Прогулка 107-я. Любовь уходит, как вода...
НМ:
- Ой как же у Вас весело!
Но попасть к Вам на разбор страшно. Не зову.
Удачи!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ПАСКАЛИ:
- А позовите? мы ребята мирные!
Удачи!!!!!!!!!!!!
НМ:
- Почитала еще Ваше и таки решила.
ЗОВУ.
И мы пошли в гости.
**********************************************************
Любовь уходит как вода
Автор - Н… М…
Любовь уходит, как вода,
Из чуть надтреснутой посуды.
Вот, кажется, ещё была,
А нынче - только пересуды.
Любовь уходит, как весна,
Однажды превращаясь в лето.
Все, кому было не до сна,
Так сладко спят после обеда.
Любовь уходит, как песок,
Уходит, как ручей гремящий,
Любовь уходит, как и всё,
Что лишь казалось настоящим.
Итак, тема вечная – и трудно в ней сказать что-то своё.
Автор берёт образы – с виду обычные, но уточнённые деталями:
«Уходит» – «как вода» – но – из «надтреснутой посуды». Сразу яркая картинка. Плюс ассоциация с половодьем – она неизбежна на основании первого стиха.
Лирическое чувство обогащается, развивается: сначала – лёгкая грусть: ведь вода из трещинки сочится медленно. Однако в подтексте – печаль (половодье, талая вода).
Уходит – «как весна». Весна - образ-символ - давно уже стала частью мировой литературной традиции. Весна – цветение души. Зима – смерть.
Здесь весна сменяется летом – то есть зрелостью души, обретённой мудростью.
Песок. Гибель любви неизбежна, как неизбежно иссякает песок в песочных часах…
Но ручей в финале – как надежда. Любовь всегда обретение. Обретение, даже если она безответна. Даже если она трагична.
Итак, полноводная река чувств превращается к финалу в ручей. Только жаль, что – «гремящий». На наш взгляд, очень неточный эпитет. Вырывается, выпирает из контекста по звуковому облику (слишком грохочет, слишком резок) и по смыслу.
Скорее – звенящий… Потому что вспоминается самое светлое, самое пронзительное, что было в уходящей - и уже ушедшей – любви.
Автор использует в стихотворении психологические параллелизмы. В этом – внутреннее сходство формы со структурой народных песен (а многие из них, как известно, именно о любви).
Именно поэтому образы, отобранные для развития темы, и должны быть предельно простыми: вода… весна… песок… (Причём, заметьте, они по нарастающей - по степени убывания, угасания, умирания чувства – расположены, по степени роста печали и отчаяния).
А коли вольно или невольно стихотворение приближается к народной традиции – то каждый звук в нём должен быть отточенным, выверенным. Рифма «вода-была» - не рифма для такой формы. И сон «после обеда» обедняет содержание. Слишком бытовой, слишком плоский образ.
В заключение – лучшие строки:
Любовь уходит, как вода,
Из чуть надтреснутой посуды.
…
Любовь уходит, как весна,
Однажды превращаясь в лето.
…
Любовь уходит, как и всё,
Что лишь казалось настоящим.
Но – какое счастье, что есть на земле любовь. Помните : «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не приносит счастья?»
Спасибо автору – за возможность прожить несколько мгновений счастья…
А стихотворение, конечно, хорошо бы доработать… из любви к гипотетическому и реальному читателю.
ПРИМЕЧАНИЕ
Имя автора сокращено из естественного чувства такта.
Если автор пожелает – рассекретим)))
Свидетельство о публикации №108020902336
http://stihi.ru/author.html?777777777777777
Черкасова Татьяна Александровна 09.02.2008 18:32 Заявить о нарушении
спасибо за внимательное чтение.
Мы - ЗА то, чтоб делились.
Этот автор нам встречался - и, как выясняется, не одним нам запал в душу)
С благодарностью кланяемся
братья
Два Паскаля 10.02.2008 11:09 Заявить о нарушении