Божественная бессмыслица? Поток сознания
Я думаю, надо учиться и стремиться преодолевать эту способность версификации уводить от темы, подставлять на место реального чувства готовые шаблоны. Нельзя просто громоздить абстрактные образы, ожидая, что воображение читателя поможет. Или Вы должны быть уверены, что выхватываете из поэтического эфира не литературные штампы, а нечто, действительно новое и удивительное. Поток сознания плохой советчик потому, что на поверхности плавают, как раз самые затёртые образы, грязные мысли, то есть всё то, что с готовностью подбрасывает нам Великий Хаос. Задача поэта прорваться к Космосу, тогда он поведет за собой читателя.
Свидетельство о публикации №108020302865
http://www.proza.ru/2011/04/19/1243
может быть то, что там написано кое что объясняет
С уважением, Дмитрий Маштаков.
Маштаков 20.12.2013 18:17 Заявить о нарушении
Самое главное, что все основано на произвольной подмене,физиологических процессов литературоведческими категориями. При этом совершенно вне поля зрения остаются такие элементы, как звуковые ассоциации, метафоры, образы, и наконец, логические композиции. То есть стихотворение обязано состоять их строк, иметь ритм,и рифмы, а ведь все это далеко не всегда так.
Страна Советов 14.03.2014 01:38 Заявить о нарушении
Статья на проза.ру о работе подсознания, основана на наблюдении за собственным опытом стихосложения и на некоторых знаниях современной нейрофизиологии. Разумеется, это не научное исследование, а лишь высказывание некоторых предположений.
Я внимательно отношусь к замечаниям в ходе дискуссий - Вы говорите о наличии двух сознаний, пишушего и читающего, это автор и посторонний читатель, или автор и "внутренний читатель" самого автора? Почему я задаю такой вопрос? Есть мнение, что стихи пишутся прежде всего для самого себя, то есть посторонний читатель - лицо вовсе не обязательное.
Относительно рифм и ритмики совершенно с Вами согласен. Но иногда именно им и следуют, тогда-то и подключается подсознание таким интересным образам.
Проза пишется по другому, и верлибр, наверное, тоже. Не знаю. Но есть мнение многих, что верлибр удаётся только тем, кто в совершенстве владеет стихом несвободным.
Спасибо за заинтересованный ответ. Дмитрий
Маштаков 14.03.2014 11:19 Заявить о нарушении
С уважением, я, не имея долго ответа на свою рецензию, подумал было, что Вы закончили со своей критической деятельностью, Дмитрий Маштаков
Маштаков 14.03.2014 11:43 Заявить о нарушении
Относительно потока сознания. Опять же, очень важно внутреннее переживание, или внутреннее состояние автора. Есть на сайте автор - Сергей Анин. Его стихи тоже, в сущности своей - поток. Речь достаточно символична, и содержание речи недостаточно, может показаться, недостаточно предметно. Но как эта речь просветлена! Как она настраивает на оптимизм. На мой взгляд - некий феномен. Разумеется, не эталон для всеобщего подражания, но явление интересное.
Я вообще не перестаю удивляться, как по-разному люди пишут стихи.
С уважением, Дмитрий Маштаков
Маштаков 14.03.2014 12:05 Заявить о нарушении
На мой взгляд, подлинное творчество это такая же тайна, как само существование человеческого сознания. Можно, конечно, атаковать эту тайну, но к счастью, нельзя разгадать. Надеюсь, этот тезис доказывать не придется.
Вы спрашиваете о читателе. Всегда есть читатель. Это читатель существо абстрактное, а не конкретное. Воплощается он в реального читателя по разному.
Это может быть друг или покупатель книги, а может быть и сам автор несколько лет спустя. Это ведь уже будет совсем другой человек. В постмодернисткой поэзии из этого мистического взаимодействия делается целый художественный пласт.
Что касается научного подхода. Конечно, было бы здорово сделать литературоведение точной наукой. Но боюсь, не получится. Хотя это не значит, что не стоит пытаться. Только, я уверен, что начинать надо не с атомарного уровня, а с понимания художественного и образного мышления, как такового.
Ваши построения как бы предполагают, если я правильно понял, следующую модель.
Человек собирает рифмованные строки. Подсознание подсказывает ему образы, спрятанные в ритмических структурах (рифма частный случай ритмической структуры). Если он выбирает правильные строки, правильные образы, стихотворение получается, а если нет, не получается.
На мой взгляд, процесс творчества несравнимо сложнее. Начать с того, что автор, начиная создавать нечто, уже видит его будущие черты, хотя и приблизительно. То есть это нечто уже возникло. Разум поэта влияет на то, что он делает значительно сильнее, чем подсознание. Другое дело, что сам этот разум, не механизм, работающий по заданной программе, а некая сумма разнонаправленных векторов сознания. Тут мы уже можем рискуем перейти в область от литературоведения весьма далекую.
Более того, я думаю, что критика не в меньшей степени подвержена всем этим сущностям, чем само творчество. То есть любое критическое высказывание тоже является литературным текстом. Но это не означает, что говорить вообще не о чем, и понять ничего не возможно.
Страна Советов 26.03.2014 00:46 Заявить о нарушении