Борис Викторов. 1947-2004. Избранное
Родился в Уфе в бедной рабочей семье. В 1958 году семья перебралась в Молдавию, в русско-еврейский город Кишинев. В Кишиневе Викторов прожил двадцать лет. Там в 1968 году вышла его первая книга "Паром", затем "Свирель", "Живая изгородь", "Каркас", "На пути в Долину", "Магический круг".
Учился в Москве на Высших литературных курсах (семинар А. Межирова). Жил и умер в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Ольга Викторова. "Борис Викторов. К биографии"
Стихотворения взяты из двух книг Бориса Викторова, опубликованных издательством "Эра":
Борис Викторов. Челоконь. М., 1999 г.
Борис Викторов. Поэмы, М., 2006 г.
Публикуется с разрешения Ольги Всеволодовны Викторовой.
Осень
Светлая осень, я грешен, и мне не понять,
как пережил одиночество, ревность и хаос,
как на безлюдных перронах я ждал, задыхаясь,
и сомневался, и снова любил, и опять,
Светлая Осень, я грешен, и в этом не каюсь.
Хриплоголосые птицы трубят в вышине,
точно архангелы косноязычно и веско
нас призывают к суду и вручают повестку,
но кареглазая, простоволосая мне
женщина машет с откоса, смеется по-детски!
Пригород замер, вокзал опустел, и экспресс
прогрохотал, воскресая вдали, среди сосен.
Что мне ответить допытчикам хриплоголосым?
Может быть, там, на окраине синих небес
тоже перрон? И деревья? И Светлая Осень?
1967, 1977
из поэмы « Заявка на киносценарий. Гицель» (1972)
1. Базар, массовка
Базар, как поднос в исполинских реках,
шатало в чаду от гратарной,
дымилась латынь на гашеных губах
прожженных товарок базарных.
Рублем – дореформенным, тем – выручал
сосед участкового Лешу,
и чей-то карман – наизнанку – торчал
из перелицованных клешей!
Я, ежась, у Бога отгул попросил,
готовя для неудов тачку,
пятью единицами день мне грозил,
но я – избежал их удачно!
Шатало столы,
рассыпалась айва,
и грелся за пазухой жаркой
плод, напоминающий льва,
сбежавшего из зоопарка,
и первый надкус (ведь недаром же спас!)
усиливал сходство
со зверем – чудесная сочная пасть!
(Озвучить, я думаю, просто –
карьер в двух шагах, он грохочет…) Шофер
пинал ненавистный шлагбаум.
Шатался в чаду исполин – без рессор,
и трезвых шатало, как пьяных.
И гицель («О, чтоб он, проклятый, сгорел!
Взгляните на рожу!»),
и гицель («О, только бы сгинул скорей!»)
являлся прохожим.
А тысячеустый шиповник шептал:
«Осанна!» - и вздрагивал странно.
«Оставь нас!» - деревья озноб прошибал,
крестилась соседка Оксана.
«Оставь нас!» - визжали собаки в петле,
и гицеля руки немели,
«Оставь нас!» - он шел по кричащей земле,
и камни вдогонку летели.
«Оставь нас!» - так просят птенцы пацана
в гнезде разоренном, над ставней,
и каменным градом с карьерного дна
взлетало: «Оставь нас! Оставь нас!»
* Гицель – собаколов.
из поэмы «Пир во время затмения» (1977)
2
Не день, не ночь, не вечер,
не утро – тишина,
и красный лист, и ветер,
и солнце, и луна!
Гроза – и следом эхо
на четырех холмах,
как всадники в доспехах
на четырех конях,
и, значит, прав Чижевский,
столетия связав,
и Хлебников честнейший
в своих подсчетах прав,
и скоро темь нахлынет,
осипнут голоса,
и шутовской надвинут
колпак на небеса,
исчезнет пилорама
и котельцовый дом,
и очертанья храма
с антенною-крестом,
и кочет безголовый,
взлетев на небосвод,
уже мессией новым
воскреснет у ворот,
он остановит пули,
от счастия слепой,
он солнечные бури
загородит собой,
и прекратятся в мире
смерть, войны, мор и глад,
и всадники – четыре –
поворотят назад,
он над Землею плоской
три раза прокричит
(сей трюк Иногородский
затем разоблачит)!
3
Пока в дому проклятом
пьют, спорят и галдят,
и трезвый оператор
снимает всех подряд, -
петух себе пророчит
трагический конец,
но торопить не хочет
события, мудрец,
он жаждет совпаденья
единожды в сто лет
бессмертья и затменья –
иначе смысла нет
идти под нож кухонный,
заботиться о нас,
он бережет коронный
свой номер про запас.
Он мудростью житейской
давно по горло сыт,
и слышит стук библейский
шестнадцати копыт,
припав к Земле, он слышит
ритмичный перестук
копыт – он прав – он выше
тебя, Точильный Круг!
(Точильный Круг – точильщик, один из гостей в доме, где происходит застолье).
Первое посвящение Велимиру Хлебникову
Русло русской поэзии
с берегами кирпичного цвета,
с лодками ржавыми,
и голубые воды –
это футляр из потертого фетра,
а содержание – флейта.
И соловей,
запинаясь, цитирует оды
торжественного Державина,
иволга – Фета.
В дебрях орешника,
яблонь,
охристых кистей
скрыты раешник,
ямб и хорей.
Даже верлибр
расхристанный
благоволит
к вербам и липам,
требует пиетета,
и обернуться велит.
Горлица околдованная
стряхивает с березы
слезы,
размером не окольцованные.
И до рассвета
Хлебников бражничает среди теней
замоскворецкого сада в начале лета.
Узник ничей.
из поэмы «Каркас. Человек с ягненком» (1972, 1976)
12
Был воздух приторен, как жмых.
Смеркалось. И, насколько помню,
по трое в ряд, на грузовых
везли коров на скотобойню –
пятнистых, красных, золотых.
Я был попутчиком случайным
их полых сумеречных глаз,
неловко вспархивал с лужаек
смех пацанов – в последний раз…
Скрип тормозов, а по низинам
стелился синим молоком
туман, пропитанный бензином,
листвой, гудроном, табаком.
Под августовским звездопадом,
в репейнике, на грузовых
по трое в ряд, -
летело стадо
пятнистых, красных, золотых,
вдоль пастбищ и бензоколонок,
на полпути оставив нас,
в небытие – без остановок –
в последний раз,
боками вздрагивая нервно
и в сто борозд, как будто плуг,
рогами вспахивая небо –
свой будущий, свой вечный луг…
из поэмы «Солнце в горле овчарки» (2002)
----
Я завидовал вольным
дружным птицам среди
линий высоковольтных,
вожакам впереди.
Знал, меж раем и адом
есть тупик, где беда
обрывается на день,
на ночь. И навсегда.
Что мерещится? – жаркий
полдень, степь вдалеке,
солнце в горле овчарки,
горсть кизила в руке.
Что останется? – петель
скрип в ничейной избе,
и развеянный пепел –
весть с пометкой: «тебе».
----
День и день в оголенной
азиатской степи
с головой раскаленной
ходит пес по цепи,
жжет ошейник на вые,
брызжут искры из глаз,
пояса часовые
поменялись не раз,
солнце плавится в горле
и на тысячу лет
время сдвинулось, горе
мчится скорому вслед
над шоссе, телебашней,
Чуйским трактом, бахчой –
баш на баш! – с бесшабашной
человечьей башкой.
Небеса
Небеса шелестели железом.
В разряженном пространстве сквозном
шли составы, груженные лесом,
содрогалась река под мостом.
Ослепительной северной ночью,
раскаленной уже добела,
мост владел человеческой мощью
и гудел, как пила.
Луч прожекторный в ребрах чугунных
бился, торкаясь о парапет,
и расталкивал спиленный лунный
шелушащийся свет.
А внизу – опрокинутым небом –
проплывали плоты по реке,
и звездами наполненный невод
провисал вдалеке…
Я хотел, чтоб меня озарило
синим светом, внезапным, как месть,
увлекающим с бешеной силой
от семей и насиженных мест,
я дышал исторически правым
ржавым воздухом, палой листвой,
и когда проносились составы,
шевелилась земля подо мной…
---
В небесах реактивных колючих,
перекрученных, как провода,
бились рыбы, скрипели уключины,
в переметах металась звезда.
Поднимались несметные воды –
дважды в них не войдешь, хоть убей,
задувал осененный юродивый
электрический свет фонарей,
погибали в морях рукотворных
беспризорные храм и погост,
с гулом рушились своды соборные,
на века умолкал Алконост…
Райской птицей в затонах вечерних,
сбитой птицей на темной корме
средь столетий, сносимых течением,
здешний ангел сопутствует мне.
---
Царь Небесный летит в облаках
над безлюдной беспамятной бездной,
след инверсии тянется, как
вагонетка в просторах небесных.
Царь Небесный спустился со звезд,
вьется пыль известковая в храме,
где основой для будущих гнезд
служат перья и кровь под ногами…
***
Безумец, вновь из лазарета
за белой птицей побредет
и в минном поле до рассвета
в слезах у надолбы уснет,
он будет «мессером» разбужен,
войной контужен и убит,
и на вопрос: «Кому ты нужен?» -
не удостоит, промолчит.
И госпитальными, глухими
ночами в городе чужом
однажды вспомнит свое имя
и вновь забудется потом,
он выйдет в город сыроватый,
суровый, северный, смурной,
в тот незабвенный 45-ый,
(46-ой, 47-ой…),
где в пол открывшейся питейной
костыль прохожего стучит
и на гармонике трофейной
родное «Яблочко» звучит!
Он оживет, вернется к людям,
и грач взъерошенный ему
письмо загадочное клювом
протянет: «Ждут тебя в дому!»
Но память горечью прошита.
И до скончанья дней своих
он на поруках общепита
и всех вокзалов городских.
Мир забывает о теплушках
и только месяц иногда
над степью хлебною краюшкой
сопровождает поезда,
где у людей прощенья просит,
клянет и славит этот век
по ходу поезда – и против –
разноголосица калек,
припомнится, как на дощатом
перроне хлебом и теплом
Москва делилась в 45-ом,
(46-ом, 47-ом…),
порой под снегом зимовала,
но от юродивого не
отодвигала самовара,
отогревала наравне,
и кто последней телогрейкой
с ним не делился? не рыдал:
«Подайте Гришеньке копейку…»?
и крупных слез не вытирал?
Маша
В палисаднике на траве
представительствуют бичи
в телогрейках и галифе,
охмуряют шалав, молчи.
Все же слышится посреди
****ословия и вранья:
- Маша, Маша, не уходи
от меня…
Приамурский закат навис
ликом огненным над рекой.
- Маша, сука, остановись! –
Доигрались. Вокруг конвой.
Лжесвидетельствует в суде
злоумышленница-любовь
в том краю незабвенном, где
стынут реки, как в жилах кровь.
***
Зверовек прикроет лицо руками,
виноград и хлеб превратятся в камни,
и тогда покинутая блудница
обернется, встанет с колен, приснится
часовому, скажет: «Укрой шинелью!»,
просвистит, вернется в ночи метелью,
сновиденьем давним вернется в зону,
в оперенье славном – не по сезону…
Синей аурой меж твоих лопаток
вспыхнет свет, как свиданье, краток,
затоскует сердце по небосводу,
разорвется в клочья, познав свободу,
словно птица, бьющаяся меж рёбер,
и блудница скажет: «Спасибо, ёб.рь»
из поэмы «Воздвиженье» (1983)
2
Пусть в дни невзгод и печалей припомнится куст
перед домом, что нынче оставлен и пуст,
весь на виду, волновал нас, как тайная весть,
за которой расплата и месть,
гость, я срывал золотую ознобную гроздь
винограда, смотрел на прошедшее сквозь
кровь, что лозу покидала и в нас продолжалась, и вновь
ты пребудешь любимою, не прекословь!
5
Ветер гудит над яблоней, и сторожкой,
и над колодцем с протянутою ладошкой.
Ночь разворачивает перед нами
созвездие, обернувшееся дикой кошкой
с двумя изогнутыми хвостами.
Семь поездов пройдут до рассвета мимо
реки холодной и нелюдимой,
и семь костров догорят на холмах мгновенно,
когда уснешь и сомкнутся твои колена.
Составил А. Пустогаров
Свидетельство о публикации №107121500087
я знала Бориса. Когда я работала в "Континенте", пришла по почте подборка его стихов. Там было такое стихотворение "Чомгу поймать нельзя" - я вынесла это в заглавие подборки. Потом мы звонили друг другу. Он замечательный был поэт.
А ничего, что вы нарушили предупреждение и включили в свою подборку его стихи. Мне тоже хотелось бы напечатать моих ушедших друзей.
Алла
Алла Шарапова 13.10.2009 10:42 Заявить о нарушении
Алла Шарапова 13.10.2009 15:54 Заявить о нарушении
Андрей Пустогаров 13.10.2009 17:09 Заявить о нарушении
Алла Шарапова 13.10.2009 21:13 Заявить о нарушении