначала посадили в самолеты Ил-76, которых в свою очередь посадили в Ханкале (Чечня) на военном аэродроме, где мы сразу (естественно) попали в окружение бородатых ребят с зелеными повязками на лбу. Нам это не понравилось. Их миллион, нас пару батальонов. И мы стали пробираться в Осетию. Пробрались и встали на границе на блок-посты. Поймали племянника Дудаева с притороченным к днищу «Жигулей» калашом и пистолетом. Он обещал нас всех убить. Мы ждали. Не дождались. Героем не был. Стоял с таким большим пулеметом ПК.
Стоял и думал- "кто я?"...
Пробыв так 3 месяца (блок-пост, патрули), полетели в Москву. Там как раз путч намечался, ГКЧП, долой Горбачева! Даешь Ельцина! Таким образом я попал на обложку журнала «Огонек».
Вернулся... Помню месяц сидел дома в кресле в каком-то подобии оцепенения, не понимая, что жизнь другая уже... и не приладится к ней, не обняться и не похлопать по плечу... Потом какой-то человек спросил: "Чечня, солдат, воин? Пошли ко мне в охрану!" Я пошел. Опять оружие, которое я не любил...
 
Пришел из армии. Куда? Что умею? Пошел в охрану банка. Там повысили. Стал старшим смены личной охраны, т.е. телохранителем и начали мы возить директора.
 Закончил базовый курс" Академии Национальной Ассоциации Телохранителей России", работал с богатыми людьми, немецким миллионером, заместителем Генерального Секретаря ООН, встречался с Собчаком, Кудриным, знаю ребят из охраны В.В.П. (ведь это бывшая собчаковская охрана (была), кстати), занял 4 место на чемпионате города среди телохранителей...
Деньги. Появились. Заболел путешествиями. Кипр, Египет, Тунис, Индия, Тайланд. Работал только на путешествия. Пол года копил, брал в долг, ехал, следующие пол года отдавал, далее опять копил...
Потом я занялся йогой. Бхакти и Джняни йогой. И религиями в целом. Буддизм, индуизм, мусульманство, язычество, христианство. Цель была такова:
систематизировать мировые религии с целью вычленения сутей и доминантных смыслов. В результате получился кристалл. Алмаз. Наслаждался…))
Поехал в Индию к учителям. Прилетел в Дели (север), далее две недели сидел в деревне под Бангалором (юг), потом в Гоа(восток) и… полюбил этот народ. Цивилизованность, устроенный быт меня не интересовали. Интересовала история, ибо она там жива, как ни где. Люди там удивительные. В основном набожные, но добрые и даже наивные. Учил мантры. «Ом саишварайа видмахе сатья девайа тхимахи тана сарва прочодаят» например : )) Забыл сказать, что я еще в университет поступил на юрфак, но бросил, осознав, что я заядлый нонконформист во-первых и человек, способный обучиться самостоятельно чему хочу, эт во-вторых. Другое дело, что без нужного образования тебя не примут на работу, считая дилетантом, ну так это проблемы человечества, с мнением коего я в целом не могу не согласиться.
Бывали кризисы. Но оные не исключали непреодолимое желание вытворить что-либо. Если ты прислушаешься к себе, то внутренний голос все равно будет требовать душевных воплощений в материи. Это великая радость и великое горе одновременно. Ты видишь мир несколько иначе, чем иные. Ты смотришь на него и порой не понимаешь его так, как понимают миллиарды живых душ. Но ты знаешь, что есть некое звучание, что резонанс может иметь с некоторой частью этого многообразия. В это многообразие входят предметы, образы, чувство. Надо быть очень искренним человеком, чтобы творить. Именно так мы можем не замечать критики и создать некое сообщество равных. Я ищу его. Я лепил из глины, резал ножиком по дереву, снимал документальные фильмы о поездках в другие страны, о природных местах. Очень интересовался внутренним миром других людей. Любил его и ненавидел. И переработав, пропустив впечатления от увиденного через кривое зеркало своего духа, испытывал зуд, творческий зуд. Обретая свою правду объективом я очень успокоился в плане выбора средства воплощения. И очень рад, что у меня есть это! И не беда, что я не слишком востребован творчески с точки зрения продажи своего видения, своих фото (были неинтересные заказы, ибо людям нужно в основном дешевый ширпотреб). Ныне заболел подачей, смыслом, чувством, эмоцией фотографини Joyce Tenneson. Она трудится в Нью Йорке и студия там же. В Петербурге, с фотографией, как искусством, проблема. Есть пара фотографов, да и только. На потребу Запада один сделал серию про бомжей. Успешен весьма. Но не то это, что мне нужно.....

А однажды я нацепил клоунский нос и пошел по улице... И т.д. и т.п.

Кто бы мог подумать!? Кто бы догадался, что FOTOLEY и я - одно лицо? Да пожалуй никто. И пр. и пр... Помню с периодичностью ловил себя за мысль- "не то..., всё не то". Возглавлял даже охрану одного бизнесмена, носился по городу с мигалкой..., на Ламборджини... в пробках... Смешно... "Кто я?"...
Сейчас спрашиваю себя: кем ты был всё это время? Ответ оказался удивительным и неожиданным- Фотолеем. Карьеру выстроил в охране, а получился фотограф.
Сейчас поет динамик:
"Вела меня от Юга и до Севера
Дорога по неведомым краям.
Менялся мир, чего в нем только небыло.
А три реки впадали в океан..."
Впали... Ушел... Ушел, с большой радостью сдал свою холодную железяку...
Интересно получалось в этот раз, в этой жизни. А есть ли другая?...

Интервью на близкие и далекие темы...

"Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник. " Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

 Я просто фотографирую? Наверное, нет. Я живу... И фальшиво не получается,... Я пробовал и становился несчастным... В моих текстах и комментариях много многоточий. Неслучайно... В них то, о чем я не говорю, о чем молчу и не требую ответа от зрителя... Потому как сказанные слова мертвой тяжестью у ног... Я иногда и сам порой удивляюсь тому, почему люди приходят на мои семинары... Я смотрю в глаза..., слежу за мыслью... Я даю материал? Минимум есть того, что исчерпывается техникой съемки..., остальное в настроении, отношении, ответственности и смысле... Видел людей пришедших в третий раз и был благодарен... Значит всё не зря.

 О чем вообще говорят портреты? Об изображенном человеке, выхваченном из времени и события долей секунды? Да, конечно и несомненно. Остановлена на карточке жизнь, ее момент, и что еще важнее- остановлена и запечатлена мысль, настроение, отношение к происходящему. Здесь очень важно пожить с моделью в унисон..., дабы не предать момента. В путешествие в жизнь автора, модели приглашаю... Здесь будет рассказ и о зрителе, потому что без созвучия, тождества и отклика не будет снимка, не будет эмоции, не будет выбора и оценки. Я приглашаю вас и в придуманный мир, потому что его нет, когда лампы выключены и дверь моей студии заперта. Но сегодня она открыта, заходите...

-А трудно придумывать названия? Они реально являются частью фотографии или лишь для каталога?

Когда я работаю, снимаю ли, обрабатываю, практически всегда звучит музыка. Музыка звучит каждый день. "Nothing alse matters" звучит, например, сейчас... ) Она звучит на семинарах, которые вел. Ведь дело не в математике, геометрии и чистом знании предмета. Оно в душе фотографа, настроении к жизни и взгляде на окружающее, которое формирует меня, а иногда я в свою очередь, создаю мир вокруг себя ) Как рождается название? Пересечением меня с музыкой и душой модели... В этой точке, которая не была раньше и вряд ли появится вновь, получается фото, что, часто, несу вам...
На семинарах я учу фотографии? Наверное, нет. Я делюсь собой... Те встречи, на которые меня приглашали с просьбой рассказать и показать процесс съемки, способ работы и видения- это ли не то, чего во времена начала моей студийной деятельности, весьма не хватало мне? Так и есть. Книжки, форумы, статьи и прочие буквы и технические условия, указывали на способ, но не сообщали как ими воспользоваться. Они не показывали разницу и не вели во внутренний мир автора и модели. Они не сообщали о взаимодействии лица и света, они не отвечали на вопрос об успехе, воспитании вкуса и разнице меж людьми, об индивидуальности и особенностях. Меня как-то приглашали провести встречу в Ижевске на эту тему, говоря, что был у них один известный фотограф из Москвы, который предлагал взять симпатичную девушку, осветить и дело в шляпе. Им не понравилось.

-О чем вообще говорят портреты? Об изображенном человеке, выхваченном из времени и события долей секунды?

Палитра восприятия женщины, ибо часто именно Она в кадре, в мужских глазах очень широка и индивидуальна. Взгляд разнится и зависит очень от многих индивидуальных факторов опыта, силы или слабости смотрящего, выбора и ориентиров, родителей, страны, настроения и бог еще знает от чего... ) И ищут люди друг друга, и очаровываются, и наоборот, и благодарят судьбу, и проклинают...!
А музыка продолжает звучать, а жизнь все-равно и всегда происходит вместе!
Есть многое в ряду женских примет. Есть взгляд, есть пластика, жест и форма, есть голос с тембром речи и высотой, есть способ выглядеть и одевать одежды. Есть характер, есть эмоция, есть, двумя словами- способ жизни! И есть еще запах, который не в парфюме, а в еле уловимой, не поддающейся анализу и осмыслению, тончайшей музыке присутствия...
И всё это для нас. ) Мы же ориентируемся в этой палитре, тонем, мрем и воскресаем. )
И каждая из них и для нас уникальна и неповторима.
И каждая для всех иная, и громкое молчание порой звенящим эхом..., иль слова тишина набатом зазвучит...
А в фотографии всё очень просто. До арифметики. И одновременно в восприятии сложно, как до астрофизики и квантовой механики. Между двумя маяками мы. Не только вы, но и я... Относительная простота фото очевидна, и непостижимость её так же. А полнота внутреннего эстетического смысла, приводит, порой, в состояние очарования...

-Изменилось ли что-нибудь во вкусе, эстетике современного человека в отличие от исторических представлениях об искусстве изображения человека?

Действительно, ничего не изменилось в изображении человека, но изменилось в смотрящих на это. То есть некоторая часть глядящих сознательно или нет, но сформировала сейчас доминирующий вкус. Наверное, это в угоду времени. Я отчетливо знаю уже КАК труден портрет, что проще позой привлечь зрителя, чем глубиной и спокойствием взгляда, в коем плещется сознание. Значительная часть фотографов тоже стремятся позой, каким-то световым изыском показать свое творчество. Я, размышляя вместе с моделью, смотрю по сторонам и не спешу, понимая, что зритель часто возвращается не за позой, а за жизнью человеческих глаз и лица!

- Как начали заниматься фотоискусством, какой был первый фотоаппарат?

Ну, наверняка каждый любитель старше 20 лет может «похвастаться» тем, что начинал с пленки, ибо другой возможности в его детстве не было. И я, пожалуй, начну именно с этого утверждения. Снимал на пленку, наматывал катушки сидя в темноте пыльного шкафа, печатал долгими вечерами при красном фонаре в ванной … )) В моем случае это происходило эдак в году 86-ом ) Первой камерой был Practiflex из дедушкиного «богатства». ) Были «Зениты», «Зоркий». Потом армия и долгий перерыв. Позднее спорткомитет Санкт-Петербурга (в должности фотографа), где основным смыслом и задачей было репортажное фотографирование спортсменов и событий. Снимал разное. Здесь и фигурное катание, и художественная гимнастика, и теннис. Спорт в отличие от иных зрелищ, к примеру, театра, отличим, прежде всего, своей динамикой, внутри которой вихри эмоций, чувств и настроений, порой невидимых зрителю. Теннисный мяч, например, летит со скорость в сотню километров в час и теннисист просто обязан не отставать и, следуя законам притяжения, падения и отражения, и ускорять свои обменные процессы, что сказывается и на выражении лицевом, и положении телесном, инерции и напряжения полным. Уверен, что человеческое существо в состоянии воспринимать, а тем более отфиксировать и осмыслить, значительно меньшее количество кадров в секунду, чем традиционно считается. И здесь роль фотографии неизмеримо возрастает, ибо большая часть спортивных мгновений сокрыта от наблюдающего. Потом была работа с госцирком на Фонтанке, по материалам которой была проведена выставка в «Центре Нонконформистского Искусства». Цирк с парадного входа, как мы его привыкли воспринимать: с шарами, сахарной ватой и мороженым, звуком, светом, кутерьмой, да детским плачем - это лишь часть цирка, причем очень малая его часть. Разглядеть целое с этой короткой, ограниченной локтем, сидящего рядом, дистанции, невозможно. Хотя любому доступно в сознании своем абстрагироваться на мгновение хотя бы от звука и тут же на первый план выйдут лица, увидятся характеры и "внутренние пространства" артистов цирка, их РАБОТА для вас. Только не вздумайте назвать их циркачами! Это будет ошибкой. Циркачом после этого им будет свойственно именовать вас. Они АРТИСТЫ ЦИРКА! И никак иначе. :)
Так вот цирк, как и театр, впрочем, готов спорить, начинается не с вешалки, а со служебного входа. Входа, где ваши праздники превращаются в их будни, где вы с привычной миной и отношением к жизни будете чувствовать себя неадекватно, в скафандре и вечным гостем. Тут все иначе, потому что, чтобы понять и почувствовать цирк - нужно "родиться" на манеже, как и поступило большинство тех, кого вы здесь увидите, ибо династии - это скорее правило, чем исключение. Эти люди фанатично преданы своему делу и даже если не платить им ни рубля, а просто кормить, то и это не остановит их. Кроме этого цирк очень замкнутый мир, в котором случайного человека не бывает! Даже те ребята, что держат страховой линь, различный технический персонал, даже вахтер - это всё артисты: артисты, получившие травмы, артисты на пенсии, артисты нашего Петербургского цирка, что трудятся, когда гастрольные номера приезжают.
Многие, и, несомненно заслуженно, считают высшей цирковой кастой дрессировщиков или фокусников. Мне же свойственно искренно заблуждаться и считать таковыми клоунов.)) Видя их работу, общаясь в закулисье, ощущаю их наиболее артистичными, драматичными, как на сцене, так и в жизни; кроме всего прочего, скромными и простыми в общении.
Дрессировщики - отдельная глава.
Определенно дрессура- это диалог. Причем диалог равный на взаимовыгодных условиях. Но кто сказал, что в нем не может быть конфликтов? :)) И кто сказал, что дрессировщик всегда прав? :))) Ведь правда и искренность артистов, работающих за еду и поощрительное похлопывание по загривку, куда более располагает к сопереживанию, чем усердие склоняющих их к этому людей. Здесь всё неоднозначно для меня. Однажды залезла мне на голову обезьяна и тревожно стала всматриваться в даль... Тревожно так, и по-людски! :))
Курилка - любимое место для всякого курящего артиста, которых, полагаю, большинство. В ней обсуждается все: представление, происходящее прямо за стеной, дела прошлые и будущие, рождаются и репетируются номера. К батареям центрального отопления справа привязаны козы, слева бобры. Здесь же рядом монтируются клетки для тигров второго отделения с вопросом для меня: - «А какова сумма твоей страховки?» Ведь ловкость и грация, с коей эти кошки просовывают лапу меж прутов клеток в попытке обрести мягкость твоего тела, удивляет и застает врасплох.
Кордебалет. Перед выходом на арену цирковой кордебалет моему вниманию. Множество костюмов, артистизм, контактность. Радушие - отличительная черта тружениц сего жанра. :) Что удивительно (или не удивительно)- наичастые тренировки устраивают себе именно они, хотя казалось бы, ну что там у них за номера? Ни полетов, ни балансировок, ни рисков в их выступлении нет. Ан нет: Демиплие, Рондежамб, Батман Фондю тренируются для вас при каждой возможности. ;))
Кстати, многие из артистов цирка работают на эстраде, некоторые выступают в клубах. Вообще эти ребята очень путешествующие. В шутку (а может и всерьез) называют себя цыганами :)) И удивляются, почему в России цирк считается детским, а не взрослым зрелищем, ведь в Европе как раз наоборот. В завершении скажу: цирк вообще удивительный мир! Идет, например, человек по коридору- одет прилично... и вдруг начинает исполнять часть номера или жонглировать чем-то, или вот, акробат Антон бесцеремонно бродил по коридору, удерживая на голове гитару в вертикальном положении.:)) И мне казалось, что именно в эти моменты мой привычный и знакомый мир испытываем на прочность. Хотя нет, все как раз наоборот, это происходит как раз тогда, когда я выхожу на улицу, коя после цирка мне становилась незнакома и неинтересна, где сдержанность и приличие - норма. И ловил себя неоднократно на мысли: когда же я вернусь сюда вновь.
Всего не описать :))))

- Где учились фотографировать?

Я учился на чужих примерах. Например, я читал тексты и видел работы Джойс Теннесон, иных людей. Но не у кого не учился, хотя есть замечательные учителя.
Это, возможно, мой грех: не признаю сейчас учителей, особенно учебники. Знаю одно: через учебник только головная боль или сонливость происходит. Возможно книга нужна, чтобы разрешить себе делать, если иного основания не сыскать. Пробовать надобно, экспериментировать и вследствие этого – понимать, обучаясь на себе самом же. Это возможно. Можно ходить в музей, хотя бы. Там многое видно. Фотография - не астрономия. И происходит, часто, не от книжного знания, а от чувства, ощущения, настроения и даже жизненного опыта. Отношу фотографию к лирике, не к физике. Фотография сейчас - это очень просто и к чудесам и алхимии уже отношения не имеет. Фотограф Лапин, например, талант и мастер. Но вряд ли он причиной своего мастерства назвал бы книгу. Лучше чем 100 книг - живой мастер, с которым можно говорить, видеть и впитать кожей. Вот этого в свое время очень не хватало.


Фотографией занимаюсь всю свою сознательную жизнь, т.е. примерно с 1985 года. За сей период многое изменилось, как в моем отношении с фотографией, так и в моей стране, частью которой, несомненно, я являюсь.
Первый раз профессионально заняться фотографией случилось мне в лет 17, в те далекие комсомольские времена, когда профсоюз одного училища, готовящего плавсостав Речфлота, поручил мне официально стать фотографом этого учебного заведения. С тех пор фотокамера заняла в моей жизни прочное место, кое и поныне таково.
       Особенно за последние несколько лет мои отношения с этим жанром изображения жизни претерпеваю значительные качественные изменения. Некоторое время я сотрудничал со спорткомитетом Петербурга, делая для них репортажи со спортивных соревнований, позднее, я говорил, был Госцирк, выполнял так же частные заказы, много времени отдавал съемкам пейзажей, макросъемке. И в какой-то момент я понял, что мое отношение к фотографии рождает некий творческий стиль, не боюсь этих слов- формирует мою собственную реальность, ибо я уверен, что фотограф нажимает на кнопку спуска в фотоаппарате, когда пространство перед ним, отвечает ему взаимность и максимальным созвучием с его пониманием мира. После чего, основываясь на материалах репортажей, я стал формировать собственные серии, упорядочивая и подавая их, в том числе, технически так, как мне представлялось единственно правильным. Здесь появилось черно-белое изображение, оригинальное кадрирование, тонирование изображения и другие приемы подачи материала. Сия моя особенность плохо сочеталась с традиционной и необходимой подачей материала заказчику, но всё более привлекало мой интерес, что в последующем привело меня к созданию собственной виртуальной галереи в Интернете под ником FOTOLEY . И здесь уже преимущество было отдано постановочной студийной фотографии.

 Фотография напрасно и незаслуженно в сознании людей определена в область нехудожественную и подчас многие, столь интересные и значительные кадры и сюжеты, воспринимаемы с легкостью и ощущение создается легкого их исполнения. А ведь она, фотография- это отношение, линия в каждом из нас, связывающая с внешним миром, проведенная через призму нашего характера, эмоциональности, эстетики и даже философии. И к многим из своих фотографий я шел годы, совершенствую свои технические и эстетические знания и представления. Мои два прадеда были художниками. Вот и сейчас в моей комнате висит портрет работы одного из них, всматриваясь в который, я полагаю что искусство изображения человека, мастерами масла и холста во времена прошлые было отточено не только технически, но и эстетически. Что неоспоримо.
 Так в чем же различия современного представления об изображении человека и классической его подачи? В своих работах я пытаюсь ответить и продемонстрировать их. Я рад, что многие интересные фотографы с моей, конечно, точки зрения возвращаются, что требует от них определенного мужества, к такой женщине и образу ее на снимках, коему в представлениях человеческих сотни лет, а не последнии 30, в которых доминирует псевдогламур, да эпатаж, что вытеснили тонкий полутоновый образ классического отношения к изображению.
       Последний этап во времени и значении происходил уже тогда, когда появилась возможность приобрести «цифру». И ныне, при уважении к пленке, все-таки я до костей мозга уже цифровой. :)) И сей период длится уже лет 5. В начале студийного пути возможности, не то что учиться, арендовать студию в Петербурге было практически невозможно, что сподвигло меня к необходимости организовывать свою. Что я с другом и сделал в 2003-ем году. Повторяю, что тогда учиться студийной съемке было практически не у кого, хотя весьма хотелось. Некоторое заочное обучение я проходил по материалам публикаций, рекламы, где целью своей находил анализ светового рисунка. Здесь же внимание переключилось на определение проходной мимики, равновесной инкарнации психологии, настроению модели и внимание и анализ положения, позы модели. Убедился я в правильности направлении своей мысли, когда ко мне пришло Нью-Йоркское модельное агентство IMG Models. И я убедился, что в своих изысканиях я прав. Мне объяснили, что модельная фотография на Западе - это уже не техническое совершенство, безупречный свет и макияж, но настроение и равновесие геометрии и психологии модели в кадре.

-Вы как-нибудь классифицируете фотографов-портретистов по уровню их мастерства?

Я разделяю фотографов на три категории-уровня:
1. достижение портретного сходства. Это ремесленничество.
2. достижение осмысленности взгляда, чувства - это мастерство.
3. проникновение во внутренние пространства человека через кажущееся безосмысленное мимическое выражение - это талант. Но ведь и в зрителе должен быть найден отклик и понимание этого. )
Вы знаете, как отличить плохую работу в портрете от хорошей? Есть у нас в стране фотохудожник, который находит смысл своей деятельности в фотографическом копировании средневековых художественных масляных полотен художников: костюм, свет, аксессуары и прочее. И что мы увидим? Основной и характерный признак даже беглого анализа выявит, что взгляд, мысль человека на полотне проникает за предел рамы и холста, демонстрируя внутренние пространства его души. А на этих фотографиях взгляд стеклянно, в бессмыслице упирается в ее край или плещется вообще на своей же поверхности, не давая знать настроение человека. Копирование – замечательный повод к собственному мастерству или же к некомпетентности, я уже это говорил. Кстати, о художниках: другое дело Рембрандт ван Рейн. Он удивителен тем, что в его работах порой кажется, что мысли на поверхности взглядной мало, но зато ее видеть возможно через глаза внутрь. Это удивительно!

-Работа с моделью. Как?

Если я работаю частными заказчиками, то должен, обязан, вынужден "брать" модель в свои руки. Любителю с восковым лицом просто невозможно объяснить, ему надо показать, поджечь! Я так поднаторел, что знаю, как и что говорить. И часто говорю одно и то же. Кстати, вполне можно видеть на тестовых первых снимках сессии изменение характера модели, ее настроения и даже образа. С профимоделями работать проще, они подготовлены психологически к тому, что именно они в кадре, а не я; они умеют раскованней жить в нем, а не казаться. Но модель-профессионал никогда не покажет то, что хочет скрыть или увести от внимания: настроение, мысль, чувство. А я частенько именно на это и опираюсь. Это очень интересно! И очень интересно, повторяю, видеть КАК человек меняется, вдохновляется и верит в себя. Порой несколько часов уходит на разговоры, потому что чаще всего мои модели - это девушки-любители. Их расположение и позирование от доверия и симпатии к процессу происходит. А вопрос об их мотивах к фотографии я вообще выношу за скобки. Был у меня такой эпизод: часа три беседовал с заказчицей, фотографировал, она расслабилась и была естественной и счастливой. Это при том, что она мне говорила, что она профессиональный психоаналитик и, возможно, я могу этого опасаться. Так вот через три часа я понял о ее мотиве, цели и ... одиночестве и даже не поднимая камеру, ощущал, что цель уже достигнута. Я ей, на каком-то этапе сказал, что кадра хорошего еще не получилось. Она ответила:

- А я все-равно довольна... )

Ведь в фотографии не только желание кадров - мотив.

-Во время съемки тратитесь или приобретаете?

Творчество питает, хороший результат не может не радовать, но если говорить о процессе, то устаю, конечно. Хотя удовлетворение и во время работы испытываю. В частности от того, что выходит за короткий срок научить человека чувствовать себя раскрепощенным и искренним в кадре. И вот потом итогом доволен, но пуст и растерзан часто... Один раз был случай, когда я просто говорил, говорил и понял, что цель визита достигнута и фото - это уже дело второе. Я видел глаза и настроение и мне было приятно это видеть. То есть работа часто лежит в психологической плоскости. Кстати, редко кто хочет уйти навсегда. Чаще, люди, получившие первый фотоопыт, хотят сниматься еще.

- Чем снимаете сейчас?

 Конечно, для кого-то важно успевать за техническими новинками, следуя в ногу с прогрессом и тем самым это является обстоятельством удовлетворения и ощущения важности и состоятельности. Но я понял, что не техническое совершенство делает фотографа, а видение и умение, в котором камера, конечно, не должна быть препятствием и тормозящим обстоятельством. Те условия, соблюдение которых требовалось в журналах, я полностью удовлетворял этой камерой.

-Что чувствуете, когда жмете на кнопку спуска фотокамеры?

Когда я жму на кнопку, то боюсь...
Боюсь того, что не успею.
Мне как-то журналист и профессиональный фотограф из "Комсомолки", "Смены" и пр. говаривал:
-Если будешь снимать, когда увидишь, знай, что не успеешь! Пока информация от объекта до глаз доберется, оттуда до рук, оттуда до кнопки и шторок камеры, всё уже уйдет. Ты должен предвидеть развитие событий!
Неоднократно убеждался в сём, даже снимая в студии.

- О вкусе и выборе. Изменилось ли что?

 Действительно ничего не изменилось в изображении человека, но изменилось в смотрящих на это. Некоторая часть зрителей, сознательно или нет, но сформировала сейчас доминирующий вкус. Наверное это в угоду времени, где гламур, да эпатаж...
Я отчетливо представляю уже КАК труден портрет, что проще позой, ню-сюжетами привлечь зрителя, чем глубиной и спокойствием взгляда, в коем плещется сознание. Многие стремятся каким-то световым изыском, симпатичностью модели показать свое творчество, человека в кадре и себя через это. Размышляйте, пишу я своей ученице, вместе с моделью, смотрите по сторонам и не спешите, понимая, что зритель часто возвращается не за позой, а за жизнью человеческих глаз и лица!

- Возможно, кстати, и недопонимание зрителем тех или иных предметов искусства. Где грань между недопонятым и художественным бредом, например? То есть, как отличить?

 Фотограф-художник должен вести за собой, предлагая край изображения, как линию старта в его внутреннее пространство, наполненное тождеством или различиями! Но не стремиться слишком далеко.
А где грань?
Проходит она по эстетическому опыту, замешанному на уме.
Кстати, недопонятое и откровенная бредятина - это просто разная эмоциональная реакция, часто, на одно и тоже событие, где "недопонятое" означает: "я дурак",
"откровенная бредятина"- "автор дурак"
Вот и вся разница!!! ))
Так что изобразительная культура - есть проекция сознания на плоскость, с углом зрительского отражения равным углу падения мысли автора. Допускаю, что угол зрительского восприятия может не совпадать с углом, под которым наблюдает жизнь автор. Что ж поделать? Тогда тут:
"Недопонятое"- означает "я дурак"
"Откровенная бредятина"- "автор дурак" ))

-Но ведь и абсолютный примитивизм в творчестве тоже может привлекать зрителя. Возьмем, к примеру, «Черный квадрат» Малевича.?

 Оскомину набил этот квадрат.
Для этого когда-нибудь стоит интересоваться культурой 20-ых годов. Черный квадрат - не картина, а концепция и квинтэссенция художественного и творческого выражения интеллигенции той поры. Вот пример: это не квадрат, а плоскость куба, который в разложенном виде являет крест. Надобно почитать Хармса- его математику, Булгакова, кроме Собачьего сердца и Мастера с Маргаритой. Те времена - времена революции, не только социальной и политической, но и духовной. Тогда вытворялось то, о чем и думать было крамольно ранее!
 Вполне очевидно, что если б я или Вы нарисовали квадрат, то вряд ли он кого-либо заинтересовал. А теперь надобно подумать и поинтересоваться, почему! Кстати, сейчас схожее время переживаем. Будем же внимательны. Потом многое покажется нам глупым, смешным. И удивляться будем, КАК это всё допускалось, терпелось и искренно делалось! Вы помните штурм Белого дома Москвы и гибель людей? Удивляюсь. Ибо понятно кроме прочего, что это было культурное, психологическое событие, сродни Черному Квадрату, но в головах, умах и сердцах. И теперь для русской аудитории, разбитой параличом художественной эстетики, этот квадрат стоит на одной полке с Джокондой по популярности!
Но о Джоконде говорить сложно, а о квадрате пожалуйста.
Есть психологический тест на нейро-лингвистическую зомбированность:
русским людям предлагалось не задумываясь отвечать на вопросы, демонстрируя ассоциации. Например:
Фрукт?
Поэт?
Часть лица?
Ответ был:
Яблоко
Пушкин
Нос.
Так вот, если я скажу: черный квадрат? Ответ будет хором:
-Малевич!
В "квадрате" искусства нет, а цель очевидно есть. Отсюда делаем соответствующий вывод:
это не картина, а приглашение поговорить. О чем? О себе конечно! О собственной простоте взглядов или же сложности в самоидентификации. Зеркало - есть зеркало.
Кстати, у него есть квадраты иного цвета и круги.
Почему же черный цвет матери истории ценен? Потому что - загадка, вроде темной комнаты или собственной души. К тому же суждение о простых вещах превозносит, а в оценке сложных, можно показаться перед иными дураком. Черный квадрат - это растерянность компетентных или мнение имеющих перед тем, о чем порой невозможно сказать. Это зеркало. И я мечтаю стать таким квадратом, чтобы смотреть и видеть ЭТИ лица, взирающие на меня. Малевич предложил скушать фигу, масло и мак от зрителя. Помимо прочего, квадрат- это посадочная площадка при падении критика с высот эстетики. Чем выше критик в своем осуждении и компетенции, тем сильнее удар о лежащий плашмя квадрат, очерчивающий предел эстетики и предлагающий смотреть на себя в растерянности.
Малевич - гений! Ни что так не обсуждается, как этот темный квадрат зрительского Я, коий протягивает руку в дружественном приветствии тем, кто хочет посмотреть на значимость собственной карикатурности.

-А сколько фотографа в изображении, а сколько модели?

 Если не будет тождества с увиденным пространством, не будет фотографии вообще. Задумайтесь, почему Вы нажимали на кнопку, что Вы хотели и видели в видоискателе? Даже если вы репортер, работающий "на дядю", то и это обстоятельство будет говорить о вас, равно как и ракурс при съемке, перспектива и прочее. Я, например, не пойду в репортёры, потому что необходимого качества, характера во мне нет. Я не сделаю кадров, которых нет во мне. Даже потому, что нет мотива. И уже, судя по этому, можно говорить обо мне. Ведь у ситуации нет лица, у съемочной ситуации нет облика. Нет облика без зрителя.

-Репортаж, студия. В чем искусства или творчества более?

 Искусством считаемо мной то, что родилось в голове и ожило в физике. Всё остальное - творческое наблюдение, где начало от природы происходит, а не эманацией духа рождено; когда Творец кладет зерно не в человека, а от него в природу. А человек же только видит. Хотя где кончается творчество и начинается искусство? Границы нет. Диалектика. И в терминах. Спор вечный.

-Вот раньше ходили в фотоателье, а теперь нет или совсем мало. Многие сожалеют.

 Это проблема отцов и детей.
Если бы во времена молодости наших родителей была бы мобилография и компьютеры, всё, полагаю, было бы так же, как сейчас. Вздыхать о социальной роли семейного студийного фото и ориентирах, кои изменились, я думаю, не стоит.
Фотография раньше - это было сложно, весьма сложно и дорого. Теперь просто, весьма просто. Художественность и раньше была не очень нужна. Просто не все хотели заморачиваться с проявкой и печатью, а фотоателье соблюдало вкус и цену, формируя рынок. Ко мне до сих пор приходят люди, понимающие классический портрет и хотящие его. Не думаю, что таковых раньше в мире было более, чем теперь. Вот я, например, занимаюсь художественным портретом. Никто меня к этому не приучал и 40 лет назад меня вообще не было на планете. Но тем не менее… Есть тенденция к фотодешевизне и от этого к простоте, ну и Слава Богу.
У моей мамы, кстати, всего 3-4 студийных портрета.

-Что по вашему отделяет хороший снимок от посредственного?

 Невозможно порой проанализировать причину по которой возвращаешься к фото. Откроешь, посмотришь, подумаешь... Вроде логически размышляешь, понимая, что не нанизывается изображение на внутренний стержень эстетики. Но по непонятной причине возвращаешься вновь спустя несколько дней или неделю к портрету, что бы убедиться- "Да, действительно, смотреть не на что!" А потом снова... возвращаешься. ))
Знакомая ситуация?
Шучу.)

-О способе и художественных приемах в живописи и фото. Есть общие черты или одни различия?

 Законы восприятия, конечно, схожие и идентичные. Эстетика та же. То есть зритель в восприятии и оценке работы использует те же свойства души, что уравнивает по восприятию как художника, так и фотографа. В этом мы на одной шахматной доске ) Законы движения, пластики, оценка полотна, композиция - всё то же. Но художник может переделать, доделать, а нам затруднительно или даже невозможно. Фотограф должен быть прав за секунду!

 -Ню. Что скажите о мотиве?

 Всегда было интересно людям узнать, кто те модели, которые снимаются? Они сами что-то придумывают или механически выполняют команды фотографа, есть ли в фотосессии элемент полового влечения или это как на нудистском пляже - ронно...? Стесняются ли модели фотографа или им только плати, а они и попозируют? Я бы не ставил во главу угла мотива и цели ню-съемки некое сексуальное влечение. Тем более что для меня эротическая сессия ничем не отличается от моей обычной портретной. Но это не означает отсутствие элемента любования человеком в кадре и её поддержки мной. Если же она увидит исключительно сексуальный мотив, то это может не совпасть с ее мотивировкой съемке. Ведь модель может соблюдать собственный интерес, располагающийся чуть в стороне от заинтересованности фотографом. Она чаще всего ждет поддержки в процессе и результате съемки. Тем более, если заказчик платит. И здесь очень важно не переходить границу... Ведь она пришла не флиртануть, а получить фоторезультат. Каждый решает этот вопрос для себя. Задача фотографа не только в геометрической рекомендации к действиям и позе модели, а в формировании в ней правильного чувства себя и настроения момента кадра. Если это сочетается у фотографа с умелым владением техникой и пониманием взаимодействия света и ракурса, то это залог успеха.

-Как к Вам пришла фотография, как способ изложения?

Наверное пришел к ней я. ) Теперь нестерпимо хочется «в сад». )) Ибо фотография теперь это тяжелая и инерционная штука, вроде асфальтового катка. И он моими силами раскрутил такую инерцию, что ныне я в твердом убеждении проживаю, что этот каток толкает уже сама фотография, а я... чуть перед ним. То есть аудитория моя уже «не скушает» от меня посредственное и неинтересное, а прямо-таки заставляет меня себе же самому и соответствовать. Хотя иногда хочется изменить стиль, эстетику и даже смысл.

-Кем лучше быть, профи или любителем?

 Наверное, лучше быть полупрофессионалом, ибо это профессионал по желанию, а любитель по призванию. Лучшая, на мой взгляд, смесь, когда ты не должен, а хочешь. Потому что, когда ты уже должен, но не хочешь - сие обрезание любви (для многих). В общем, как с женщиной, кою лучше любить, чем стать профессионалом.

-Родители как-то сыграли роль в судьбе?

 Родители в моей жизни несут многое и даже несознательно.
В 17 лет я уехал в Сибирь на заработки, потом ушел в армию, потом первый раз женился и прочее. Эти обстоятельства делали меня самостоятельным по моему желанию. Я понимаю, что вышел из своей матери, унаследовав их - родителей, внутри себя.
Но и абсолютно ясно мне, что замысел природы не в том чтобы продолжать их, а в том, чтобы двигаться в свою сторону, но периодически оглядываясь назад. Предки по матери и отцу были художниками. Видите чем занимаюсь я? :) Есть я, но есть и предки внутри меня.

- Несколько слов о жанре? Почему?

 Жанр студийный. Несомненно и преимущественно – это когда люди в кадре. Для многих, кто начал снимать в студии, возникает множество вопросов, на которые я отвечал во время проведенных семинаров и мастер-классов. Те встречи, на которые меня приглашали с просьбой рассказать и показать процесс съемки, способ работы и видения - это ли не то, чего во времена начала моей студийной деятельности, весьма не хватало мне? Я искренно радуюсь, что теперь это возможно. Книжки, форумы, статьи и прочие буквы и технические условия, указывали на способ, но не сообщали, как им воспользоваться. Они не показывали разницу и не вели во внутренний мир автора и модели. Они не сообщали о взаимодействии лица и света, не отвечали на вопрос об успехе, воспитании вкуса и разнице меж людьми, об индивидуальности и особенностях съемки.
Когда приходят ко мне на съемку, то в 80-90% случаев я слышу одно и тоже. А под столом загибаю пальцы. Обычно 3 пункта:
1. Я должна Вас предупредить, что я не фотогеничная
2. никогда на фотографиях хорошо не получаюсь и
3. вот именно сегодня плохо выгляжу.
Далее я выдыхаю и думаю "слава богу, совпало"
Значит мир еще не изменился! ))))
Одним из способов работы с некоторой неуверенностью и безопытностью модели -это сама съемка, проводимая на волне интереса к человеку, добрых слов и любования. Ведь даже мужчине доброе слово приятно.) Я говорю на съемке многие часы. И происходит это не от свойств болтливости или недержания смыслов ), а из-за того, что словами формируемо настроение человека в кадре, которое часто не подразумевает его ответа, дабы мимика не была в движении и "проходных" кадров было б меньше.
Не "бросайте" человека в фоне. Бывает порой, что фотограф, увлеченный работой, забывает слегка о своей модели, и это весьма быстро на ней отражается. Был случай, когда меня пригласили в студию при некотором стечении фотографов. Я говорил, в словах настраивал человека, интересовался им. И для того, чтобы продемонстрировать важность этого монолога, на 20 секунд замолчал… А после просил поделиться аудиторию своими суждениями. Мне сказали, попросили, чтобы я этого больше не делал, ибо модель скучает, и эта скука живет не только в мимике, но и в теле, движении. Не бросайте модель, увлекшись собой ) )

- Кто на ваш взгляд является для Вас "профи в фотографии"? На кого вы ориентируетесь?

 Умелых и способных людей в мире множество, но выделил бы, например, Joyce Tenneson (New York). Она оказалась «сложнее» в философском и изобразительном приеме. Это мне важно. То есть не только и не столько технический прием и способ, сколько психология, наполняющая кадр, настроение модели в кадре.

- Где публиковались или использовались ваши работы? Кто основные ваши заказчики?

 Я даже не слежу за тем, где использует фотографии заказчик. Что касается фотографических изданий, в коих публиковался, то отметил бы журналы:

*The Journal of Erotic Photography* Великобритания,
*Фотодело*,
*Digital Photo (мастерская)*,
*ZOOM russia*,
*Фотомагазин*,
*FOTO&VIDEO*,
*DFoto* (Украина),
*Безымянная Звезда*,
*Digital camera Photo & Video"
и пр.

Кроме этого снимал рекламу, проводил встречи с интересующимися людьми, развешивал выставки. )

- Объем карты памяти, сколько их?

Здесь весьма важно не захламить большие объемы, ибо при емких флэшках, появляется соблазн безостановочной съемки и безудержному заполнению носителя большим количеством материала. Часто это происходит в ущерб качеству кадра и его психологии. Поэтому карточек памяти у меня две: гигабайт и 500 мегабайт.

- Где печатаете снимки? Почему?

Печатаю я в *Герике*. Но важно не само место, ведь хорошие машины есть и в иных местах, а точность передачи цвета, света, фотошироты, контраста, яркости и прочего. Для этого рекомендовал бы не гонку за дешевизной и удобством в расположении, а возможность конвертации файлов на своем компьютере в профиль печатающей машины. Например *Герика* дает такую возможность. Для чего это нужно? Что бы на своем домашнем, рабочем компьютере видеть снимок так, так это увидит машина и в последующем бумага. Но для этого необходимо калибровать монитор. После конвертации в профиль прошу сотрудников лаборатории печатать без коррекции и человеческого фактора, дабы нивелировать человеческий фактор и участие оператора в последующей картинке.

- Что последнее на данный момент Вы приобрели для своей камеры?

Ничего. Техника моя не менялась уже больше года. К ней у меня достаточно консервативное отношение. Основной принцип это достаточность. Перетяжки через улицу и крупноформатные бенеры не делаю. А для журнальной, книжной полиграфии, Интернета (кстати, куда уходит во множестве реклама) достаточно

- Чему отдает предпочтение - пленке или цифре? Почему?

 Несомненно, теперь мой выбор – это «цифра», ибо большинство изданий с ней весьма успешно работает. Хотя не все. Например, одно московское издательство, занимающееся печатаньем книг, в значительной степени испортило картинки-обложки к книгам Сидни Шелдона, фотографии к которым я делал. При чем я видел американские варианты полиграфии и там всё намного грамотней сделано. То есть «цифра» ни чем не проще «аналога» и требует коррекции и участия автора в неменьшей степени.

- Какие еще аксессуары использует для съемки?

 Конечно и безусловно – это оборудование студийное. Но я бы не определил его, как дорогое. Ведь даже с минимальным набором возможно изготавливать хорошие фотографии, а при отсутствии понимания его возможностей, уповать и искать в причине неуспеха, его несовершенство или невысокую стоимость, возможно лишь человеку, который находит оправдание в этом. Хотя уверен, что невозможность сделать хорошо располагается не в технических ограничения, а в самом фотографе. Я считаю необходимым для себя иметь софтбокс со стороной в метр, отражатель и источник с сотой на фон - достаточным техническим основанием. Добавил бы сюда, в редких случаях, контровый источник. Марка оборудования для меня вторична, ибо снимал и Рекамом и Хенселем.

- Участвуете ли вы в общественной работе или выставках. В каких?

 Мои персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге несколько раз, так же участвовал в коллективных; как в России, так и, например, в Польше. Делал обложки для книг. Приняли в союз фотохудожников. Продил мастер-классы и семинары. Это можно назвать жизнью общественной )

-О критике. Наверняка есть. Беспокойство вызывает?

 Критика не нравится никому. Лишь лицемер высказывается о своем искреннем желании ее иметь и нужна она ему, часто, лишь для того, чтобы не терять зрителя! Выслушивать критику от малокомпетентных людей и учиться - большая разница. То есть слушать надлежит только того, на кого хотел бы быть похож. Далее, если ты фотографируешь для зрителя, то есть показываешь ему результаты своей деятельности, то не руководствоваться мнением аудитории - не правильно. Здесь важно соблюсти баланс между своими творческими предпочтениями и желанием аудитории видеть то, что она хочет увидеть. Итого, учиться следует у того, кто по твоему мнению успешен, ибо наследуя и понимая его вкус, ты наследуешь и его аудиторию. Если же ты учишься у неуспешных, безликих фотографов, знай, что наследуешь и их неуспешность! Зритель - не дурак, он видит и чувствует то, что в кадре, настроение модели. Человек на фотографии должен нравится не только автору, но и зрителю!

____________

- Мужчина, женщина в кадре. В чем разница?

       С девушками необходимо действовать через любование и соответствующее настроение. По моему мнению, с мужчиной работать намного проще, ибо надлежащее настроение формируемо через шутку или прикол. С девушками же всё намного сложнее ) Еще. Очень важно, кто фотограф, ибо универсальных рецептов нет. Модель смотрит на то, КТО снимает. Об этом часто говорил на семинарах.
Страхи мужские и женские, конечно, весьма разнятся. Женщины хотят быть красивее, мужчины умнее. Интересно, кто как с этим справляется ) И ни те, ни другие не любят близкой и явной конкуренции ))

- Мода, брюки, стиль...?

 Согласно моим наблюдениям, девушки перестали носить юбки. Практически совсем. У многих моих моделей, не говоря о платье, юбки нет вообще. Я скорблю... Куда катимся....? ) Исключения редки и невнятны, аки мои сожалетельные вздохи. Но, наблюдаю, что модель в платье в фоне студии чувствует себя и ведет иначе, чем в штанах. Заставляю, обматываю драпировками, говорю комплименты. Оживают! Намного более женственными они становятся.
Я, по мере сил, борюсь со штанами, стараясь вернуть женственность, в форме и содержании. И весьма рад такому, или подобному, письму:

"Я вчера успела удариться в необъяснимый, с точки зрения логики, приступ меланхолично окрашенной депрессии, глядя на получившиеся у нас с тобой вещи. Терпеть себя не могу за подобные движения души. Просто стало грустно на предмет того, что наше творчество было балом, на который Золушку пустили по ошибке, но у неё осталась туфля...Будет что вспомнить и улыбнуться, а при наличии желания и погрустить о несбывшемся, по самому краю которого удалось пройти. Я совсем дурная. Очень красиво всё, очень здорово...А я сижу и плачу...Спасибо, Кир."

Значит всё не зря...

 Я не против штанов, в принципе. Я против монофонии в таком выборе. Выйдем на улицу летом! ) Ради бога. Пусть носят штаны, ведь это многим нравится ) Я не про всех, а про себя и свое отношение. Возможно, я ностальгирую по прежним временам. Возможно. Я против апофеоза удобства. Может я зашорен и навязчив. ) Вероятно, время ушло...

- Кирилл, а Вы на съёмках никогда не бываете в джинсах и водолазке?

 Нет, Вы что?! Я только в шотландском килте ))
Вообще, "штанизация" (понравился термин)) - есть признак культурной революции и даже смены доминант с ориентирами ) Вы бы слышали, о чем в этой связи говорят, о чем жалуются девушки в современном эмансипированном обществе ) Они смотрят - каковы поведенческие и психологические особенности поведения нас и переживают даже ) Мужик, мол, не тот пошел уже. ) А штаны пусть носят. Пусть. Но не всегда! )
 При этом очень четко понимаю о том, что женщина хочет независимости. Получает ее и плачет над ней. Раньше общество было крепко в отношениях, когда была зависимость женщины от мужчина. Сейчас это все больше не так. То есть женщина, становясь все более равноправной, добьется своего, но мужчину потеряет. Обретет всё более себя, но пусть отдает отчет о втором конце палки... Напялили штаны, получили независимость. Ну что же...? Кроме этого и мужчину потеряли. Потому что я не буду (да и прочие не станут) равноправием питаться. Именно это нас и низводит. Надобно знать. И еще помнить, что семья в значительной степени - женская надобность. А мы? Мы матросим... и это в природе нашей. Остановить, удержать - это часто не наше свойство. И не стоит тут аппелировать к классической литературе. Ибо далеко не так всё... Психология отношений была другая. И именно "слабость женская - есть та сторона в женщине, пред которой мы бессильны". Можно подумать тут...

- Может таким образом сама планета борется с перенаселением?

       Я тоже отметил мнение про перенаселение и "закрываемость" природы через штаны и прочее сопутствующее. Понимаю. Занимаются несознательно девушки регулированием популяции. Да. Но. Одни надевают штаны, другие (например в развивающихся странах) выглядят и пахнут женщиной, и продолжают,... и создают эту демографическую проблему. То есть природа не борется через тех, кто надел штаны, в итоге. А борется Европа (сама с собой). Ну, что ж? Добро пожаловать, страны Востока и Африки. )
 А вот некоторые, как я, сожалеют... ))) А девушки продолжают уравниваться с нами в правах... Ну, что ж... Если доверить принятие решения о рождении мужчине или общественной новой традиции развитых стран, то Европа вымрет. )) И вымирает. Женщина рожает не от отсутствия контрацепции, а потому, что сильно хочет ребеночка. Весьма сильно. Поднимать ребенка? Да. Но не это природный мотив. Мотив - упоительное желание приложить к груди (и прочее). Если дети по умыслу или расчету - конец цивилизации развитых стран. (Мы видим)

- Продолжим про моду и стиль?

 Вспомнил передачу "Модный приговор". Смотрели? Мне понравилось, как Зайцев со зрителями вкупе "разносит" выбор модели )) Насколько нынешние девушки обычностью и удобством проигрывают выбор )) И выглядят отвратительно, безлико и безвкусно ). Я не против штанов, я против повседневности и удобства в угоду безликости и повседневности в отношении к себе. ) Есть опыт видения изменений в характере и самооценки моделей. Они преображаются и верят в себя! Смотреть на это приятно.

- Компьютерная обработка. Ретушь. Недобор, перебор ?

       То, что кожа выравнивается и в чем-то обесфактуривается- несомненно (я полагаю), имеет право на жизнь. Ретушь никто и никогда не отменял ) Наверное, ответ в мере ее применения и неудержимых возможностях в простоте Фотошопа ) Я, например, столкнулся с тем, что все мои модели знают это слово. И понял, что модели хотят прежде всего быть художественным объектом, а не получить голую правду о себе. Они не хотят знать правду, они хотят гламура и модного совершенства ) Мол, о себе они знают, но вот дурацкие фотографы портят их безупречный имидж и не могут ее правильно сфотографировать )
 Потребители, например, рекламы - люди до 30 примерно. Женщины (девушки). Должен сообщить, что именно огромные женские комплексы приводят к подобно рода суждению. Это им надо! Они хотят так выглядеть! Господи, сколько я бьюсь об это: "сделайте мне, пожалуйста, грудь больше, талию уже, ноги длиннее, попу орешком, замажьте целлюлит, прыщики, родинки... Хочу в модных штанах, хочу быть блестящей, молодой, стильной, модной, уверенной..." Из всего сказанного для себя оставляю только последнее слово.
)

- Мне кажется, что Вы интересно излагаете.

 Будучи молодым, я был упоен самой возможностью мысли и увлечен способом формулирования смыслов. Как меня это увлекало! Я мечтал о риторике и высокой сути. Но потом... Потом я узнал себя лучше ) Ничего от пыли не гаснет, но выкристаллизовывается отчетливей. Причина в том, что я хотел быть умным (или казаться). В этом было дело, а не в приложении ума. ) Еще была молодость и силы. Но теперь выпрыгивание утомляет ноги. И, понимаешь, что дело не в буквах статьи или интервью, а в том, что я вижу и чему соответствую сам...

- Что говорят заказчики?

Бывает даже сочинение пишут ) Например:

"Каждый день, почти машинально, повинуясь годами воспитываемой в нас вежливости, мы благодарим окружающих нас людей: друзей, любимых, коллег по работе, да просто попутчиков в транспорте…И часто эта благодарность не несёт за собой ничего, не задевает внутренней струны ни в нас самих, ни в тех, кому она адресована.
Но обязательно в сердце каждого человека живет теплое, безграничное, искреннее и светлое «спасибо» к кому-то, кто помог в трудную минуту, или просто улыбнулся в самый важный для тебя момент, или просто живёт, тем самым доставляя тебе радость.
Помимо совершенно естественной благодарности родителям, мужу, доченьке и друзьям, в моей душе расцветает и благоухает букет из всевозможных «Спасибо!» и «Merci!» к еще год назад совершенно незнакомому мне человеку, фотохудожнику Кириллу Новосартову.
Случилось так, что прошлой весной в моей жизни наступило тяжелое и смутное время…Что было тому виной? Да много всего: семейные неурядицы, бытовые проблемы, но толчком к потере душевного комфорта было предательство близкого друга…Совершенно необъяснимое, неожиданное и очень жестокое…
В голове поселилась стая мрачных, тяжелых и отравляющих существование мыслей, но вдруг среди них появилась одна, которая и привела меня к Кириллу. Еще с совсем юных лет я мечтала увидеть себя на фотографиях, сделанных профессионалом. По разным причинам мечта никак не могла осуществиться. И вот сейчас я решила – время пришло.
Пара звонков и писем и встреча состоялась. Я не имела представления о том, как проходит профессиональная фотосъёмка, казалось, что и нужны только пара нарядов, удачный визаж и фотоаппарат.
Каково же было мое удивление, когда уже вся внутренне готовая к частому щелканью затвора фотокамеры, стоя в направленных на меня лучах софт-боксов, я услышала его бархатный, мягкий голос, сопровождавшийся чуть слышной мелодией. Он говорил мне о том, что для него в настоящий момент самое важное в жизни – это я, такая как есть, и ничего более.
Речь его довольно медленная, как-будто обволакивающая даже, завораживающая. Кирилл на протяжении всей съёмки вел очень тонкую психологическую игру, перемежая рассказы о своих предках (о прабабушке, закончившей пансион для благородных девиц в Швейцарии) и рассуждения о том, как мало в настоящее время уделяется внимания в воспитании девочек, девушек осмыслению себя как женщины, своей сути, исключительности, лавиной комплиментов в мой адрес.
Результатом всего этого коктейля из волшебной музыки, мягкого света, завораживающего монолога, тонкой нити «фотограф-модель» и коллекции восхитительных снимков стало невероятное чувство облегчения, обновления и нового светлого взгляда на жизнь вообще и саму себя, в частности.
Я не устаю благодарить Кирилла, прежде всего, за подаренное мне чувство внутренней свободы, ощущение собственной значимости, ценности в мире. Спасибо ему за то, что смог разглядеть и в буквальном смысле вытащить наружу содержание Человека. Спасибо за то, что научил меня понимать и ценить, прежде всего, внутреннюю красоту и обходить людей, что всю жизнь проводят лишь в созерцании форм, не замечая остального.
И, кончено, же я благодарна случаю, который свел меня с этим необыкновенно талантливым фотохудожником, без которого я не стала бы такой, какая я есть в настоящий момент!"
 
 Другой человек для редакции написал так... Посчитал, что нескромно мне всё про себя, любимого, писать )) Может покритикует, может даст возможность взглянуть со стороны... Эдакий отстраненный анализ... Не судите строго... :


"Фотография сегодня стала равноправным произведением искусства.
Тем не менее, это, пожалуй, самый доступный вид художественной практики.
На этом фоне появляется большое количество случайных людей в фотографии. Кураторы же, по каким то скрытым причинам, часто выводят на авансцену фотоискусства именно их. И притягивая за уши концепцию, обвешивая маскарадной мишурой и, совершая качественные промо-акции, дают заурядному снимку возможность очутится на выставке, а новоявленному фотографу, который сам не понял, как и зачем он нажал на спусковую кнопку фотоаппарата, самомнение художника. Но кто в этот момент думает об ответственности создания произведении искусства, или наслаждаясь тем, что «автор мертв», дают себе право забыть о нем, но тем не менее упиваться славой художника и тешить свое самолюбие.
Для зрителя, к сожалению, большой авторитет представляет «шум» вокруг автора, его выставочная деятельность, наличие статей статьи о нем. Таким образом, выставить и продать сегодня можно что угодно, о искусстве и истинной ценности задумываются в последний момент. «Подделки» легко можно скрыть под маской концептуального искусства, моды, и т.п.
В такой ситуации искусство, и фотоискусство, в частности, может начать деградировать, к авторам перестанут приходить музы, они начнут ломать свои головы над яркой идеей, акцией, оставляя только шелуху за собой.
Что же искусство? Все с большей наглядностью проявляется его стремление соединить жизнь и творчество в единое нерасторжимое целое, когда художественный мир подобен реальному. Так в работах Кирилла Новосартова эти два мира неразличимо продолжают друг друга.
В этих работах настойчиво проходит ведущая тема современного искусства- стремление человека восстановить утраченное единство с миром. Эстетика достоверности наглядно раскрывается в фотографии и в стремлении, её средствами, сообщить убедительность всем значимым для нас представлениям и явлениям. Фотография может быть либо точной и убедительной, либо откровенно искусственной, изначально построенной, как художественная композиция, не имеющая прямого отношения к реальной жизни. Этот диапазон Кирилл преодолевает, сливая воедино документальность снимка и, созданный фотоэстетикой, фантастический мир, где возможно и убедительно любое превращение, осуществляемое на основе документального кадра.
Фотография (рожденная живописью и графикой) настойчиво вытесняет своих собратьев. То что оказалось почти утраченным в современном изобразительном искусстве,- стремление к традиционной красоте (красоте, создающейся классической эстетикой) подхвачено современной фотографией. И если для современного живописца, следование классическим традициям часто ставится в упрек, то для фотографа-художника Кирилла Новосартова это остается одной из главных творческих задач.
Необходим дар, чтобы увидеть Красоту реального мира, и суметь технически запечатлеть её на пленку или матрицу. Многие современные художники забыли об этом и большинство зрителей разучилось разделять произведение искусства от фикции.
Фотоработы Кирилла дают уникальную возможность современному человеку остановится, всмотреться в снимки и увидеть мир другими глазами. Искусство Кирилла не разрушает мир и человека в нем, не делит его на части, не приводит к абсурду и хаосу, а гармонизирует его. Оно дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах, а к сожалению именно так вечно спешащий современный человек смотрит на мир, замечая лишь поверхностное, ему некогда постигать суть вещей. Поэтому творчество Кирилла, несмотря на то, что он предпочитает следовать классической эстетики, актуально и необходимо современному человеку.
Хочется пожелать ему не потерять этот дар и творческих успехов. Искренне верю, что если художники будут продолжать творить несмотря ни на что, случайных людей в искусстве и в фотографии станет меньше."
       Жизнь. Жизнь... Движение от себя к себе. Разное бывало, разное радовало и огорчало. Иной раз остановишься в череде незначащих мыслей... и спросишь себя: "кто я?" Складываешь мнение тех, кто рядом, о тебе с тем, что полагаешь о себе сам... Складываешь... или вычитаешь... И не найти ответа. Кто я?

Спасибо за приглашение к беседе... )

http://club.foto.ru/forum/9/290556


Рецензии