Инсайдаут метаметафора вечная жизнь
http://www.one-world.ru/archive/articles/h3.htm
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/784.html
“Не одинокий Бог”.
Оболганный Бог (часть 1)
Общество эмоциональных инвалидов (часть 2)
Новые горизонты Смерти (часть 3)
Экстремум опыта как платонов мимесис (часть 4)
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/
• Почему умирать? Tour de force Академика Скулачёва.
Итак, иллюзорна необходимость абсолютной свободы –и у Бога (каббалисты: доверяя нам, Бог допустил даже свою зависимость от нашей любви), и у человека (личное и всемирное –их примиряет, противоречие между ними снимает… женщина, которая любит), и у Люцифера (причина падения архангела коренилась в том, что он приписал Богу тиранию всемогущества)! С этой точки зрения, самая идея ортодоксии о необходимости «избавления» от пут бытия, этот импульс к смерти, представляется глубочайшей профанацией. Вместо свободного сотворчества с Богом во имя обретения бытием полноты, нам предлагается, пускай постепенно, разрушить себя и весь мир во имя иллюзорной цели абсолютной свободы! Меж тем, и Бог настолько любит нас, что сам не желает быть от нас свободным! Конечно, за историю таких негативистских доктрин человечество накопило значительный потенциал приёмов саморазрушения (от неумения наладить социальное бытие до клинических форм членовредительства). Однако по краям этого поиска всегда была, есть и будет смерть, единственное, что нельзя поправить, мгновенное небытие. Смерть –универсальная валюта небытия. Вот почему любые попытки современной науки отсрочить смерть воспринимаются адептами религиозного негативизма как богохульные.
Наибольших успехов в теории смерти добились в современной биологии в школе академика В.П. Скулачёва. Были не только идентифицированы гены, экспрессия коих даёт белки, отвечающие за уменьшение продолжительности жизни у разных видов (ген белка р53, ген белка р66 и др.), но и показаны возможные механизмы, как самой смерти, так и её преодоления. Универсальность науки преодолевает здесь инерцию культуры, в которую, в свою очередь, вплетены догмы религиозного негативизма (смерть как избавление от чуждого мира, а не как объект преодоления)! Академик Скулачёв напоминает нам о 2 господствующих в естествознании теориях смерти –теории ошибок (смерть как результат накопления ошибок в генетическом материале) и теории Августа Вейсмана 1891 года: смерть как функция от адаптации (смерть как бы «изобретается» эволюционным процессом для ускорения видообразования в условиях генетического разнообразия). См.: Скулачёв В.П. «Старение организма», СОЖ, 2001, N 7.
Многочисленные открытия последних лет в области апоптоза и смежных явлений запрограммированной смерти органелл, клеток, органов, тканей и организмов, эмпирически подтвердили гипотезу Вейсмана. Крайне характерно, что философические нападки на теорию спонтанной смерти идут и со стороны ортодоксальных биологов (обвинения в антидарвинизме –эволюция понимается Скулачёвым как целенаправленная), и со стороны церковных ортодоксов (обвинения во вмешательстве в «тайны» мироздания и «естественный» ход вещей). Параллель в истории биологии очевидна: абсолютно то же и абсолютно теми же кругами говорилось в 19-м веке в адрес критиков теории самозарождения жизни (Луи Пастера на Западе и Матвея Тереховского у нас).
Между тем, в природе всё ещё слышны отголоски этой необязательности смерти. Не умирают бактерии и раковые клетки, а также стволовые клетки. Что же касается механизмов смерти, пока достоверно выявлено два. Первый –сложная цепочка ферментативных превращений, в результате которых атмосферный кислород восстанавливается и образуется вода. Но иногда восстановление кислорода проходит не полностью, и тогда в клетке образуются ядовитые химически активные соединения –свободные радикалы. Один из них -радикал ОН • -настолько опасен, что даже может разрушить любую молекулу, включая ДНК. При этом м ужские гормоны благоприятствуют накоплению активных форм кислорода (АФК), а витамины Е, А и С действуют обратно, как антиоксиданты.
Апоптоз, запрограммированная смерть клетки в ответ на накопление активных форм кислорода, в отличие от некроза, это только авторазборка клетки. Апоптоз запускается и в случае превышения мутагенезом критического порога. Отсюда академик Скулачёв выводит свой «самурайский закон биологии»: лучше умереть, чем ошибиться. Но сам же оговаривается: подобно тому, как в Японии кодекс бусидо удалось смягчить в ходе Новейшей Истории, и возник культ самурая-старца, этот закон модифицировался и в биологии… под влиянием иного характера современной эволюции . Ускорение хода истории (теория С.П. Капицы) и прогресс наук лишили смерть эволюционного смысла. Нормальность апоптоза ещё не означает нормальности танатоса, импульса небытия…
Однако белок, запускающий АПОПТОЗ, предотвращает образование раковой опухоли. При отмене АПОПТОЗА мы станем дольше жить и меньше болеть ишемической болезнью, инфарктами и инсультами, но увеличится доля смертности от рака. Это же относится к механизму укорачивания теломер. Это 2-й механизм смерти –укорочение концевых участков (теломер) ДНК по мере старения клеток. У старого человека молекула ДНК короче, чем у молодого. У бактерий, в ядре коих ДНК не линейна, а замкнута в кольцо, старения не происходит. Когда в результате эволюции кольцевая молекула ДНК разорвалась и превратилась в линейную, белок, считывающий с нее информацию в ходе транскрипции, структурно не изменился. Поэтому с обеих сторон молекулы её теломеры (ныне неинформативные участки ДНК) в новой клетке становятся короче, чем у ее предшественницы. Иными словами, при переходе от кольцевой молекулы ДНК к линейной природа изобрела старение. Ныне же биологи, подавляя гены АПОПТОЗА и, наоборот, активируя гены белков наращивания теломер, способны отсрочить смерть на поколения вперёд. Раковые клетки, напротив, постоянно наращивают свои теломеры.
ЗАЧЕМ НЕ УМИРАТЬ
Всё это вызывает в памяти ещё одну идею бессмертия, также в терминах религиозной ответственности определимую. Разумею великого реформатора поэзии Константина Кедрова и его идею « выворачивания »/ « переворачивания » (“up side down, down side up” method/ inside-out/ outside-in). В самом деле, именно Кедров впервые обратил внимание на то, что найденные квантовыми космофизиками условия перехода физических объектов в свои противоположности (и в пространстве, и во времени в условиях чёрных дыр), нереальные для человека, как макрообъекта, телесно, буквально, реальны в мысли, прежде всего –поэтической (Кедров К. А. «МЕТАКОД», М., АИФ, 2005, стр. 385, 403)http://metapoetry.narod.ru/knigi/metacod1.htm. «В книге «Мнимости в геометрии» Павел Флоренский высказал предположение…, когда тело мчится по вселенной со световой скоростью, оно обретает бесконечную массу, выворачиваясь во всю вселенную. Эта вечностная сущность любой вещи названа у Платона эйдосом. Но человек не вещь (скорее, не только вещь, ср. поэтику вещи у Бродского –М.М.). Ему не надо мчатся со световой скоростью, чтобы обрести вечность. Жизнь духа –это и есть сверхсветовая жизнь. Дух земной –это скорости до 300.000 км/с. Дух небесный –скорости запредельные, выступающие со знаком минус. Это запредельный, с точки зрения Земли, мнимый мир, или «тот свет». Для выворачивания вовсе необязательно попадать в состояние клинической смерти или мчатся по вселенной с недостижимыми скоростями. Кроме смерти и рождения, когда человек выворачивается во вселенную или, наоборот, из вселенной выворачивается в наш мир, есть ещё и вечная жизнь –любовь (оргазм, как мистический, так и эротический, это пик обретения вселенной человеком, по Кедрову –М.М.)» ( Ibidem) .
Но понятно же (в свете системной психофизиологии), что это просто заход с другой стороны. Скорость мыслей и эвристика поэзии (особенно в так называемой поэзии состояний Цветаевой, Бродского, Рейна, Веры Павловой, того же Кедрова) преобразуют человека, в том числе, физически, меняя поля его восприятия и динамику его эмоциональных состояний. Сам же Кедров приводит несколько примеров, когда его знаменитое переворачивание (здесь: ощущение вселенной внутри себя, а себя как вселенной) переживалось ФИЗИЧЕСКИ (ссылки: стр. 376, 393-395, 403-404). Члены базовых диад мировосприятия (внутреннее –внешнее –верх –низ –далёкое –близкое –мгновенное –вечное –мужское –женское) не только меняются местами (в экстазе, чёрных дырах, озарениях и нетривиальных геометриях), показывая глубокую относительность этих дистинкций, но и сливаются воедино, восходя к полноте бытия. Так, мужчина тогда и только тогда мужчина, когда он одно целое со своей женщиной, и т.д. Бог внутри нас. Мы предсуществовали в Боге. И т.д. Интересно, что роды в аспекте выворачивания Кедрова сродни зачатию (чувственному инсайдауту, стр.385): и там, и там имеет место релятивизация внутреннего и внешнего, большого и малого, а потом и слияние оных. Инсайдаут оргазма интересен ещё и тем, что ощущения, для него характерные -мгновенность как вечность, вечность как мгновенность, слияние будущего, прошлого и настоящего –в точности описывают знаменитый лимис Германа Минковского (математика и каббалиста, без работ которого революция Эйнштейна состоялась бы много позже). Лимис –линия мировых событий –«… есть четырёхмерное пространство-время,… Все события выстраиваются на лимисе и существуют там всегда. По сути дела, Минковский открыл меридиан вечности на световом конусе мировых событий Эйнштейна. Возможность видеть себя в пространстве-времени либо утрачена, либо ещё не приобретена нами. Если бы такое стало возможно, мы видели бы не рождение и смерть в отдалённости, а смертерождение. Исчезла бы известная стрела времени от рождения к смерти. Потеряло бы смысл понятие необратимости. Лимис очерчивает контур нашего вселенского тела, которое одновременно всегда живёт –рождает –умирает» (стр. 464-465). Иными словами, только единство пространства и времени (а не отдельно пространство и время) обладает статусом реальности, что с биологической и психологической точки зрения не менее любопытно, чем с физической. Тот же мистико-эротический оргазм, описанный и воспетый в ЗОГАР, центральной книге Каббалы, потому и порождает смещение будущего, прошлого и настоящего, что изысканная эротика способна ввести человека в необычные, предельные физиологические состояния тела, а значит, пространства. Смещая чувственные границы, вы смещаете границы времени, обессмысливая смерть…
Квинтэссенция открытия Кедрова: «Жизни после смерти нет, потому что она всегда здесь, но что здесь, то есть, было и будет всегда М.М.). Только чувственность свята (теоэрос –М.М.). Материя духовна, а дух материален (реальность тотальна –М.М.)» (Кедров, стр. 404).
Итак, «любое точечное, ограниченное явление на световом конусе мировых событий в четырёхмерном пространстве-времени растягивается до бесконечности. …Любое ограниченное явление в земной жизни обладает статусом бессмертия на линии мировых событий… Двуединое, духовно-телесное и телесно-духовное существо человек-космос… живёт вечно и вечно умирает, ибо его двуединое тело состоит из смертного, воспринимаемого как своё, и бессмертного, воспринимаемого как космос. В момент просветления-вдохновения и любви… человек воспринимает весь космос как своё Я. Для мужчины –это женщина, для женщины –мужчина. Отношения между мужчиной и женщиной –это отношение между человеком и космосом. Эрос связует разрозненное и становится связующим мостиком –горловиной и пуповиной между смертным и бессмертным » (выделение моё –М.М.) (стр. 380-381). Обратно, Дьявол не способен к выворачиванию (к обретению мира), так как замкнут на себя (стр. 405). Вот почему зло, несущее смерть, столь условно.
И даже если смерть каким-то образом связана с антимиром, античастицами, то, согласно новейшим достижениям, время там идёт обратно, или, иными словами, смысл жизни обретается полностью, в старении и омоложении одновременно, в зрелости и ребячестве (стр. 367). Аналогия с любовью очевидна, ибо в этих моделях трансформации времени и пространства в точках экстремальных состояний континуума всё мгновенное разворачивается в нечто бесконечное, а бесконечное сворачивается во что-то мгновенное. Зрелость включает юность. Павел Флоренский и Курт Гёдель, независимо друг от друга, смоделировали события внутри чёрной дыры для условного наблюдателя и участника, а Кедров показал применимость этих моделей для психологии. Однако во всех вариантах универсальным принципом преображения времени и пространства явился, по сути, антропный принцип квантовой философии: вселенная такова, какой видит её человек. Антропный принцип возвращает нас к Каббале: вот КАК Бог попустил свою зависимость от человека! Это тут же обостряет проблематику ЛИЧНОГО спасения. «Умерщвляя» свои стереотипы, современный человек рождается в свободе от них, сиречь от страданий: так, для Богина страдания суть функция несвободы, они питают силы Люцифера (стр. 584-585). Массам не совладать. Только лично нам.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Свидетельство о публикации №107122400725