сократ оракул Кедрова и Любимова на Таганке

http://video.mail.ru/mail/doosad/210 Всемирные Дни Поэзии ЮНЕСКО 2000-2008
 
       
Спектакль К.Кедров Ю.Любимов«Сократ/Оракул» заказ билетов в Московский театр драмы и комедии на Таганке
Мистерия о жизни и бессмертии (1:10). Реж. Ю. Любимов. В ролях: Ф. Антипов, Т. Бадалбейли, А. Букатина, А. Колпикова, А. Котов, А. Лырчиков, Л. Маслова и др. Премьера —2001 г.

СпектакльК.Кедров Ю.Любимов «Сократ/Оракул» - описание:
Практически весь спектакль таганковские актеры плещутся босыми ногами в воде, пущенной в специальном желобке по сцене, да еще и брызгают друг на друга. Так резвиться можно в теплом климате Греции, где состоялась премьера постановки. Мистерия про судьбу древнегреческого философа Сократа — действо динамичное и насыщенное. Философия знаменитого мудреца преподносится зрителю в стихотворной (автор текста — Константин Кедров), игровой форме: на сцене то сиртаки танцуют, то гимны поют. Роль Сократа играет Феликс Антипов — один из старейших актеров Театра на Таганке, удивительно похожий на своего героя.
ДЕМОКРАТЫ-АВТОКРАТЫ
ЗАСУДИЛИ ВЫ СОКРАТА
ПОЗАБЫЛИ ВЫ УРОДЫ
БЕЗ СОКРАТА НЕТ СВОБОДЫ

ЕСЛИ НЕТ У ВАС СОКРАТА
ЗНАЧИТ НЕТ У ВАС СВОБОДЫ

В ПАНТЕОНЕ ПРИЮТ ДЛЯ БОГОВ
БОГИ В НЕБЕ КАК РЫБЫ В ВОДЕ
ДЛЯ БОГОВ ВСЮДУ МРАМОРНЫЙ КРОВ
А СОКРАТ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЗДЕ

АРИСТОТЕЛЬ ВСЕГДА ПРИ ДВОРЕ
В АКАДЕМИИ МУДРЫЙ ПЛАТОН
А СОКРАТ  ОН ВЕЗДЕ И НИГДЕ
И ПРИЮТ ДЛЯ СОКРАТА ПРИТОН

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СЛАДОСТНЫЙ СОН
В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ МРАМОРНАЙ САД
ДОСВИДАНЬЯ СОКРАТ И ПЛАТОН
ДО СВИДАНЬЯ ПЛАТОН И СОКРАТ

Обзор центральной прессы
2001-10-08

Театр на Таганке открывает новый сезон - Сократом, информирует "Век". Аристофан написал про Сократа комедию, Эдвард Радзинский - драму "Беседы с Сократом". А поэт Константин Кедров и режиссер Юрий Любимов пошли дальше всех и создали мистерию о жизни и бессмертии "Сократ/Оракул". Постановка ее - первая премьера в новом сезоне Театра на Таганке.
Это - грандиозное действо, в котором звучат, не перебивая друг друга, мелодии Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, стихи Брехта и Бродского, Холина и Ходасевича, Гете, Лермонтова, Пушкина и Елены Кацюбы. И все это - под музыку Владимира Мартынова.
Судебный процесс над Сократом проходил 2400 лет тому назад, в V веке до нашей эры. Жители Афин собрались на площади перед одним из 10 отделений суда, где разбиралось дело 70-летнего философа и диссидента. Старый мудрец раздражал некоторых своих сограждан тем, что сегодня назвали бы бескомпромиссностью. В поисках истинного знания и абсолютной справедливости Сократ не останавливался ни перед чем - ни перед всевластием олигархов, ни перед гневом так называемых тридцати тиранов. Сын каменотеса и повивальной бабки, он занялся философией лишь после сорока лет. Однако более чем успешно, о чем свидетельствуют имена его учеников - Платон, Ксенофонт...
Аристофан в комедии "Облака" (написанной за 20 лет до суда!) изобразил Сократа как главного софиста, обманщика и выдумщика, поклоняющегося новым богам-облакам... Короче, чистый придурок! Смешная была комедия. Но еще смешнее (и страшнее!), что пародийные реплики из старой комедии представили на том суде как одно из основных доказательств вины Сократа! Да еще донос нескольких завистников. Более серьезных доказательств не было. Тем не менее его обвинили в поклонении новым богам и развращении молодежи. Приговор был суров - смертная казнь.
Один из его учеников заплакал: "Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо". На что философ с присущей ему иронией заметил: "А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?"
Философ всю жизнь искал человека, который был бы умнее его, а также решал вопрос о том, как сделать так, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.


Сократ / Оракул» — так называется спектакль, премьера которого состоялась в понедельник на сцене Театра на Таганке. В этом месяце посмотреть новый спектакль вы сможете еще 14-го и 21-го.
Эту постановку мэтр российской сцены, всемирно известный режиссер, основатель и художественных руководитель «Таганки» Юрий Любимов посвятил юбилею гениального философа, 2400 лет со дня смерти которого исполняется в этом году. В связи с этим 2001 год официально объявлен ЮНЕСКО годом Сократа.
Автором литературной основы спектакля, жанр которой Юрий Любимов определил как мистерия, выступил сам режиссер и президент Ассоциации поэтов ЮНЕСКО в России Константин Кедров.
«В основу драматургии легли два события — это посвящение в Дельфах Сократа, которого жрецы нарекли самым умным человеком Земли и приговор афинского ареопага Сократа к смерти, — сказал Константин Кедров, — в предсмертном своем видении Сократа эти два события приговор и посвящение сливаются в единый, в его снах к нему приходят Платон, Аристофан, Перикл, демократию которого он защищал».
По словам Кедрова, в Дельфах на месте освящения Сократа красуются слова: «Познай самого себя». «Спектакль посвящается Сократу, без которого нет свободы, и кого самого не было бы без свободы. Этот спектакль посвящается Сократу, для которого главным было — любовь, смерть и свобода. Этот спектакль посвящен философу, который имел смелость сказать: «Я знаю, что ничего не знаю».
Сократа играет один из ведущих артистов Театра на Таганке Феликс Антипов.
В понедельник состоится московская премьера «Сократа», а впервые эта работа была показана в Дельфах 19 июля этого года (спектакль был создан по предложению и при поддержке европейского культурного центра в Дельфах). А затем 21 июля премьера состоялась в Афинах в рамках международного театрального фестиваля, посвященного Сократу.

       N°186, 10 октября 2001
ИД "Время"
       // 10.10.2001
Таганский Оракул
В Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Сократ/Оракул» в постановке Юрия Любимова

Майя ОДИНА
Поставить спектакль о Сократе Юрию Любимову предложил Европейский культурный центр в Дельфах. В Греции эта идея возникла в связи с 2400-летием смерти философа и по случаю объявления ЮНЕСКО 2001 года -- годом Сократа. Премьеру сыграли 19 июля в Дельфах. Ожидали ли того активисты центра, привлекающие к своей деятельности «наиболее значимых в европейском искусстве личностей», но Любимов представил очень русского Сократа.

Несмотря на туники, сандалии, маски античного театра и сиртаки, в спектакле Любимова -- русский дух. Его «Сократ/Оракул» сказывается как былина -- просто и без суеты. Любимовский философ (Феликс Антипов), подобно мудрой деве из русской сказки, дает лаконичные ответы на заковыристые вопросы. Говорит, что слаще всего -- надежда, приятнее -- удача, а прекрасное есть жизнь. Вокруг тучного Сократа порхают тряпичные петухи да куры, а сварливая жена возит тряпкой по полу, гоняя эффектным фонтаном брызг муженька-выпивоху вместе с Платоном, Аристофаном и прочими учениками. Быт прямо почти российский. А Сократ знай себе бражничает.

Даже чаша с цикутой, к которой присудил афинский ареопаг «распутного философа», у Любимова имеет отчетливо русский смысл: любимец афинян Сократ -- принимает чашу, народ же, соответственно, безмолвствует. Сюжет с чашей для Любимова -- особый. Это удобный повод языком театра выказать личное презрение к демократии. «К чему стадам дары свободы...» ближе к финалу цитирует режиссер Пушкина, и неприятный тип, корчащийся на авансцене (торговец сандалиями, затеявший роковую тяжбу против Сократа), -- наглядное подтверждение того, что ни к чему. Однако к борьбе Любимов не призывает. В «Сократе» он -- истинный философ -- признает, что для одного «есть упоение в бою», а для другого -- «упоение в строю», и настаивать на том или ином бессмысленно. Тем более что истина -- вне политики и ее идеологем. Юрий Любимов начинает и заканчивает свой спектакль словами: «Я знаю то, что ничего не знаю, а другие и этого не знают». Об этом и есть его «Сократ», и вслед за своим героем Любимов не стыдится в этом признаться. Именно потому текст «мистерии о жизни и бессмертии», сочиненный Любимовым в соавторстве с Константином Кедровым, предельно прост. Текст даже не сочинен -- сложен из самых простейших элементов: из строк пушкинского «Памятника», лермонтовских «Горных вершин», расхожих истин вроде «истина -- в вине», звонких выкриков «эве!» и «пей до дна!», скандирования «без Сократа нет свободы» и распевов на манер обэриутов -- «сократ-строка-рок», ля-нота, ми-нота, ми-нота-вр». Хор в девять голосов, выученный пению руководителем ансамбля древней музыки «Сирин» Андреем Котовым, придает всем этим словам-слогам и собранью насквозь зацитированных фраз ощутимую силу и завораживающий ритм. Углубляясь в эти игры, Любимов словно декларирует: есть простая гамма -- вот она. Любые сложнейшие умозаключения всего лишь ее производные, а о самом главном -- жизни, смерти и бессмертии -- мудрствовать нелепо, о них все уже сказано. И слова эти просты и поэтичны. Они принадлежат Пушкину, Лермонтову, Гете, Брехту, Бродскому, Ходасевичу. Все они принимали участие, как сказано в программке, в создании текста «Сократа/Оракула». Юрий Любимов предлагает у них и искать истину.
05 Октября 2001
Театр на Таганке открывает новый сезон - Сократом, информирует "Век". Аристофан написал про Сократа комедию, Эдвард Радзинский - драму "Беседы с Сократом". А поэт Константин Кедров и режиссер Юрий Любимов пошли дальше всех и создали мистерию о жизни и бессмертии "Сократ/Оракул". Постановка ее - первая премьера в новом сезоне Театра на Таганке.
Это - грандиозное действо, в котором звучат, не перебивая друг друга, мелодии Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, стихи Брехта и Бродского, Холина и Ходасевича, Гете, Лермонтова, Пушкина и Елены Кацюбы. И все это - под музыку Владимира Мартынова.
Судебный процесс над Сократом проходил 2400 лет тому назад, в V веке до нашей эры. Жители Афин собрались на площади перед одним из 10 отделений суда, где разбиралось дело 70-летнего философа и диссидента. Старый мудрец раздражал некоторых своих сограждан тем, что сегодня назвали бы бескомпромиссностью. В поисках истинного знания и абсолютной справедливости Сократ не останавливался ни перед чем - ни перед всевластием олигархов, ни перед гневом так называемых тридцати тиранов. Сын каменотеса и повивальной бабки, он занялся философией лишь после сорока лет. Однако более чем успешно, о чем свидетельствуют имена его учеников - Платон, Ксенофонт...
Аристофан в комедии "Облака" (написанной за 20 лет до суда!) изобразил Сократа как главного софиста, обманщика и выдумщика, поклоняющегося новым богам-облакам... Короче, чистый придурок! Смешная была комедия. Но еще смешнее (и страшнее!), что пародийные реплики из старой комедии представили на том суде как одно из основных доказательств вины Сократа! Да еще донос нескольких завистников. Более серьезных доказательств не было. Тем не менее его обвинили в поклонении новым богам и развращении молодежи. Приговор был суров - смертная казнь.
Один из его учеников заплакал: "Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо". На что философ с присущей ему иронией заметил: "А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?"
Философ всю жизнь искал человека, который был бы умнее его, а также решал вопрос о том, как сделать так, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.


«Сократ (оракул)» — так называется спектакль, премьера которого состоится в понедельник сцене
.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Эту постановку мэтр российской сцены, всемирно известный режиссер, основатель и художественных руководитель «Таганки» Юрий Любимов посвятил юбилею гениального философа, 2400 лет со дня смерти которого исполняется в этом году. В связи с этим 2001 год официально объявлен ЮНЕСКО годом Сократа.

Автором литературной основы спектакля, жанр которой Юрий Любимов определил как мистерия, выступил сам режиссер и президент Ассоциации поэтов ЮНЕСКО в России Константин Кедров.

«В основу драматургии легли два события — это посвящение в Дельфах Сократа, которого жрецы нарекли самым умным человеком Земли и приговор афинского ареопага Сократа к смерти, — сказал Константин Кедров, — в предсмертном своем видении Сократа эти два события приговор и посвящение сливаются в единый, в его снах к нему приходят Платон, Аристофан, Перикл, демократию которого он защищал».

По словам Кедрова, в Дельфах на месте освящения Сократа красуются слова: «Познай самого себя». «Спектакль посвящается Сократу, без которого нет свободы и кого самого не было бы без свободы. Этот спектакль посвящается Сократу, для которого главным было — любовь, смерть и свобода. Этот спектакль посвящен философ, который имел смелость сказать: «Я знаю, что ничего не знаю».

Сократа играет один из ведущих артистов Театра на Таганке Феликс Антипов.


Рецензии
http://www.stihi.ru/2007/12/10/655
К.А.!Посмотрите мою штуку, Саша Кузьменков помог нарисовать получше, чем было у меня раньше...На прозе.ру - другой рисунок...

Владимир Монахов   08.01.2008 09:29     Заявить о нарушении