Солдатам Красной Армии

В те далекие годы ненастные
Для страны, в окруженье врагов,
Родилась наша Армия Красная
Цвета ало-пролитая кровь!

Растекались в степи лавы конные,
От пожаров небесная хмарь.
Шли бойцы под знамена Буденного,
Как их деды и прадеды встарь,

 Искры сыпали шашками узкими,
 Не жалели ни пуль, ни свинца.
 Поднимал руку русский на русского,
 Брат на брата, а сын - на отца!

И валились с коней от усталости,
Талым снегом умыв кровь и пот.
Редко кто доживал там до старости,
Пережив восемнадцатый год!

Кто судья им сегодня? Не лапайте!
Их съедали и голод, и вошь;
Но француз с англичанином драпали
От охрипших раскатов: "Даешь!"

А потом двадцать лет передышки...
Пережив ДНЕПРОГЭС и ГУЛАГ,
Поднимали друг друга под мышки,
Собирались в железный кулак!

И на отблесках танковой стали,
Что с Урала прошла сквозь пургу,
В сорок первом писали: "За Сталина!"
И с парада - огнем по врагу!!

Нет в истории ярче примера,
Крепче памяти братства и уз.
Кровью Воинов спаяна вера
В нерушимый Советский Союз!

Что бы там про солдат ни вопили,
Собирая словесный понос,
Что без армии было б с Россией?
Кто бы рабство скотов перенес?!

На Руси имя Воина свято!
Не носил россиянин оков.
Мир и труд охраняют солдаты,
И так будет во веки веков!!


Февраль, 1999


Рецензии
Не могу однозначно оценить этот стих, Виктор.
Судя по интонации зачина и концовки жанр этого стиха - ода, гимн, славица, песнь в честь. Но многовато противоречий на эту тему - в стихе, да и в каждом из нас. Попробую поделиться.

Когда мы гордимся цветом советских атрибутов от пионерского галстука до военного или государственного флага, мы как-то опускаем что "Цвета ало-пролитая кровь" (здесь к тому же неловко - "цвета... кровИ", по-моему, лучше) - это цвет крови не только иноземных врагов, но и своих же, русских и советских людей, убитых красноармейцами. Вы, Виктор, чуть ниже сами говорите об этом ("От пожаров небесная хмарь"), но как же не помнить, что это горят избы русских людей. А поставленные рядом со словами "Растекались в степи лавы конные", эти пожары тоже воспеваются, как подвиг.

"Как их деды и прадеды встарь" - обычно так говорят о защитниках отечества. А про годы гражданской войны сильно сказано Игорем Тальковым в песне "Командарм": "Ты идешь воевать за народную власть со своим же народом".
И в его песне была боль. А здесь в строках:
"Не жалели ни пуль, ни свинца.
Поднимал руку русский на русского,
Брат на брата, а сын - на отца!" - будто бы сквозит гордость.

"Кто судья им сегодня? " Судить не берусь ("да не судимы будете", сказано). Но не из тех ли лет растет, нет - уже живет, в народе страх перед властью, перед людьми с оружием.
"Не лапайте!" - грубовато для торжественного стиха. Кроме того, этот призыв не оставляет места для сомнений, вопросов, для спокойной беседы о сути.

"А потом двадцать лет передышки...
Пережив ДНЕПРОГЭС и ГУЛАГ..."
Для страны период без войн - передышка, но для многих людей, попавших в эту мясорубку, жизнь прекращалась. Их называли не героями, а "врагами". Как же забыть это? Как же спокойно говорить "пережив"?

"Нерушимый Советский Союз" - отдельный большой разговор. И армия в годы распада не укрепляла наши нерушимые связи, а скорее рубила их своими саперными лопатками.

"Что бы там про солдат ни вопили,
Собирая (?!) словесный понос"
- эти слова предпоследней строфы весьма серьезно принижают пафос первых строф, они ближе к перебранке. И опять же не дают иллюзий по поводу инакомыслия.

"Не носил россиянин оков" - думается, что и здесь не всё так однозначно. В нашей истории были разные периоды.

"Мир и труд охраняют солдаты" - это просто лозунг с советского плаката в воинской части. А в Новочеркасске они многих охранили?
А что Вы скажете о доблестях нашей армии в "послевоенные" годы - период постоянного активного военного противостояния почти со всеми нашими друзьями-соседями, причем не на нашей территории.

Повторюсь - неоднозначно. Больше вопросительных знаков, нежели восклицательных. Патриотизм, это хорошо, без него народ слаб. Но в стихе всё слишком парадно, без сомнений. В армии по-другому нельзя, но в творчестве...
С уважением.

Владимир Ланин   27.09.2008 15:26     Заявить о нарушении
Владимир!
Спасибо за столь глубокий анализ моего стиха. Чесно скажу - Вы первый, кто так серьёзно и глубоко проник в моё творчество. Все остальные (в основном женщины) ограничивались эмоциями.
Стихотворение неоднозначно и, согласен, вызывает противоречивые настроения и восприятия. Наверное, у каждого - свои.
Но, согласитесь, история нашей многострадальной страны соткана из противоречой, не нам судить, кто прав, кто виноват в прошлом, да и в новейшей истории Родины.
О себе скажу немного цитатой из "Исповеди...": "Мой дед крестился, отец - обучен следовать "заповедям Ильича". А мы, каким заповедям мы обучены? За мои 60 лет Историю (преподносимую) переиначивали несколько раз. Вот Вы можете однозначно сказать кто для России Чубайс, а Ельцин, а Миша?
Владимир, будьте снисходительны. Я, безусловно, человек эмоциональный, и мне очень хотелось как-то выразить свою боль и переживание за страну и за Воинов, которые, будучи беззаветно преданными своей Родине, не колеблясь отдавали ей (И будут отдавать) свои жизни. Вопрос - кто командует ими и кто "рулит" сверху этими командирами.
Поясню: моя гражданская позиция в этом стихе восславить Воина, но не палача. А как получилось?... Читал в воинской части - слушали притихшие, но хлопали бурно, значит, наверное, написал не зря.
Еще раз благодарю за пристрастный отзыв и прошу Вас отозваться на моего "БратУшку" и, если Вас не затруднит, на "Исповедь незаконно осУжденного" (я после неё неделю ходил "глушёный").
С глубоким почтением и наилучшими пожеланиями,
Виктор К.

Виктор Кузовников   28.09.2008 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.