2 дооса у пастернака вознесенский и к. кедров

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/


 Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
 
Жарова И.Н.

Москва

аспирантка Российского Института Культурологии МК РФ

ДООС И КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ПОСТМОДЕРНА

Постмодернизм – одна из наиболее спорных научных концепций современности. Инструментальный, прикладной характер теории позволяет рассматривать в её свете нетрадиционные явления культуры. Постмодернизм – всеобъемлющее течение современной мысли, очень гибкое и эвристичное, дающее возможность увидеть в изучаемом объекте интересные, неординарные ракурсы.

Феномен ДООС глубоко своеобразен. Это объединение поэтов-метаметафористов, возникшее в 1984 г. Оно было создано мастером авангардной поэзии Константином Кедровым. ДООС – сложное философско-литературное течение, идейная основа которого осмыслена Кедровым в его трактате “Метаметафора”.

Основные термины поэзии ДООС – метаметафора (“антропная инверсия”) – космическое самоощущение человека, метакод и анаграмма. В творчестве ДООС возникает “понимание мира на более высоком, нежели рациональный, уровне”. Язык поэзии выделяет подчас “скрытые связи между предметами. Поэтому благодаря поэзии можно гораздо глубже понять мир, чем путём его логического постижения” (В. Вестейн).

Творчество ДООС поливалентно. Оно не ограничивается рамками национальной культуры. Философско-поэтический мир ДООС – явление принципиально панкультурное, укоренённое в глубочайших пластах истории и человеческого подсознания. Его мифологическая основа очевидна. Для поэзии ДООС характерно античное соответствие Микрокосма и Макрокосма. “Поэзия – разговор Души с Небом” – утверждают поэты-метаметафористы. Капля вмещает океан – Душа вмещает полноту Бытия. Это и есть “космическая инверсия” – метаметафора. В произведениях ДООС много христианской и ещё более древней символики. Поэзия становится тайнописью и тайновидением. Поэт – это мист, посвященный и таинства Бытия. Слово равнозначно откровению. Многогранность образов являет собою богатство и неоднородность Бытия. Линейность времени и пространства чужда поэзии. Слово наполняется смыслом, объединяющим все сущие на земле цивилизации – от древних до современных. Неожиданные соприкосновения разных культурных миров порождают элитарную поэзию ДООС, происходит реальное воплощение теории Эйнштейна: пространство и время удивительным образом пересекаются и возникает новая, виртуальная реальность, в которой время и пространство течёт словно на картинах Дали турбулентными и всеобъемлющими потоками, рождая новые галактики смыслов.

В авангардном тексте “каждый слой – новая реальность”. Бытие закодировано во множестве символов, каждый из которых раскрывается человеку в бесконечном богатстве образов. Неоднозначность Бытия порождает экстравагантную поэзию ДООС. Культура воспринимается как “символическая вселенная”, в ней явлен глубокий, сакральный смысл творчества и всего Бытия. Многоликость Вселенной говорит о Едином как первосущности всех явлений. Именно эта всеобщность раскрывается в слове с помощью феномена анаграммы. В пространстве поэзии все возможности реализуются как тезисы воображения. “Поэзия – дикий сад, а не парк с прямыми аллеями” – говорит К. Кедров. Поэзия ДООС символически представляется в образе древа с бесконечно большим числом ветвей, срастающихся и расходящихся между собой. Она строится на цепочках смыслов и ассоциаций. Как всякая тайнопись, поэзия представляет собою элитарное и многомерное явление, проникающее в тайные глубины мироздания. ДООС возрождает иероглифичность текста.

Метаязык поэзии и графики щедр на неожиданности, замечательные находки, глубокие и острые мысли. Поэзия ДООС недоступна мимолетному восприятию. Она раскрывается лишь внимательному оку и пытливому сердцу.

Все произведения ДООС отличаются сочностью образов, богатством воображения и необычным поворотом мысли. “Лингвистический и мистический авангард” ДООС – феномен нетрадиционного типа мышления, удивительный мир, особое видение мира.

В творчестве ДООС проявляется современное самосознание со всеми его противоречиями, цельное в своей видимой дисгармоничности. Между парадигмой постмодерна и феноменом ДООС существует фундаментальная взаимосвязь. Они смыкаются друг с другом как яркие проявления современного сознания. Гибкий подход постмодернизма позволяет рассматривать любой элемент культуры в его развитии, во всей его полноте, не ограничиваясь рамками теоретических построений. Именно в свете парадигмы постмодерна изучение феномена ДООС становится особенно притягательным. Философско-поэтический мир ДООС является благодатным предметом для интеллектуального осмысления в свете культурологии. Феномен ДООС впервые подвергается научному исследованию как живой и динамично развивающийся объект истории русской культуры.
 
К началу
 


 


Рецензии