День памяти св. Николая

День рождения св.Николая, к сожалению, не остался в человеческой памяти ,
а день смерти , 6 декабря, людская память сохранила (по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды). Годы жизни св.Николая приблизительные:
около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Ликия.

...Наш путь в современный город Демре (или Дoмрэ, Анталья, Турция) - древние Миры Ликийские - вдоль побережья Средиземного моря: с правой стороны - море, с левой горы. Опустив взор вниз, можно  видеть спокойную изумрудную гладь моря, уютные бухточки. Слегка кружится голова: дорога  без бордюров. Позади остается серпантинный изгиб дороги, идущие друг за дружкой  авто.   Красно-белая лента строительных работ: металлический карандаш экскаватора бурит горную породу. Наш втобус останавливается.
Трогаемся, но через некоторое время снова останавливаемся среди немалого потока машин.
Нам разрешают выйти из автобуса.
День теплый (начало декабря), солнечный, слева - водная гладь, справа на холме дом, зеленые ветви невысоких мандариновых деревьев усыпаны оранжевыми плодами мандаринов; у высокого дерева -олива- женщины в шароварах расстилают пленку целлофана, мужчина забрался на дерево - стряхивает оливы. Ощущение чего-то исконно древнего...

Руины античного города Миры Ликийские. Центр античного города,построенный рядом с амфитеатром, сцена театра полностью разрушилась, но ряды каменных скамей хорошо сохранились.
Части барельефов, колонн лежат на камнях, на земле, на зеленом ее ковре.
Миниатюрные здания песочного цвета с колоннами прямо в скалах - старинные захоронения, скальные гробницы, знаменитые гробницы Ликии (относятся к 6 веку до н.э.).
Архитектурный облик гробниц почти тождественно, но в миниатюре, воспроизводит античные дома той эпохи. Естественно, поражает воображение.
Город в те времена входил в состав Ликийского союза, был важным центром, где производилась чеканка монет. Обнаруженные здесь монеты Миры датируются 3 веком до нашей эры. На монетах изображены Артемида и местные боги. В путеводителе (автор Хусеин Чимрин) прочла о том, что в 61 году н.э. здесь апостол Павел  последний раз  встретился с остальными апостолами перед отправлением в Рим.
В христианские времена здесь, в скалах, рядом с амфитеатром, построили церковь.
Спускаемся вниз: торговые палатки, сувениры. Покупаю кoраблик с надписью "Myra".

Мы в Домре (Демре). В этом городе известный всему миру святой Николай стал епископом и проповедовал до самой смерти (343г.), совершив немало добрых дел.
Св. Николай  уроженец этих мест: родился в 234 году в соседнем городе Патара, или Патары. У ликийцев был свой своеобразный язык и своя письменность, имеющая мало общего с греческой письменностью. Ликийская азбука состояла из 29 знаков, 6 из которых были гласными. Отсюда, вероятно, и разное написание...).
Домре расположен на равнине, которая протянулась от подножия отвесных гор до самого берега моря, Вся эта полоса усеяна множеством теплиц.
Благодаря благоприятным условиям климата, Домре стал центром ранних овощей.

 Церковь св.Николая (скальные гробницы - к северу от церкви св.Николая). Во дворе церкви - памятник св.Николаю: стоит рядом с детьми (сам памятник темного цвета).
После смерти св. Николай был погребен в церкви византийского происхождения, где стены были расписаны фресками. По дошедшим до нас данным известно, что церковь была построена в 4 веке, а нынешнее здание датируется 7 веком. Эта церковь была разграблена во время араьских набегов 1034 года. В 11 веке церковь была отреставрирована, фрески и мозаика относятся к этому периоду. Наносы речки Мира(Домре)затопили местность и церковь провалилась на 3 - 4 метра в землю.
Эта церковь была обнаружена в нынешнем торговом центон Домре, во время раскопок в 1956 году. Гробница св. Николая находится в одной их южных абсцисс церкви. Ныне могильник пуст. Около нее на полу контуры лица св. Николая, выполненные, неким составом древнего масла.
Вскоре после смерти св.Николая было отмечено несколько чудесных исцелений среди приходивших поклониться его праху, и Мира стала таким образом местом паломничества.
В 1087 году итальянцам их Бари удалось завладеть мощами святого и перевезти их в Бари, где его объявили святым покровителем города. Но не все мощи были украдены, часть мощей хранится в Археологическом музее Антальи.

На Руси св.Николай был любимым святым у простого народа. Крестьяне, которые и книгу в руках не держали, потому что не знали грамоту, чтили память Николая Чудотворца, называли его Николаем угодником. Они обращали к нему свои молитвы о помощи. Особенно часто к Николаю Чудотворцу обращались моряки, чья жизнь в прошлые времена была полна тяжких испытаний.

В Голландии имя св.Николая произносили "Синте Клаас".
Потом его  имя чуть-чуть переиначили и во многих странах его называют  Санта-Клаус, а еще то Батюшка Рождество и дарят от его имени друг другу подарки.

Судя по дошедшим до нас античным источникам, св.Николай родился в 234 году в городе Патара, который находился в 60 километрах от Демре.
Родился он в состоятельной семье, с детства отличался добросердечием. Получил хорошее образование и посвятил свою жизнь служению людям.
Однажды он решил посетить святые места  Иерусалима. Морское путешествие чуть не закончилось трагедией. Началась сильная буря, корабль едва спасся от крушения. Моряки думали, что они спаслись благодаря присутствию на корабле св.Николая, благодаря его молитвам.
С тех пор он стал их покровителем.
Вернувшись из Иерусалима в Демре, св.Николай, образованный человек, знаток истории, иностранных языков и проповедник, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой смерти. Своей доброжелательной человечностью и любовью к людям он стал легендой.
Говорят, что еще  тогда, когда он служил священником, в городе наступил голод.  Население Миры спаслось, благодаря кораблям, которые приплыли в порт Миры, нагруженные пшеницей. Вероятно, св.Николаю пришлось применить свои дипломатические способности, чтобы спасти людей от голода.
По другой легенде, св.Николай был заступником бедных и детей, которым он приносил подарки в Рождественскую ночь.
...Жил некогда в городе Патары  богатый и знатный человек, но лишившись богатства, впал в нищету, а имел трех взрослых дочерей, красивых собой. В те времена девушки не могли выйти замуж без приданого. Каждая из дочерей этого нищего говорила: "Ради вашего счастья я могу пойти на рынок рабов и продать себя".
Иерей Николай (в то время он был в этом сане) , прослышав про это, решил помочь бедной семье, но задумал сделать это тайно. Николай пришел в полночь к дому того мужа и, бросив мешочек с золотыми монетами в окно, поспешил удалился домой. Самая старшая сестра, сделав себе приданое, вышла замуж. Ровно через год произошло то же чудо, и замуж вышла вторая сестра.
Муж тот не спал ночи, чтобы увидеть и узнать того, кто приносит им золото. И это удалось ему в третий раз. Услышав звон золота, брошенного в окно, он насколько мог, быстро побежал вслед за дарителем. Догнав, узнал в нем иерея Николая, пал ему в ноги и благодарил его. По другой версии, в третий год были морозы и все окна были закрыты. Тогда св. Николай бросил кошелек через дымовую трубу. А младшая дочь вывесила на веревке у печки выстиранные чулки, и кошелек с золотом попал прямо в один из них.
Когда жители Миры узнали, кто делал эти подарки бедной семье, то св.Николай стал для них рождественским дедом морозом.
После его смерти 6 декабря 343 года население Миры стало отмечать каждый год этот день, который превратился в традиционный праздник.

...Во время Никейского собора в июне 325 года (город Никея - ныне Изник, Турция), созванного императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и александрийским пресвитером Арием (годы его жизни: около 260-336), который отрицал божественность Христа, архиепископ Николай ударил Ария в ланиту (в щеку): в течение нескольких дней Собор не мог логически доказать неправоту Ария.  Святитель Николай, не выдержав такого положения дел ударил Ария по лицу. Отцы собора вознегодовали на св.Николая и за столь дерзкое деяние и постановили лишить его архиерейского сана. Но потом им было видение: сам Господь вернул ему знаки его сана, которых он был лишен.
Отцы собора перестали упрекать святителя.


Рецензии
На Руси и св. Николай, и Рождество праздновали по Юлианскому календарю, на 13 дней позже, в отличие от католических. У нас Николай-угодник (или Никола - зимний) 19.12. (а не 6.12), Рождество - 7.1. (а не 25.12.)
Зайди в кн.4 "Подкидыш на...",
твой

Сергей Васильев Младший   17.12.2008 17:54     Заявить о нарушении
Христианство пришло на Русь в X веке из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской культурой, дало исключительно
своеобразное явление.
Некоторые христианские святые и библейские пророки в сознании славян приобрели черты и функции древних племенных богов, благодаря чему многие языческие празднества, ставши христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.

Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — "Коляда" стал как бы открывать череду Рождественских праздников (с 7 по 17 января), которая называлась "Святки".
Вечер под Рождество назывался Сочельником — от слова "сочиво", что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы.

http://www.astroguide.ru/s.php/599.htm
Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).
http://www.russianelka.ru/winrus/christmas/history.html

Декабрьская, вчера и поздравляли.

Валентина Томашевская   18.12.2008 10:37   Заявить о нарушении
Дорога вдоль побережья Средиземого моря - без бордюров - дух захватывает, особенно если опустить взгляд вниз, к морю, в прозрачно голубеющей, изумрудящейся глади бухточек его.

Путешествие в современный город Демре. Это древние Миры Ликийские. В этом городе известный всему миру святой Николай стал епископом и проповедовал до самой смерти (343г.), совершил много добрых дел. Он уроженец этих мест, родился в 234 году в соседнем городе Патара.

К северу от церкви св.Николая на склонах гор раскинулись руины античного города Миры Ликийские со скальными гробницами - миниатюрные здания с колоннами. возможно, это самые интересные из всех остальных захоронений Анатолии. Здесь же, на труднодоступном холме - центр античного города, амфитеатр.

Валентина Томашевская   18.12.2008 11:26   Заявить о нарушении
15 декабря 1699 года Петр 1 издал указ о новом летосчислении. После 31 декабря 7208 года (от Сотворения мира) В России должно было наступить 1 января 1700 года (от Рождества Христова). Прежнее празднование Нового года с 1 сентября отменялось. Царь приказал украсить ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью устраивать "иллюминацию". Для этого в бочках поджигали солому и хворост. Петр выбрал не исправленный астрономами календарь, который с 1582 года ввел в католических странах папа Григорий ХШ-й, а прежний, юлианский, с отставанием на 11 дней. Протестантские Швеция и Англия, бывшие в тот момент примером для русского царя, вскоре, однако, приняли папское новшество. Но Россия два следующих века оставалась верна староримскому календарю.
http://www.svoboda.org/programs/civil/2002/civil.122902.asp

Валентина Томашевская   20.12.2008 10:45   Заявить о нарушении
Замечательная экскурсия, спасибо!

Ковчег Души   30.03.2009 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.