Футурхайку. Трансформация жанров
ПОЧТИ ЧИГРАКОВ (ВСТУПЛЕНИЕ)
А не спеть ли мне
Песню о любви, а не
Выдумать ли жанр?
ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС - любой жанр можно трансформировать в самых разных вариациях, сохраняя лучшее и привнося при этом что-то новое.
Эти приёмы будут разобраны на примере трансформации хайку в футурхайку.
Помимо приобретения новых форм и самых разных выразительных средств, прежде всего экспериментальных и футуристических, так же частично меняется суть, сверкаяя новыми гранями.Отметим, что классическая схема 5-7-5 сохранена во всех вариантах.
Сразу оговорюсь: эксперимент ради эксперимента по принципу: "Сбросим Пушкина и Басё с парохода современности" или "Смотрите, как я могу!" - это отнюдь не цель. Цель - не разрушение и не вызов непонятно кому, а именно постепенная трансцендентно-футуристическая трансформация в лучших восточных традициях, сохраняя хорошее и при этом улучшая.
И можно сколько угодно говорить, что это не нужно, мол, и так красиво. Красиво, конечно, и мои варианты - отнюдь не обязательны, но чем больше будет вариантов, тем лучше.
В принципе, все эти приёмы - это попытка перекинуть мост между левым и правым полушариями мозга, между логикой и абстракцией, находя красоту в обоих, осовременивая жанр, выражая им новые вещи и давая больший простор для творчества.
Все эти приёмы абсолютно применимы для любого жанра, и все разбираемые варианты имеют полное право на жизнь.
Что ж, от слов - к делу.
II
КЛАССИЧЕСКОЕ ФУТУРХАЙКУ
Шаг первый:
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Открыл почтовый
Ящик - пуст. Как хотел бы,
Чтоб там была ты!
Открыл почтовый
Ящик - пуст. Встретились вновь
Здесь две пустоты.
Абсолютно классические хайку, но добавляется рифма. Без преувеличения, огромный шаг в сторону от традиции.Получается как бы классическое стихотворение, записанное в форме и с эстетикой хайку, или наоборот: хайку, приближенное к классическому европейскому стихотворению с сохранением твёрдой формы и японской эстетики.
Шаг второй:
АГНИПРИЧАСТИЕ
Агни огнями
Ест Агнца с нами. Горит
Сердце огнями.
Чисто европейская картинка в сочетании с японской лаконичностью, созерцательностью, запечатлевшей миг, и оригинальностью. Рифма есть, причём в рамках одного хайку, и даже появились аллитерации.
Но по сути, стих классический т.к. нет футуристического чеканного слога, и рифма мягкая, женская. Звучание, да и картинка классические, средневеково-библейские.
Не говорю, что плохо - наоборот, всё замечательно, ещё один вариант. Но идти дальше можно? Можно. Значит, идём.
Побочные варианты:
НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ
Там живёт мой дед.
Там были рождены мы.
Там буду и я.
ЭФИР
Нос наполнен им.
Ящик переполнен им.
Мир связан лишь им.
Как видите, построенно немного не так, как предыдущее, но по сути близко.
ВОЗДУХ
-----
-------
Его не видно.
Оригинально, какую-то суть ухватывает, и так тоже можно, но, согласитесь, вариант не оптимален. Так, боковая ветка эволюции, хоть и хорошо по - своему.
Шаг третий:
КРУГОВОРОТ ВОД
Летели рыбы
Сквозь водопад-небосвод:
Круговорот вод.
Вот это действительно футурхайку в полной мере т.е. в плане того, что это уже не просто эксперимент, а именно футуризм. Классический добротный футуризм а-ля Маяковский, построенный на чеканном слоге, мужской рифме и аллитерациях, без серьёзных усложнений и зауми. При этом сохраняется чистейшая японская созерцательность и запечетление мига, и добавляется имажинистская сюрреалистичность.
Повторюсь: все предыдущие варианты - тоже футурхайку, и тоже замечательны, и ими надо обязательно пользоваться. Но если говорить именно о футуризме, то в чистом виде он здесь.
Вот теперь мы получили базу и от неё можем идти и варьировать дальше, добавляя усложнения и что-то меняя, как и Маяковский был и остаётся основной базой для всех футуристов. Позже и до зауми дойдём - куда ж без неё? :-)
III
УСЛОЖНЕНИЯ
Усложнения, в моём понимании - это прежде всего акростихи, анафористика, палиндромы и кое-что ещё.
Начнём:
МИР-РИМ ч.1
Место такое:
_Ищет что-то здесь каждый.
__Разыщут не все.
__Разыскать сложно,
_И потому сложно, что
Место такое.
МИР-РИМ ч.2
Могучий МордоР,
_Истоки ИсландиИ,
__Размах Рио - РиМ,
__Рур ревёт РогоМ,
_Играют ИрландиИ:
Множество Мест – миР.
В первой варианте отошли от футуристического наполнения, полностью сохранив суть, созерцательность и лёгкую меланхолию хайку, только добавив акропалиндром Мир-Рим и боргиловскую змейку (так, на мой взгляд, намного красивее, чем просто в столбик, а хайку и должны быть красивыми).
Короче говоря, та же классическая картина в более красивой раме.
Во втором варианте - усложнение формы почти до максимума: 3 линии акропалиндрома, анафористика, футурслог, рифма, змейка... и смысл вроде есть :-)) При этом сохраняется лаконичность, образность и схема 5-7-5, а созерцательность... Она не теряется, а как-то трансформируется, и получается не японская, а европейская (более активная) в сочетании с мощным лозунгом. Инь-Ян, Восток-Запад, противоположности всегда встречаются.
Вот про это, собственно, я и говорил в самом начале, и так часто и будет происходить. На мой взгляд, это только хорошо, учитывая, что есть много тех футурхайку, где сохранён чисто японский подход. Хотя бы предыдущее посмотрите. И вообще, все варианты возможны, все имеют плюсы.
А вот ещё вариант: возьмём редчайшую форму акростиха - акролинию (т.е. горизонтальный акростих), придуманную Александром Мансуровым, добавим к обычному акростиху, добавим рифму, и получим вот такое:
МИМ-ИМИ
МимИграеМы,
ИщеМоментИгривы,
МолИмолчиМы.
Для "председателей земного шара" и любителей высшего пилотажа можно вот так:
ЯРО
Яр аз, и зарЯ -
Рог силы тот, и лис гоР-
Огонь ИногО.
Дуоакрохайку, полностью написанное палиндромами.
Ещё можно хайкусеквенцию (большой привет Евгению Дюрингу :-). Правда, из-за стилистических особенностей секвенции здесь лучше не хайку, а танка. Добавим ещё анафористику и акростих:
СМЕРТЬ
Смерть - снег спадает,
_Мальмстрим Мёртвого моря,
__Единение,
_Рассвет разлившихся рек,
Тело тишины.
Можно ещё зарифмовать, и ещё чего-нибудь добавить и изменить, в частности, вернуть классический вариант "Х похоже на"...
А вот это - психоделическое хайку и танка, для любителей трипов :-) на ту же тему, что и предыдущее. Можно ещё сказать, что это даже немного готика (по первому хайку):
СУИЦИД НАРКОМАНА
Дыры глаз пусты,
_Лишь крылья железные:
Ангелы... Уже?
Иглы в пасть неба -
_Наркоз. Воздуха мало
__На высоте крыш.
_Скоро стану я рыбой,
В синь-море нырнув,
Глаз анемоны
_Яблоками зацветут
В красное ничто.
По сути, абсолютно те же хайку и танка, только образы не классические, а из психоделики. Можно и усложнить по испытанной схеме с анафористикой, акростихом и т.д. до бесконечности.
А вот - музыкальное хайку. Форма перекликается с К. Кедровым, может, ещё с кем-то:
ДУХ РОССИИ
РазДОльем гоРЕл,
_МИра оплот без ФАнФАр,
СОЛЬ-земЛЯ, рос СИнь.
С усложнениями - всё то же. Конкретно здесь можно очень красиво сделать, кстати.
Ещё возможный вариант - графическое хайку. Кому не лень, попробуйте. Мне - уже лень :-)
Ну, и как ещё один красивый вариант усложнения, который, правда, придумал отнюдь не я - это "Зеркальная танка" Боргила. Такой диалог с собственным двойником. Посмотрите, рекомендую.
Может, ещё какие есть - просто на глаза не попадались.
А теперь
БАРАБАННАЯ ДРОБЬ...
Переходим к самому весёлому :-))))
IV.
ZАУМЬ
Заумь на то и заумь, что может быть какая угодно. Рассмотрим только одно направление - точные науки, ибо хайку а-ля дыр бул щыр убещур я себе плохо представляю :-)
Сразу скажу: здесь пока нет достаточно подробных примеров, поэтому объясняю просто на словах.
Прежде чем приводить примеры и разбирать, скажу вот что: это не такая уж и заумь. В ней есть свой смысл и своя созерцательность, но нужно иметь определённый настрой и обладать определёнными знаниями, чтоб её увидеть, а я называю это заумью именно потому, что большинство это воспримет только как заумь.
Итак:
Вариант 1 - хайку на языках программирования.
Пример:
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЮБОВЬ.
111 01
101001 1
101 01
Перевод на человеческий:
Это вирус, жар:
В системе пожар. Даже
Машины любят.
Обратите внимание на то, как выглядит оригинал. Здесь дело не в смысле - он в переводе. Дело именно во внешнем виде. Как Вы можете заметить, там есть элементы акростиха, графического стиха, слова "жар", "пожар" и "любят" обозначены как 01, а "система" и "машина" (почти синонимы в данном случае) - как 101. Вообщем, не всё так просто :-) хотя особый смысл искать здесь не рекомендую - заумь, она на то и заумь.
Это - машинный код. В идеале должна быть нормальная запись реальной команды (или даже короткий алгоритм) на каком-либо языке программирования. Можно даже что-нибудь очень лиричное, например: каждый раз, когда она делает шаг, целуй песок :-))) Я ими просто не владею. Потом, может, разберусь немного.
Вариант 2 - хайку на языке формул.
Пример:
ТРИ ЗАКОНА НЬЮТОНА
F = ma
F = mgh
F = -F
1-ый и 2-ой законы переставлены местами. Для красоты :-) Сути всё равно не меняет.
Возможны физические или химические формулы и реакции, а также математические примеры и уравнения. Оные можно снабжать графиками или подробным решением в виде последующего танка. По-моему, в отношении Японии такой подход очень актуален, как, впрочем, и предыдущий.
Главное - чтоб это была не бессмыслица: всё должно быть логично взаимосвязано и иллюстрировать какой-нибудь природный закон, реальную химреакцию, реальное уравнение и т.д.
Также могут быть обычные человеческие понятия и ситуации (любовь, война, жизнь, смерть и т.д.), выраженные языком точных наук (уравнений и т.д.)
Кроме того, должен соблюдаться пропорциональный внешний вид. Грубо говоря, 1 строчка - дано, 2 строчка - решение, реакция и т.д., 3 строчка - ответ.
Вариант 3:
А вот это - для любителей нумерологии. Как раз другая созерцательность в чистом виде ( т.е. не словесная ), которая также может помогать мыслить или, наоборот, медитировать. Для человека же, которому это не близко - просто заумь с названиями, претендующими на оригинальность:
Примеры:
ИСТОЧНИК
11111
1111111
11111
ВЛЮБЛЁННЫЕ. ВЕЧНЫЙ ВЫБОР. ТАЙНА
22222
2222222
22222
ТРОИЦА
33333
3333333
33333
АССАСИН. МЯТЕЖНИК
44444
4444444
44444
ДИПЛОМАТ. МЕРКУРИЙ
55555
5555555
55555
ЛЮБОВЬ И ДЬЯВОЛ В МЕЛОЧАХ
66666
6666666
66666
ИГРОК. ИЛЛЮЗИЯ.
77777
7777777
77777
СОЗЕРЦАТЕЛЬ. ВЕРШИНА, ПРОПАСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО В БЕСКОНЕЧНОСТИ
88888
8888888
88888
АРХАТОВОЙСКО.
99999
9999999
99999
Вариант 4:
Здесь пример приводить не буду. Просто скажу - хайку, как и любой стих, можно кодировать. Как? Как угодно, способов - десятки.
Вариант 5 с всего лишь одним существующим примером:
ДЗЕН-ХАЙКУ О СОВЕРШЕНСТВЕ
А вот это - вершина зауми и вершина нормального японского хайку одновременно. Однако, это не творчество и не стихи - это гораздо выше. Поэтому привожу так, для сведения.
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Напоследок ещё раз повторюсь:
1) это - не только о хайку. Все эти приёмы можно использовать для трансформации абсолютно любого жанра;
2) можно писать прекрасные, даже шедевральные стихи, полностью обходясь без этого. Но в использовании этих приёмов я также ничего дурного не вижу т.к. форма идёт не в ущерб сути, а только дополняя её.
Ну вот, пожалуй, и всё. Надеюсь, я Вас не утомил, и Вам было интересно. Успехов в жизни и творчестве! И, конечно, всегда будет интересно услышать Ваши варианты.
Con todo respeto,
еspeciale a mis hermanos futuristos,
Intacto.
Свидетельство о публикации №107120701417
Поэма "сборник "япона табуретка"
.послесловие.
Он был тот ещё
Ходок. Он делал ход
И дох. Как много.
____________________________________________________
.статуи говорят.
«Проклятый расхи-
Титель социалисти-
Ческой собственности!»
____________________________________________________
.чебурашка это вафли.
Топором я трах-
Нул по стеклу и текли
Слезы крокодила.
____________________________________________________
.речь бывшего пациента детского госпиталя.
Большой смысл, однако,
В правильном ношении
Гипсовых носков.
____________________________________________________
.преследование.
Оно смотрело в мой
Затылок, спереди ше-
Велились усы.
____________________________________________________
.речь быИвшегоко вояки.
Мора пули мы
В свинец задули тонко:
Дохнут всадники.
____________________________________________________
.речь старика.
Есть что-то в том что
У вон там, когда надо,
Однако, вот есть.
____________________________________________________
.в глядящих от приВЕДствующих.
Осмысливаю
Свои пальцы что пишут
Вот тут. Привет вам!
____________________________________________________
.«слишком древняя спиралевидная дощечка чтобы прочитать название»
Золотые кару-
Сели на динамизм;
Рок тебе замок.
____________________________________________________
.заботливый тулуп с далеких гор.
Я щас ехал вот
И писал вот ехая,
А вам оно надо?
____________________________________________________
.вверженый себе.
Он проснулся на
Полу троллейбуса
И спросил: «вокзал?»
____________________________________________________
.крик нанайца.
Мифы и легенды
Настоящего Урбан-
Изма вам в косы.
____________________________________________________
.стрекоз не существует.
Бежал за уе-
Зжающим трамваем, а
Он взял и перестал.
____________________________________________________
.строитель на караны.
Сидел как воздух
На табуретке смыслов,
Топор не выпал.
____________________________________________________
.Ом – советский мент.
Советским паспорт-
Ом делал вон экспери-
Мент на патруле.
____________________________________________________
.То что я знаю.
Читатель не лош-
Адь, ложкой он оруду-
Ет как тот гетман.
____________________________________________________
.Тулуп уже здесь.
Не забывае-
Те в метро свои мешки-
Легкие как вход.
____________________________________________________
.«а в-ы когнида в рупд мукашки не барсоли?»
Кончаются ка-
Рандаши как постели
В крайних полях.
Ашел Де Орлов 28.12.2007 09:20 Заявить о нарушении