Хокку, танка - опыт Боргила
Принцип стихотворения - механизма жёсткого развёртывания смысла, в противовес стихотворению - картине, где сюжет складывается взаимопритяжением деталей, осуществи’м и в унаследованных от японской классики формах.
Впрочем, и уход от канона для меня был и остался возможен. Вплоть до двух- и даже односложных строк в некоторых хокку. Но остался «модуляцией в далёкую тональность", если использовать музыкальный термин.
ПРИМЕРЫ ХОККУ
1. Философский парадокс - с выходом на парадокс этический:
Ну не смешно ли? -
отсутствием цвета
чёрный
цвет
обзывать!
2. Предъявление жёсткого нравственного счёта (в подтексте - по биографическим мотивам):
- Любовь! Любовь!
Вольной птицы вольней!..
- Это ты о кукушке?
3. Отсечённый текст-протоплазма горьких бытовых новелл – их нетрудно домыслить, хотя можно и обойтись без этого:
* * *
На тебе - на мне
Свет не клином сошёлся -
Скомкался комом.
* * *
Сведены счёты -
Словно общую ногу
Вам счёты свело.
ХОККУ С ТОПОРАМИ
Рубанул сплеча
Раз.
По дури.
С умом
Зарубила в ответ.
* * *
Как
Ты
Там?..
4. Осмысление в-мире-увиденного – с выходом на никуда-не-ушедшее Приходящее.
В помощь - элемент спора с давно сказанным (японский «вулкан увядший» Ф.Г. Лорки - не но погасший с научной точки зрения, которая даже Эльбрус не числит в погасших):
* * *
О Саммат-Наур
Расспроси Фудзияму -
Вулкан неувядший.
ЗДЕСЬ. СЕЙЧАС. ВСЕГДА
Ардой
Век Веков
В Вечность уполз...
Зрим -
Древность.
Рукой подаём!
5. Стансовая композиция, сцепляющая трёхстишия и деформирующая их тяжестью душевно-биографической катастрофы – не настолько, впрочем, чтобы они утратили семнадцатисложность:
БАШНЯ ВОЛЬНЫХ ХОККУ
*...беззвучно смеёмся: два
Рта, полных молчания.
П. Целан*
*Людской жизни путь -
Странгуляционная
Земли борозда.
С.*
*Стиснешь
- Пусть вешается стих на языке! -
Решётку зубов.*
...В нимбе встрёпанных чувств
Божественным колобком
Помню тебя.
Вижу - закрыты
Глаза.
Говорю,
Видя - заткнуты уши:
- Кто я без тебя?
Сирота.
А значит,
Я не низкая тварь.
(Твой сын:
* - У тебя другой голос.*
Просто он сломан.
О тебя.)
Как ты
не жесточе
Странгуляционной
Земли
борозды.
*...Стиснешь
- Пусть вешается стих на языке! -
Решётку зубов.*
6. Палиндром с максимумом симметрии, по мотивам гравюры – жестокого и аскетичного каприччо японского художника XX века:
ТОМОО ИНАГАКИ. ШЕСТВИЕ КОШЕК
котопоток
анархо-
охрана
манекенам
7. Эхо банальной (ergo, небесспорной) мудрости из цитатника философствующего мещанина, окружающее предмет ореолом-гало иронии без улыбки:
Одна
Луна
Вечна.
8. Палиндром без насилия над содержанием:
О, вера-марево…
О, вера-варево…
О, Вера -
Зарево!
ПРИМЕРЫ ТАНКА
1. Сближение с классическим пейзажно-сезонным стихотворением европейского типа...
Засыпание.
Листьев пламени
в «Пора!..» -
В умирание,
Ливней,
снега,
тьмы игра:
Поздней
осени пора.
2. Либо кубофутуристическим:
ОДНОКОРЕННОЕ
В пыли,
В лебеде'
Лебёдки-
Трудяги
Скрип
Влей,
Лебедиво
Земли,
Вод,
Небес
В крыл белых
Прощальный плеск!
3. Бескомпромиссность революционной отповеди:
МАРШИ НЕСОГЛАСНЫХ
Властей беспредел
Жандармам под сапоги -
Не листья -
Осень! -
В надежде
Надежду смять
Бросает живых Людей.
РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА
- Страданья и страх
Не борьбы - покорности
Стали уроком.
- Рельсами русской судьбы!..
- Там
динами'т,
где рельсы.
4. Отсечённый текст-протоплазма горьких бытовых новелл – их нетрудно домыслить, хотя можно и обойтись без этого:
СОПЛИ МИНУС
Смерть
не разлучит!
Если ж попробует жизнь
В разлуку сыграть -
Гнойником-двойником лишь
Вспухнет -
лопнет -
заживёт.
* * *
Как пусто мне быть
Кумиром развенчанным:
Не лечит время!
Как ты мной восхищалась!
Как я восторгался тобой…
ЭГОИЗМ
Я слишком много
На тебя
себя извёл,
Чтоб взять -
и просто
На дороге пройденной
Тебя,
тень тени,
бросить!
5. Вариации на темы классических стихов, не в форме танка написанных:
НА ТЕМУ ФРАНСУА ВИЙОНА
Неумиранье
Над омутом,
родником:
Не притронулись...
Средь дней золы -
угли Дней
Водой -
как вином -
не залить.
НА ТЕМУ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА
Мёртвые слова
Пахнут дурно?
Лишь смертью...
- Ну-ка,
пахнет чем? -
Ещё полуживые
Слова
ткни миру под нос.
НА ТЕМУ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Нет!
Нелегко о ней он
Думал.
Забыл -
нелегко.
Годы узнают,
Вдвойне ли,
в тысячу ль раз
Вспомнить труднее.
Опосредованный случай:
СМЕХ ЭЛЬФОВ
Быль повторима -
Аполлинеру
и нам
Январский ветер
Смех донёс
эльфов лесных:
Повторимое - было.
6. Палиндром без насилия над содержанием:
ТУПИК И ПУТЬ
Эстиэн Ондолинде
Болваны,
на в лоб!
Тупик -
и Путь,
Соло-Голос:
- А себе -
Небеса,
Нить-синь Истин.
III
АНАЛОГИЯ ФОРМЕ СОНЕТА
То, что чаще всего называют «японским сонетом», не убеждает. Скорее это укороченный европейский. Подобного эффекта проще достичь, укоротив (в сравнении с большинством классических образцов) строки.
Явно предпочтительней соединение танка и хокку, танка и двух хокку, хокку и двух танка в единое целое.
ВОДА, ЧЕРНИЛА, СЛЁЗЫ, КРОВЬ
*Что пишем, перемётная сума?
Г. Бенн*
Чужие слёзы? -
осень,
дождь...
Вода.
Свои
слёзы - чернила.
Детскими слезинками
ставят точки,
отточья -
чтоб менструальной
иль геморроидальной
роспись поставить.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ
Округ мужества
Здесь.
Не прощений
щедрость -
В работе
совесть.
Сердце,
не разу
За жизнь
не занывшее,
Здоровым зовёшь?!
А…
Ни дрожи,
ни боли
Не знает!
Про дрожь,
друг,
врёшь.
Совесть
в работе -
Не щедрость
прощений -
здесь.
Мужества округ.
ЭНИАЛИЭ!
- Кто в теремочке
Живёт?..
- Моя отрава,
Отрада моя.
В двух мы
твердынях.
Нет,
не в чете крепостей
Над песней-рекой -
В Форменосах
квартирных
Взаимоотжатых воль.
МЁРТВЫМ
«Как ты могла!»
- Ты
ничего не могла -
Знать всем и сразу б...
Жил так недолго.
Не жечь -
греть и греть мечтал.
Сам замёрз...
Молча,
Что не костром родился,
Тоскует мёртвый пожар.
Свидетельство о публикации №107121301825