Надо мною навис русский рок. Андрей Минус
Этим небольшим вступление я как бы предварил разговор о том, чем же явился «русский рок» для нашей культуры – погоней за модными веяниями Запада и попытка сорвать в саду, огороженном высоким идеологическим забором, заветный запретный плод, или все-таки новая форма нашего самосознания, проросшая в удобренной прахом великих мужей почве и избравшая, как изобразительное средство, честную, бескомпромиссную и богатую на цвета и оттенки рок-музыку.
Явление, которое принято называть «русским роком», если провести аналогии с минувшими столетиями в истории нашего Отечест-ва, ни что иное, как результат преемственности поколений мыслителей и творцов, чей мятежный дух всегда искал путь к свету на этой земле, переполненной до краев потрясениями, человеческими страданиями и беспросветной тоской по воле. Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. Мне кажется все тем же хулиганом и романтиком, только волосы были бы чуть длиннее, а вместо гармошки в руках наверняка была бы гитара. И рождались бы те же стихи о любви, о поиске себя в этом безумном мире и конечно о России. И также бы стучали в дверь в сумраке ночи серые призраки, и также бы скрипело перо дознавателя в душном и мрачном подвале.… Только смертей, возможно, было бы меньше. К тому времени социализм с «человеческим лицом» научился бороться с сорняками на своих геометрически правильных грядках, не прибегая к железу, а более изощренными методами.… А если заглянуть дальше? Как вам рокер-Пушкин, с курчавой голо-вой (а-ля молодой Макаревич), под задорный рок-н-ролл декламирующий со сцены свои нетленные произведения? И опять все та же безжалостная рука государственного цензора, ставящая приговор очередному вольнодумному творению легким и одновременно гроз-ным, как взмах орлиного крыла, росчерком.… И друзья-декабристы, сменившие майки с надписью «T.Rex» и «Led Zeppelin» на тюрем-ные робы, под рев бензопилы на лесоповале (где-нибудь под Магаданом), вспоминающие неистовство зала, захваченного в плен мощ-ным гитарным соло…
Часто слышу фразу типа: «Рок не может быть русским, немецким, английским и т.д. Рок не имеет национальной принадлежности и является исчерпывающим термином ». Логически мысль кажется правильной, если конечно подходить к изучению данного явления с точки зрения музыкального стиля. А если рассматривать его как более широкое понятие? Рок-движение в Советском Союзе собрало под свои знамена не только непосредственно музыкантов, но и поэтов, художников, писателей, кинорежиссеров и просто талантливых людей. Все принципиально новое в искусстве того времени, так или иначе, обретало жизнь в этой среде, чтобы стать достоянием цени-телей прекрасного.
Нынешнее поколение отечественных рок-музыкантов зачастую ставит во главу угла иные ценности, делая крен в сторону массовой культуры, являющееся уже не столько искусством, сколько видом бизнеса. Подход к рок-музыке как к некоему продукту в свою оче-редь порождает потребительское отношение к ней, так свойственное посетителям магазинов, подчас оглашающим торговый зал ис-тошными воплями – «не тот цвет», «не соответствие ГОСТу», «плохая упаковка» и т.д. Но настоящее искусство гораздо шире канонов стандартизации и маркетинга. Ему не грозит визит строгого представителя товарной инспекции, с целью уличить в том, что баллады подпольного менестреля не имеют лицензии на право называться роком, а качество гитарных партий не соответствует образцам, уста-новленным неким компетентным в этом вопросе органом.
Конечно «русский рок» - понятие «совковое», задача которого заключалась в том, чтобы дать хоть какое-то определение тому, чего в существующей действительности не должно было быть и в помине. Так или иначе, термин получил свое хождение и при его упоми-нании в голове тут же возникают определенные образы, мелодии и строки.
Представители поэтической богемы, агрессивно настроенной ко всему ей чужеродному, наверняка не преминут случаем, чтобы бросить свое презрительное «Фи!» в адрес вышесказанного. Тихая война снобов от литературы с непричесанной рок-н-рольной брати-ей за право называться новой культурной волной длится с момента становления «русского рока». Даже бесспорный талант Александра Башлачева, как одного из самых искренних и самобытных поэтов современности, не мог до недавнего времени занять полагающее место в пантеоне славы российской словесности.
Что ж, господа, я не устану преломлять с Вами копья на ристалище диспутов и споров (ведь именно здесь рождается истина), доказы-вая состоятельность «русского рока», как целого пласта отечественной культуры, давшей нам немало достойных певцов своего време-ни. Строки рок-поэтов рожденные десятилетия назад до сих пор способны будоражить умы подрастающего поколения и согревать души зрелых слушателей. Эти песни до сих пор можно услышать в подворотне под нехитрый аккомпанемент шестиструнной гитары. На холодных стенах мегаполисов и райцентров еще появляются надписи «В.Цой жив!», а в букинистических лавах охотно раскупаются книги с текстами хитов, считавшихся ранее подпольными. Жаль только, что нынешний рок-н-ролл все меньше и меньше походит на форму искусства и все чаще несет на себе отпечатки эпохи гламура и всеобщей безвкусицы. А может, все перешло от количества к качеству? Существует целая плеяда современных отечественных рок-коллективов сохранивших в своем творчестве черты былых мас-теров слова. В первую очередь хочется упомянуть такие команды как «Сплин», «Пилот», «Зимовье Зверей», «Собаки Качалова»… Даже группа «Tequilajazzz» не смотря на свое альтернативное звучание (которое, впрочем, отличается особым мелодизмом) вольно или невольно следует песенным традициям «русского рока». История продолжается…Но…
Щелкая каналами телевизора, я уже давно не надеюсь увидеть на экране настоящей музыки и ее героев… В очередной раз прервав доклад диктора программы новостей о неуклонном росте доходов беднейших слоев населения и об укреплении вертикали власти, я ставлю в проигрыватель диск и погружаюсь в иной мир – мир поэзии и рок-н-ролла… Похоже надо мною окончательно и бесповорот-но навис «русский рок»…
Свидетельство о публикации №108020601771
Нина Хижняк 11.05.2019 19:14 Заявить о нарушении