Душа нагуалем

[1]
Сожмутся пальцы в странном жесте,
порвутся нити всех тенёт,
мой мир умрёт со мною вместе,
душа отправится в полёт.

Со вздохом – грешная, святая? –
забыв про страх и тошноту,
ослепшая, глухонемая
растает тихо в высоту.

Какое дарено ей чувство?
Ушли (рыдай ли, острословь):
мечта, рассудочность, безумство,
инертность, ненависть, любовь...

Душе так больно от потери,
что дальше? – не узнать ответ,
и не понять, и не проверить:
прибудет Бога или нет?

[2]
Мы дерзость недоверия вдыхали,
и суждено нам вечно называть
придуманные Богом нагуали,
навешивать привычности печать.

Оригинальность мирно станет косной,
дополним толкованием словарь,
мы хаос загоняем смело в космос,
хоть каждый – кем-то названный тональ.

январь 2008
----------
нагуаль – нечто, у чего нет названия, описания, слов, в отличие от тоналя (К.Кастанеда, «Учение дона Хуана»)


Рецензии
Привет Володя. Мне показалось, что тема, освещенная в данном произведение, в стихотворной форме, показана тобою настолько поверхностно и далёкой от реальности восприятия учения Дона Хуана, преданного Карлосом Кастенедой современному обывателю, что более производит впечатление упражнения на заданную тему сочинения, которое страдает лексической сыростью в оборотах. И, кстати, Нагуаль (Нагваль) один и не имеет множественного числа в отличии от духов и богов языческих племён и их представителей, обвешанных гаджетами с электронной китайской начинкой.

С уважением и улыбкой, Сергей

Сергей Брянцев   23.01.2008 16:06     Заявить о нарушении
Я не старался как-то донести смысл Кастанедовского текста. Меня заинтересовал термин.
А какие именно обороты тебе не понравились?

Спасибо!

Морж   24.01.2008 01:11   Заявить о нарушении
Термин, Володь, штука спецефическая, он в совокупности с себеподобными формирует новое мироописание, а следовательно иную шкалу восприятия и просто так взять его и гонять, не представляя до конца смысла его, несерьёзно... А обороты уже указаны предыдущими рецензентами.

Сергей Брянцев   24.01.2008 11:26   Заявить о нарушении
Дано вполне законченное взятое у философа определение. На нем выстроено стихотворение. Развивать или рекламировать философскую школу Кастанеды я не собирался и вряд ли когда-нибудь соберусь.
Что же касается терминов... Термины имеют свойство прилипать к совершенно отвлеченным областям и понятиям.
Например,

"Для слившегося тонкого оттенка
Нет разницы простой: где свет, где тьма.
Цикличность, приземлённая в оценках,
Не требует большого мастерства.

И направление, по сути, зная,
Что холод в центре или в темноте,
Приверженностью вектора по краю
Скользить в уютной теплой тесноте."

Я так полагаю, что здесь "цикличность" и "вектор" - не физические или математические термины? Тем не менее Автор взял эти термины и гоняет, не показывая читателю полного смысла этих терминов. И все это, заметь, на полном серьезе.

Владимир Морж   25.01.2008 11:01   Заявить о нарушении
Вижу, что объясняться все равно придется.

Когда этот стиш рождался (заготовка лежала с сентября), я оперировал такими определениями:
Тональ - совокупность наших знаний и представлений о мире и себе. Упорядоченное знание, проинтерпретированное восприятие (наше восприятие реальности).
Нагуаль - непроинтерпретированное восприятие. Вселенная вне тоналя (объективная реальность).

Помимо этих встречал еще термины:
1. В мифологии ацтеков дух-двойник, покровитель новорожденного. Обычно представлялся в зверином облике. Чтобы установить точный облик нагуаля, у хижины, в которой появился младенец, рассыпали песок; утром изучали следы и определяли, в какое животное воплотился двойник. Кроме новорожденных, нагуалей имели боги.
2. Человек с определенной энергетической структурой - с "двойным коконом". Эти люди имеют естественную силу стать лидерами групп магов. Отсюда - это учитель и глава группы.
3. Ну и развитие философской концепции («нагуальный, материнский, иньский аспект» - «Личность как Нагуаль (неустойчивое состояния)», «воин пути», «Личность как Тональ» и пр.

Эти определения и производные (1-3) меня здесь мало трогали.

А интересно было следующее рассуждение.
Сама по себе «объективная реальность» - «тональ» для Бога.
Постигая, мы постепенно расширяем собственную «тональность» за счет «объективной реальности». Т.е. постоянно что-то определяем, систематизируем и всовываем в некую упорядоченность (космос). Я – «всего лишь» «тональ», который «определяет»... чьи-то «тонали».
Но можно посмотреть на это шире. Человек, как существо стадное (человечество), имеет достаточно четкую «тональную» картинку «одну для всех». Другими словами, «нагуаль» - это нечто вне определений всего человечества, а не отдельного человека. «Нагуаль» - нечто непознанное вообще, вне системы знаний и понятий.

Был еще аспект: новорожденный может ли считаться «тоналем»? Ведь он «для себя» еще даже себя не определил (нет сознания)? Тут два варианта:
1. Сознание опирается на доступную ему память. Если человек что-то забывает, то можно ли сказать, что до амнезии он был «нагуалем» на том основании, что «сегодняшнее я» не помнит «тогдашнего я»? Что было с младенцем, о чем уже не помнит взрослый?
2. Если «тональность» - совокупность знаний человечества, то младенец безусловно «тональ».

Владимир Морж   25.01.2008 12:14   Заявить о нарушении
"А обороты уже указаны предыдущими рецензентами."
Если эти обороты были уже указаны, то зачем повторяться? Очевидно, тебе не понравились мои объяснения? Какие именно?

Владимир Морж   25.01.2008 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.