Аор. во власти сладких восьмидесятых
АОРу, как и любому другому ответвлению рок-музыки, никогда не существовало чётких определений (самое распространённое - Adult Oriental Rock - расшифровка аббревиатуры АОР), что всегда создавало определённые трудности. Едва появившись в середине семидесятых годов прошлого века, АОР тут же попал в немилость музыкальных критиков, восхищающихся набирающими обороты панком, металлом и "новой волной". Впрочем, это совсем не сказалось на популярности АОР-команд, которые оккупировали биллбордовские чарты вплоть до конца восьмидесятых.
И всё же, АОР сразу стал немодным и даже несколько презрительным в сознании музыкальных гурманов, благодаря чему многие группы начали от него открещиваться и даже обижаться, когда их называли АОР-ом. Так появилось более ёмкое определение - "мелодик-рок", что запутало ситуацию ещё больше.
В восьмидесятые, когда появился тяжёлый мелодичный металл, стало ещё непонятнее и критики плюнули на определения, став называть АОР-ом любую тяжёлую музыку с обильным использованием клавишных и текстами о чистой и бескорыстной любви. Под эту гребёнку попали Def Leppard, Poison, Whitesnake, Bon Jovi и другие безумно популярные группы. И все они, конечно, достойны пристального внимания, но данную статью и раздел вообще, я бы хотел посвятить истории такого явления, как АОР и первым группам, сформировавшим его внешний вид, идеологию и музыкальную стилистику.
Итак, с чего же начинался АОР: с хард-рока или всё-таки его корни следёет искать в более лёгкой музыке? Тут следует сделать важное отступление и сказать о том, что АОР, за редкими и ничего не определяющими исключениями, - чисто американское явление, практически не коснувшееся ни более чопорную и изысканную Англию, ни остальные крупные музыкальные державы.
Вообще, идея мелодик-рока, что называется, витала в воздухе всегда. Действительно, сочетание тяжёлых (но не оглушающих) ударных в сочетании с клавишными и чистым вокалом выглядело весьма интересно и привлекательно. Оставалось только собрать это всё воедино, не побоясь выглядеть при этом несколько слащаво и даже попсово.
И здесь следует сделать ещё одно отступление и рассказать о стиле, который непосредственно предшествовал АОР-у. Речь идет о помп-роке.
Идея американского помп-рока, появившегося в начале семидесятых была проста - адаптировать классическое звучание английского арт-рока вроде Yes и Genesis для простых американцев. Иными словами - укоротить и упростить песни, насытить их клавишными и помпезными пафосными аранжировками и, главное, пропитать их мелодичной гармонией в стиле "Кросби, Стиллз, Нэш", "Byrds" или "Амеrica".
Группы, появившиеся на этой волне, никогда не считались чисто помп-роковыми. Kansas скользил между арт-роком, фолком и помп-роком, Blue Oyster Cult начинали как металлисты, перейдя затем сначала в помп, потом в АОР, а после снова вернувшись в метал, а Styx и вовсе удалось стать краеугольным камнем как помп-рока так и АОР-а вообще, их знаменитый "The Grand Illusion" 1977 года в равной степени обожаем любителями обоих жанров.
Но, помимо Styx, следует признать, что важнейший вклад в развитие стиля внесли... Rainbow. Именно под их влиянием и сформировалось понятие АОРа, как достаточно тяжёлой музыки, играющей на контрастах жёстких ударных, гитарных риффов, красивых клавишных пассажей и высокого чистого мужского вокала. Более того, поздние Rainbow эпохи Джона Линна Тёрнера были именно такими и альбомы вроде "Bent Out Of Shape" (1983) и "Difficult To Cure" (1981) представляли из себя едва ли не классический АОР. Достаточно вспомнить заводные "I Surrender", "Can't Let You Go" и "Street Of Dreams". То же можно сказать и о возродившихся в восьмидесятых Deep Purple, но это, как говорится, уже совсем другая история.
Итак, о ком же пойдёт речь в данном разделе? Я решил собрать воедино все собственные и подчёрпнутые в различной литературе сведения и выделить восемь главных команд в истории классического американского АОРа. Речь идёт о Journey, Boston, Survivor, Heart, REO Speedwagon, Toto и, уже упомянутых ранее, Styx. Если кого-то упустил, прошу сообщить мне об этом, поскольку данный раздел будет претендовать на что-то вроде ликбеза по классическому АОРу. В конце уточню, что классическим АОР-ом я называю стилистически подходящие группы, появившиеся СТРОГО в семидесятые годы. Об остальных командах я вкратце расскажу в послесловии. Итак, в путь!
Свидетельство о публикации №108010501817
Бэт Большакова 16.01.2008 16:28 Заявить о нарушении
Андрей Розов 17.01.2008 00:23 Заявить о нарушении